Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольные вопросы для проверки знаний

  • Термины и понятия

  • билет 2. Во главе государства стоял великий князь киевский. От него шел род и за ним управляли страной следующие по роду князья. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин


    Скачать 41.79 Kb.
    НазваниеВо главе государства стоял великий князь киевский. От него шел род и за ним управляли страной следующие по роду князья. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин
    Дата04.04.2023
    Размер41.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилет 2.docx
    ТипДокументы
    #1037135



    Во главе государства стоял великий князь киевский. От него шел род и за ним управляли страной следующие по роду князья. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, Доход князей шел с дани, которые платили подчиненные племена. Князья решали задачи связанные с защитой границ, отражение набегов кочевников-печенегов. Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии; после смерти Рюрика другой варяжский князь, С 862 года Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. Рюрик был настоящей существующей личностью отождествлялся с Рюриком Фрисландским. Рюрек остановился в Новгороде, его братья, Синеус- на Белом озере и другой Трувор-в Изборске. Имена имели некое обозначение «синеус»- со своими родами, «трувор»- мверная дружба. После смерти Рюрика 879 г. он не оставил наследника, его заменил князь Игорь, а власть в Новгороде захватил один из варяжских родов князь Олег. Торговым партнером Руси была могущественная Византия. Киевские князья совершали туда походы. Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г.

    В 907 и 911 г. олег со своим войском осаждали Канстантинополь (Царьград), результатом этих походов были заключены договоры с греками были составлены в двух экземплярах- на русском и греческом языке. Письменность появилась задолго до принятия христианства. Д появления русской правды складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о законе русском. По которому судили жителей Киевской Руси.

    До прихода Олега формировался суперсоюз. Между севером и югом установили союзнечиские отнашения, которые далее переросли в гегемонастические претензии со стороны полянской столицы. Во главе были поляне, территориальным ядром была «Русская земля»- треугольник ограниченный Киевом, Черниговом и Переяславлем. Причиной образования суперсоюзов была борьба с вневними врагами- хазарами, печенегами, варягами. При Олеге в составе даржевы были заключены и стали платить дан Киеву древляне, северяне, радимичи. Но этот процесс был не долгим.

    Жена Ольга за подлость Киевлян принесли в ладье и они были так закопаны заживо. Второй акт мести сожжены были лучшие древлянские мужи. В третий раз Ольга устроила кровавую тризну по своему мужу обматые и напитые древляне, дружинникам придлагали рубить их мечами. Все эти мести были как звенья языческого ритала.

    Ольга совершила карательный подход против древлян. Город Искоростень был взят и разрушен, а жители убиты и обращены в рабство

    После смерти Олега в Киеве стал править Игорь (912-945 гг). В 941 началась война с Визатией, с которой уже был заключен союз в 907 г. при Олеге. В 944 г. был заключен договор с Византией. При Игоре произошло первое народное возмущение в 945 г. . Сбор дани осуществлял варяг Свенельд со своим родом, чье обогащение вызвало ропот в дружине Игоря.

    Святослав один из источников говорит , что Святослав (957-972)- сын Ольги и Игоря, а другая говорит, что князь-авантюрист, видавий свою цель в войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. Святослав победил вятичей и возложил на них дань. Святослав присоединял земли вятичей, нане поражение Волжской Болгарии, разгромил Хазарский каганат. После победы Святослава обеспокоилась Византия. В 967 г. вспыхнула русско-Византийская война. Святослав сначала разбил болгар захватил 80 крепостей по Дунаю, и начал брать дань у византийцевПо дороге в Киев Святослав в 972 г. был убит печенегами, которые устроили иму засаду у Днепровского порога.

    После гибели Святослава князем стал Ярополк (972-980). Его брат Олег полуил Древленскую землю. Третий сын Ярослава Владимир начал свое правление.

    Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою. Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол. При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. По рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. После Владимира I смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019).

    . При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике.

    После смерти Святополка II в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113—1125). При Владимире Мономахе монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Сыну Владимира Мономаха Мстиславу Великому (1125—1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель.

    «Русская Правда» - первый свод законов в Восточной Европе, оформленный в письменном виде. Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия искоренение пережитков прошлого – сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования. «Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Восстания конца 60-х — начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правды Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину. «Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платили за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения — людей (мужей) — оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников — в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов — в 5 гривен.

    Подводя итоги: главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло. Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического разви­тия страны. Железо добывалось из болотных руд, которыми богата территория Древней Руси. порядок передачи престола к старшему в роду, т. е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название «очередного» или «лествичного» (от слова «лестница»). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь. Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества — с другой, личные амбиции — с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев — бояр, а также на доходах, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.

    В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство, которое возникло в 1 в. н.э. на территории Восточной части Римской империи, в Палестине. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. В это время в Рим­ской церк­ви на­чи­на­ет­ся рас­кол. Христианству при­хо­ди­лось еще с I века н. э. со­пер­ни­чать с дру­ги­ми ре­ли­ги­я­ми. Но те­перь в самом хри­сти­ан­стве по­яв­ля­ют­ся раз­ные на­прав­ле­ния. Имен­но в этом ин­те­ре­сы христианской церк­ви порой рас­хо­ди­лись с ин­те­ре­са­ми Рим­ско­го го­су­дар­ства. Если христиан­ство восприни­ма­лось как мо­мент объ­еди­ня­ю­щий, то в это время в самом религиозном уче­нии воз­ни­кют раз­ные на­прав­ле­ния и секты. Апо­фе­о­зом стал IV Все­лен­ский собор, ко­то­рый прохо­дил в 451 году. На этом со­бо­ре Во­сточ­ная часть хри­сти­ан­ской церк­ви от­кры­то вы­ра­зи­ла несогла­сие с идей пре­вос­ход­ства папы рим­ско­го, и имен­но на этом соборе в се­ре­дине V века был за­ло­жен фун­да­мент кри­зи­са, ко­то­рый в итоге при­ве­дет к разде­ле­нию хри­сти­ан­ства на ка­то­ли­цизм и пра­во­сла­вие. Го­раз­до важ­нее и опас­нее, чем христи­ан­ский рас­кол, было другое со­бы­тие в рим­ской ис­то­рии, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся в послед­ние годы IV века нашей эры. В 375 (по неко­то­рым вер­си­ям в 378 году) на­чи­на­ет­ся про­цесс, из­вест­ный как Ве­ли­кое пересе­ле­ние на­ро­дов. На тер­ри­то­рию Рим­ско­го государства при­хо­дят самые раз­ные варварские пле­ме­на. Неко­то­рые пе­ре­се­ля­лись даже не с тер­ри­то­рии Ев­ро­пы, а из Азии, таким обра­зом, про­де­лы­вая огром­ный путь. Эти завоеватели ока­зы­ва­ли на Рим­скую им­пе­рию негатив­ное вли­я­ние. Рим на­хо­дил­ся в со­сто­я­ние столь глу­бо­ко­го кри­зи­са, что его армия уже не могла оказы­вать ре­аль­но­го вли­я­ния на внешне­по­ли­ти­че­ские про­цес­сы. Так, в пер­вые годы V века н. э. Рим пе­ре­жи­ва­ет многочислен­ные на­ше­ствия готов. Ве­ст­го­ты под ру­ко­вод­ством Ала­ри­ха по­пы­та­лись взять город в 408 году, но тогда уда­лось от­ку­пить­ся. А в 410 году Ала­рих вер­нул­ся, и Рим был раз­граб­лен. После того как Рим был раз­граб­лен пле­ме­на­ми ве­ст­го­тов, дру­гие пле­ме­на поняли, что этот город яв­ля­ет­ся для них за­кон­ной до­бы­чей. Нель­зя ска­зать, что Рим не сопро­тив­лял­ся. В 451 году про­изо­шла битва на Ка­та­ла­ун­ских полях, в ко­то­рой рим­ляне разгро­ми­ли пле­ме­на гун­нов, наи­бо­лее опас­но­го сво­е­го про­тив­ни­ка. Гунны были вынуждены от­ка­зать­ся от идеи экс­пан­сии на тер­ри­то­рию рим­ско­го го­су­дар­ства и осели на гра­ни­цах Рима. В 455 году одно из гер­ман­ских пле­мен – ван­да­лы – раз­гра­би­ло Рим. От­сю­да тер­мин ван­да­лизм – уни­что­же­ние куль­тур­ных цен­но­стей. После этого и дру­гих столкновений Рима с гер­ман­ца­ми рас­пад За­пад­ной части Рим­ско­го го­су­дар­ства был предопре­де­лен. Офи­ци­аль­но это про­изо­шло в 476 году н. э. Тогда по­след­ний рим­ский импе­ра­тор Ромул Ав­гу­стул был низ­ло­жен Одо­акром из пле­ме­ни ски­ров. Одо­актр понял, что сверг­нуть 16-лет­не­го юношу очень легко. Он по­ни­мал, что ему од­но­му не спра­вить­ся с управ­ле­ни­ем столь об­шир­ны­ми тер­ри­то­ри­я­ми, по­это­му знаки им­пе­ра­тор­ской вла­сти были ото­сла­ны Одо­акром в Кон­стан­ти­но­поль, что и поз­во­ли­ло потом Ви­зан­тии пре­тен­до­вать на зва­ние пре­ем­ни­цы Рим­ской им­пе­рии. Сам Одо­акр со­хра­нил за собой власть лишь на террито­рии Ита­лии. Этой датой за­кан­чи­ва­ет­ся ис­то­рия Древ­не­го мира и на­чи­на­ет­ся история Сред­них веков.

    Личность Владимира I Святославича весьма противоречива – летописец именовал князя “великим распутником” до смены религии, в памяти людей он стал одним из персонажей фольклора “Владимиром Красное Солнышко”, представители христианства за выбор их веры в качестве государственной назвали его “Святым”. В отличии от своего отца, князя Святослава Игоревича, Владимир не обладал безрассудной храбростью, предпочитая при возможности получить большую выгоду посредством дипломатии – оставлять мечи в ножнах. Владимир отказался от язычества потому, что оно не отвечало задаче этнического и политического сплочения страны под властью Рюриковичей, а также упрочения внешнеполитического положения государства, граничившего со странами и народами, давно принявшими монотеистическую религию. Выбор пал именно на православное христианство по причине тесных политических, экономических и культурных связей с Византией. Согласно летописи в 986г. в Киеве появились представители трех стран, предлагая Владимиру принять их веру. Пришли болгары магометанской веры, потом пришли иноземцы из Рима, затем пришли хазарские евреи. ислам был, отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое благоприятное впечатление. Ислам был, отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое благоприятное впечатление. Владимир с величайшей осторожностью отнесся к прямым попыткам склонить его к принятию христианства. «Испытание вер», согласно летописи продолжилось на следующий год. Под 987 годом летописец сообщает что созвал Владимир бояр своих старцев градских. Далее были избраны десять мужей, «добрых и смысленных», которые отправились сначала «в Болгары», а затем к немцам. Ни там, ни там церковная служба посланникам не понравилась. Из «Немец» мужи Владимира пришли в Царьград, где предстали перед «царем». Посланцев Владимира изумила и восхитила красота и торжественность церковной службы, великолепие убранства храма, богатство святительских облачений. Вернувшись в Киев, мужи предстали перед Владимиром и его дружиной. И сказали они: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме... Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладости, не возьмет потом горького. Так и мы — не можем уже оставаться прежними». Так согласно легенде свершился выбор веры. О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Лет сто спустя после крещения Руси летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии: Пришли (говорит он) к Владимиру (986) сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. Все они хотели привлечь Владимира в свою веру. Он же выслушивал их и всех отсылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть, «кто како служит Богу». Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: «Где крещение примем?» А они согласно ответили: «Где тебе любо». И вот в следующем, 988 году Владимир пошел с войсками на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за «поганого», то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с нею духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками и отдав им Корсунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

    В начале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они - мужчины, женщины, дети - вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них - церковь святого Василия - он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет. Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы. Владимир не мог не учитывать и еще одной особенности византийской церковной организации. Принятие христианства позволило укрепить государственную власть, повысить авторитет киевского князя. Крещение имело большое международное значение. Теперь Древнерусское государство встало наравне с другими христианскими странами, связи с которыми значительно расширились. Укрепились взаимоотношения с Византийской империей. На Руси появился новый институт - церковь. Её возглавлял киевский митрополит, которого назначали в Константинополе. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Утверждались христианские принципы милосердия, запрещались кровная месть, жертвоприношения, многожёнство.

    Главой русской православной церкви был киевский митрополит. Он подчинялся константинопольскому патриарху и назначался с его согласия. Русская церковь считалась частью (митрополией) византийской, поэтому многие митрополиты имели греческое происхождение.Вся территория Руси делилась на епархии, часто они совпадали с границами княжеств. Каждой епархией управлял епископ, который подчинялся митрополиту. Глава новгородской церкви назывался архиепископ. Епископ руководил всем духовенством своей епархии. Монахи, жившие в монастырях, назывались чёрное духовенство. Священники, служившие в церквях и храмах, назывались белое духовенство.Люди, жившие рядом и ходившие в один храм, образовывали церковный приход. Они вносили взносы на содержание храма или объединялись, чтобы построить новый. Самые обеспеченные люди (князья, бояре) строили себе личные церкви, их называли домовые церкви.Князь Владимир Святой после крещения Руси установил, что государство будет выделять десятую часть налогов на содержание церкви. Это правило стали называть церковной десятиной. На эти деньги была заложена первая каменная церковь в Киеве, получившая название Десятинной.В XI в. на Руси стали появляться первые монастыри. Их образовывали группы людей, которые хотели уйти от мирской жизни и полностью посвятить себя Богу. Для этого нужно было провести специальный обряд - принять постриг, после него человек считался монахом, или иноком. Монахи не могли иметь семью и имущество, они должны были отказаться от всех радостей прошлой жизни. В монастыре они молились, трудились, изучали духовные книги. Глава монастыря назывался настоятелем, или игуменом. Он устанавливал правила жизни в монастыре и строго следил за их соблюдением. Монастыри были важными культурными и образовательными центрами. Именно там переводили и переписывали церковные книги, писали летописи, создавали иконы.В центральных уездах земли менее плодородные были достаточно заселены и обзаведены, но их уже мало оставалось в распоряжении правительства. Здесь господствовало крупное вотчинное землевладение, боярское и церковное. В изучаемый нами период, когда устанавливалась поместная система, особенно успешно развивалось в Московской Руси землевладение монастырское, создавая государству своими успехами большие затруднения в деле обеспечения военно-служилого класса. Это привело московское правительство в столкновение с церковной иерархией: поднялся вопрос о церковных, собственно о монастырских, вотчинах.

    Крещение Руси привело к установлению более тесных международных связей с соседними христианскими государствами. Русские князья получили возможность вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы. Заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения. Более высокими темпами начало развиваться ремесленное производство. Иностранные мастера могли теперь приезжать и работать на Руси, не боясь быть принесенными в жертву языческим богам. Христианская церковь способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. Церковь укрепила моногамную семью. Изменился похоронный обряд, жен и рабынь перестали убивать после смерти их мужей и хозяев, что способствовало увеличению населения Руси. В целом отход от язычества и принятие христианства были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Укрепилась и власть русских князей. Но в то время как княжеская власть на Руси была еще слаба, и князья сами стремились к разделению государства, - церковь была едина и власть митрополита распространялась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие явилось прежде всего в церкви, но это сообщало всему государству внутреннее единство и силу.

    Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии— одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира — оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве. Во второй половине ХП — начале Х1П в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси. Если развитие экономики, социально-политическая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса. Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.

    К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Вскоре алфавит был переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.). Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени. Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве.

    Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси — «Повести временных лет». Летописи каждой из земель отличаются друг от друга. Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего. От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы— заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства. Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.). Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и др. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.

    Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце X в.,— это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. В середине XI в., при Ярославе Мудром, был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю.Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т. п. сохранились в Софии Киевской. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала. Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси. Нам известны имена русских иконописцев XI в.— Алимпий, Олисей, Георгий.и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой. Музыка была обязательной частью обрядовых праздников — Масленицы, Ивана Купалы и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов. Известными умельцами в деле музыкального искусства были пастухи, которые играли на гуслях, дудках и рожках. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках. Наиболее распространённым инструментом были гусли. Однако отношение к гуслям было двоякое. Они пользовались уважением за сходство с музыкальным инструментом библейского царя-псалмопевца Давида. С принятием христианства появляется богослужебное пение. Церковь издавала специальные рукописные книги с песнями и гимнами в честь отечественных святых. Наряду с церковным существовало и светское песнопение. Расцвет русской музыкальной классики приходится на первую половину XIX в. И связан с именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Глинка считается основателем русской классической музыки.

    Подводя итог, важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов - центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, "нехоженых" лесов с центрами культуры. С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965 г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице. Поэтому Псков иногда называли "Домом святой Троицы", а Новгород - "Домом святой Софии". В Киеве ещё в 952 г. появилась деревянная София, воздвигнутая Ольгой, она сгорела в 1016 г. и на её месте, уже при Ярославе Мудром, была построена каменная София. Многие храмы периода Киевской Руси сгорели, были разрушены в период монгольского нашествия. Среди сохранившихся могут быть названы храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор (1194-1197). Покрытый сложной каменной резьбой, Дмитриевский собор из 566 изображений имеет только 46, непосредственно связанных с христианской тематикой

    Контрольные вопросы для проверки знаний:

    1.Назовите причины образования Древнерусского государства.

    Причины возникновения государства у славян разнообразны: сильная единоличная власть в лице варяжских князей, среди которых особо выделяется Рюрик; экономические причины: развитие частной собственности — социальное расслоение; угроза нападения со стороны кочевников. Образование Древнерусского государства в 9-10 вв. представляло собой сложный процесс, в котором взаимодействовали как внутренние (общественная эволюция местных, прежде всего вост.-славянских племён), так и внешние факторы (активное проникновение в Восточную Европу военно-торговых дружин варягов - выходцев из Скандинавии). Роль последних в строительстве древнерусской государственности является основой т.н. норманнской теории, согласно которой норманны (варяги) считались основателями государства в Древней Руси

    2.Перечислите названия кочевых народов, совершавших набеги на южные границы Киевской Руси.

    В конце 9 - в начале 10 века в степи появились племена печенегов, с ними постоянно воевали князья Игорь, Святослав, Владимир и даже Ярослав. В 11 веке в степь пришли половцы, это были довольно многочисленные и воинственные племена, которые смогли оттеснить печенегов и фактически захватить всю южную степь вплоть до реки Дунай. Правда, Русь смогла и с ними справиться, несмотря на постоянные внутренние распри. В 13 веке на Русь напали монголо-татары, которые смогли покорить земли русичей.

    3.Что представлял собой социально-экономический строй Киевской Руси?

    Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло. Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны. Железо добывалось из болотных руд, которыми богата территория Древней Руси. Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное ремесла. Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др.

    4.Каково было положение смердов, холопов, закупов?

    Среди зависимых категорий населения по Русской Правде выделяются следующие группы: смерды (крестьяне) – лично свободные сельские труженики. Участвовали в военных походах как ополченцы. Обладали определенным имуществом, которое могли завещать только сыновьям. Закон защищал личность и имущество смерда. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

    холопы (челядины) – фактически рабы. В холопство попадали путем самопродажи (напр., для уплаты виры), рождения от рабыни, купли-продажи (напр., из-за границы), женитьбы на рабыне, поступления в ключничество (услужение, напр., в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения преступления («поток и разграбление», «выдача головой»). В холопство переходили не сумевшие выплатить долг закупы. Холоп являлся не субъектом, а объектом права. Все, чем обладал холоп, считалось собственностью его господина. Личность холопа не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества. Штрафную ответственность за холопа нес его господин. Холоп не мог выступать в качестве стороны в судебном процессе.

    закупы (рядовичи) – лица, отрабатывающие свой долг в хозяйстве кредитора. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, то ответственность его была двойственной: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т. е. обращен в холопство; такой же исход ждал закупа в случае его попытки уйти от господина не расплатившись. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях.

    5.Каковы были основы политического строя Киевской Руси?

    Основу политического строя Киевской Руси составлял дуализм княжеской и вечевой власти. Компетенция веча включала избрание и призвание князя, заключение мира и объявление войны, составление договора (ряда) с князем, контроль над княжеской администрацией и судопроизводством. В обычное время его функции исполнялись князем, который наряду с вече и независимо от него обладал правом законодательной инициативы. Отсутствие определенного порядка отношений между вечем и князем открывало простор для их частых столкновений и лишало государственную жизнь устойчивости. Наряду с вечем продолжало иметь значение народное ополчение, которое формировалось большими торговыми городами, которые имели военное устроение. Еще один правительственный орган Киевского государства — княжеская (дружинная) дума — не занимала самостоятельного места в политической структуре. Княжеская дружина делилась на старшую и младшую.

    6.Перечислите функции княжеской власти.

    В функции князя входили: организация и командование вооруженными силами; сбор дани; налаживание внешней торговли; назначение местного управления; законодательная и судебная деятельность; руководство внешними отношениями.

    7.Какие памятники архитектуры Киевской Руси вы знаете?

    • Десятинная церковь в Киеве (Церковь Успения Пресвятой Богородицы)

    [986-996г.] - Владимир Святой

    • Золотые ворота в Киеве [1019-1026г.] - Ярослав Мудрый

    • Собор Святой Софии в Киеве[1037г.] - Ярослав Мудрый

    • Собор Святой Софии в Новгороде [1045-1050г.] - Ярослав Мудрый

    • Георгиевский собор во Владимире [1129г.] - Юрий Долгорукий

    • Успенский собор во Владимире [1158-1161г.] - Андрей Боголюбский

    • Золотые ворота во Владимире[1164г.] - Андрей Боголюбский

    • Церковь Покрова -на-Нерли [1165г.] - Андрей Боголюбский

    • Дмитровский собор во Владимире [1194-1197г.] - Всеволод Большое Гнездо.

    • Церковь Спаса на Нередице(Новгород) [1198г.] - Ярослав Владимирович

    8.Назовите важнейшие литературные произведения Киевской Руси.

    Киевский митрополит Илларион "Слово о законе и благодати" (1049 год) – первое произведение древнерусской литературы, имевшее религиозно-публицистический характер. Изборники (или Цветники) – сборники религиозных и философских произведений. Первые Изборники были составлены в 1073 и 1076 годах для сыновей Ярослава Мудрого. В дальнейшем стали популярной формой религиозной, публицистической и философской литературы на Руси. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря "Житие Феодосия" (80-е годы XI века) – одно из первых агиографических произведений древнерусской литературы. Содержит жизнеописание инока, а затем игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, причисленного позже к лику святых. Игумен Даниил "Хождение игумена Даниила за три моря" (1108 г.) – описание игуменом Даниилом своего путешествия в Палестину. Владимир Мономах "Поучение детям" (1117 г.) – духовное завещание киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) своим детям. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря "Повесть временных лет" (начало XII века) - самая знаменитая летопись Древней Руси. "Слово о полку Игореве" (последняя четверть XII века) - Выдающееся произведение периода удельной раздробленности.

    Термины и понятия:

    История - это наука, отражающая в общественном сознании объективного хода исторического процесса. История - это процесс развития общества от этапу к этапу. История- это описание прошлого мира, страны, событий, заслуживающих передачи из поколения в поколение.

    Первобытное общество (также доисторическое общество) - период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

    Большая семья - это семья, живущая в одном месте и управляемая главой семьи группа родственников, объединяющая несколько поколений.

    Нуклеарная семья - семья, состоящая из родителей и их детей, не состоящих в браке.

    Политеизм - система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

    Монотеизм - это вера в существование только одного всемогущего, вездесущего, всеведущего и всеведущего существа, создавшего мир.

    Племя — это форма этнической организации, группа людей, объединенная на основе общего происхождения, языка, религии, традиций, обычаев.

    Племенной союз (или союз племен) - это слияние двух или более племен, которое имело стратегический и политический характер.

    Цивилизация - большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивую территорию и специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.

    Община - первичная социальная форма первобытнообщинного строя, сохраняющаяся в течение долгого времени и в классовом обществе.

    Город - крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством.

    Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел, в некоторых городах (Новгороде, Пскове) являвшееся высшим органом власти.

    Князь - глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян и некоторых др. народов представитель феодальной аристократии.

    Дворянин - лицо, принадлежащее к дворянству, к дворянскому сословию.

    Дружина - вооруженный отряд при князе в древней Руси, составлявший основное ядро княжеского войска, участвовавший в управлении княжеством и личным хозяйством князя-феодала.

    Законодательство - составление и издание законов.

    Дань - подать с населения в древней Руси и некоторых других странах, взимавшаяся князем, военачальником или победителем с побежденного племени, народа.

    Смерд - крестьянин-земледелец, находившийся в феодальной зависимости.

    Холоп - лицо, находившееся в зависимости по форме близкой к рабству, крепостной слуга.

    Закуп - лицо, попавшее в зависимость от землевладельца вследствие получения от него ссуды.


    написать администратору сайта