История Фортунатов В.В.. Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
Скачать 5.29 Mb.
|
Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция§ 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизмаИсторики по-разному датируют начало развития современной индустриальной цивилизации, занимающей в сегодняшнем мире доминирующее положение. Начало Нового времени связывали с Английской буржуазной революцией 1640–1688 гг., с открытием Христофором Колумбом Америки в 1492 г., с другими крупными событиями. Между тем для формирования нового общества, которое называют капиталистическим, буржуазным, индустриальным, одним из главных факторов стал пересмотр Человеком взглядов на свое предназначение в этом мире. Пересмотр происходил в течение нескольких веков и по-разному в разных странах. Но начался этот мощный духовный процесс с Ренессанса. Первоначально Ренессанс развивался только в Италии117. Выделяют Проторенессанс (Предвозрождение), охватывающий XIII в. (или двухсотые годы – дученто) и XIV в. (трехсотые – треченто); раннее Возрождение – XV в. (кватроченто); Высокое Возрождение – с 80-х гг. XV в. до 30-х гг. XVI в. (чинквиченто); позднее – до конца XVI в. Родиной Возрождения стала Флоренция – богатый промышленный и торговый город в центральной части Италии. Флорентийские купцы скупали грубо выделанные ткани в Англии, окрашивали их (технологию окраски долго держали в секрете) и с большой прибылью продавали. Во Флоренции в XIV в. были созданы первые в мире мануфактуры (с латинского – «делаю руками»). Если предприниматель всю работу, все операции по изготовлению того или иного продукта проводил в своих помещениях и под своим руководством, то это была централизованная мануфактура. Если предприниматель нанимал отдельных мастеров, живших в деревне и работавших каждый в своей мастерской, то мануфактура называлась рассеянной. Эксплуатация наемного труда была важным источником обогащения флорентийских дельцов. Богатые люди гордились своими успехами, проникались пониманием своей значимости, стремились украсить свою жизнь и увековечить свое имя. Они могли создать условия для творческих людей. Во Флоренции создавали свои шедевры Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. • Имена. Микеланджело Буонаротти Микеланджело Буонаротти (1475–1564). Итальянский живописец, скульптор, архитектор и поэт. Родился в Тоскане в разорившейся семье. Учился во Флоренции, где ему стал покровительствовать местный князь Лоренцо Медичи. Во Флоренции Микеланджело изготовил статую «Давид». По заказу Папы Римского скульптор создал скульптуру «Дева Мария, оплакивающая Христа» для собора Св. Петра. Он расписал свод Сикстинской капеллы в Ватикане. Самой известной работой художника стала фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы. Эти и некоторые другие произведения одного из величайших мастеров эпохи Возрождения сохранились до наших дней. Если в прежние столетия земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни загробной, чем-то не очень важным, то в эпоху Возрождения к людям вернулся вкус к жизни и ее радостям. Вместо идеи «первородного греха» (люди должны страдать за грехопадение Адама и Евы) формируется концепция «естественного права человека на счастье». Если раньше достоинствами личности считались смирение, аскетизм, воздержанность в выражении чувств, то отныне на первое место выходили смелость, активность, инициатива, умение работать, делать деньги, веселиться, любить. Если христианские теологи считали, что высшей добродетелью является безбрачие, и определяли, как часто и каким образом верующие должны вступать в интимные отношения, то уже в «Декамероне» Боккаччо сексуальная жизнь итальянцев выглядит насыщенной и разнообразной. Как это бывало во все эпохи, новые духовные веяния очень быстро стали сказываться на внешнем облике людей. В моду вошла одежда, не скрывающая, а подчеркивающая физические достоинства человека. Женщины носили декольте, использовали разнообразные ухищрения, чтобы подчеркнуть привлекательность своих форм, призванных указывать на способности к деторождению и ярким эмоциям. Мужская одежда подчеркивала физическую силу, мужественность, финансовую состоятельность, не должна была мешать активным движениям. Все большее число людей ставило своей целью прожить жизнь счастливо, интересно, без ненужных мучений. Человек, осознавший свои силы, веривший в свою звезду, отличался своеволием, склонностью к авантюризму, энергией и темпераментом118. • Мужчина и женщина в истории цивилизаций В итальянской литературе под влиянием диалогов Платона получил распространение мотив платонической любви, которая трактовалась как асексуальная, духовная. Со временем стала подчеркиваться крепость молодых мужчин, способных ответить женщине с сильным темпераментом. Высмеивались старики, стремящиеся восстановить потенцию с помощью врачей. Резко возросло количество внебрачных детей. Распространение сифилиса, который считали завезенным моряками Христофора Колумба, объявлялось карой за распущенность. Но позитивное отношение к сексу, чувственность, эротизм получали все более широкое распространение. В литературном творчестве встречаются порнографические сюжеты. Женщины обнажили плечи и грудь. Мужчины с помощью специальных ухищрений старались обратить внимание дам на область гульфика, который также появился в это время. В мире художников, артистов более терпимым стало отношение к гомосексуализму. Внебрачное происхождение перестало быть проклятием. Куртизанки признавались дамами. В то же время широко применялись пояса целомудрия. Свое название этот своеобразный период в истории Европы получил в связи с открытием, возрождением античной культуры. Для утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, для оценки человека как высшего начала бытия античная эпоха, в центре которой бесспорно стоял человек, имела огромное значение, в ней искали оправдание и поддержку титаны и рядовые труженики Ренессанса. Еще Эсхил изображал Прометея «мучеником человеколюбия». Древнегреческому мыслителю Протагору (около 490 – около 420 г. до н. э.) приписывают афоризм «Человек есть мера всех вещей». С опорой на античное наследие в условиях Возрождения быстрее стали развиваться гуманитарные науки– этика, история, педагогика, поэтика, риторика. • Инновации. Книгопечатание Огромное значение для кардинальных изменений в духовной жизни Европы имело распространение книгопечатания. Считается, что бумагу изобрел китаец Цай Лунь около 100 г. н. э. Китайский кузнец Би Шэн в 1041–1048 г. первым изготовил литеры из глины, а в 1232 г. в Корее впервые для книгопечатания был применен шрифт из металла. Европейцы считают первопечатником немца Иоганна Гуттенберга (1399–1468). Изобретение им книгопечатного станка и появление первой книги датируют 1450 г. В течение последующих 50 лет в 260 европейских городах появилось 1500 типографий, напечатавших 40 тыс. изданий тиражом свыше 10 млн экземпляров, которые библиофилы называют инкунабулами. В 1491 г. в Кракове славянским шрифтом – кириллицей – была напечатана первая книга. В 1522 г. в Вильнюсе появилась первая славянская типография. Русским первопечатником считается Иван Федоров, выпустивший «Апостол» в 1564 г. Книгопечатание способствовало развитию науки и культуры. «Мы можем и должны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытия книгопечатания», – говорил выдающийся русский ученый В. И. Вернадский. Книгопечатание подорвало монопольные позиции церкви в сфере духовной жизни. Получили развитие светское образование, университеты, библиотеки, возникли новые центры духовной жизни общества. Немаловажное значение имела унификация грамматических норм языка и графических форм письма. Изготовление книг способствовало развитию изобразительного искусства в связи с появлением иллюстраций, книжных миниатюр, использованием красок и т. д. В известной мере книга проложила путь новой индустриальной цивилизации. Возвращение гуманизма (от лат. «человеческий») происходило во всех сферах жизни. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы (палаццо), городские и особенно загородные дома (виллы). Вновь стали широко использоваться арочные галереи, колоннады, различные своды, купола, архитектурные ордера. Интерес к человеку проявился в мощном развитии портретной живописи, в детальном изображении человеческой фигуры, в том числе обнаженной. В литературе интерес к античности, к ее сюжетам сочетался с вниманием к народной культуре. Все проявления человеческих чувств, от любви до ненависти, все жанры – трагедия, комедия, фарс, сатира, сонет, новелла – нашли своих выдающихся представителей во многих европейских странах. В музыке, как и в других областях искусства, возникло много нового – сольная песня, кантата, оратория, опера. • Имена. Уильям Шекспир Уильям Шекспир (1564–1616), английский драматург, поэт. Шекспир был актером королевской труппы. «Шекспировский канон» – бесспорно принадлежащие его перу пьесы – составляют 37 драм. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего» (1598). Широкую известность приобрели трагедия о любви и верности ценою жизни «Ромео и Джульетта» (1595), исторические хроники «Ричард III» (1593), «Генрих IV» (1597–1598), трагедии «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606), «римские трагедии» «Юлий Цезарь» (1599), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607), лирико-философские «Сонеты» (1592–1600). В произведениях Шекспира получили отражение нравственные, общественные и политические конфликты эпохи. Герои Шекспира вступают в противоборство с судьбой и обстоятельствами, руководствуясь своими идеями и страстями. Поиски оптимистического решения конфликтов нашли свое выражение в романтических драмах «Зимняя сказка» (1611), «Буря» (1612). Произведения У. Шекспира многократно ставились на театральных подмостках во всех уголках мира, экранизировались. В XVI в. Возрождение охватило Германию, Францию119, Нидерланды, Испанию, Англию, Венгрию, Чехию, Польшу. Выдающийся философ Эразм Роттердамский видел в Возрождении не только воскрешение античного языческого наследия, но и восстановление раннехристианского учения, связывал совершенствование человека с образованием, творческой деятельностью, раскрытием всех заложенных в нем способностей. Гуманистические идеи свободы, равенства, справедливости были положены в основу идеального общества без частной собственности, которое нарисовал в своей «Утопии» англичанин Томас Мор. Другой англичанин, Уильям Шекспир, в своих комедиях, трагедиях, исторических хрониках создал яркие образы жизнелюбивых, страстных, энергичных людей «ренессансного типа», как стали говорить значительно позже120. Эпоха Возрождения во многих странах породила выдающихся людей, имена которых навсегда вошли в мировую культуру121. Многие отрасли человеческого творчества получили мощный толчок в своем развитии. Еще Фрэнсис Бэкон в противовес схоластическому методу выдвинул наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. В науке английский ученый видел путь к построению совершенного общества. Польский ученый Николай Коперник создал новую гелиоцентрическую теорию, которая совершила переворот в представлениях о Вселенной. Эта теория была поддержана в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера и итальянского ученого Галилео Галилея, который сконструировал подзорную трубу и с ее помощью открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера и т. д. За приверженность новой теории Джордано Бруно был сожжен инквизицией на костре. В эту эпоху Стивен сформулировал теоремы гидростатики; Н. Тарталья внес крупный вклад в теорию баллистики; Д. Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Трудами Г. Кремера (Меркатора) были составлены новые географические карты, возникла океанография. Фундаментальное значение имел труд А. Везалия «О строении человеческого тела». М. Сервет высказал положение о наличии легочного круга кровообращения. Медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармакологии. Леонардо да Винчи в своих инженерных проектах далеко опередил современную ему техническую мысль, создав, например, модель летательного аппарата. Очень многие отрасли науки и техники начинаются с главы, посвященной периоду с конца XV до первых десятилетий XVII в. • Имена. Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (1452–1519), великий художник, математик, механик и инженер. Леонардо – незаконный сын нотариуса из маленького тосканского города Винчи. Предложил конструкцию автоматической самопрялки (вновь изобретена в XIX в.), создал проект каналов с раскрывающимися шлюзами, которые впервые изобрел. В Милане стал герцогским инженером. Всю жизнь занимался пересмотром всей системы наук. Изучал падения тел под действием силы тяжести, наклонную плоскость, работу блока, теорию свода и провисания нити. Заложил основы физической и биологической оптики, гидро– и аэродинамики. Осуществлял анатомические вскрытия и оставил сотни зарисовок, правильно отображавшие внутреннее строение человека. Считается создателем геологии, первым проанализировал строение Земли и дал правильное объяснение происхождению ископаемых. Стал автором нескольких гениальных художественных полотен («Джоконда» в Лувре во Франции). Большинство проектов остались не завершенными. По-видимому, являясь бастардом (внебрачным ребенком), страдал комплексами, был гомосексуалистом, потомства не оставил. Умер во Франции. § 18. Особенности послемонгольского возрождения РоссииПрименительно к русской культуре XV–XVI вв. принято говорить о предвозрожденческих тенденциях. Их связывают с возрастающим интересом к человеческой личности и ее психологии. Хронологически, по времени жизни и творчества Максим Грек, Дионисий, Андрей Рублев (1360/70-1430) близки к Джотто (1267–1337), Петрарке (1304–1374), Боккаччо (1313–1375), Леонардо да Винчи (1452–1519), Микеланджело (1475–1564). В произведениях Федора Курицына, Ефросина, Андрея Курбского, Вассиана Патрикеева, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Пеана Пересветова, Пеана Грозного поднимаются те же вопросы политического и социального характера, что и в сочинениях Леонардо Бруни, Маттео Палъмиери, Леона Баттиста Альберти, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, Лудовико Ариосто, Балъдасаро Кастилъоне, Пиколло Макиавелли, Гвиччардини, Себастьяна Гранта, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Мигеля де Сервантеса и многих других122. Отечественные литературоведы считают, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских», рассказывающая о любви муромского князя и крестьянской девушки, не менее поэтична, чем «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. • Имена. Андрей Рублев Андрей Рублев (1370(?)-1430). Молодые годы Рублева прошли в Троицком монастыре, а иконописцем он стал в Андрониковом монастыре, впервые имя Рублева упоминается под 1405 г., когда вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца он расписывал Благовещенский собор в Москве. Однако Рублев не стал подражать авторитетному византийскому художнику, а наоборот, он окончательно отказывается от византийской суровости и аскетизма. Наиболее ярким свидетельством духовного взлета периода ига является самое замечательное произведение Андрея Рублева – икона «Троица». Она была написана для нового каменного собора Святой Троицы, возведенного над гробом Сергия Радонежского. На картине отражен библейский рассказ о том, как к праведнику Аврааму пришел сам Бог в образе трех путников. Жители города, где жил Авраам, непочтительно отнеслись к юношам. Авраам же усадил их под дубом во дворе своего дома, заколол для них тельца и проявил всевозможное гостеприимство. В картине Рублева видны умиротворение, любовь, милосердие, просветление, которые были характерны для русского национального самопознания. В творчестве Андрея Рублева завершается наметившийся уже в XII в. процесс обособления русской живописи от византийской. Так было положено начало укреплению общерусского стиля живописи, получившего наибольшее распространение в XVI и XVII вв. В живописных произведениях Андрея Рублева и художников его круга возник идеал человека Древней Руси. Искусствоведы находят в произведениях Рублева тему спокойного, уверенного героизма во имя единения в любви и согласии. Андрей Рублев скончался и похоронен в Андрониковом монастыре. Тем не менее многие факты указывают на особые черты русского Возрождения, если его можно так назвать. В Московском государстве возрождение культуры происходило после монгольского разгрома и длительного пребывания «под игом». Это накладывало особый отпечаток на отечественную культуру. В ней преобладали тенденции, направленные на выживание, восстановление и сохранение ранее утраченного, идеализацию прошлого. В Западной Европе происходила секуляризация общественного сознания, формировалась идеология рационализма, индивидуализма и активности. В Московском государстве влияние церкви в духовной жизни общества в XV–XVII вв. оставалось доминирующим, происходило всестороннее огосударствление общества, подчинение жизни индивидуумов интересам государства. Дворяне, купцы, крестьяне, посадские люди в равной степени рассматривались как холопы царя, как люди, приставленные к отправлению определенных государственных надобностей. «В России – современнице европейского Возрождения – были свои титаны духа, свои взлеты, свои драмы и трагедии»123. Эта позиция представляется отражающей реальную историческую ситуацию. В Западной Европе эпоха Возрождения стала временем формирования новой цивилизационной парадигмы. В прежние времена преобладала триада «Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух». Теперь утверждалась новая формула «Удача – храбрость – свобода». Ее реализация была невозможна без преодоления сковывающего влияния католической церкви, инквизиции, которые во многих тенденциях Возрождения видели угрозу своему монопольному положению, отклонение от установленных церковью норм, ересь. |