Главная страница
Навигация по странице:

  • Княгиня Елизавета Федоровна Романова

  • 24 санинст­руктора удостоены звания Героя Советского Союза, из них 10 - по­смертно.

  • 17 медицинских сестёр получили

  • Философия сестринского дела После изучения темы Студент должен

  • Студент должен

  • Вопросы для самоподготовки

  • Основные понятия, содержание, принципы и этические элементы философии сестринского дела

  • Основными принципами философии сестринского дела

  • Сущность философии сестринского дела

  • Теория и практика сестринского дела. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеВыполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
    АнкорТеория и практика сестринского дела
    Дата15.01.2021
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла00000198-6daf366f.docx
    ТипПротокол
    #168507
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7


    В дань памяти


    Юлии Петровне Вревской посвятили свои стихи Я. Полонский — «Под красным крестом»

    В. Гюго — «Русская роза, погибшая на болгарской земле».

    И. Тургенев откликнулся на её смерть одним из самых замечательных своих стихотворений в прозе — «Памяти Ю. Вревской».

    В городе Белла есть военно-исторический музей на улице Вревской. В нём большой портрет красивой молодой женщины. Рядом красноречивая запись: «Русская роза сорвана на болгарской земле тифом. Русская женщина, баронесса Вревская. Превзошла всех женщин на свете самопожертвованием на благо других» и подпись – Виктор Гюго.
    Видеофильм по заказу общества Красного Креста

    стихотворение в прозе И. Тургенев:

    "На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь в разоренной болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.

    Она была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались со своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбито­го горшка.

    Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомля­лись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

    Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... Она не ведала другого счастья... не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно поми­рилась, - и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближ­ним.

    Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда - а теперь, конечно, не узнает.

    Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.

    Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

    Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, кото­рый я осмеливаюсь возложить на ее могилу!"

    Сестры милосердия работали в госпиталях во время русско-японской (1904-1905 г.г.), Первой мировой (1914-1918 г.г.) войн.

    О деятельности сестер милосердия в этот период известно довольно мало, поскольку большинство событий предшествующих войн было описано спустя какое-то время после их окончания - для воспоминаний и подробных отчетов о сестрах в эту войну времени отпущено не было из-за начавшейся революции. Дошедшие же до нас сведения весьма неполны и мало информативны.

    В начале нашего столетия руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна.



    Княгиня Елизавета Федоровна Романова
    В 1909 году была открыта Марфо-Мариинская обитель для помощи воинам-манчжурцам. Философ Федоров об этом времени говорил: "Москва все богатеет мыслию и добротой". К 1911 году Марфо-Мариинская обитель становится центром милосердия в Москве: организуются бесплатные обеды, лечебницы, визиты сестер мило­сердия на дом к больным. В 1914 году обитель была превращена в госпиталь. Сюда привозили раненых с фронтов Первой мировой войны. Деятельность Марфо-Мариинской обители продолжалась и по­сле революции 1917 года вплоть до ареста царской семьи.

    Основательница Марфо-Мариинской обители Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков.

    Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера. Через два месяца, отправили в город Алапаевск. Она не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Фёдоровна находилась в заточении в здании Напольной школы.

    В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска и заброшена гранатами. Елизавета Федоровна была прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 году.
    Видеофильм «Милосердие живёт в веках»

    С самого начала Первой мировой войны в ноябре 1914 г. императрица Александра Федоровна посвятила себя служению раненым. Вместе с дочерьми закончила двухмесячные курсы сестер милосердия при Царскосельской общине и Российском обществе Красного Креста. Им было присвоено звание «Сестра милосердия военного времени». Дочери работали в Царскосельском госпитале, оказывая помощь раненым и больным, императрица Александра Федоровна делала перевязки, ассистировала при операциях.

    Многие известные люди оказывали помощь, непосредственно работая в госпиталях в качестве сестёр милосердия и санитаров, либо финансируя работу госпиталя. В 1914 году выдающийся скульптор Вера Мухина окончила медицинские курсы и работала сестрой милосердия в эвакуационном пункте, а затем, до 1918 года в одном из госпиталей Москвы совершенно бесплатно.

    Известен факт, что в годы первой мировой войны в санитарном поезде братом милосердия служил великий русский поэт Сергей Есенин.

    В 1917 году в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд сес­тер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское обще­ство сестер милосердия.

    Сестры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. Однако вскоре общины сестер милосердия были ли­квидированы, само слово «милосердие» объявлено «поповским», вместо него появились термины «красные санитарки», «красные сестры», «помврача», «замврача» и наконец «медицинская сестра».

    В 1920 году в нашей стране появились первые медицинские школы по инициативе Н.А. Семашко. Из программ сестринской под готовки был удалён религиозный компонент (до революции он составлял 300 часов).

    В 1922г. на 1 Всероссийском съезде по медицинскому образованию были определены типы средних учебных заведений и установлен двухгодичный срок обучения.

    В 1923 г. после подписания Декларации об объединении был образован Союз Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.

    По окончании Гражданской войны деятельность Красного Креста была направлена на решение социальных проблем, восстановление сети медицинских учреждений.

    В 1933 г. под эгидой Красного Креста родилась санитарная авиация, сыгравшая важную роль в оказании экстренной медицинской помощи населению в труднодоступных районах. В тот же период Красный Крест начал работу по формированию донорских кадров.

    Осложнившаяся в середине 30-х гг. внешнеполитическая ситуация потребовала массового военно-санитарного обучения населения. Были разработаны специальные учебные программы для взрослых и школьников, предусматривающие обучение методам оказания первой помощи при травмах, отравлениях, получение навыков ухода за больными, транспортировки пострадавших, изучение основных вопросов профилактики инфекционных болезней.

    1 октября 1930 году была открыта фельдшерско – акушерская школа в Ирбите
    В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ ТОЛЬКО В АРМИИ НАХОДИЛОСЬ 200 ТЫСЯЧ ВРАЧЕЙ И 500 тысяч СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
    Впервые в мире в Красной Армии на линию огня была выведена женщина-санинструктор, в обязанности которой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи. 23 августа 1941 года вышел приказ: «О порядке представления к правительственной награде санинструкторов и санитаров-носильщиков»:

      1. За вынос с поля боя 15 раненых с их винтовками и ручными пулемётами представлять к правительственной награде медалью «За боевые заслуги» или «За отвагу»

      2. За вынос с поля боя 25 раненых с их винтовками и ручными пулемётами - орденом «Красной звезды»

      3. За вынос с поля боя 40 раненых с их винтовками и ручными пулемётами - орденом «Красного знамени»

      4. За вынос с поля боя 80 раненых с их винтовками и ручными пулемётами - орденом «Ленина»

    Вслушайтесь в слова – раненых с их винтовками и пулемётами – и представьте 20-летнюю хрупкую девушку-санинструктора… Юлия Друнина, известный поэт и общественный деятель, бывший батальонный санинструктор, кавалер боевых орденов Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды пишет: «Сколько раз со мной случалось - нужно вынести раненого из-под огня, а силёнок не хватает. Хочу разжать пальцы бойца, чтобы высвободить винтовку – всё таки тащить будет легче. Но боец вцепился в неё мёртвой хваткой. Почти без памяти, а руки помнят первую солдатскую заповедь – никогда, ни при каких обстоятельствах не бросать оружие».

    А теперь сравните: фашисты в качестве санинструкторов и санитаров использовали только мужчин. За вынес 7 раненых (без личного оружия) полагался Железный крест.

    Поэт Михаил Исаковский посвятил русской женщине такие строки:

    «…Да разве об этом расскажешь-

    В какие ты годы жила!

    Какая безмерная тяжесть

    На женские плечи легла»
    Смертность среди санинструкторов рот была самой высокой, иногда из боев выходило только 30% личного состава. Огромные потери возмещались такими же юными, милыми, добросердечными девчонками. 24 санинст­руктора удостоены звания Героя Советского Союза, из них 10 - по­смертно.

    Поэт Михаил Светлов писал о них, о погибших:

    "На носилках длинных под навесом

    Умирали русские принцессы.

    Рядом в государственной печали

    Тихо пулеметчики стояли".

    Об этом времени прекрасную книгу "Моя судьба" написала Лидия Филиппов­на Савченко, фронтовая медсестра, одна из первых в нашей стра­не награжденная медалью Флоренс Найтингейл.

    (воспоминания Лидии Филипповны)

    …………."Что такое на новом месте развернуть медсанбат? Это значит спилить 30-40 деревьев, которые и вдвоем не обхватить. А все это делали девушки, которые до войны не держали в руках ни пилы, ни топора. Надо поставить палатки, утеплить их, оборудовать, добыть воды. Развернуть все операци­онные, подготовить инструменты. В сутки нам приходилось принимать по 400-500 раненых. Операционные сестры и врачи, когда дивизия вела на­ступление, не выходили из операционной по 5-6 суток, ели наспех, о нор­мальном сне и речи не было. Знали бы вы, как делались эти операции! Свет в палатку подавался в лучшем случае от видавшего виды движка, но чаще это были фонарь "летучая мышь" или лучина. А ведь делали сложнейшие операции: при ранении в живот, в грудную клетку, ампутации конечностей и т.д. "

    По время бомбежек Лия Бенциановна просила медсестер наклоняться ниже к раненому. Для чего? Да для того, чтобы закрыть его тело от слу­чайных осколков, которые нередко влетали в операционную. Какую же надо иметь силу воли! Мне хочется привести такие слова:

    "Белые халаты,

    Вы не виноваты,

    Что не все солдаты

    Выжили в тот раз.

    Помнят ветераны

    Все бои, все раны,

    Руки, что умели

    Жизнь бойцам сберечь".
    В годы Великой Отечественной войны 17 медицинских сестёр получили звание Героя Советского Союза, 46-ти вручена медаль Флоренс Найтингейл.

    В результате такой героической самоотверженной работы 80% больных и раненых вернулись в строй.

    В 1942 г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра».

    В Москве, на Девичьем поле, где расположены клиники Московской медицинской академии им. Сеченова, установлен памятник медикам - героям Великой Отечественной войны, который торжественно был открыт 5 мая 1972 года. Два 4-метровых блока образуют эмблему Красного Креста, в центре эмблемы – барельеф с изображением женщины, которая правой рукой поддерживает голову раненого воина.

    Нелёгок труд медсестры был и в мирное время, особенно в после военной разрухи, когда резко увеличилось число больных, увечных, бездомных. По мере улучшения уровня жизни были увеличены сроки обучения медицинских сестёр, введены новые профили, упорядочена сеть медицинских училищ.

    В 50-е гг. создана система среднего специального образования. В 1988 г. введен новый учебный план по специальности «сестринское дело», подготовка сестринского персонала осуществляется по двух-трех годичной программе.

    В 1987 году в Туле прошёл 1-й съезд медицинских сестёр России. С 1991 года начинается подготовка сестринского персонала не только в медицинских училищах, но и в колледжах. В этом же году открылись факультеты высшего сестринского образования при высших учебных медицинских учреждениях.

    На протяжении нескольких десятилетий в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания. Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции «Новые сестры для новой России», в Голицыно, была принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу.

    В 1992 году создана Ассоциация медицинских сестёр России, принимающая участие в работе международного Совета сестёр.

    В 1992 году внедрены ГОС

    В 1995 г. впервые в России Г. М. Перфильева, лидер сестринского дела, защитила докторскую диссертацию на тему «Сестринское дело в России».

    В 1995 г. вышел совершенно новый, адресованный сестрам, журнал «Сестринское дело».

    С 2011 года средний медицинский персонал обучается по новым ФГОС.

    Сегодня в России около полутора миллионов средних медицинских работников. Это самая массовая медицинская профессия
    Милосердие... слово можно стереть из документов, убрать с вывесок медицинских учреждений, но нельзя стереть понятие милосердия из памяти и из души. Как жить без милосердия и сострадания?
    Тема занятия: Философия сестринского дела
    После изучения темы

    Студент должен уметь:

    • Анализировать информацию и выбирать главное

    • Использовать полученные знания в практической деятельности

    Студент должен знать:

    • Фундаментальные понятия философии сестринского дела: сестринское дело, пациент как личность, окружающая среда, здоровье.

    • Принципы философии сестринского дела в России.

    • Этические элементы философии сестринского дела: этические обязанности, этические ценности, добродетели.

    • Сестринскую деонтологию в клятве Ф.Найтингейл, Этическом кодексе медицинских сестер России.

    • Клятву Гиппократа.


    Вопросы для самоподготовки


    1. Что такое философия вообще и философия сестринского дела в частности.

    2. Основные понятия философия сестринского дела: пациент, медсестра, сестринское дело, окружающая среда, здоровье.

    3. Этические элементы философии сестринского дела: обязанности, ценности, добродетели медицинской сестры.



    Основные понятия, содержание, принципы и этические элементы философии сестринского дела
    Философия (от греч. люблю и мудрость, любовь к муд­рости) — это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной карти­ны мира, положения человека в мире, отношений между

    человеком и миром в результате этого взаимодействия с целью формирования целостного взгляда на мир и на место человека в этом мире.

    Из философии мы заимствуем формы мышления (раз­мышляя закономерно, мы находим внутреннюю связь яв­лений) и другие философские категории (ищем причину, сущность явлений и т.д.), без которых не может обойтись ни одна наука. Философия как наука возникла около трех тысячелетий назад. Различают политическую философию, философию семейной жизни, философию медицины и дру­гие. Философия всегда формировалась на различных морально-этических принципах, правилах и формировала си­стему ценностей той или иной эпохи.

    Известно, что в древности многие врачи были известны­ми философами. Это Гиппократ, Авиценна, Гален и другие.

    Считалось, что от философского мировоззрения врача зависит успех врачевания. Отец медицины Гиппократ счи­тал, что врач-философ должен обладать знаниями и инту­ицией, тогда он сравним с Богом. «Врач-философ подобен Богу», — говорил Гиппократ. Не каждая философия, по Гиппократу, должна быть применена в медицине. Духов­ные ценности, мировоззрение человека должны опираться на факты, наблюдения, опыт, т.е. законы, закономерно­сти с их причинно-следственными связями.

    «Медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая душу», — так говорил грече­ский философ Эпикур.

    Современная философия определяет систему духовных ценностей, позволяющую отвечать на проблемные вопро­сы, что такое Истина; что является Добром (высшим бла­гом), а что Злом в человеческих отношениях; что такое Красота; и т.п.

    Реформирование здравоохранения в мире и в России направлено на развитие охраны здоровья населения. Усло­вия, в которых осуществляются реформы, усложняют жизнь человека, его существование. Наш соотечественник

    Н.А. Бердяев утверждал, что «...философия есть наука о духе. Однако наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании». По мере развития челове­чества удлиняется период жизни человека, усложняются условия его существования, возрастает и потребность в медицинской помощи. Увеличение факторов риска заболе­ваний, с одной стороны, приводит к появлению все более сложных заболеваний, а с другой — расширяются и со­вершенствуются возможности их лечения, которое, соот­ветственно, становится дороже. Зачастую бывает так, что пациенты не могут оплатить лечение и в итоге не получа­ют его. Людей, нуждающихся в сестринском уходе, стано­вится все больше, так как практически в нашей стране отсутствуют отделения сестринского ухода.

    Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестрин­ском общении все чаще появлялись и появляются новые термины, изменяются формы мышления, которые разви­ваются, обсуждаются, философски осмысливаются. Они обсуждаются и сейчас, когда изменяются нормы и ценно­сти общества, нормативно-правовая база (конституция, законы, подзаконные акты), изменяется состояние нацио­нальной экономики в целом. Возникают проблемы, реше­ние которых поможет найти гармонию, согласованные дей­ствия между медицинскими работниками, пациентом и обществом. Появляется необходимость получения не только нового качества знаний, но и соблюдения принципов, ле­жащих в основе системы духовных ценностей медицин­ских работников, накопленных за многие века.

    На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля — 14 августа 1993 года в Голицыно, вводятся новые терми­ны и понятия. Согласно международной договоренности философия сестринского дела базируется на четырех ос­новных понятиях;

    1. Пациент.

    2. Сестра, сестринское дело.

    3. Окружающая среда.

    4. Здоровье.

    Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам чело­века. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.

    Эти принципы предусматривают ответственность сест­ры перед обществом, пациентом и ответственность обще­ства перед медицинской сестрой. Общество обязано при­знавать важную роль сестринского дела в системе здраво­охранения, регламентировать, поощрять его через изда­ние законодательных актов.

    Еще в клятве Гиппократа этический принцип, уважение к жизни, звучит так: «Я не дам никому просимого у ме­ня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абор­тивного пессария ».

    Достоинство как этический принцип формируется в человеке тогда, когда он сам уважает высокие моральные качества личности и всю жизнь соответствует им, осозна­ет свою ответственность перед собой как личностью, зани­мающей определенное место в мире.

    Уважая права человека, пациента, его жизненные цен­ности, обычаи, убеждения, возраст, национальность, ме­дицинские работники обязаны внимательно и по-партнер­ски относиться к пациентам, сотрудничать с ними для достижения главной цели — здоровья.

    Первый кодекс прав пациента был принят в США в 1972 году. В России права пациентов закреплены в «Осно­вах законодательства РФ об охране здоровья граждан», вступивших в действие в 1993 году.

    Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсест­ры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.

    Сестра, разделяющая сестринскую философию, прини­мает на себя:

    • этические обязанности — это обязательные, пра­вильные поступки, действия: говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать обязательства дру­гих; держать слово; быть преданной; уважать право пациента на самостоятельность;

    • этические ценности — это, согласно теории сестрин­ской философии, цели, к которым стремится сестра, то есть результаты ее деятельности (идеалы — высшие цели, к которым стремится человек, или группа людей): профессионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; независимость; человеческое достоинство; забота (уход, внимание, попечение);

    • добродетели — это личные моральные качества медицинского работника, которыми он должен обладать, определяющие, что является добром, а что злом в людях: доброта; знание; умение; сострадание; милосердие; тер­пение; гуманность. Идея гуманности возникла в первом тысячелетии до нашей эры и сохранилась как «золотое правило нравственности»: поступай по отношению к дру­гим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отно­шению к тебе.

    Этические принципы определяются этическим кодек­сом медсестры в каждой из стран, в том числе и в Рос­сии, который является стандартом поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсе­стры. «Этический кодекс медсестры России», принятый на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу в июне 1996 года, рассмотрен Этическим комитетом Рос­сии, одобрен Минздравом РФ в апреле 1997 года и всту­пил в действие.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта