Результат ПП ПМ.01 Содержание задания на практику 4 семестр (2).. Выполнений заданий на практику
Скачать 106 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЙ ЗАДАНИЙ НА ПРАКТИКУ п.2 Составить перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих преподавание по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. В соответствии с пунктом 1.5, утвержденного Положения о формах получения образования от12.02.2014 года, Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В школе широко представлено дополнительное образование: вокальные и хоровые коллективы; танцевальный ансамбль, кружок изобразительного творчества. Широко представлено спортивно-оздоровительное направление для учащихся всех возрастных категорий: баскетбольные и волейбольные секции (для девушек и юношей), ушу, корригирующая гимнастика, чирлидинг. Лицензия Свидетельство о государственной регистрации Устав Приказ о создании школы Приказ на директора школы Свидетельство о регистрации школы Постановление города об изменении типа Договор с родителями Договор на оказание платных образовательных услуг Положение о формах обучения Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МАОУ "СОШ № 28" и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) обучающихся Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Положение о профессиональной этике Правила внутреннего трудового распорядка п.3 Составление плана работы на период практики с учетом особенностей работы учреждения. Информация собрана в формате Отчета о практике п.4 Знакомство с педагогом дополнительного образования, систематизация и обобщение опыта его деятельности, в том числе социально – педагогической. Анализ достижений педагогов, представленных на сайте учреждения, являющегося базов практики. Нечаева Светлана Борисовна - педагог дополнительного образования. Образование - среднее специальное, дирижер хора. Педагогический стаж – 41 год. Категория – высшая. Почетный работник высшего образования. Курсы повышения квалификации: «Роль внеурочной деятельности в образовательном процессе школы». 40 часов. Конкурсы, олимпиады: Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»-район. Порядок, принцип и специфика работы педагога отражена в утвержденной Рабочей программе Вокального кружка «Хоровое пение» для 1-4 классов. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Схема анализа авторской программы В ходе реализации программы обучения применяется метод Орфа. Метод Орфа это способ обучения детей музыке занимая их разум и тело посредством пения, танцев, актерства и игры на перкуссии. Обучение проходит с элементами детской игры в соответствии с уровнем понимания ребенка. Поощряются импровизация, сочинительство и детское естественное восприятие музицирования. Автор метода Карл Орф, немецкий композитор, педагог и театральный деятель, чья самая известная работа это оратория "Carmina Burana" (кстати, ранние работы композитора были очень похожи на работы Стравинского – прим. Drumspeech.com). Метод создавался в 1920-е и 1930-е годы, когда Орф работал директором музыкальной, танцевальной и гимнастической школы G?nther-Schule, которую основал в Мюнхене. Его идеи основывались на вере в важности ритма и движения. Свои идеи Орф изложил в книге Orff-Schulwerk , которая позже после коррекции и адаптации вышла на английском под названием Music for Children (Музыка для детей). В классе играют народную музыку и композиции, которые дети написали сами. Специально для обучения детей Орф подбирал и инструменты. Это специальный комплект инструментов, основу которого составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили - колокольчики (От нем. Gloke - колокольчик), только глокеншпиль - это не колокольчик в традиционном значении. Так называют разновидность металлофона за чудесный звонкий, чистый и очень высокий звук. Его впервые в европейской музыке использовал В. Моцарт в своем известном хоре “Волшебные колокольчики” из оперы “Волшебная флейта”. Все эти инструменты принято называть ударными (по способу игры) Они разделяются на мелодические (звуковысотные) - ксилофоны, металлофоны, глокеншпили и шумовые различных видов. В базовый набор входят: сопрановые и альтовые глокеншпили, сопрановые, альтовые и басовые металлофоны, сопрановые, альтовые и басовые ксилофоны. Съемные пластины инструментов делаются из палисандрового дерева и особых сплавов. Они крепятся на специальный штифт и располагаются над резонаторным ящиком, который обеспечивает качество высокое звучания. Существуют диатонические и хроматические разновидности инструментов. К инструментам прилагается комплект палочек с головками из различных материалов, которые позволяют извлекать разнообразные по тембру, очень красочные звуки. Прообразом ксилофонов Орфа стал африканский ксилофон “маримба”, в котором резонатором для деревянных пластин были высушенные тыквы, а также его индонезийский каменный вариант. Советчиком и консультантом Орфа в этом деле стал Курт Сакс, известный знаток неевропейской музыки разных стран и народов, в тесном контакте с которым и был придуман базовый набор инструментов. Основной комплект был впоследствии дополнен некоторыми инструментами европейского Возрождения. Особенно подошла к нему по звучанию блок-флейта. Она и стала важнейшим мелодическим инструментом в Орфофском наборе инструментов. Неплохо сочетаются с общим ансамблем гитара, виолончель, партии которых могут взять на себя взрослые. Они используются как аккомпанирующие инструменты, а не солирующие. Разнообразие шумовых инструментов, используемых на уроках по методу Орфа трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, барабаны конга и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками. Инструменты Орфа обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и подходят в качестве аккомпанемента к пению детей. Звук ксилофона - негромкий, мягкий, тянущийся и не угасает так быстро, как у оркестрового. Басовый ксилофон берет на себя функцию выдержанных низких звуков, создающих фундамент и тональную определенность исполняемой музыки. Металлофоны также обладают мягким тянущимся звуком, используются как мелодический и аккомпанирующий инструмент. У глокеншпилей высокий, чистый, быстро гаснущий звук, прекрасно сочетающийся со звучанием ксилофонов, блок-флейты. Ни один из инструментов в ансамбле не рассматривается как солирующий, но каждый может им на время стать. Завораживающая красота звучания инструментов Орфа притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Ведь знакомство с огромным миром звуков должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха. Интерес детей к инструментам Орфа просто неиссякаем. Они хотят на них играть всегда. Растормаживащий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликаться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее к простейшей импровизации. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них красивые звуки. С помощью этих инструментов, может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект инструментов Орфа в соединении со звучащими жестами позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований, т.к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям. Не существует строгого единого учебного плана преподавания, каждый учитель использующий метод Орфа, проводит уроки по собственному плану адаптируя к возрасту и размеру группы учащихся. И все же, как проходит типичный урок? Например, учитель может выбрать стихотворение или историю для прочтения в классе, затем учащимся будет предложено выбрать инструмент и представить героя истории. Когда учитель читает историю повторно, учащиеся добавляют звуковые эффекты на выбранном инструменте, после учитель уже сам аккомпанирует. По ходу занятия инструменты можно менять, в игру вовлекается весь класс, незадействованным детям предлагают показать сценку из истории. Во время исполнения песен учитель дирижирует, подавая сигналы частям оркестра. Некоторые играют на выбранном инструменте, другие поют по нотам или без, главное, чтобы нотная партия была по силам. По методу Орфа учащиеся познают ритм, мелодию, гармонию, склад, фактуру и другие музыкальные элементы. Учат этому через объяснения, пропевание, танцы, театральные постановки и игру на инструменте. Выученные концепции становятся трамплином для дальнейших творческих изысканий в импровизации и сочинении собственной музыки. Некоторые цитаты Орфа для лучшего понимания его философии: ”На первом месте практика, осознование после”. ”С начала времен дети не любят учиться. Они предпочитают игру и любое обучение нужно подать как детскую игру”. “Элементарная музыка это не просто музыка. Она связана с движением, танцами и речью. Это такая форма музыки, в которой каждый может участвовать не как слушатель, а как соавтор”. Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 7 до 11 лет. Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей детей, обучение пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию: -подготовку голосового аппарата; -развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости; Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты). Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики по методике Анисимова В.П. Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные и конкурсные выступления. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часа в год. Формы организации вокальной деятельности: - музыкальные занятия; - занятия – концерт; - репетиции; - творческие отчеты. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Используемые методы и приемы обучения: - наглядно – слуховой (аудиозаписи) - наглядно – зрительный (видеозаписи) - словесный (рассказ, беседа, художественное слово) - практический (показ приемов исполнения, импровизация) - частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) - методические ошибки - методические игры В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В. В. Емельянова, К. Орфа. Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается. Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: - создание дружного коллектива; - взаимодействие между детьми, педагогом и родителями; Приложение 2 Занятие социально – педагогической направленности, реализованного в системе дополнительного образования Тема занятия: «Рисуем животных» Форма занятия: игровой практикум с элементами открытой дискуссии. Длительность: 35- 40 минут. + 5 минут на вопросы Возраст, контингент: учащиеся 1-4 классов (7-11 лет) Место проведения: Школа № … г. Москва, мкрн. Северное Чертаново, корп.803 Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, информационно-сообщающий, игровой метод; приемы - устный инструктаж, задания для повышения творческой активности, объяснение, экспертный совет по обсуждению мнений и решению, стратегия «Идеал», проблемная ситуация, мозговой штурм, минута фантазии и отдыха, практическое упражнение. Материалы и оборудование: рисунки учащихся, картинки с изображением животных, учебные таблицы: конструктор «Животные», карточки с геометрическими формами и линиями, книги о животных; Для учащихся: альбом, акварель, гуашь, фломастеры, цветные и простые карандаши, ластик, баночка для воды, политра. Подготовка кабинета к занятию: расстановка столов осуществляется с учетом коллективной и групповой работы. Цель: познакомить с анималистическим жанром, отработать технические навыки рисования животных, используя за основу геометрические формы: овал, прямоугольник, трапецию, треугольник; развивать воображение, память, творческие способности и интерес к изобразительному искусству; воспитывать любовь к животным, наблюдательность и аккуратность. . Задачи: знакомство учащихся с анималистическим жанром, художниками, которые работали в этом жанре; формирование интереса к живописи; План занятия: Сообщение темы урока – 2 минут. Знакомство с анималистическим жанром и художниками-анималистами – 5 минуты. Игра «Где живет животное?» - 3 минуты. Закрепление полученных знаний – 3 минут. Подготовка к рисованию животных – 3 минуты. Рисование набросков животных – 7 минут. Физ.минутка – 2 минуту Самостоятельная работа – 10 минуты. Оценивание работ – 3 минуты. Подведение итогов урока – 2 минут. Ход занятия: 1. Сообщение темы урока: Этого урока Незнайка ждал с нетерпением, потому что Незнайка очень любит животных, дома у него живут весёлые волнистые попугайчики, котёнок Василёк, черепашка Тортилла и собачка Дружок! Кузе и Незнайке очень нравится играть с ними, и часто возникает желание нарисовать эту весёлую компанию, но рисовать животных он ещё не умеют. И вот сегодня на уроке мы вместе с нашим героем будем учиться рисовать животных. 2. Знакомство с анималистическим жанром и художниками-анималистами: Слово «анимал» с латинского языка переводится как животное. Поэтому художников, которые в своих произведениях изображают животных, называют анималистами. А жанр – анималистическим. Он является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов. Они преклонялись перед животными, почитали их, как богов, изготовляли магические фигурки птиц и зверей из глины, кости, металла». Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта. Многие художники любили рисовать животных, восхищаясь их цветовой окраской, гибким движением, выразительностью силуэтов. Животных изображали карандашом, красками, углем такие знаменитые русские художники, как Илья Репин, Василий Суриков, Валентин Серов, а также всемирно известные художники Леонардо да Винчи, Рембрандт, Рубенс, Дюрер. А некоторые всё своё творчество посвятили изображению животных. Одним из них был русский художник-анималист Василий Ватагин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику. Он изображал их самыми различными художественными материалами – графическими и цветными карандашами, акварелью, тушью, углем, создавал скульптуры, керамические игрушки. Среди его персонажей самые разнообразные представители животного мира. Это - медведи, слоны, волки, рыси, обезьяны, птицы, рыбы. Особенно В. Ватагин любил рисовать животных с натуры, наблюдая за ними. 3. Игра. Поиграем в игру «Где живёт это животное?» учитель показывает рисунки разных животных, а дети говорят где это животное живёт: в пустыне, в жарких странах, в море, в лесу, в холодных районах. 4. Закрепление полученных знаний: Как называется жанр, изображающий животных? Как переводится с латинского слов «анималистика»? Как называют художников, изображающих животных? Назовите русского художника-анималиста, который всё своё творчество посвятил изображению животных? 5. Подготовка к рисованию животных: 1. Рисование животных всегда начинается с наблюдения за ними. 2. Наблюдая за животными, отметьте внешний вид и особенности, изучите повадки, запомните характерные движения. 3. Хорошим учителем могут быть книги про животных и иллюстрации в них (демонстрация книг и иллюстраций о животных). Рассматривая иллюстрации, Обращайте внимание не только на внешний вид животного, но и на способы рисования: формы, линии, штрихи, цвет. Для того чтобы хорошо отработать технику рисования животных и птиц, необходимо научиться выделять основу их строения. 6. Рисование набросков животных: Сегодня мы поучимся рисовать домашних животных. Основой рисования этих животных и птиц являются овалы различной величины. Отгадайте загадки: Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. Анализ основы рисования курицы, выполнение наброска Хвост крючком, Нос пятачком. Анализ основы рисования свиньи, выполнение наброска. 7. Самостоятельная работа. 8. Оценивание работ. 9. Подведение итогов урока. Приложение 3 Схема анализа занятий по программам дополнительного образования в области социально – педагогической деятельности Ход занятия выстроен в соответствии с логикой усвоения материала. Достаточно понятный и доступный материал и способ подачи информации. Материал не перегружен лишней информацией, что позволяет ученикам легко его восприминмать. Общие критерии анализа занятия: 1. В программе курса; 2. Поставленные цели и задачи, в соответствии с разработанным планом, реализованы в данной программе; 3. Применялись наглядный, практический и словесный методы обучения, что соответствие возрасту детей; 4. Программа выстроена так, что была произведена активизация познавательной деятельности детей, проявление их самостоятельности и творческих возможностей; используемые методы, формы и приемы повлияли на деятельность, внимание детей. 5. Соблюдена педагогическая этика между педагогом и учеником 6. правильно поставленная речь педагога, подача материала в значительной степени повлияли на интерес к материалу и его усвоению; 7. интересно поданный материал заинтересовал детей в части получения знаний об искусстве, художниках и создаваемых ими картинах. А также желание самим изображать животных. Хорошо подобранный материал, правильно сформулированные основные аспекты позволили педагогу получить высокий результат. Однако, за счет не большого количества времени для данного материала, сформировалась представление о недостаточности времени для расширения познаваемого матриала. Приложение 4 Примерные контрольно-измерительные материалы, формы и методы диагностики достигнутых результатов Анкета для методиста, анализирующего занятие Проводится с целью контроля качества преподавания, уровня знаний, умений и навыков детей, состояния образовательного процесса. 1. Достигнуты ли поставленные педагогом задачи? (да, нет, частично) а) обучающие- да б) развивающие- да в) воспитательные- да 2. Все ли методические требования соблюдены в начале занятия?_ все методические требования соблюдены 3. Насколько уровень изложения теоретического материала (по пятибалльной системе) а) научен - 4 б) логичен -5 в) систематичен - 5 г) доступен -4 4. Чем оснащено занятие? а) наглядностью; б) раздаточным материалом; в) техническими средствами обучения. 5. Какие приемы успешного запоминания использует педагог? Наглядный, практический и словесный методы 6. Какие аспекты отражают воспитательную сторону занятия? Знакомство с художниками и работами художников, развитие воображения и пространственного мышления. 7. Оцените степень проявления внимания детей (по пятибалльной системе) а) в начале занятия -3 б) в середине занятия - 4 в) в конце занятия -5 8. Проявляют ли дети активность - да а) в процессе изучения нового материала -да б) при закреплении нового материала - да 9. Проявляют ли дети самостоятельность в суждениях? да 10. Какова дисциплина на занятии? (оценить по пятибалльной системе) а) готовность к занятию - 5 б) во время занятий -5 в) во время самостоятельной работы -5 11. Предложения, советы и замечания педагогу, проводившему занятие – разделить изучение материала на несколько уроков для лучшего усвоения и погружения в тему 12. Какие формы работы использовали бы Вы при проведении данного занятия? Наглядный, практический и словесный методы II. Анкета для педагога, проводившего занятие Проводится с целью самоанализа. 1. Общие сведения: а) охарактеризуйте коротко учебную группу: ученики 2 класса 8 лет. б) рисунки учащихся, картинки с изображением животных, учебные таблицы: конструктор «Животные», карточки с геометрическими формами и линиями, книги о животных; Для учащихся: альбом, акварель, гуашь, фломастеры, цветные и простые карандаши, ластик, баночка для воды, политра. 2. Тема учебного занятия: а) место в учебном курсе; б) степень сложности для данной группы. 3. Задачи учебного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах. знакомство учащихся с анималистическим жанром, художниками, которые работали в этом жанре; формирование интереса к живописи; 4. Содержание учебного занятия: а) соответствие содержания занятия его цели; Да б) развивает ли учебный материал творческие способности детей? Если да, то как? Да. Приобретение навыков рисования. в) созданы ли на занятиях условия для развития устойчивого интереса к обучению? Да г) формированию каких знаний, умений и навыков содействует материал? Рисования, пространственного мышления, анализа 5. Тип учебного занятия: а) какого типа занятие; б) место занятия в учебном курсе; в) способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями. 6. Структура учебного занятия: а) этапы занятия и их последовательность; б) главный этап занятия и его характеристика; в) насколько обеспечена целостность занятия? 7. Методы обучения: а) соответствуют ли применяемые методы целям занятия? Да б) эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей; Да в) результативность используемых методов. Да 8. Система работы педагога: а) умение организовать работу детей; Да б) правильность определения объема учебного материала для обучающихся; Да в) поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения); роль педагога в создании микроклимата на занятии. Да 9. Система работы учащихся: а) организованность, активность; Да б) отношение к педагогу, способность сосредоточиться на конкретном предмете; Да в) уровень усвоения знаний и умений, умение применять их на практике. Да 10. Общие результаты учебного занятия: а) выполнен ли запланированный объем? Да б) реализована ли цель занятия? Если нет, то что явилось причиной? Да в) общая оценка результата и эффективности занятия. III. Анкета для учащихся, занимавшихся на данном занятии Проводится с целью выявления степени интереса учащегося к теме занятия, прочности знаний, умений и навыков ребенка по данной и предыдущим темам. 1. Что больше всего заинтересовало тебя на данном занятии? Новая информация и подача материала 2. Смог бы ты дополнить это занятие интересным материалом по теме? Возможно 3. Сформулируй несколькими словами основную мысль занятия. Знакомство с миром искусства, первые шаги в изобразительном искусстве, развитие эстетического восприятия 4. Есть ли у тебя вопросы к педагогу по данной теме? нет 5. Как бы ты провел занятие по данной теме, если был бы на месте педагога? а) оставил бы все без изменений; б) внес бы следующие изменения: разделил бы урок на несколько уроков с целью погружения и знакомства с миром искусства и уделил бы больше времени навыкам рисования. |