Главная страница

Хореография. ВКР ПДО Салихжанова Н.Х.. Выпускная квалификационная работа Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях учреждения для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Скачать 170.21 Kb.
НазваниеВыпускная квалификационная работа Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях учреждения для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей
АнкорХореография
Дата03.06.2020
Размер170.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВКР ПДО Салихжанова Н.Х..docx
ТипРеферат
#127627
страница2 из 4
1   2   3   4

Глава 1. Теоретические основы развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в интернатном учреждении




1.1 Понятие "творчества" и "творческих способностей" с позиции различных научных направлении


Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

В "Философском словаре" творческие способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения [8,99].

Философы Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества [8, 99].

В истории философии творческая способность в течение длительного периода трактовалась как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный, уровень развития способностей выражается понятием таланта и гениальности.

Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин рассматривают творчество как процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности [8,99].

Г.С. Батищев определяет, что творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" [10,76-84].

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

В дошкольной педагогике детское творчество рассматривается как создание ребёнком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым, прежде всего, для ребёнка.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Социологи В.И. Добреньков, А.И. Кравченко рассматривают творчество целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ [11,12-329].

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и так далее. С точки зрения психологии творческие способности представляют собой сплав многих качеств.А. Лук утверждает, что творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку - нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существует "континуум талантов" от крупных и ярких до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Для изучения творческого процесса совсем не обязательно исследовать гениев. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном воспитательном процессе. Творческие способности разделяют на три группы. Одна связана с мотивацией (интересы и склонности), другая - с темпераментом (эмоциональность) и, наконец, третья группа - умственные способности. [3,189]

И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление [6,17-19]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Творческие способности характеризуются следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [14,46-51].

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

  • реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

  • умение видеть целое раньше частей.

  • надситуативно-преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

  • экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях [12,167].

Ученые и педагоги Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция [9,436].

Под творческими способностями понимаются индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.

Творческие способности - психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности.

У С.И. Ожегова понятие "способность" рассматривается так: способность - природная одаренность, талантливость.

Б.М. Бим-Бад трактует способность как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. [2,21-40]

Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.

Для классификации творческих способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, мыслительные, коммуникативные способности.

Выявлены компоненты, составляющие структуры творческих способностей, что позволяет сформировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования способностей у детей.

Б.М. Бим-Бад рассматривается способность как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Обычно способность оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разным видами труда к психофизиологическим особенностям человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре. [2,21-40]

Творческая способность к деятельности включает в себя сложную структуру более простых способностей. Могут выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков, а также в оригинальности их использования.

В процессе обучения и воспитания легче обнаруживаются первые из названных проявлений способностей, в творческой деятельности решающее значение имеют вторые.

Большое место в педагогических исследованиях занимает проблема формирования творческих способностей и конкретных видов деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.

Доктор психологических наук А.А. Крылов дает несколько определений способностей:

1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., используется и в настоящее время. [20,54-55]

Значительный вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов. Он предложил свое определение понятия способности.

Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. [20,54-55]

В понятии "творческие способности", по его мысли, заключены три идеи:

  • индивидуально-психологические особенности, отличающие одного от другого человека;

  • не всякие, вообще индивидуальные особенности, а лишь которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

  • понятие не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Творческая способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется.

Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как интеллектуальное творчество, музыка, техническое и художественное творчество, развиваются творческие способности. Необходимо поддерживать их у себя и развивать дальше. Успешная деятельность зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

У В.А. Крутецкого основанием в понятии "творческие способности" служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным того, который быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки, - добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень. [19,21-30]

Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения) творческими способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

В.А. Крутецкий считает, что творческая способность формируется, а, следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память. [19,21-30]

Творческие способности - прижизненное, а не врожденное образование. В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникли новые потребности, люди создавали новые области деятельности, стимулируя тем самым развитие новых творческих способностей.

Педагог С.К. Сластенина под творческой способностью определяет способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л.С., Пономарев Я.А., Давыдов В.В., Шмелев А. Г.). Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности [31; 27].

В работах Я.А. Пономарева отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество [31,27]. Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи Выготский Л.С., Кабалевский Д. и др. указывают на воображение. Хотя в психологии Н.И. Матюшкин утверждает, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека, для нас важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения [6, 17-19], поэтому мы обращаемся к этой характеристике.

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему формируется вместе с развитием личности и интеллекта.

Обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют его как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие творчества качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению творчества как свойство личности. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества.

Креативность - это характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству.

Творчество - способность ребенка к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни и деятельности ребенка. К показателям творчества относятся: способность к созданию нового продукта (рисунка, конструкции, движения и т.д.), который отличается оригинальностью, гибкостью, вариативностью и подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а так же широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Вывод: Проблема изучения и развития творчества и творческих способностей рассматривается в различных аспектах: философском, психологическом, педагогическом, социологическом. Но при этом, обобщив все теоретические аспекты, можно определить творчество как процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. Понятие "творческие способности" тесным образом связано с понятием "творчество". Творческие способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, причем оригинальным способом. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании детей.

1.2 Психолого-возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Это утверждение находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей развития. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей развития - необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей [24,255-299]. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Анализ неблагоприятных тенденций в изменении условий развития и воспитания детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, выявляет определенное ослабление биологических, психофизиологических предпосылок развития детей вообще. При диагностике психического развития детей-сирот в целях его последующего психолого-педагогического сопровождения, целесообразно обращать внимание на некоторые существенные особенности детей, воспитывающихся в интернатном учреждении. Развитие детей в детском доме несколько отстает от их сверстников, воспитывающихся в семье, но оно проходит те же возрастные этапы и имеет общие психолого-педагогические особенности.

Ребенок в детском доме постоянно находится в мире привлекающих его образов; рисует, придумывает и поет песни. Это очень полезно для развития творческой личности. Многое зависит от того, как усваиваются ребенком полученные знания, - только путем запоминания или зримо, образно, осознанно. Для развивающейся личности это строительный материал, из которого возводится здание интеллекта и эмоций.

"Творческий ребенок, творческая личность, - пишет Н.Н. Поддьяков, - это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности с взрослым, результат его собственной активности". [22,36-42]

Достижением дошкольного возраста является развитие различных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться и учебная деятельность, хотя ведущей, конечно же, остается игра.

И воспитатели, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего, выше сказанного, можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Особенностью дошкольного периода, отличающего его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Личностный рост как процесс расширения перспектив индивидуального опыта ребенка-дошкольника в разных сферах жизнедеятельности в детском доме обеспечивает формирование и дифференциацию качеств, свойств психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение к себе и ко всему окружающему. Они выражаются в психологических личностных новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.

Дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи.

Психологическая структура творческих способностей совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека.

Внешние проявления творческого развития многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие (речи и мышления), как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как любознательность ребенка, как его исследовательская активность [28,21-27].

Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации по сравнению с другими ее видами.

По мнению Е.Н. Соколова, Дж. Берлайна, Э.А. Голубевой, Н.Н. Даниловой, доминирующая у творческого ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах (то есть более высокой сенситивности) к новизне стимула, новизне ситуации, обнаружению нового в обычном. Познавательная мотивация и исследовательская активность выражаются в высокой избирательности ребенка по отношению к исследуемому новому, в его предпочтении тех или иных цветов, звуков, форм и т.п. Устойчивая избирательность, возможно, составляет одно из оснований развития специальных способностей. [31,7]

А.В. Запорожец, Л.А. Венгер отмечают, что реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов, составляющих первичное знание ребенка о мире. [6,17-19]

Вывод: психолого-педагогические особенности воспитанников детских домов заключаются в более задержанном психологическом развитии. Значительную роль в этом играют те условия социальной депривации, в которых детям приходится жить. И все-таки дети проходят в своем развитии все возрастные этапы онтогенеза. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческих способностей. На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. Для эффективного развития способностей детей детского дома необходимо создание благоприятных условий их жизнедеятельности.

1   2   3   4


написать администратору сайта