Главная страница
Навигация по странице:

  • Витольд Рыбчинский Городской конструктор. Идеи и города

  • Льюис Мамфорд

  • Джейн Джекобс

  • Глава 1 Переустройство города

  • Городской Конструктор. Витольд РыбчинскийГородской конструктор. Идеи и города


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеВитольд РыбчинскийГородской конструктор. Идеи и города
    Дата30.12.2018
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГородской Конструктор.pdf
    ТипДокументы
    #62224
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Витольд Рыбчинский
    Городской конструктор. Идеи и города
    Текст предоставлен правообладателем
    http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6737870
    Рыбчинский В. Городской конструктор. Идеи и города: Институт медиа, архитектуры и дизайна
    «Стрелка»; Москва; 2014
    ISBN 978-5-906264-23-7
    Аннотация
    Представления о красоте и комфорте постоянно меняются, на сцену выходят все новые поколения архитекторов и градостроителей, экономисты придумывают новые концепции, а экологи – новые угрозы, и каждый этап преходящей интеллектуальной моды становится частью истории города – идеи о городском развитии не уходят в прошлое вместе со своим временем, но получают физическое воплощение в городском ландшафте, наслаиваются и влияют друг на друга – и на нас, городских жителей. Основные детали интеллектуального конструктора, из которого собран современный город, описывает профессор Пенсильванского университета Витольд Рыбчинский.

    В. Рыбчинский. «Городской конструктор. Идеи и города»
    3
    Содержание
    Предисловие
    5
    Глава 1 7
    Глава 2 12
    Чарльз Малфорд Робинсон и «гражданское искусство»
    15
    Эбенизер Говард и рождение «города-сада»
    23
    Ле Корбюзье: башни в парке
    31
    Конец ознакомительного фрагмента.
    37
    Комментарии

    В. Рыбчинский. «Городской конструктор. Идеи и города»
    4
    Витольд Рыбчинский
    Городской конструктор. Идеи и города
    Посвящается
    Мартину
    Майерсону
    (1922–2007),
    градостроителю, педагогу, уважаемому коллеге, и Мартину Поули
    (1938–2008), собрату по «мусорной архитектуре», писателю, другу
    Город – это природная данность, как пещера, косяк макрели
    или муравейник. Но в то же время он – осмысленное произведение
    искусства, содержащее в своей коллективной структуре множество
    более простых и личных произведений искусства.
    Льюис Мамфорд
    Над тем, что мы хотим выразить в облике наших городов,
    смеяться не следует. Их замысловатое устройство можно считать
    настоящим чудом. Ведь это проявление возможности неизмеримого
    множества людей свободно строить и воплощать в жизнь
    бесчисленные планы.
    Джейн Джекобс
    Witold Rybczynski
    Makeshift Metropolis: Ideas about Cities
    © Witold Rybczynski, 2011. All rights reserved
    © Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», 2014

    В. Рыбчинский. «Городской конструктор. Идеи и города»
    5
    Предисловие
    Как и многие студенты-архитекторы моего поколения, я почерпнул свои идеи о сущ- ности городов из книг Льюиса Мамфорда и Джейн Джекобс. Штудируя труды этих авторов на занятиях и на досуге, я по молодости еще не понимал, что во многом их можно назвать идейными противниками. Мамфорд, с тоской вспоминая о городах доиндустриальной эпохи,
    активно выступал за их будущее развитие в «малом масштабе», как заповедовал его настав- ник Патрик Геддес. Джекобс, относившаяся с подозрением к планированию в целом и совре- менному планированию в частности, считала, что город живет по собственным правилам,
    которые градостроители, как правило, игнорируют, или, если говорить о современных тео- ретиках, включая Геддеса, сознательно узурпируют. С Мамфордом у меня была только одна короткая встреча – на обеде в его честь, когда он посещал Университет Макгилла. Этот человек присутствовал при рождении современной архитектуры и градостроительства, что делало его личностью почти легендарной. Джентльмен до мозга костей, Мамфорд держался официально и несколько отчужденно. Он казался пришельцем из другой эпохи. Дерзкая и откровенная бунтарка Джекобс импонировала впечатлительному юнцу куда больше.
    С тех пор как Джекобс написала «Смерть и жизнь больших американских городов»,
    прошло полвека, и время скорректировало мои незрелые суждения. Например, ее априорное отвержение идей «красивого города» и «города-сада» сейчас представляется мне несколько легкомысленным: обе эти концепции оставили неизгладимый – и позитивный – след в исто- рии американских городов. Убедительность ее доводов о «жизни улицы» умеряется тем, что мы теперь знаем о «защищающем пространстве» и общественной поддержке правопорядка
    (community policing). Да и сам городской мир за пятьдесят лет изменился: постепенный вывод промышленных предприятий изменил облик ряда больших американских городов,
    в центральных районах которых сохраняются бедность и расовые барьеры, а разрастание пригородов стало важной движущей силой развития мегаполисов. Вместе с тем растущее внимание к экологическим вопросам возродило интерес к мыслям Мамфорда о региональ- ном планировании.
    Спор между Джекобс и Мамфордом нужно рассматривать в историческом контексте,
    поэтому в главе 2 я анализирую три главные идеи, повлиявшие на американское градострои- тельство первой половины ХХ века: концепции «красивого города», «города-сада» и «Луче- зарного города». В главе 3 рассказывается о мощной атаке Джекобс на современное градо- строение и о том, какое воздействие она оказала на архитекторов и планировщиков. Однако,
    пока Джекобс занималась состоянием центральных районов города, американский урбанизм шел по пути децентрализации, что тридцатью годами раньше предвидел Фрэнк Ллойд Райт,
    разработавший концепцию «города широких горизонтов», которая была основана на разви- тии пригородов. Джекобс относилась к этой идее с таким презрением, что даже не упомя- нула ее в своей книге. В главе 4 описывается, как получилось, что эксцентричный гений Райт оказался пророком. В главе 5 все эти нити сплетаются воедино: в ней речь идет о том, как три главные идеи (и их критика со стороны Джекобс) повлияли на развитие американских городов, воплотившись в зеленые набережные и новые пригороды, построенные по принци- пам «города-сада». Что же касается райтовской концепции постоянного расширения границ города, то реальность давно уже превзошла все его ожидания.
    Американский город, это неупорядоченное, можно сказать, анархическое поле для индивидуального предпринимательства, этакий «городской конструктор», во многом стал воплощением идей Джекобс. Однако все произошло не так, как она ожидала. В наиболее привлекательных городских районах селятся не рабочие, которым она уделяла первостепен- ное внимание, а состоятельные люди и молодежь. Энергия города, за которую она выступала

    В. Рыбчинский. «Городской конструктор. Идеи и города»
    6
    и которую справедливо считала «барометром» здоровья городской жизни, воплощается в новой коммерческой и жилой застройке, по масштабу не уступающей той, что она так кри- тиковала. Эти проекты осуществляют девелоперы, которых не было во времена, описанные в «Смерти и жизни». Сегодня, однако, именно они играют первую скрипку и давно уже заме- нили градостроителей в роли главных стратегов развития городов.
    В книге я попытался собрать все, что узнал об урбанистике и развитии городов. Шест- надцать лет назад я начал читать курс по основам дизайна и градостроительства для студен- тов, специализирующихся на деловом администрировании и недвижимости. Затем я позна- комился с коллегами, по большей части экономистами, с кафедры недвижимости Школы
    Уортона. Выяснилось, что все они занимаются исследованием городских проблем – жилищ- ным строительством, государственным финансированием, иммиграцией и бедностью. Их основные научные интересы мало отличаются от интересов архитекторов и градостроите- лей из Школы дизайна Университета Пенсильвании, где я также преподаю: и те, и другие озабочены улучшением ситуации в городах и в жизни горожан. Однако экономисты исходят из того, что, прежде чем что-то менять, нужно сперва понять, как это работает. То есть их исследования связаны не столько с тем, каким должен быть город, сколько с тем, каков он есть – как он функционирует. Это означает, что они занимаются сбором и анализом огром- ного количества информации, пытаясь понять, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, живут там, где они живут, и выбирают то, что выбирают.
    Хотя градостроительные проекты обычно начинаются с функционального анализа и изучения местных условий, транспортных схем и так далее, главная цель любого городского планировщика – найти новаторское решение существующей проблемы. Архитекторы и гра- достроители озабочены тем, как сделать город соответствующим их представлениям – более безопасным, компактным, зеленым, живым. Рабочая гипотеза состоит в том, что проектиров- щик, то есть специалист, учитывает интересы потребителей и лучше всех знает, как добиться этих достойных целей. Что же касается моих коллег-экономистов, то они подходят к про- блеме с другого конца, пытаясь выяснить, чего хотят сами люди.
    Что же такое город – воплощение замыслов планировщиков или девелоперов, или и тех, и других? Именно этим вопросам и посвящена моя книга. Главы 6 и 7 рассматривают
    «альтернативную историю города», которая связана с потребностями заказчиков, потреби- телей и предпринимателей, а не с предписаниями планировщиков. В главе 8 речь пойдет об антагонизме между сегодняшней модой на «иконическую» точечную застройку (так назы- ваемый «эффект Бильбао») и проектированием городской среды. В главе 9 говорится о том,
    что мы узнали о городском строительстве и реконструкции, и о том, как из уроков последних пятидесяти лет вырастают стратегии, в которых прагматизм и постепенное развитие соче- таются с государственной и частной деятельностью. В последних двух главах сравниваются представления американцев о том, какими должны быть их города, и требования к городу в условиях нынешнего экологического кризиса. Как выясняется, они во многом не совпадают.
    Именно разрешение этого противоречия станет главной задачей следующего поколения гра- достроителей.

    В. Рыбчинский. «Городской конструктор. Идеи и города»
    7
    Глава 1
    Переустройство города
    Я стою на крыше здания, выходящего на бруклинскую набережную. На дворе март,
    с реки дует пронизывающий ледяной ветер, но солнце светит ярко, и вид манхэттенских небоскребов по ту сторону сверкающей Ист-Ривер просто великолепен. «Площадь каждого из этих причалов – пять акров, – говорит мой спутник, специалист по ландшафтной архи- тектуре Майкл ван Валькенберг. – По размерам это равно Брайант-парку». Ван Валькенберг рассказывает о будущем парке, который протянется вдоль набережной больше чем на милю
    – от Атлантик-авеню на юге до Бруклинского и Манхэттенского мостов на севере, и я зара- жаюсь его энтузиазмом. Пока что это место напоминает заброшенную автостоянку: за про- висшим забором из рабицы – только потрескавшийся асфальт да кучи мусора. До нас доно- сится ровный гул машин, несущихся по автостраде Бруклин – Куинс. Хотя старые склады на пристани уже снесены, трудно представить себе, что здесь будет парк, но ван Валькенберг заверяет меня: через четыре года основные работы завершатся. Уже на следующей неделе сюда прибудут первые грузовики с землей.
    В четырехэтажном здании, на крыше которого мы стоим, разместился «полевой штаб»
    ван Валькенберга. Здесь он вместе с партнером – Мэттом Урбански – объясняет мне суть проекта при помощи макета в 50 футов длиной, который занимает большую часть сводча- того помещения. То, что я вижу на макете, мало напоминает традиционный парк. Узкая полоса земли вдоль берега уставлена моделями деревьев (кроны сделаны из зеленого губча- того материала), а около трети территории парка расположено на шести грузовых причалах
    – прямоугольных платформах, протянувшихся перпендикулярно реке, словно растопырен- ные пальцы. На одном из причалов появятся поля для бейсбола и футбола, на трех будут разбиты лужайки и клумбы с полевыми цветами, еще на одном – баскетбольная и гандболь- ная площадки и теннисные корты, а шестой превратится в мини-заповедник. Ван Валькен- берг и Урбански рассказывают, какие возможности для досуга будут у посетителей парка.
    Помимо спортплощадок и беговых дорожек здесь предусмотрены тропки для прогулок, при- ливные бассейны, где можно бродить по колено в воде (река в этом месте дает приливную волну в четыре фута), большой водоем с тихой водой для байдарочников, пляжи для люби- телей позагорать, зоны для пикников, места для выгула собак, пристань для небольших яхт,
    рынок под открытым небом и стоянка речных трамвайчиков. И все это на каких-то 84 акрах!
    Общественные парки – отличительная черта североамериканских городов. Это не европей- ские подстриженные газоны и «одомашненные» произведения садово-паркового искусства,
    а обширные зоны, где воспроизводятся природные ландшафты – пруды, реки, поляны, леса.
    Большинство этих парков, появившихся во второй половине XIX века, связаны с именем
    Фредерика Лоу Олмстеда, именно он оказал наибольшее влияние на отношение общества к этому вопросу и продемонстрировал, как нужно планировать и устраивать парки. Произве- дения Олмстеда, особенно Проспект-парк в Бруклине и Центральный парк на Манхэттене,
    пользовались огромной популярностью, и мысль о том, что большой парк необходим каж- дому городу, быстро распространилась по всей стране: они появились в Буффало, Монреале,
    Чикаго, Филадельфии, Сан-Франциско, Луисвилле и десятках городов поменьше.

    В. Рыбчинский. «Городской конструктор. Идеи и города»
    8
    В Бруклине растет новый парк. С разрешения Michael Van Valkenburgh Associates
    Как и все американские архитекторы, занимающиеся устройством парков, Ван Валь- кенберг идет по стопам Олмстеда. Но если Центральный парк создавался с помощью круп- ных бизнесменов, землевладельцев и политиков, то парк у Бруклинского моста стал резуль- татом инициативы местных жителей. В 1988 году жители, граничащего с набережной района
    Бруклин-Хайтс, недовольные предложением Управления порта отдать эту зону под ком- мерческую застройку, образовали Комитет по созданию природоохранной парковой зоны у Бруклинского моста. Комитет начал продвигать встречную инициативу: разбить в этом месте общественный парк. (Несмотря на наличие Проспект-парка, в Бруклине зеленых зон меньше, чем в любом другом крупном городском районе страны.) В конце концов было найдено компромиссное решение. Городские власти согласились устроить парк, но проект должен был осуществляться на основе самофинансирования: стороны договорились, что
    20 % территории будут отведены под коммерческое использование, например, под жилую застройку
    1
    . Полученные доходы должны напрямую передаваться Корпорации по строитель- ству парка у Бруклинского моста, которая будет заниматься его обслуживанием – по оцен- кам, на это потребуется до 15 миллионов долларов в год (содержание причалов обходится
    1
    В рамках окончательного плана частным застройщикам передается не более 10 % территории парковой зоны.

    В. Рыбчинский. «Городской конструктор. Идеи и города»
    9
    недешево). В 1998 году, на стадии планирования, фирму ван Валькенберга привлекли в каче- стве консультанта, но после конкурса проектов его назначили главным планировщиком и архитектором будущего парка
    [1]
    Пока мы осматриваем место строительства, ван Валькенберг рассказывает о трех глав- ных проблемах, которые необходимо было решить в ходе проектирования. Все они так или иначе связаны с расположенной по соседству скоростной автострадой Бруклин – Куинс.
    Пятьдесят лет назад, когда Роберт Мозес строил эту дорогу, его инженеры, чтобы успокоить жителей Бруклин-Хайтс и снизить уровень шума, возвели над эстакадой с двухуровневым шоссе третий уровень – пешеходный. Возникший в результате Бруклин-Хайтс Променад стал весьма популярным местом и сегодня считается исторической достопримечательно- стью. Это сильно повлияло на проектирование парка, поскольку такой статус юридически защищает и великолепный вид с бульвара на Манхэттен – его не должны загораживать ника- кие новые постройки. Под это положение о беспрепятственном обзоре попадает вся цен- тральная часть парка: высотная застройка возможна лишь в его южной и северной оконеч- ностях. Ван Валькенберг и его команда воспользовались этим ограничением, чтобы решить вторую серьезную проблему. Автострада, по сути, исключает прямой доступ в центральную часть парка с территории Бруклин-Хайтс. Сосредоточив зоны застройки на двух оконечно- стях – отель и жилой комплекс на севере, и жилые дома на юге (рядом с бывшей мебель- ной фабрикой, уже превращенной в кондоминиум) – проектировщики не только обеспечи- вают неприкосновенность вида на Манхэттен, но и создают, по их выражению, «городские перекрестки» – входы в парк, которые, как они надеются, станут оживленными «мости- ками» между ним и соседними кварталами. В то же время ограниченность доступа озна- чает, что парк должен стать «интересным», то есть обладать уникальными привлекатель- ными чертами. «Люди должны считать: чтобы там побывать, стоит проехаться на метро или на машине», – объясняет ван Валькенберг. Отсюда и водоем для каноэ, обширные зоны для пикников у воды, большие спортивные площадки – все это редко встретишь в Бруклине.
    Третья проблема связана с шумом. Проект автострады Бруклин – Куинс предусмат- ривал сооружение закругленной задней стены, чтобы отвести шум проезжающих машин от Бруклин-Хайтс, направив его в сторону реки – именно туда, где разместится будущий парк. Чтобы снизить уровень шума, ландшафтные архитекторы планируют насыпать по всей длине автострады земляной вал. Нижняя его часть будет пологой, и там смогут гулять люди;
    верхняя же станет круче, чтобы обеспечить максимальную высоту вала. Доступ публики к самой крутой части, укрепленной за счет стабилизации грунта, будет закрыт. Идея отго- родить часть парка представляется странной, но ван Валькенберг напоминает мне, что и в традиционных парках, например, в Центральном, есть обширные зоны, закрытые для пуб- лики и служащие лишь «фоном». В парке у Бруклинского моста роль такого «фона» играет гавань – 800 акров водной поверхности, благодаря которым парк будет казаться куда более просторным, чем он есть на самом деле.
    Большая часть парковых сооружений – изгороди, скамейки, фонари – будут выгля- деть грубовато, так, словно они сделаны на скорую руку: это, по мнению ван Валькенберга,
    должно способствовать сохранению «аутентичности» бывшей промзоны. Причалы, способ- ные выдерживать большую нагрузку, будут покрыты слоем грунта и дерна, другие останутся мощеными, а пирсы, находящиеся в плохом состоянии, планируется снести. Когда выяс- нилось, что восстановление единственного сохранившегося причала XIX века с узкоколей- кой, по которой грузы перевозились с кораблей в вагоны, обойдется слишком дорого, было решено его не трогать – пусть накопление грунта и появление растений продолжается здесь естественным путем, чтобы полуразрушенный пирс превратился в место гнездования птиц.
    А для защиты птенцов от крыс предусмотрен неординарный «экологически-инженерный»
    прием: ближайшая к берегу часть причала будет снесена, и он превратится в остров. Ближай-

    В. Рыбчинский. «Городской конструктор. Идеи и города»
    10
    ший пирс, расположенный непосредственно у Бруклинского моста, был изначально соору- жен из насыпного грунта, поэтому его планируется засадить деревьями, которые образуют прибрежную рощу. На другом пирсе будет сохранен стальной каркас пакгауза, он станет опо- рой для навеса над спортивными площадками. Там, где ветхие подпорные стены придется снести, появятся пляжи, приливные бассейны, лодочные стоянки. А прочные стены причала станут опорами для прогулочных площадок. В офисе Урбански показывает мне плиту из тяжелого, твердого дерева – южной желтой сосны. Немало таких плит было найдено при сносе одного из заброшенных складов. Это выдержанное, прочное дерево будет использо- ваться для скамеек, декоративных изгородей и других парковых сооружений. А макет ограж- дения из оцинкованных металлических труб, стальной проволоки и рабицы напоминает мне клеть для грузов.
    Олмстед и его партнер Калверт Вокс привлекали людей в Центральный парк, создав там катки, пруды с лодочными станциями и концертные площадки. Ван Валькенберг и его команда продолжили эти традиции активного и пассивного отдыха, только вместо виктори- анских беседок и эстрад для оркестров здесь появятся баскетбольные площадки и гигант- ские кинотеатры под открытым небом. Сочетание частной застройки и общественных функ- ций некоторые критики сочли отклонением от нормы, однако и этому есть подтверждение у
    Олмстеда: он утверждал, что финансовая выгода от строительства парков состоит именно в том, что они повышают стоимость прилегающей недвижимости и доходы города. В других зонах парка нынешние ландшафтные архитекторы пошли дальше своих предшественников.
    Проекты Центрального парка, Проспект-парка и других отчасти основывались на воссозда- нии идеализированных природных ландшафтов – британских и американских. Так, в Цен- тральном парке появились Овечья поляна и «дикая» роща, а в Проспект-парке – живописное искусственное озеро и ущелье, напоминающее горы Адирондак. Ландшафты, которые ван
    Валькенберг и его команда создадут в Бруклине, связаны с местоположением парка. Здесь будут прибрежные кустарники, низины с ручейками, заповедники в заболоченных зонах и на отмелях. «Мы попытались отразить своеобразие местности, использовать эти природ- ные зоны в качестве трамплина для создания функционирующей среды, которая в дальней- шем заживет собственной жизнью при минимальном вмешательстве человека», – поясняет ван Валькенберг. Если во времена Олмстеда ландшафтные архитекторы рассматривали свои творения как антитезу окружающему промышленному городу, ван Валькенберг считает парк у Бруклинского моста неотъемлемой частью его городского окружения.

    В. Рыбчинский. «Городской конструктор. Идеи и города»
    11
    Непривычный способ активного отдыха горожан – каноэ на Ист-Ривер. С разрешения
    Michael Van Valkenburgh Associates
    Проектирование парка у Бруклинского моста предусматривает и возможность импро- визаций, связанных с насущными потребностями района, сложными местными услови- ями, жесткими бюджетными ограничениями и необходимостью прибегать к подручным средствам. Ван Валькенберг определяет задачи ландшафтного архитектора как «понимание исходных данных и выстраивание работы таким образом, чтобы вследствие этого понимания появлялись вещи, которые нельзя было предугадать»
    [2]
    . Тем не менее в основе его прагмати- ческого подхода так же, как и у Олмстеда, лежат идеалистические представления, связанные с экологией, сообществом, планированием и урбанизмом. Масштабные идеи и практичные схемы – в истории американского «городского конструктора» начинается новая глава.
    Города развиваются не в вакууме. Урбанизм зиждется на былом – не только в физи- ческом, но и в интеллектуальном смысле. Чтобы лучше понять возможности и ограниче- ния, связанные с градостроительством, стоит для начала проанализировать три главные кон- цепции, определившие наши представления об урбанизме и способствовавшие тому, чтобы наши города стали такими, каковы они сегодня.

    В. Рыбчинский. «Городской конструктор. Идеи и города»
    12
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта