Вопрос 1 Понятие и система римского частного права как учебного курса. Значение изучения римского права для современного юриста
Скачать 492.5 Kb.
|
Вопрос 1 Понятие и система римского частного права как учебного курса. Значение изучения римского права для современного юриста. Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов. Римское право — право античного Рима, Римского государства рабовладельческая формации. Предметом изучения данной дисциплины являются правовые нормы и институты др. Римского государства, регулировавшие отношения, которые рассматриваются в эволюции. Системы группировки правовых норм: 1) пандектная Состоит из: – общего раздела; – специальных разделов: вещное право, обязательственное право, семейное право и наследственное право. 2) институционная. В ней отсутствовала общая часть, а из состава вещного права не выделялось наследственное право. Нормы, носившие общий характер, располагались в каждом из разделов. Римское частное право оказало могущественное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. Оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права. В силу исторических судеб римского права, сделавших его одним из факторов развития гражданского права, римское право должно быть знакомо каждому образованному юристу. Римское частное право (РЧП)– это исторически сложившаяся система права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере частного интереса. Основу римского частного права составляли отношения лиц, защищавших свои частные, индивидуальные интересы. Для современной юриспруденции трудно переоценить. РЧП явилось наиболее развитой и законченной системой права, создавшей наиболее законченные и универсальные юридические формулы. Право Древнего Рима оказало огромное влияние на историю всего европейского континента, заложило основу для формирования правовой культуры. Кроме того, роль РЧП для современного юриста можно отразить следующим образом: 1. РЧП заложило основу для формирования понятийного аппарата юриста (понятия и термины, которыми оперируют юристы, особенно в области гражданского права, были разработаны древнеримскими юристами). 2.РЧП является правовым обеспечением экономической, и прежде всего, торговой деятельности (только там, где существует развитый торговый оборот, сложная структура отношений собственности, договорных отношений, возможно применить конструкции римского частного права. Именно поэтому римское частное право было предано забвению в период феодализма, когда господствовало натуральное хозяйство; в советский период, когда господствовали не естественные рыночные механизмы, а плановая экономика). 3. РЧП закрепило принцип приоритета судебной защиты прав лица (римские юристы разработали совершенную систему процессуальной защиты по частноправовым спорам, что заложило основу современного гражданского процесса). 4. РЧП является базой для становления современного гражданского законодательства (РЧП сформировало юридическое мышление Западной Европы). Вопрос 2 Понятие и виды рецепции римского частного права. Рецепция (от receptio – «принятие») – восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима. Рецепция римского права обусловливалась: – высоким уровнем римского права – наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»; – недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия. Причины рецепции римского права: – римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства; – короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами; – повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству. Рецепция римского права – сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права. Этапы рецепции: 1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств. Образовались школы: – глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях, делаемых между строками и на полях рукописей римских законов; – постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Соединили существовавшие комментарии римского права и создали сводную глоссу; 2) распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков; 3) переработка и усвоение достижений римского права. Вопрос 3 Основные правовые системы в частном праве Древнего Рима: критерии разграничения и характерные черты. Структурно РЧП состояло из 5 основных систем: цивильное право, преторское право; право народов, естественное право, право справедливости. Данные системы, с одной стороны, отражали структурное построение РЧП, а с другой стороны, эволюцию РЧП как динамичной и исторически развивающейся системы права. Исторически первой возникла система цивильного права (ius civile).Цивильное право возникло как древнеримское право, система правовых норм, регулирующая отношения только между квиритами (гражданами Рима). Таким образом, из сферы правового регулирования цивильного права исключались иные социальные категории – перегрины, латины и др. В силу этого, цивильное право носило строго национальный характер, и кроме того, обладало таким недостатком, как формальность, обрядность и строгость правовых предписаний. Так, порождением цивильного права были обряд манципации, стипуляция и иные обряды, представлявшие собой способ совершения гражданско-правовых сделок. Со временем в связи с ведением обширных завоеваний, социальная стратификация общества стала всё более сложной, однако, новые социальные категории, как было указано, не могли быть участниками отношений, регулируемых цивильным правом. Кроме того, рабовладение становилось прочной основой экономической жизни римского общества, крупная земельная собственность была сосредоточена у рабовладельцев. При всех этих объективных условиях обнаруживалась неспособность цивильного права обеспечить регулирование новых экономических и социальных отношений в силу его формальность, строгости и узко национального характера. Поэтому параллельно с цивильным правом стала формироваться вторая система римского права – преторское право (ius honorarium). Действие преторского права распространялось уже и на иные социальные категории, которые могли совершать сделки с квиритами, пользуясь нормами преторского права. Преторское право было порождением деятельности преторов (магистратов), которые, не имея возможности изменять предписания цивильного права, в процессе правоприменения путём преторских эдиктов перерабатывали нормы цивильного права, приспосабливая их к новым экономическим и социальным отношениям. При этом особо хотелось бы обратить внимание на то, что нормы цивильного права были неприкосновенны ни для претора, ни для кого-либо ещё, поэтому преторское право представляло собой лишь толкование, своеобразный комментарий цивильного права, не изменяя его предписаний. Дальнейшее усложнение структуры экономических и социальных отношений, развитие торговли, в том числе международной, обнаружило несостоятельность цивильного права, нормы которого были скорее лишь данью традиции, чем живым позитивным правом. Кроме того, постепенно развитие римского государства пришло к необходимости признания частных прав за не римлянами, поскольку обратная ситуация привела к существенному торможению торгового оборота, что отразилось бы на экономике. Эти причины привели к формированию третьей системы римского права – права народов (ius gentium). Право народов регулировало отношения между всеми народами Рима и состояло, прежде всего, из национальных норм народов, входивших в состав Римского государства, и с другой стороны, из переработанных норм цивильного и преторского права. Таким образом, право народов являлось универсальным правом, которое было способно регламентировать отношения между всеми социальными слоями. Право народов искоренило основной недостаток предыдущих систем РЧП – формализм и обрядность и именно праву народов мы обязаны теми юридическими конструкциями, которыми юристы оперируют до сих пор. Объективный процесс постепенного наделения частными и публичными правами не римлян был юридически окончательно оформлен в 212 г. н.э., когда эдиктом Каракаллы все социальные слои (за исключением, разумеется, рабов) были уравнены в правах, поскольку всем лицам было предоставлено римское гражданство. В силу того, что была упразднена строгая социальная стратификация, отпала и необходимость в специальных нормах права, регулирующих отношения между отдельными социальными слоями. Поэтому постепенно произошёл процесс с лияния цивильного права и права народов, что привело к унификации римского права. Нормы цивильного права сохранили свою силу только в сфере наследственных и семейных отношений (кстати, формализм совершения сделок в этой сфере отношений сохранился и в современном праве). Следующая система римского права – право справедливости (iustitia).Данная система права являлась дополнением к преторскому праву и праву народов, и применялась, главным образом, в деятельности судебных магистратов. В основе права справедливости лежал принцип справедливости, а именно - в случае отсутствия конкретных правовых норм на практике юридические казусы решались, основываясь на принципе справедливости. Порождением права справедливости являлся сохранившийся до нынешних времён принцип (презумпция) доброй совести при совершении сделок – согласно праву справедливости, сторона, совершившая сделку, считается добросовестной, пока не доказано обратное. Последняя система права – естественное право (ius naturale). Эта система права также являлась дополнением цивильного права, преторского права и права народов. Римские юристы полагали, что в основе права лежит добрая природа человека, а само право покоится на нравственном сознании и естественном законе, предопределённом самой природой, её гармонией и чистотой. Вопрос 4 Понятие и состав источников римского частного права Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества. Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что содержание требований права предоставляется, во-первых, собственными для данного народа установлениями, или правом гражданским в широком смысле, во-вторых, - согласованностью с естественным разумом общежития, общим для всех народов, или правом общенародным ius gentium . Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым «введены» почти все договоры, оно служит основой для организации коммерции, оборота и т. д. Собственное данного народа право может состоять из писанного и из неписанного; к последнему преимущественно относится обычай. Естественное право считается неизменным, т.к. оно установлено «Божественным провидением». В отличие от него право гражданское, или установленное народом, может изменяться. Это писанное и изменяемое право и может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм: Виды источников римского права: Обычное право; Законы; Эдикты магистров; Конституции императоров; Деятельность юристов. Конституции императоров — это собирательный термин под ним понимались и другие акты: 1. Эдикты императора. 2. Дикреты императора 3. Рескрипты императора Собственность нормативный акт акт эдикт, а декреты и рескрипты локальные, но в то время все они были нормативными. Ниже перечислены источники римского права (Памятники римского права): 1. Закон XII Таблиц — свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Закон XII Таблиц состоял из разделов: о вызове в суд, о вершении исков, о долговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении — обиде, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе, о неиспрашивании привилегий. Подлинный и полный список Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи. 2. Кодификация императора Юстиниана. 3. Произведение римских юристов, в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н.э. — начало I в н.э.), Тацита (I—II вв. н.э.) и т.д. 4. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль, исторической науки — папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы обще императорского значения Эдикт Антонина Каракаллы — 212г. н.э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам. Вопрос 5 Обычай и закон как источники римского частного права Обычай — это совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Обычай — это древнейшая форма образования римского права. Черты обычая: 1. Устный источник; 2. Образец поведения (никто не знает момент возникновения и момент прекращения обычая); 3. Не должен иметь конкретного автора; 4. Обычай существует в силу того, что члены общества осознают его как эталон правильного поведения; 5. Санкционирование обычая (ни какая воля государства на применения того же обычая). Значения обычаев: 1. Заменяли указания других, более определенных источников права. Прежде всего, законов; 2. Свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике Законодательно это выражается в обще позитивном разделении — это выражает и судебное санкционирование — судебных решений. Обычай сохранялся чаще всего, распространяясь на какую-то группу людей. Для признания обычая правовым, т.е. дающим основание для защиты судом, он должен был: 1. Выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения; 2. Выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия; 3. Воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требования обычая. Специфика правого применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался. Особенность римского правового обычая — неразрывность, понимая обычая с нравами. Закон (Leges) — главное воплощение римского писаного права. «Законы — это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистром, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистра и только в пределах его компетенции. Римские законы получали как правило наименование по его инициатору: Закон Корнелия, Закон Аквилия и т.д. Черты закона: 1. Это текст, т.е. письменная форма; 2. Универсальность для всех; 3. Акт высшей юридической силы; 4. Акты, которые принимался строго определенными органами или лицом, деятельность в пределах своей компетенции (и изменяются и дополняются в том же порядке что и принимается и тем же органом.) Закон должен был содержать обязательные элементы: 1. praescriptio — вводная часть, или указатель обстоятельств издания; 2. rogatio — текст закона, который мог подразделяться на главы и т.п.; 3. sanctio — последствия нарушения закона и ответственность нарушителей. Классификация законов по Ульпиану: 1. Законы совершенного вида (в качестве санкции в этих законах была предусмотрена ничтожность акта); 2. Закон менее совершенного вида (в качестве санкции за их неисполнение — штраф); 3. Несовершенный вид (в качестве санкции – что-то иное). Вопрос 6 Эдикты магистратов (преторов) как источник римского частного права. |