Главная страница
Навигация по странице:

  • Технология коррекции дыхания при дизартрии

  • Выпускная квалификационная работа технология работы по коррекции речевого дыхания при заикании, дизартрии, ринолалии


    Скачать 56.32 Kb.
    НазваниеВыпускная квалификационная работа технология работы по коррекции речевого дыхания при заикании, дизартрии, ринолалии
    Дата09.11.2021
    Размер56.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла000359b8-db9ef99f.docx
    ТипЛитература
    #267116
    страница2 из 3
    1   2   3

    Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

    Технология формирования речевого дыхания при заикании
    Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по формированию речевого дыхания при заикании.

    Первый этап

    Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

    В дошкольном возрасте формирование диафрагмально-рёберного дыхания необходимо проводить в положении лёжа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Можно положить ладонь одной руки ребёнка на область диафрагмы и обратить внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе.

    В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приёмы. При этом в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие методические указания:

    1. Дыхательные упражнения организуются без фиксации внимания ребёнка на процессе вдоха (исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, рассматриваемая нами ниже).

    2. Дыхательные упражнения организуются в виде игры таким образом, чтобы ребёнок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    3. Не нужно производить слишком большой вдох, т.к. чрезмерное наполнение лёгких воздухом создаёт излишнее напряжение дыхательных мышц.

    4. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «вперед» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз.

    Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

    5. Большинство упражнений включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребёнка обратную биологическую связь.

    Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лёжа на спине. После того как натренировано движение диафрагмы в положении лёжа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лёжа.

    Полезно также проверить «глазом», как изменяется объём грудной клетки. Дети встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.

    В.И. Селивёрстов (1987) предлагает много различных приёмов, направленных на формирование диафрагмального выдоха. Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова рекомендуют тренировать длительность и силу выдоха в различных упражнениях. Например:

    1) Выдох под мысленный счёт (вдох на счёт 1 – 3, выдох: 4 –8 до 15).

    2) Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф), контролируя длительность выдоха секундомером.

    3) «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки.

    В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны, повороты туловища и др.)

    Второй этап

    Формирование длительного фонационного выдоха

    Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

    Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. После того как дети освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание из двух гласных на одном выдохе: А________О____________. Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А-О-У-И. Это так называемый «эталон гласных звуков». Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова отмечают, что данный этап работы может проводиться уже в период молчания или охранительного речевого режима. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений ребёнок может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля, длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

    Третий этап

    Формирование речевого выдоха

    Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

    Важно отметить тот факт, что усвоение навыков речевого выдоха происходит по-разному при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Но, несмотря на видимую лёгкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.

    При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми. Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при заикании ведётся поэтапно, с учётом судорожного состояния мышц речевого аппарата и развивает координаторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.

    Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

    В данной гимнастике основное внимание уделяется вдоху. А.Н. Стрельникова говорила: «Дыхание начинается со вдоха. Вдох первичен, выдох вторичен. Вдох – причина, выдох – результат. Поэтому, как мне кажется, регуляцию дыхания следует начинать именно с вдоха». Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, – это уметь затаить дыхание, «спрятать» его, о выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Нельзя допускать чрезмерного вдоха и задержки выдоха. Во время гимнастики рот должен быть приоткрыт, темп – 60 – 72 вдоха в мин. Вдохи громче выдохов. Норма урока – 1000 – 1200 вдохов, до 2000. Пауза между дозами вдохов 1–3 сек. Подряд делается столько вдохов, сколько в данный момент сделать легко. Плечи должны быть опущены. Все упражнения выполняются в ритме строевого шага. А.Н. Стрельникова рекомендует постепенное освоение упражнений. Занятия длятся не более 30 минут.

    Весь комплекс содержит 8 упражнений.

    В начале – разминка:

    а) стоять прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч, делать короткие, мгновенные вдохи;

    б) делается шаг на месте и одновременно – вдох: правой (вдох) – левой (вдох), правой (вдох) – левой (вдох), а не «вдох – выдох», как в обычной гимнастике. Это можно делать, стоя на месте, при ходьбе по комнате, переминаясь с ноги на ногу вперёд – назад, слегка приседая то на одной, тона другой ноге. Следить, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешать и не помогать выдохам после каждого вдоха.

    Движения головы:

    1) Повороты. Поворачивать голову вправо – влево, резко, в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом (96 вдохов).

    2) «Ушки». Покачивания головой, как будто стыдите кого-то. Тело не должно поворачиваться, плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.

    3) «Малый маятник». Кивать головой вперёд – назад, вдох – вдох.

    Главные движения:

    1) «Кошка». Имитировать движения кошки, подкрадывающейся к воробью, и шумно нюхать воздух в темпе шагов.

    2) «Насос». Имитация накачивания шины. Повторять вдохи одновременно с наклонами: часто, ритмично и легко. Голову не поднимать.

    3) «Обними плечи». Левая рука обнимает правое плечо, правая – левую подмышку. Одновременно шагать и делать короткие шумные вдохи.

    4) «Полуприседы». Вес тела на ноге, находящейся чуть впереди. Одновременно с каждым полуприседом повторять вдох, затем добавить одновременные встречные движения рук.

    Заикающимся А.Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе: гласных звуков или звукосочетаний (три, тре, тра, тру; кри, кре, кра, кру и т.д.). На следующих тренировках добавляются сочетания: рир, рур, рер, рар; мим, мум, мем, мам; вив, вув, вев, вав; шиш, шуш, шеш, шаш и т.д.

    Далее следует тренировка «затаённого» дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно увеличивая количество произнесённых на одном выдохе «восьмёрок». С третьей или четвёртой тренировки произнесение «восьмёрок» сочетается не только с наклонами, но и с «полуприседами».

    Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмёрок на крепко задержанном дыхании. «Восьмёркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений. Для детей рекомендуется проводить гимнастику с музыкальным сопровождением. Кроме того, темп должен быть медленнее, торопить детей нельзя.

    Урок следует превратить в игру.

    Результатами применения данной гимнастики являются:

    1) насыщение кислородом всех клеток организма;

    2) усиление внутреннего тканевого дыхания;

    3) увеличение жизненной ёмкости лёгких;

    4) снятие усталости;

    5) улучшение настроения;

    6) улучшение памяти;

    7) нормализация нервной системы в целом.
    Главным результатом применения гимнастики А.Н. Стрельниковой при заикании является изменение стереотипа дыхания с поверхностного – ключичного на глубокое – диафрагмальное.
    Технология коррекции дыхания при дизартрии
    Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова выделяют следующие этапы работы над дыханием при дизартрии.

    Первый этап: общие дыхательные упражнения

    Цель: увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

    Упражнение 1. Ребенок лежит на спине. Логопед сгибает его ноги в коленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производят в нормальном дыхательном ритме под счет: «раз» – сгибание ног, «два» – надавливание ими на подмышечные впадины, «три» – возвращение ног в исходное положение. Это упражнение способствует нормализации движений диафрагмы.

    Упражнение 2. Ребенок сидит с закрытым ртом. Затем ему зажимают одну ноздрю. Ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома). Потом ребенку зажимают вторую ноздрю. Повторяется тот же цикл дыхательных движений.

    Упражнение 3. Ребенок сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха». Под влиянием этого воздуха усиливается глубина вдоха. Одновременно с проведением общей дыхательной гимнастики очень важно научить детей правильно сморкаться. Овладение этим умением способствует формированию удлиненного произвольного выдоха. Для закрепления этой функции необходимо максимально опираться на ощущения.

    Основные правила дыхательной гимнастики:

    1. Нельзя переутомлять ребенка.

    2. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу.

    3. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота.

    4. Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку.

    5. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

    Второй этап: речевая дыхательная гимнастика

    Упражнение 1. Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, пока он его не попросит произнести отдельные гласные звуки или слоги.

    Упражнение 2. Ребенка просят вдыхать через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1 – 2 сек. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.

    Упражнение 3. Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, добиваясь более медленного и глубокого вдоха, сопровождаемого медленным и продолжительным выдохом.

    Такие упражнения рекомендуется проводить ежедневно в течение 5 –10 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха ребенком воздуха логопед произносит различные гласные звуки. При этом он варьирует громкость и тональность голоса. Затем он просит ребенка подражать ему, стимулирует к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными, взрывных согласных и других звуков.

    Таким образом, ребёнка учат дышать через рот, вдыхать и выдыхать через нос, вдыхать через нос и произвольно выдыхать через рот.

    Выработка речевого дыхания производится в разных положениях ребёнка: лёжа на спине, сидя, стоя. При тяжёлом двигательном поражении дыхательные упражнения проводятся в рефлекс запрещающих позициях.

    В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют специальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, игра на губной гармошке, различных дудочках, дутьё в специальные бумажные трубочки.

    Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания.

    Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логоритмические упражнения и игры.

    На этих занятиях упражнения по развитию общей и артикуляционной моторики, дыхания и голоса проводятся под музыкальное сопровождение. Многие наблюдения говорят о том, что музыка способствует общему и локальному мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений, согласованности и координации движений. Поэтому целый ряд движений, которые недоступны ребенку в обычной обстановке, могут быть им выполнены под музыкальное сопровождение. Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при дизартрии ведётся поэтапно, с учётом нарушений иннервации мышц речевого аппарата и степени двигательного дефекта при ДЦП, а также развивает координаторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.

    Г.В. Дедюхина предлагает использовать в коррекции нарушений дыхания при дизартрии аппарат В.Ф. Фролова. Аппарат В.Ф. Фролова представляет собой портативное устройство, предназначенное для тренировок произвольной регуляции воздуха и дыхательной мускулатуры (рис. 1). Создавая сопротивление (положительное давление) в фазу вдоха и выдоха с помощью этого прибора, можно воздействовать на диафрагму и дыхательные мышцы, предотвращая эффект экспираторного закрытия дыхательных путей.

    Первый этап – пропедевтический

    При взаимодействии ЛФК и логопедической службы выполняется комплекс мероприятий, направленных на подготовку мышечного аппарата лица, шеи и верхнеплечевого пояса к активной дыхательной и голосовой гимнастике, т.е. стабилизацию мышечного тонуса, снятие дискинезов и синкинезий, обучение диафрагмальному типу дыхания.

    Для этого используется сегментарный массаж шейно-плечевого отдела сэлементами периостального массажа по системе Скворцова и мануальнойтерапии, упражнения, направленные на формирование диафрагмального типа дыхания – на занятиях ЛФК; пассивно-активная гимнастика мимической мускулатуры, мышц шеи, массаж мягкого неба – на логопедических занятиях.

    Второй этап – формирование дыхательных кинестезий и увеличение объема дыхания

    Использование аппарата Фролова позволяет:

    1) активизировать дыхательные ощущения, используя слуховые опоры;

    2) формировать устойчивый и более длительный физиологический выдох;

    3) вырабатывать периодичность выдоха, стремясь к уменьшению количества выдохов в единицу времени;

    4) развивать силу физиологического выдоха.

    Для реализации этих задач Г.В. Дедюхиной разработан комплекс дыха-

    тельных упражнений.

    Упражнение № 1 направлено на создание положительного эмоционального настроя на работу с аппаратом и активизацию дыхательных кинестезий.

    Логопед знакомит ребенка с аппаратом В.Ф. Фролова (дует – баночка булькает), затем предлагает малышу подышать в трубочку. На первых порах результативным будет считаться любое движение (вдох или выдох), производящее шум. Если малышу удается вызвать булькающие звуки (в соответствии с принципом работы аппарата, булькающие звуки производятся только на выдохе), необходимо закрепить их поощрением, речевым сопровождением. Продолжительность упражнения не должна превышать 1 – 3 мин. Усиление дискинезов мышц языка, глотки, гортани на начальном этапе работы затрудняет фиксацию дыхательных ощущений. Поэтому количество занятий варьируется от 3 до 6 (8) в зависимости от возраста и типа дискинезов. На втором занятии логопед закрывает турундами носовые ходы, исключая носовую эмиссию воздуха.

    Упражнение № 2 направлено на активизацию физиологического выдоха, формирование лабиальной позы губ.

    Логопед побуждает ребенка к дыхательным движениям заданной частоты (частота физиологического дыхания ребёнка устанавливается путём подсчёта количества выдохов в минуту), используя пассивные движения губ. В соответствии с дыхательным ритмом малыша он фиксирует указательный и большой пальцы в углах губ, вытягивает их, побуждая плотнее зажать ротодержатель. Таким образом, формируется синхронизация выдоха с артикуляцией. Одним из условий успешного выполнения этого упражнения является исключение ротовой эмиссии воздуха (носовые ходы должны быть закрыты турундами). Это условие сохраняется при выполнении упражнений № 3, № 4. Продолжительность упражнения 2 – 4 мин. Количество занятий варьируется от 6 до 12.

    Упражнение № 3 направлено на формирование устойчивой периодичности выдоха.

    Необходимым условием его выполнения является увеличение количества устойчивых дыхательных движений (без дискинезов) и контрольные стимулы в виде их пересчета логопедом. Если ребенок уверенно удерживает ротодержатель губами, надо обращать его внимание на движения щек при дутье (щеки надуваются), т.е. побуждать дуть сильнее, чтобы воздух заполнял всю резонаторную полость рта. На последующих этапах при дутье ребенок не надувает щеки (это является одним из основных условий формирования целенаправленной воздушной струи). Продолжительность упражнения 3 – 5 мин. Количество занятий от 8 (10) до 16 (18).

    Упражнение № 4 направлено на развитие силы физиологического выдоха. Это достигается за счет увеличения объема воды в цилиндре аппарата (от 20 до 25 – 30 мл), замены воды на жидкие кисели (крахмал + вода). Основные задачи – расширение объема выдыхаемого воздуха и увеличение продолжительности выдоха. Успешная их реализация способствует активизации ротового вдоха за счет увеличения объема вдыхаемого воздуха.

    Продолжительность упражнения 2 – 5 мин. Количество занятий от 10 до 20. Степень сформированности ротового дыхания на каждом из четырех этапов работы можно оценить, используя игровой прием «Рыбка» («Бегемот»): ребенок дышит широко открытым ртом, язык находится в полости рта. Логопед фиксирует количество дыхательных движений (без дискинезов, придыхания, стридора).

    На последующих этапах работы используется разнообразный инструментарий, обеспечивающий выработку дыхательных кинестезий с помощью зрительных опор (трубочек для коктейля, вертушек, шарика для пинг-понга, султанчиков, ватных шариков и др.).

    Результатами коррекционной работы с использованием аппарата В.Ф.

    Фролова являются:

    - формирование произвольности дыхательных движений;

    - снижение их частоты от 55,7 до 15 (средние показатели);

    - увеличение продолжительности выдоха в среднем от 0,5 сек до 4 сек

    (средние показатели);

    - удлинение времени фонации, позволяющее регулировать её громкость;

    - активизация небно-глоточного смыкания, способствующего уменьшению носовой эмиссии воздуха;

    - формирование лабиальной позы губ, необходимой для формирования целенаправленной воздушной струи;

    - увеличение количества свободных дыхательных движений (ротовое дыхание без придыхания, дискинезов) от 1 – 2 до 4 – 5;

    - координация дыхания, фонации и артикуляции;

    - улучшение общей разборчивости речи.
    1   2   3


    написать администратору сайта