Главная страница

Колесникова Основы андрагогики. Высшее образование основы андрагогики


Скачать 1.3 Mb.
НазваниеВысшее образование основы андрагогики
АнкорКолесникова Основы андрагогики
Дата29.01.2020
Размер1.3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKolesnikova_I.A.-Osnovy_andragoniki-2007.doc
ТипДокументы
#106385
страница3 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Глава 3.

ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В деле объединения человечества на основе определенных ценностных оснований и целевых ориентиров, безусловно, одним из приоритетных становится непрерывное образование. Непрерывность выступает в современном культурно-образовательном контексте как идея, принцип обучения, качество образователь ного процесса, условие становления человека. Идея непрерывности образования появилась в истории культуры еще в эпоху Платона и Аристотеля. В содержательном плане она была впервые теоретически обоснована и представлена великим чешским мыслителем и педагогом Я. А. Коменским, выстроившим в своих трудах систему, направленную на обучение «всех всему», начиная от материнской школы и заканчивая академией. Однако в полной мере общество смогло приступить к осмыслению и воплощению данной идеи на практике лишь в последней трети XX в.

Для определения категории непрерывного образования международное профессионально-педагогическое сообщество использует ряд терминов. В современной литературе можно встретить такие устойчивые сочетания, как «образование взрослых» (adult education, Feducation des adultes, Erwachsenenbildung); «продолжающееся образование» (continuing education, continuous education); «дальнейшее образование» (further education, Weiterbildung); «возобновляющееся (рекуррентное) образование» (recurrent education) как получение образования «по частям» в течение всей жизни путем чередования обучения с другими видами деятельности, главным образом с работой; «перманентное образование» (permanent education); «пожизненное образование» (lifelong education); «пожизненное учение» (lifelong learning, Feducation permanente).

В каждом из этих терминов сделан акцент на определенной стороне рассматриваемого нами явления, но общей в смысловом отношении оказывается идея пожизненной незавершенности и неза-вершимости образования для взрослого человека, а значит, объективно существующая для него необходимость постоянно оставаться в позиции ученичества.

Проблематику непрерывного образования можно условно разделить на две основные сферы. Первая связана с построением системы непрерывного образования как части социальной практики — социально-образовательный аспект непрерывного образования', вторая — с процессом освоения самим человеком нового жизненного, социального, профессионального опыта — психолого-андрагогический аспект непрерывного образования. Именно поэтому во второй половине 90-х годов XX столетия в сфере образования взрослых было провозглашено сочетание принципа непрерывности образования с принципом учения в течение жизни и созданием обучающегося общества. Тем самым сделана попытка закрепить в общественном сознании понимание взаимной ответственности общества, государства и личности за развитие образовательных процессов.

Среди функций непрерывного образования выделяют: развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста); компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании); адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации); интегрирующую в незнакомый культурный контекст; ресоциализации (повторной социализации).

В содержании непрерывного образования принято выделять три основные смысловые области, связанные с обучением взрослого населения: обучение грамотности — в широком смысле, включая компьютерную, функциональную, социальную и др.; профессиональное обучение, включающее профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации (Job qualification); общекультурное — дополнительное образование, не связанное с трудовой деятельностью (life qualification).

В качестве обобщенных социально значимых показателей образованности (как результата получения образования) на стороне личности выступают грамотность, профессиональная компетентность, культура. Остановимся на этих понятиях подробнее.

Грамотность — это социально-педагогическая характеристика личности, отражающая способность к прочтению, восприятию и пониманию необходимого объема социокультурной информации, закодированной в определенной знаковой или коммуникационной системе. Уровень грамотности человека обусловливает степень доступности для него той или иной информации, которой владеет общество (социум), а значит — меру адаптивности к окружающим природным и социальным условиям.

Содержательное наполнение понятия «грамотность» изменяется вместе с требованиями общества. В течение тысячелетий, когда речь заходила о грамотности, имелось в виду лишь умение читать и писать. Двадцатый век породил такие понятия, как «политическая грамотность», «компьютерная грамотность», «грамотность в области СМИ» и др.

Различают не только содержательное наполнение грамотности, но и ее уровни. «Уровень грамотности» — понятие, обозначающее степень овладения знаковыми системами естественных или искусственных языков. Главные из них: элементарная, или исходная, грамотность; функциональная грамотность; базо­вая общекультурная грамотность; надфункционалъная грамот­ность.

К сожалению, современная проблема неграмотности взросло­го населения оказывается значительно шире, нежели неумение читать. (Хотя и эта проблема еще не в полной мере решена чело­вечеством. Так, по данным ЮНЕСКО, к началу XXI в. примерно 900 млн взрослых людей в мире были неграмотны. Неслучайно по решению этой организации был провозглашен Международный день борьбы с неграмотностью.)

В 90-е годы XX столетия в обиход вошло понятие «функцио­нальная неграмотность». Оно указывает на наличие в обществе категории людей, не имеющих знаний, умений, навыков, кото­рые необходимы для полноценной жизни и взаимодействия с другими членами общества, соответствующего цивилизационно-культурному уровню развития социума. Невозможность функцио­нировать в условиях информационного, поликультурного, откры­того общества в той или иной степени обнаруживается по мере появления новых экономических и социокультурных реалий у многих взрослых людей, не прошедших специального обучения. Представители старших поколений нередко не могут стать гра­мотным потребителем, хозяином бытовой техники, пользовате­лем Интернета, клиентом банка, партнером иностранных орга­низаций. Индикатором масштабности явления функциональной неграмотности в сфере коммуникации и информации служит структура предлагаемых на рынке обучения образовательных ус­луг, среди которых на первый план вышли подготовка пользова­теля PC, иностранный язык, психологические тренинги1.

При определении меры профессионализма человека в качестве одного из ключевых сегодня используется понятие компетентности. Компетентность — это интегральная личностная характери­стика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в об-щесше на настоящий момент нормативами и стандартами. Имен­но поэтому понятие компетентности носит конкретно-историче­ский характер. Основы профессиональной компетентности дает базовое профессиональное образование. Будучи динамичной, ком­петентность проявляется и может быть оценена только в ходе прак­тической деятельности, а ее уровень может повышаться непре­рывно (или сходить на нет!) на протяжении всей профессиональ­ной жизнедеятельности.
Уровни компетентности — ее качественные состояния, харак­теризуемые мерой развития способности работника действовать со знанием дела при исполнении совокупности служебных обя­занностей.

В основе компетентности лежит понимание существа выполня­емых задач и их связи с задачами, выполняемыми другими субъек­тами. Поэтому ее уровни могут быть охарактеризованы исходя из общих представлений о возможностях развития познания и ос­мысления реалий, сопряженных с процессом деятельности. Среди них принято выделять: а) допрофессионалъный (или дилетантский), основанный на житейском здравом смысле и обыденном созна­нии; б) эмпирический — понимание дела, сформировавшееся в ходе повседневного практического опыта, обычно тяготеющее к примитивному прагматизму и характеризующееся консерватив­ностью; в) теоретический — понимание, сложившееся в ходе ос­воения знаний из соответствующих отраслей науки; г) методоло­гический, позволяющий выстраивать собственный концептуаль­ный путь в профессии на основе его осмысления, достигнутый в результате интеграции теоретических знаний и практического опыта.

Развитие технологий современного производства, активное внедрение информационных технологий во все сферы жизни предъявляют новые требования к профессиональной компетент­ности современного человека. Недостаточная компетентность в этой сфере обусловливает процесс маргинализации специалистов, воз­никновение группы риска среди занятого населения.

В контексте образовательной проблематики используется так­же понятие «культура». Это многозначный термин, наиболее упот­ребительный в двух главных смыслах: как объективированный со­циальный опыт — совокупность достижений человеческого обще­ства в различных сферах его жизнедеятельности: технологии, эко­номике, политике, социальных отношениях, духовной области; как уровень развития личности, характеризуемый мерой освоения индивидом накопленного человечеством социального опыта и сте­пенью развития способности к его обогащению.

Отражающая своеобразие целостности, присущее внутренне­му миру определенного субъекта, культура может трактоваться как результат соединения профессионального опыта человечества в определенной сфере с опытом отдельного субъекта — носителя профессиональной деятельности, достигшего уровня постижения ее смысла и механизмов действия.

Культура творится многими людьми, внутренне объединенны­ми по какому-либо признаку. Индивидуальная профессиональная культура производна от опыта субъекта более крупного масштаба и вбирает в себя его специфику. Принадлежность к определенной культуре легко обнаруживается в профессиональном поведении специалиста. Носитель профессионального опыта, становясь творцом культуры, привносит в нее отпечаток своеобразия и уровня профессионально-личностного развития.

В структуре непрерывного образования до недавнего времени принято было четко разграничивать его виды: формальное, неформальные, информальное. Формальное об-разование называется так потому, что оно регламентируется, нормируется (приобретает установленные формы) со стороны государства и общества. Способами такой регламентации являются стандарты, образовательные системы определенного типа, закрепленные законодательно. Люди, получившие формальное образование, приобретают совокупность законодательно установленных прав, основанием для предоставления которых служит документ (свиде- : тельство, аттестат, диплом, удостоверение) государственного об- , разца. Оно открывает доступ к следующей ступени образования в , рамках существующего законодательства. Определенные ступени \ формального образования утверждаются государством как обя- * зательные для всех граждан. Причем обязательный образователь-ный ценз, обычно провозглашаемый и закрепляемый конститу- | ционно, в определенной степени становится прогностическим j показателем качества жизни и образованности населения той или -иной страны. г

Понятие неформального образования включает в себя все виды образовательных программ и учебных курсов, не дающих права на получение сертификата, обеспечивающего изменение профессионального статуса. Неформальное образование при желании позволяет осуществлять общекультурное развитие человека на всех эта- ! пах его жизни независимо от исходного образовательного уровня. Обычно оно связано со сферой любительских увлечений и реализацией творческого потенциала личности. Иногда неформальное образование играет компенсирующую или адаптивную роль для людей, по тем или иным причинам не сумевших или не желавших получить формальное образование.

Информальное образование — такое понятие не вполне органично для русского восприятия. Являясь прямым лингвистическим переносом из западной андрагогической практики, оно употребляется лишь в специальной литературе. Под информаль-ным (т.е. находящимся вне какой-либо формы) подразумевается обучение, «встроенное» в течение жизни: осуществляемое в ходе общения, происходящее под влиянием средств массовой информации, просветительских акций, при чтении книг, при осмыслении собственного опыта и опыта других. Образование взрослых всегдарассматривалось в контексте жизненного пути человека, где «уни­верситетами становятся не только учебные аудитории и библиоте­ки, но и коллеги, друзья, дети, средства массовой информации»1. Недаром многие из состоявшихся личностей «разговор с умным человеком» воспринимают как феномен, имеющий непосредствен­ное отношение к образованию.

В современном опыте образования в течение жизни перечис­ленные три вида все чаще начинают взаимопересекаться, обеспе­чивая действительную непрерывность учения. Реализация непре­рывного образования в образовательной системе опирается на ее «вертикальную интеграцию», т.е. преемственность ступеней фор­мального образования — дошкольного, начального, среднего, среднего профессионального, высшего, где каждый образователь­ный уровень предполагает возможность перехода на последующий. Движение по линии «вертикальной интеграции» во многих случа­ях сопряжено с ориентацией на служебное продвижение, карьер­ный рост.

Важный содержательный признак непрерывности — «горизон­тальная интеграция», т.е. соотнесенность образования, получае­мого вне формальной образовательной системы (в том числе спон­танно приобретаемых знаний и жизненного опыта), с образова­нием в рамках учебных заведений и специально организованных образовательных программ. Исследователи андрагогических про­цессов выделяют также третий вектор образовательного движе­ния, направленный «вглубь», т.е. на осознанное самопознание и духовное развитие человека.

Важно понимать, что интеграция результатов всех видов обра­зовательной и просветительской деятельности может произойти только «внутри» взрослого человека, в его субъективном мире. Эта интеграция в какой-то мере осуществляется на основе синергети-ческих процессов, т.е. по принципу самоорганизации поступаю­щей извне информации, имеющей обучающий смысл. Чем осо­знаннее взрослый человек выстраивает траекторию своего обра­зования, тем более управляемым становится его информацион­ное взаимодействие с миром. Одной из задач андрагога является помощь взрослому человеку в выборе образовательных ориенти­ров в огромном массиве информации, поступающей по разным каналам.

Для андрагога важно понимание того, что непрерывное обра­зование человека — явление более глобальное, нежели просто включение взрослых в организованные формы образования или создание системы непрерывного образования людей в целях раз­вития производства, экономики, социума. Не ограничиваясь кон­кретными сроками обучения, «стенами» и правилами учебного заведения, непрерывное образование приобретает черты жизне­деятельности, а сама жизнь человека — черты непрерывного образовательного процесса. Именно непрерывность учения на протяжении жизни способствует образованию полноты человеческого качества (иными словами — человеческого образа). С этих позиций сочетание «не-образованный человек» приобретает гораздо более глубокий бытийный смысл: человек, еще не нашедший своего образа.

Подобное понимание идеи непрерывности предполагает особую позицию учащегося человека. Он видится полноправным участником образовательного процесса, самостоятельно определяющим, у кого, чему и как ему учиться для выполнения своих жизненных задач и планов. На этом фоне «вести» взрослого учащегося — значит содействовать развитию непрерывности образовательного процесса на всех уровнях государственного и общественного устройства.

Реализация принципа непрерывности образования на практике связана с определением и нормативным закреплением его структуры; обеспечением социальных прав и гарантий каждому, желающему продолжать образование; созданием государственно-общественной системы управления развитием этой структуры; формированием культуры непрерывного обучения у на селения; подготовкой достаточного количества специалистов, способных обеспечить обучение любых категорий и групп взрослого населения на любом из этапов их жизнедеятельности.

В социально-образовательной практике ключевое значение для осуществления принципа непрерывности образования имеет наличие преемственности звеньев образовательной системы и раз-ветвленности каналов неформального образования за пределами базового образования.

Таким образом, непрерывное образование предстает перед нами одновременно и как общественно-государственная система, обеспечивающая реализацию принципа непрерывности обучения в обществе, и как внутренний процесс, сопровождающий становление субъекта на основе обучения в течение всей жизни. При этом по отношению к жизнедеятельности человека оно выполняет две основные функции: профессионально-личностного развития и адаптации к изменяющейся ситуации.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В приложении 1 приведены некоторые термины, наиболее часто употребляемые в работах, посвященных теории и практике образования взрослых. Какие из понятий вам знакомы? Какие вы встречаете впервые? Какие понятия наиболее актуальны для вас на данном этапе образования?

2. Ознакомьтесь с выдержками из Гамбургской декларации об обуче­нии взрослых (приложение 3). Выделите основные идеи непрерывного образования, заложенные в этом документе, и направления их реализа­ции в современных условиях.

3. Вспомните своих знакомых старше 30 лет, которые учатся. К какому виду образования (формальное, неформальное, информальное) вы бы отнесли их занятия?

Рекомендуемая литература
Бреннан Дж. и др. Обучение в течение жизни для обеспечения заня­тости и равенства // Социология образования. — 2001. — № 7.

Веймарская декларация непрерывного образования // Новые знания. — 1998.-№ 1.

Горохов В. А., Коханова Л. А. Основы непрерывного образования в СССР / Под ред. В.Г.Онушкина. — М., 1987.

Джарвис П. Глобальные тенденции в «обучении всю жизнь» и ответ университетам // Социология образования. — 2000. — № 6.

ЗайдаДж. Обучение взрослых и «образование всю жизнь»: новые тен­денции в России // Социология образования. — 2000. — № 4.

Интеграционные процессы в образовании взрослых: Материалы науч.-практ. конф. ИОВ РАО. - СПб., 1997.

Климов С. М. Неформальное образование взрослых: Проблемы эконо­мики и управления. — СПб., 1998.

Климов С. М. Организация просветительской деятельности, модели и формы. - СПб., 1995.

Леднев В. С. Непрерывное образование: Структура и содержание. — М., 1998.

Материалы V Гамбургской конференции по образованию взрослых // Непрерывное образование. — Нижний Новгород, 1999.

Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изло­жение) // Новые знания. — 2001. — № 2.

Образование взрослых: Реальность, проблемы, прогноз / Под ред. С.Г.Вершловского. - СПб., 1998.

Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онуш-кина. - М., 1987.

Шевелев В. В. Перспективы развития системы непрерывного профес­сионального образования // Специалист. — 1999. — № 4.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давы­дов. - М., 1993-1999. - Т. 2.

С литературой по проблемам образования взрослых, андрагогики, не­прерывного образования, издающейся на европейских языках, можно познакомиться:

— в библиографическом указателе: Documentation Centre and Library of the UNESCO Institute for Education. List of New Acquisition (12 номеров в год);

— в журнале: International journal of lifelong education (London);

— в тематической библиографии: Lifelong education bibliography.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта