Главная страница

Вопрос 1 Понятие и система римского частного права как учебного курса. Значение изучения римского права для современного юриста


Скачать 492.5 Kb.
НазваниеВопрос 1 Понятие и система римского частного права как учебного курса. Значение изучения римского права для современного юриста
Дата09.01.2023
Размер492.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаVopros-otvet_RP_strashie (1).doc
ТипЗакон
#878439
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Во второй стадии производства–in iudicium ("обращение к правосудию") - дело разрешалось судьей по существу. Судья назначался либо претором, либо судебной коллегией. Задачи второй стадии процесса состояли из собирания и исследования доказательств, установления существенных для дела фактов и вынесения решения.
Вопрос 10 Понятие и виды исков.

Понятие иска не существовало. Иск — это требования лица, право которого нарушили, адресованное ответчику и направленное в суд, касающееся восстановления нарушенного права. Римляне полагали, что только судебная защита права придает этому праву ценность и завершение.

Материально-правовая сторона иска — требование истца к ответчику, а процессуальная — требование к претору.

Число исков было ограниченным.

Классификация римских исков:

I. По основанию защиты (по личности ответчика):

1. Вещные (actions in rem) (виндикационый, негаторный, публицианов) — требование признать право истца на определенную вещь. Абсолютный характер защиты — против любого и каждого кто посягает

2. Личные (actiones in personam) — требование исполнения обязательства конкретным должником. Относительный иск — может быть предъявлен к конкретному заранее определенному ответчику. Обязательства всегда предполагают наличие одного или нескольких должников, только они могли нарушить право истца, и только против них давался личный иск. Личный иск — чаще об обязательстве возмещения вреда, возвращение не основательно приобретенного.

II. По основанию требования:

1. Строгого права (законные) — закрепленные прямо в законе. Основанные на законе (actionеs in jus);

2. Доброй совести — прямо не закрепленные в законе. В начале не считалась иском, после стал считать, и была возможность выбирать. Основанные на действие (actionеs in factum)

III. По объему:

1. Восстановительные (возмещения ущерба) — истец требовал имущественную вещь, находящуюся у ответчика;

2. Штрафные, направленные на частное наказание ответчика. Посредством таких исков взыскивали частный штраф;

3. Смешанные, осуществляющие и возмещение убытков, и наказание ответчика.

IV. По способам (приемы):

1. С фикцией в тех случаях, когда претор считал необходимым распространить предусмотренную законом защиту на какое-то новое отношение, он предлагал в формуле судье допустить существование некоторых фактов, которых в действительности не было, и с помощью такой фикции подвести новое отношение под один из существующих исков.

2. По аналогии (пример с причинением вреда без непосредственного телесного воздействия – уморил чужое животное голодом)

V. По содержанию:

1. Если по образцу уже существующего и принятого в практике иска принимался аналогичный ему иск, то первый — прямой иск, а второй — производственный от него;

2. Встречный иск — иск, предъявленный ответчиком истцу для совместного рассмотрения с первоначальным иском;

3. Фиктивный иск — иск, формула которого содержит фикцию, т.е. указанные судье присоединить к наличным фактам определенный несуществующий факт;

4. Иски из доброй совести — если судья не мог добиться от ответчика выдачи или предъявления предмета спора, то он выносил особое решение, в котором определял размер ущерба, причиненного истцу, руководствуясь принципом «доброй совести и справедливости»;

5. Арбитражный иски — если судья не мог добиться от ответчика выдачи или предъявления предмета спора, то он выносил особое решение, в котором определял размер ущерба, причиненного истцу, руководствуясь принципом «доброй совести и справедливости»;

6. Популярные иски — мог предъявить любой гражданин;

7. Иски о притязаниях

8. Преюдициальные (или установительные) — констатируется лишь наличие права у истца. (Раб данного господина, сын данного отца и т.д.). Особенность: требование материально-правовое обращалась не ответчику, а к суду. Иски о разделе, или преобразовательные, — когда возникло совместное имущество, а потом нужно было разделять. Суд должен был установить, какую часть должен получить истец. Особенность: до суда — одно право, после вынесения решения — два права собственности.
Кондикции (condictione). В чем состояло отличие кондикции от actiones спорно. Можно определить кондикции как иски, основанные на цивильном праве, в которых не указывалось, из какого основания они возникали (абстрактные иски).

Вопрос 11 Особые средства преторской защиты.

Основными средствами защиты частных прав являлись иски.

Однако существовала и альтернативная форма защиты прав лица – особые средства преторской защиты. Сущность данного вида защиты заключалась в возможности упрощённой защиты имущественных прав представителем государственной административной власти. Значение особых средств преторской защиты заключалось в следующем:

1. В отсутствие в легисакционном и формулярном процессе института апелляции, недовольная сторона могла обратиться к претору, тем самым особые средства преторской защиты фактически заменяли апелляционную инстанцию.

2.Защита прав лица с помощью особых средств преторской защиты носила упрощённый характер, лишённый присущих процессуальным формам обрядности и ритуальности.

Характерные черты преторской защиты:

1. Интердикты;

2. Реституция;

3. Преторская стипуляция

Интердикты — обязательный к исполнению приказ претора совершить определенное действие или воздержаться от совершения определенного действия. Интердикты предполагают защиту не против собственника вещи, а против третьих лиц, посягнувших на владение, имеющее добросовестное основание. Сторона, получив интердикт, немедленно повиновалась ему, не оспаривала изложенных в не факторов. Просьба о выдаче интердикта могла исходить от одной из сторон, он мог быть обращен и к жалобщику, и к нарушению.

Виды интердиктов:

1. Односторонние и двухсторонние;

2. Восстановительные (требовали возвращение лицу какой-либо вещи) и предъявительные (требовали представления какого-либо лица, раба или члена семьи, вещи или документа);

3. Для владения недвижимостью и для владения движимыми вещами. Интердикты по защите недвижимости был направлен на то, чтобы обеспечить реальное обладание вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владения (чтобы третьи лица не распахивали его участок, не вселялись в его дом и т.д.) Интердикты по защите движимых вещей был направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к другим случайным (движимые вещи в реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день, раба чтобы поднести ношу, и т.п.). В этих случаях споры разрешались арифметически: кто обладал вещью большую продолжительность времени в течение года, тот и считал основным ее обладателем, и вещь закреплялась за ним.

Реституция — возвращение сторон в первоначальное положение, способ защиты от применения норм права, например при заключении сделки лицом, не достигшим 25 лет, при пропуске срока по уважительным причинам, при ошибке в процессе. Реституция лишала силы факт, приведший юридические отношения к существующему положению, и восстанавливала прежнее состояние этих отношений. При ее применении против судебного решения оно отменялось, и процесс начинался снова. Реституция применялась в порядке исключения.

В 2 ситуациях.

1. В судебных решениях, которые не обжиловались и были тут же исполнены:

Три условия для реституции:

1. Сторона, просившая о реституции, должна была представить какие-либо объективные обстоятельства, препятствующие справедливости судебному решению;

2. Сторона, просившая о реституции, должна была доказать нарушение судебным решением его прав;

3. Срок после, которого нельзя просить о реституции

4. Касалось сделок.

5. Сделок и пороками. Сторона одна из них (не дееспособна, если нарушены права мог требовать о реституции.)

Преторская стимуляция выражалась в обещание претора дать последующий иск по какому-либо делу (например, с владельца дома, грозящего по ветхости постройкам соседа); при отказе мог ввести во владение или прибегнуть к фикции

Вопрос 12 Понятие, значение законных сроков и исковой давности в римском праве.

Исковая (погасительная) давность – это срок, в течение которого истец мог обратиться в суд за принудительной защитой своего права. Иначе говоря, это погашение возможности процессуальной защиты права вследствие того, что в течение определенно времени такая защита не была осуществлена заинтересованным лицом. При истечении данного срока лицо лишалось права процессуальной защиты, это был срок, в течение которого действовало само право.

Общий срок исковой давности установлен Юстинианом в 30 лет, для церкви и благотворительных учреждений 40 лет.

Особые правила исчисления:

1. Начинается с момента нарушения субъектных прав:

1. Если это нарушение, в котором точно можно определить дату, то исковая дата потечет на следующий день после установленной даты;

2. Число неизвестно исковая давность начиналась течь с самого противоправного посягательства.

Начало течения исковой давности устанавливалось с момента возникновения искового притязания:

 При праве собственности и других правах на вещи — с момента нарушения кем-либо господства над вещью;

 При обязательствах не делать не чего-либо — когда обязательства субъект совершил действие, противоположное принятой обязанности;

 При обязательствах что-либо сделать — когда возникла возможность немедленно требовать исполнения обязанности от обязанного.

Течение давности прерывали: предъявление иска, признание требований обязанным лицом. Перерыв исковой давности приводил к тому, что истекшее время не засчитывалось в срок исковой давности; течение давности начиналось снова.

Течение исковой давности могло быть временно приостановлено. Приостановление исковой давности означало, что ее течение временно приостанавливается пока какой-либо причине, например, ввиду несовершеннолетия лица либо юридических препятствий для предъявления иска, например до составления описи наследственного имущества. Устранение этих оснований возобновляло течения исковой давности, а истекшее до приостановления время зачитывалось в общий срок давности.

Об истечении срока исковой давности не может быть применен судом самостоятельно, должна сам заявитель заявите о истечение исковой давности. Если сторона не заявляет об истечение срока суд выносит решение и по этому основанию нельзя было обжаловать.

Вопрос 13 Субъект права. Понятие и содержание правоспособности. Деление лиц с позиции объема римской правоспособности.

Лицо в РЧП (persona) – это субъект права, наделённый правосубъектностью.

Правосубъектность как это способность лица быть субъектом права состоит из правоспособности и дееспособности.

Правоспособность (caput)– это возможность иметь субъективные права и обязанности.

Дееспособность – это определённая законом возможность своими действиями приобретать субъективные права и обязанности. Правоспособность была неодинакова для различных социальных категорий в Риме – полной правоспособностью обладали только римские граждане, остальные лица были ограничены в частных и публичных правах.

Правоспособность возникала в момент рождения и заканчивалась смертью. Однако, для римского права была характерна так называемая условная правоспособность–это возможность приобретения прав и обязанностей в наследственных правоотношениях зачатым, но не рождённым ребёнком. Не его родители, а сам ребёнок приобретал права и обязанности, если это соответствовало его интересам (например, если необходимо было принять наследство после отца, умершего во время беременности матери, наследственная масса делилась с учётом доли не родившегося ребёнка).

Полная правоспособность приобреталась при наличии трёх условий (статусов): Состояние свободы – лицо должно быть свободным, не рабом. В этой связи различали свободных и рабов; Состояние гражданства – для полной правоспособности лицо должно иметь римское гражданство. Различались римские граждане и другие свободные лица – латины, перегрины и др; Семейное состояние – лицо не должно быть подвластным, т.е. подчинённым власти домовладыки. На основании этого критерия различались домовладыки или лица "своего права" (personae sui iuris) и подвластные лица, или лица "чужого права" (personae alieni iuris).

Среди лиц "чужого права" выделяли различные категории лиц, в зависимости от степени юридической зависимости от другого лица: Inpotestate – власть домовладыки, а также власть господина над рабом; In manu – власть мужа над женой в браке; In mancipio – власть другого домовладыки над манципированным лицом (например, переданного ему для отработки причинённого ущерба).

Подвластные лица не имели права собственности на имущество, не могли самостоятельно совершать сделки, ухудшающие положение домовладыки-господина, а вступление в брак было обусловлено согласием домовладыки. В этом и выражалась ограниченная правоспособность данных лиц и их зависимость от домовладыки.

Кроме того, выделяли физических лиц и юридических лиц. Среди физических лиц по степени правоспособности различались: римские граждане, латины, вольноотпущенники, перегрины, колоны. Рабы являлись не субъектами, а объектами права ("говорящим орудием"), и потому правоспособностью не обладали.

В содержание правоспособности лиц в РЧП входил комплекс частных и публичных прав. К публичным правам относились: право служить в римских легионах, право избирать и избираться в органы власти. К частным правам относились: право совершать сделки, право вступать в римский брак, право передавать имущество по наследству и принимать наследство, право выступать истцом и ответчиком в суде. Лица, ограниченные в частных правах, могли осуществлять их только через посредничество римских граждан. Таким образом возник институт патроната, при котором римский гражданин, становясь патроном, устанавливали патронаж над ограниченным в правах лицом, которое выступало клиентом.

Правоспособность могла быть ограничена. Такое ограничение могло быть максимальным (при утрате состояния свободы), средним (при утрате гражданства) и минимальным (при утрате семейного статуса).

Вопрос 14 Категория лиц с позиции объема дееспособности.

Дееспособность – это определённая законом возможность своими действиями приобретать субъективные права и обязанности. Правоспособность была неодинакова для различных социальных категорий в Риме – полной правоспособностью обладали только римские граждане, остальные лица были ограничены в частных и публичных правах.

Важнейшими основаниями дееспособности являлись возраст и пол.

До 7 лет все лица признавались недееспособными. С 7 до 14 лет у юношей и с 7 до 12 лет у девушек шёл процесс формирования частичной дееспособности, а время до 25 лет независимо от пола – время формирования полной дееспособности. Над частично дееспособными лицами назначалось опекунство и попечительство, что предполагало возможность подопечных самостоятельно только приобретать в своих интересах, но не отчуждать.

Однако не всегда 25-летний возраст для женщин являлся основанием для полной дееспособности. Женщина, как правило, находилась под властью своего мужа, либо своего отца, либо свёкра. Такая власть автоматически предполагала "вечную опеку" над подвластной. Несколько изменилась дееспособность женщин в классический период, когда на смену браку с полной властью мужа приходит брак с ограниченной мужней властью.

Над душевнобольными и лицами с физическими недостатками также устанавливалось попечительство. Причём душевнобольные вообще не могли совершать никаких сделок, даже связанных с приобретением имущества.

Попечительство ограничивало дееспособность расточителей. Такой статус закреплялся за ними по требованию ближайших родственников, которые были заинтересованы в сохранении имущества. Основаниями для ограничения дееспособности также являлись признание лица бесчестным, а также институт представительства и патроната.

Вопрос 15 Правовое положение рабов. Пекулий.

По статусу свободы древнеримское население делилось на свободных рабов. Рабство в своём развитии прошло две стадии: патриархальное и античное рабство. Характерными чертами патриархального рабство является то, что в тот период численность рабов была немногочисленна, а сами рабы трудятся в домашнем хозяйстве господина и являются низшими членами его семьи, входят в состав его семьи. В земледелии труд рабов практически не применялся в связи с небольшими земельными наделами римлян.

Однако, в период активных завоеваний численность рабов растёт, также как и растёт численность завоёванных земель, что требовало их обработки. Именно в этот период и были заложены основы классического рабовладельческого строя и античного рабства. Труд рабов применяется уже не только в домашнем хозяйстве, но и на производстве, в земледелии. Рабы не были правоспособными лицами, они относились к объектам права. Но при этом иметь в виду, что сложившийся стереотип поведения рабовладельцев по отношению к своим рабам, исторически сложившийся в нашем сознании на основе исторической и художественной литературы, слишком преувеличен. Любой рабовладелец был собственником, хозяином, и как любой добрый хозяин, он заботился о своих вещах, в том числе и о рабах. Забота о "говорящем орудии" была естественным правилом для собственника, дорожащего сохранностью этого орудия, учитывая, что рабы были весьма ценным средством производства, на котором было основано всё хозяйство рабовладельца. В этой связи говорить исключительно негативно о рабовладении – значит нарушить историческую справедливость и истинную картину складывающихся правоотношений, поскольку в целом общая тенденция заключалась в сравнительно терпимом отношении к рабам.

Но коль скоро право собственности в Риме понималось как право "употреблять и злоупотреблять вещью", рабовладельцу было дано полное право распоряжения судьбой раба. Рабы не могли иметь семьи, их связь с женщиной не влекла правовых последствий. Господин мог произвольно убить раба, и только в период империи была введена уголовная ответственность за это деяние. Если был убит господин, то по закону в доме убивался каждый раб, который не мог доказать, что он мог прийти на помощь господину. За кражу имущества господина раба сбрасывали со скалы. Обширно практиковалась передача рабов в труппы гладиаторов. Если раб причинял вред третьим лицам, господин мог выдать его потерпевшему в порядке ноксального иска (иска о возмещении ущерба).

Лицо могло быть лишено свободы по следующим основаниям: Рождение от матери-рабыни (при этом в императорскую эпоху было введено правило, согласно которому, если мать в период беременности хотя бы день была свободной, ребёнок рождался свободным); Пленение; Обращение в рабство за тяжкое преступление (а в древнейшие времена – за долги). Однако, это лицо могло быть продано в рабство только за границу;

Добровольная продажа в рабство; Обращение в рабство женщины, вступившей в связь с рабом.
Несмотря на то, что раб не был правоспособным лицом, с развитием хозяйственного оборота ему была предоставлена возможность совершать определённые сделки с имуществом, входящим в пекулий. Пекулий– это комплекс имущества, предоставленного рабу в пользование рабовладельцем для ведения личного хозяйства. Нередко господин предоставлял рабу небольшой земельный участок, скот, других рабов или мастерскую под условием выплаты оброка. Появление данного правового института было порождением нового витка социальных и экономических отношений в римском государстве – со временем содержание рабов было всё более затратным и обременительным для рабовладельца, в связи рабу и было передано определённое имущество для ведения хозяйства.

Благодаря этому многие рабы были намного состоятельнее своих хозяев и могли накопить деньги на собственный выкуп из рабства.

Таким образом, рабу предоставлялось право совершать сделки с имуществом, входящим в пекулий. Рабы нередко совершали сделки в качестве судоводителей и капитанов. Со временем даже стали допускать иски рабов к господам в пределах стоимости пекулия. Юридически раб совершал сделки с пекулием не от своего имени, а от имени своего господина и данные обязательства относились к числу натуральных, т.е. не подлежали исковой защите, что не устраивало третью сторону в сделке.

Поэтому со временем не только права, но и обязанности, по сделкам, совершаемым рабом, падали на господина. Как правило, господин отдавал раба кредитору в уплату или отработку долга. Пекулий предоставлялся рабу только в пользование, был собственностью господина и мог быть в любое время изъят у раба.
Вопрос 16 Деление лиц с позиций состояния гражданства.

Приобретение римского гражданства. Римское гражданство приобреталось:

  1. Рождением, причем ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию отца, а ребенок, рожденный женщиной, не состоявшей в браке, следовал состоянию матери. Таким образом, ребенок, рожденный от брака римских граждан, был римским гражданином, так же как ребенок, рожденный римлянкой, не состоявшей в браке. Ребенок же, рожденный вне брака неримлянкой, не признавался римским гражданином, хотя бы отцом его был римский гражданин. В целях стимулирования браков в I в. н.э. было установлено, что и ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин.

Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, признается римским гражданином, если мать была гражданкой в момент его рождения, независимо от ее состояния до этого момента.

  1. Освобождением римским гражданином своего раба.

  2. Усыновлением римским гражданином чужеземца.

  3. Предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государства.

Положение римских граждан в публичном и в частном праве. С точки зрения своего правового положения римские граждане делились на две большие группы: а) свободнорожденные, ingenui, б) освобожденные из рабства римским гражданином, вольноотпущенники, libertini, подвергавшиеся и в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах.

Свободнорожденные римские граждане были носителями полной правоспособности, политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами граждан были: а) право нести службу в регулярных римских войсках; б) право участвовать и голосовать в народных собраниях (ius suffragii); в) право быть избираемым в магистраты (ius honorum).

Право участвовать в народных собраниях отражалось и в структуре имени римского гражданина.

Граждане, принадлежавшие к числу вольноотпущенников, libertini, оставались в принципе навсегда носителями некоторой ограниченной правоспособности в сфере как публичных, так и частноправовых отношений. Прежнее рабское состояние словно налагало печать на правовую сферу человека и после вступления его в число свободных римских граждан.

В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, а в I в. н.э. утратили и ius suffragii, почему указание трибы и не фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенников, они не имели ни ius honorum, ни права быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов.

Утрата римского гражданства. Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы (capitis deminutio maxima). Основанием к утрате гражданином свободы был прежде всего плен, захват неприятелем. Однако, если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он в силу особой юридической фикции, postliminium, ius postliminii, рассматривался как никогда не утрачивавший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав.

В древнейшие времена гражданин мог быть при некоторых обстоятельствах продан в рабство, однако не иначе как за границу, trans Tiberim, ибо до периода империи считали, что гражданин не мог стать рабом на территории римского государства. Так, магистрат имел право продать в рабство за границу дезертира или гражданина, уклонившегося от ценза, обокраденный мог продать вора, кредитор - несостоятельного должника.

Вопрос 17 Зарождение идеи юридического лица.

Прежде следует отметить, что институт юридического лица не был окончательно разработан в РЧП в силу слабости хозяйственного оборота, до наших дней дошли только основы юридического оформления корпоративных отношений. Это доказывает и тот факт, что к деятельности юридических лиц применялись нормы о физических лицах, т.е. РЧП не признавало общей правоспособности юридических лиц.

Юридическое лицо – это объединение лиц, выступающих в обороте как единое целое, от имени образованного юридического лица.

К признакам древнеримского юридического лица можно отнести следующие: это качественно новое образование, отличное от составляющих его физических лиц; юридическое лицо обладало самостоятельным имуществом; юридическое лицо выступало в хозяйственном обороте через входящих в него физических лиц (его статус приравнивался к статусу частного лица); юридическое лицо отвечало по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом; участники не несли ответственности по долгам юридического лица, а юридическое лицо – по долгам участников. Юридическое лицо в Риме могло обладать не только имущественными, но и личными правами (например, осуществлять патронаж над вольноотпущенниками).

К юридическим лицам в Риме относили: Профессиональные и религиозные союзы; Самоуправляющиеся общины; Государственная казна (фиск); Товарищества; Корпорации.

Возможность создания объединения, качественно отличающегося от составляющих его физических лиц была предусмотрена ещё Законами XI таблиц, которыми предоставлялась свобода частных ассоциаций, наделяя юридической силой их внутренние уставы. В тот период создание юридических лиц было неформальным – достаточно было объединиться с целью ведения определённой деятельности ради достижения общей цели, а также объединить не только личные усилия, но и имущественные вклады. Открытым оставался и перечень юридических лиц. Однако, со временем законодательно был введён закрытый перечень допускаемых к созданию организаций (коллегий). В классический период к ним относились: союзы откупщиков; профессиональные объединения (моряков, ремесленников); религиозные союзы; фиск, муниципии (самоуправляемые общины); христианская церковь (313 г.н.э.). Кроме того, в эпоху принципата создание юридического лица допускалось только с согласия Сената, за исключением некоторых видов корпораций.

Следует учесть, что государственная казна изначально отличалась от имущества всего римского народа, так сказать, общественного достояния. Последнее не являлось юридическим лицом и не могло участвовать в гражданском обороте. В период империи от имени казны выступал император – он вступал в сделки, вчинял иски, отвечал по искам, т.е. выступал в качестве публично-правового образования, от имени государственной казны. Постепенно в эпоху домината, когда вся власть сосредоточилась в руках императора, народная казна стала сливаться с императорским фиском и перестала существовать как самостоятельный комплекс имущества.

Что касается таких юридических лиц, как корпорации и товарищества, то их правовая сущность сохранилась неизменной до наших дней. Ещё в РЧП товариществами признавалось объединение лиц, где требовалось личное участие в деятельности организации, а при выходе одного из членов деятельность юридического лица прекращалась. Корпорация – это объединение капиталов, что предполагает необязательность личного участия, а при выходе одного из участников деятельность организации не прекращается.

Вопрос 18 Римская семья. Агнатское и когнатское родство.

Понятие римской семьи существенного отличается от современного понимания данного юридического института. Они отличаются не только по структурному составу, но и той функции, которую они выполняют в обществе и в системе частноправовых отношений. Если сегодня каждый член семьи обладает самостоятельной правоспособностью и дееспособностью, т.е. могут приобретать самостоятельно права и обязанности, самостоятельно выступать в суде, то отличительной чертой древнеримской семьи было подчинение всех её членов власти pater familias–домовладыки. Это была не только юридическая, но и личная зависимость, включавшая право распоряжения личностью подвластных лиц.

Таким образом, семья представляла собой не столько ячейку общества, в которой происходило воспитание детей и сохранение традиций, сколько структурный элемент имущественных отношений и, прежде всего, отношений собственности, складывающихся в римском обществе. Исходя из этого, древнеримскую семью можно определить как комплекс имущественных и неимущественных отношений, основанных на подчинении власти домовладыки. Это была некая "маленькая монархия", представлявшая собой замкнутое, непроницаемое для посторонних образование, в котором все члены семейства жили в юридической и личной зависимости от власти домовладыки.

Домовладыкой становился самый старший член семьи мужского пола (дед, отец, брат, сын), что было основано на религиозных верованиях римлян – считалось, что именно это лицо наиболее приближено к предкам, имеет с ними непосредственную связь, что позволяет принимать ему мудрые решения.

Римскую семью мог основать только римский гражданин, вступивший в брак и обладающий семейной правоспособностью, т.е. полностью юридически самостоятельный. Если лицо не обладало полной правоспособностью, то и создать римскую семью, став её домовладыкой, лицо не могло, поэтому такое лицо становилось подвластным. Власть домовладыки распространялась, прежде всего, на имущественную правоспособность подвластных – они не могли совершать сделки самостоятельно, за них сделки совершал домовладыка. Кроме того, власть pater familias распространялась и на личность подопечных, в силу чего он мог продать их, отдать в отработку долга, убить, произвольно наказать. Таким образом, римская семья – это сложный комплекс имущественных и неимущественных отношений, связанных с родством, где только домовладыка был полностью правоспособным лицом, обладая абсолютной властью над домочадцами.

В Риме выделяли два вида родства – агнатское и когнатское родство.

Агнатское родство – это родство, основанное на подчинении власти домовладыки, т.е. это родство по принципу вхождения в состав определённой семьи.

Когнатское родство – это родство, основанное на кровных отношениях, родство по крови.

Агнаты и когнаты могли относиться к разным родственным отношениям. Агнатское родство могло включать не только кровных родственников, главное – это подчинение власти домовладыки. Также как и когнатское родство отнюдь не означало нахождение в составе семьи домовладыки. К примеру, сноха (жена подчинённого сына) не являлась кровной родственницей (когнаткой) своего свёкра, но являлась его агнаткой, поскольку подчинялась его власти вместе с сыном, входила в состав его семьи. Таким же образом и дочь домовладыки, вышедшая замуж, уже не являясь его агнаткой, по-прежнему оставалась его когнаткой.

Разделение агнатов и когнатов имело огромное значение для частноправовых отношений в Риме. В древнейшее время, когда значимость патриархальной римской семьи была высока, юридический приоритет (например, при наследовании, при установлении опеки) имело агнатское родство. В частности, кровные родственники призывались к наследованию только в самую последнюю очередь. Однако, по мере разложения основ патриархальности, когда принципы традиционной семьи были подорваны, а власть домовладыки была существенно ограничена, на первый план стало выходить кровное, когнатское родство. Кроме того, агнатское и когнатское родство имело значение для приобретения самостоятельной правоспособности сыновьями, поскольку они в ряде случаев могли приобретать самостоятельное имущество (например, захваченное в военных походах) и самостоятельно совершать сделки. Римским правом была предусмотрена и процедура эмансипации, предусматривающая освобождение подвластных сыновей, а значит и прекращение агнатского родства. Такой сын становился только когнатом своего отца. По мере развития римского семейного права когнатское родство полностью вытеснило агнатское родство, и в императорский период агнатское родство считалось пережитком цивильного права, в силу чего было упразднено в процессе кодификации РЧП. Развитие институтов родства было связано с заменой общей (семейной) собственности индивидуальной (частной)

Вопрос 19 Брак по римскому частному праву: условия и порядок заключения брака, виды брака.

Брак – это союз мужчины и женщины, определяющий имущественные и личные неимущественные отношения между ними и статус их общих детей.

Брак – это юридический факт и сделка, поскольку его основная правовая цель–порождение юридических последствий, а именно – придание законного статуса общим детям (они становились членами семьи отца), порождение имущественных и личных отношений, в частности, отношений наследственных. Римский брак, также как и римская семья, был специфическим правовым институтом, поскольку в основе его создания лежали патриархальные устои общества, а основной целью с позиций государства было воспроизведение потомства и создание основанной на подчинении римской семьи. Поэтому характеристика брака, данная Модестином, как "единение мужа и жены, объединение всего в жизни, соединение по божественному и человеческому праву", справедлива только для более позднего периода развития римского права.

Римская семья с соответствующими правовыми последствиями могла быть создана только римским гражданином, вступившим в "правильный" римский брак. Это был брак, соответствующий всем требованиям закона.

Однако, если лица по закону не могли заключать римский брак, они могли жить в конкубинате – это дозволенный законом союз мужчины и женщины, брак которых воспрещён законом, порождавший правовые последствия. Конкубинат был аналогом современного гражданского брака, поскольку заключался без каких-либо формальностей, и хотя считался "неправильным браком", влёк правовые последствия (например, дети конкубины в отличие от других внебрачных детей имели в ряде случаев право наследования, хотя и не попадали под власть отца). Таким образом, конкубинат – это тоже брак, только не соответствующий законным условиям, "неправильный" брак. В период республики мужчина мог иметь брак с одной женщиной и сожительствовать в конкубинате с другой. Однако женщина, вступившая в связь с другим мужчиной, кроме мужа, считалась преступницей и муж имел право убить её. Как отмечается в литературе по римскому праву, конкубинат похож на брак sine manu, но отличается от него волевым аспектом – намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.

Заключение брака. Как уже отмечалось, полноценный римский брак мог быть заключён только полностью правоспособным лицом – римским гражданином. Для заключения брака необходимо было соблюсти несколько условий вступления в брак:

Достижение брачного возраста (для девушек – 12 лет; для юношей – 14 лет); Получение согласия на брак домовладык; Отсутствие препятствий для вступления в брак(К таким препятствиям могло относиться: родство брачующихся (не допускался брак до 4 степени родства, а также между агнатами); недопустимость брака по закону (например, между различными слоями общества,брак неримлян); душевная болезнь жениха или невесты, наличие не расторгнутого брака, недопустимость брака опекуна и подопечного. Свободнорождённые римские граждане не имели права вступать в "неправильныйбрак" –с бесчестными женщинами, проститутками, своднями, актрисами, женщинами, уличёнными в прелюбодеянии. Сенаторам запрещалось вступатьв брак с вольноотпущенницами и дочерьми актрис); Наличие намерения состоять в браке.

Именно этой характеристикой брак отличался от конкубината – лицо, вступавшее в брачные отношения, намеренно планировало создать семью и иные правовые последствия.

Вступлению в брак предшествовала помолвка (обручение). Это был особый договор, заключавшийся между родственниками жениха и невесты в форме стипуляции (в виде клятвы вступить в брак).

Виды брака: принято различать два вида брака – брак cum manu (брак с мужней властью) и брак sinemanu(брак без мужней власти). Сущность брака cum manu заключалась в полном имущественном и личном подчинении жены мужу. Жена приобретала статус дочери со всеми правовыми последствиями – муж полностью распоряжался имуществом и личностью жены, приданое включалось в имущество мужа, жена не имела права совершать сделки, муж приобретал право жизни и смерти своего супруги, муж мог отдать жену в кабалу, наказывать. Вступая в брак cum manu, жена полностью разрывала связи с семьёй своего отца, попадала под власть мужа или его домовладыки. Жена была лишена права требовать развода, развод мог дать только муж.

Заключение брака cum manu означало установление власти мужа над женой, что могло происходить тремя способами:

1. С помощью особого религиозного обряда – confarreatio, который совершался в присутствии жениха и невесты, десяти свидетелей, верховного жреца, путём произнесения торжественных формул.

2.Спомощью выкупа жены у родственников путём обряда манципации (coemptio). Этим способом в Риме происходила купля- продажа вещи, что ещё раз доказывает тот факт, что жена полностью подчинялась воле мужа, переходя в его семью и была полностью бесправна.

3. С помощью неформального способа – фактического брачного сожительства в течение года (usus). В данном случае муж приобретал власть над женой вследствие давностного владения.

C течением времени (в период поздней республики) власть мужа над женой заметно ослабляется, на смену браку с мужней властью приходит брак без мужней власти - sine manu. Причиной появления данной формы брака явилось разложение патриархальной римской семьи. Заключение брака sine manu происходило неформально – путём заключения брачного соглашения и введения невесты в дом будущего супруга, т.е. простое сожительство. Вот почему данный брак нередко путают с конкубинатом, однако, в отличие от последнего, в данном случае имелись все условия для возникновения брачных отношений и правовых последствий. Заметно сокращается число случаев, когда муж имел право расторгнуть брак – это было допустимо только в случае прелюбодеяния, но затем и это право исчезает. Кроме того, право развода предоставляется и жене.

В течение года со дня заключения брака sine manu жена должна была три ночи подряд проводить вне дома мужа (так называемое правило троеночия), чтобы автоматически не попасть под власть мужа или его домовладыки. Такая процедура повторялась ежегодно. Если этого не происходило, то жена попадала под власть мужа и брак sinemanu превращался в брак cummanu. Брак sinemanu – это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Супруги считались теперь юридически равными субъектами. Это равенство отразилось и на имущественных отношениях.

В этом браке муж не имеет никаких прав на имущество жены, приобретённого ею до брака и в браке. Закрепляется режим раздельного имущества супругов. При разводе приданое возвращается жене. В случае возникновения спора о праве на имущество между супругами они могли обратиться в суд с иском друг к другу. Имущественная раздельность супругов проявлялась и в том, что они не наследовали друг после друга, могли вступать между собой в договорные отношения. Нередко жена в таком браке была намного состоятельнее мужа и могла заключать с ним сделки. Различен был и институт приданого (dos) в браке cum manu и sine manu.

Вопрос 20 Личные и имущественные отношения супругов.

Отношения супругов при браке cum manu. Личные и имущественные отношения супругов были глубоко различны в браке cum manu и в браке sine manu. В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, manus mariti (или власти его paterfamilias, если муж лицо alieni iuris), которая в принципе не отличается от patria potestas отца над детьми. Муж может истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу (in mancipium). Он вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все, что ей принадлежало до брака, если она была persona sui iuris, становится в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать во все время существования брака, например имущество, подаренное ей ее отцом, принадлежит мужу. Это бесправное положение жены юридически уравновешивалось только тем, что она является наследницей мужа - heres sua, одна, если у него нет законного потомства, на равных началах с детьми, если они есть. Понятно, что она - агнатка всех агнатов мужа и, следовательно, наследует в соответствующих случаях и после них.

Однако обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старшей семьи, из агнатов, оставшихся после вступления ее в брак ее когнатами. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.

Отношение супругов при браке sine manu. Совершенно иначе были построены отношения мужа и жены в браке sine manu. Брак sine manu не менял юридического положения, в котором жена была до вступления в брак. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. Она по-прежнему sua heres своего paterfamilias, по-прежнему агнатка своих старых агнатов. Если до вступления в брак sine manu жена была persona sui iuris, она остается persona sui iuris и после вступления в брак. Понятно, что и имущество, принадлежавшее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает во время брака, принадлежит ей одной. Она вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами (для того, чтобы обеспечить полную имущественную независимость супругов одного от другого). Впрочем, в начале III в. н.э. было постановлено, что, если даритель умер, не потребовав дара обратно, то donatio convalescit, т.е. дарение становится действительным.

Не менее глубоко изменились в браке sine manu имущественные отношения супругов. Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т.п. лежали на муже. Но уже со времени появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое, dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов, ad matrimonii onera sublevanda. Dos устанавливалась либо paterfamilias жены (dos profecticia), либо самою женой, если она до брака была persona sui iuris, либо третьим лицом (dos adventicia). Как бы то ни было, но dos всегда должна быть установлена особым актом: dos aut datur aut dicitur aut promittitur, и, установленная так или иначе, становилась собственностью мужа.

Когда в конце республики семейная жизнь сильно расшаталась, создавалась как бы законная возможность спекуляции с dos: вступив в брак только с целью получения dos, муж мог потом, воспользовавшись неограниченной свободой развода, расторгнуть свой брак, сохранив dos за собою. Поэтому, для устранения этого положения, жена и лица, устанавливавшие dos, начали требовать от мужа обещания, в силу которого он обязывался обеспечить возвращение dos жене либо установителю dos, если брак будет прекращен разводом или смертью мужа. Обеспечение это называлось cautio rei uxoriae. В случае невозвращения dos, жена или установитель dos могли предъявить иск. Иногда прибегали к другому приему: dos при самом установлении ее оценивалась в известной сумме денег и рассматривалась как проданная мужу за эту сумму (dos venditionis causa aestimata), которую муж и обязан был в соответствующих случаях вернуть.

Вопрос 21 Отцовская власть (личные и имущественные отношения между отцом и детьми).

Под отцовской властью понимается имущественная и личная власть домовладыки (pater familias) в семье над своими домочадцами. Именно эта власть была основой патриархальной римской семьи и римского брака cum manu. Изначально власть отца в семье обозначалась термином manus (буквально – "рука"). Затем стали говорить о manus mariti – власти над женой и patria potestas - власти над детьми, что отражало разную степень зависимости указанных лиц от отца. Основываясь на зависимости остальных членов семьи от отца, можно говорить о том, что paterfamilias был так называемым "лицом своего права"т.е. мог самостоятельно совершать сделки и нести ответственность по обязательствам. Остальные домочадцы были "лицами чужого права", т.е. самостоятельно сделки совершать не могли, за них сделки совершал домовладыка, однако при этом неся и ответственность за действия подвластных лиц. Общие тенденции развития отцовской власти были таковы: изначально власть отца над подвластными была бесконтрольной и безграничной, но в дальнейшем законодательно ограничена и смягчена, прежде всего, в отношении сыновей.

Итак, первоначально объём отцовской власти был довольно широк. Домовладыка имел следующие права в отношении подвластных:

1. Право жизни и смерти. Отец полностью обладал личностью подвластных, имея право произвольно убить и наказать их. Только при императоре Константине убийство домочадца стало караться как уголовное преступление.

2. Право признавать ребёнка своим. Для того, чтобы ребёнок стал подвластным своего отца, т.е. вошёл в его семью, отец должен был его признать. Это право ещё называлось "право поднимать дитя с земли", поскольку рождённого ребёнка приносили отцу и клали на землю; если отец поднимал дитя, то ребёнок входил в семью, если нет, его судьба была предопределена: ребёнка могли выбросить, отдать в рабство. Таким образом отец, если пожелал, мог не признать уродца или другого ребёнка.

3. Право совершения сделок за подвластных. Подвластные не обладали имущественной или неимущественной правоспособностью (в частности, не имели права вступать в брак без согласия paterfamilias), сделки за подвластных совершал paterfamilias.

4.Правоотдавать подвластных третьим лицам в возмещение ущерба или внаём как рабочую силу.

Это право ещё раз доказывает, что домовладыка полностью распоряжался личностью подвластных.

В период республики власть отца была существенно ограничена. Так, был введён запрет на наложение наказаний на детей, если они производились не из дисциплинарных соображений. Подвластным сыновьям было предоставлено право обращаться к магистрату с жалобами на домовладыку, право требовать алименты, право на заключение сделок. Таким образом, была предпринята попытка законодательного признания дееспособности подвластных детей. Сыновья, несущие военную службу, могли самостоятельно приобретать имущество, так называемый военный пекулий. Аналогичное правило касалось и сыновей, несущих государственную службу.

Установление власти отца: Рождение в семье отца (но с учётом того, что отец признает новорождённого ребёнка); Усыновление. Суть усыновления состояла в том, что в центуриатных комициях один отец семейства передавал другому отцу семейства в усыновление своего подвластного. Усыновляться могло как лицо

"чужого права", так и лицо "своего права". В первом случае речь шла об adoptio, во втором – arrogatio. Обычно усыновлял мужчина. Женщина могла усыновлять только в исключительных случаях, когда потеряла собственных детей. Усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее, чем на 18 лет; Узаконение – это признание законным ребёнка, рождённого в браке с конкубиной, уравнение его в правах с ребёнком, рождённым в законном браке. В этом случае требовалось согласие узаконяемого. Узаконяться могло лишь лицо "чужого права". Если усыновлять можно было чужих детей, то узаконять – только своих. Однако, и усыновление иузаконение предусматривают процедуру установление отцовской власти.

Прекращение власти отца: В случае смерти домовладыки или подвластного; В случае утраты свободы, гражданства; При жизни домовладыки против его воли – в случае приобретение сыном статуса жреца, консула, епископа, а дочерью статуса весталки; В случае эмансипации. Эмансипация – это процедура освобождения подвластного лица от отцовской власти, влекущий приобретение для последнего полной правоспособности.; В случае недостойного поведения отца, когда отец признавался лишённым чести, например, в случае, если отец семейства принуждал дочь к проституции или продавал новорождённого, за исключением случаев крайней нужды всего семейства.

Вопрос 22 Классификация вещей, правовое значение каждого вида.

Вещь – это предметы материального и нематериального мира, объективно полезные их обладателю. Следует подчеркнуть, что понятие вещи в Риме существенно отличалось от понимания вещи как объекта права в современном гражданском праве России. Римляне понимали под вещью не только предметы живой или неживой природы, т.е. физически осязаемые объекты, но и нематериальные блага – права, обязанности, отношения к предмету. Поэтому правомернее говорить не о вещах как объектах вещных прав, а о благе – именно этот термин точнее отражает сущность категории объекта вещного права.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта