Ответы к экзамену по педагогике. Вопрос 1 Профессия
Скачать 129.17 Kb.
|
Вопрос 17 Др.Греция состояла из небольших рабовладельческих гос-в . Наиболее влиятельными из них были Спарта и Афины,где сложились особые системы воспитания,которые обслуживали только детей рабовладельцев. В Спарте вос-ие осуществляло гос-во, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов, будущих рабовладельцев.С 7 л мальчики, жившие до этого времени дома, помещались в воспитательные учреждения, где вос-сь и обучались до 18 л. Руководителем их назначался известный властям человек—педоном. Содержание воспитания: Особое внимание обращалось на физ. вос-ие подростков,много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. К физ. вос-ию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер.Нравственное и пол. вос-ие давалось во время специальных бесед гос.руководителей с молодежью. Детей приучали к четкости и краткости ответов.Юноши 18—20 лет переводились в группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек. Когда мужчины уходя на войну, оставляли город и жилища, вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Между народами, населявшими данное государство, велись частые войны. В таких жестоких условиях сложилась спартанская система воспитания. Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Детей с малых лет приучали терпеть неудобства и лишения. В 7 лет мальчиков забирали в специальные государственные воспитательные учреждения – агелы. Процесс воспитания проходил в три этапа. На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным. На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям.В Афинах дети до 7 л вос-сь дома,затем мальчики начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее вос-ие в семье, приучаясь к домашнему хозяйству.Первоначально дети (с 7 до 13—14 л) обучались в школах грамматиста и кифариста. Занятия вели учителя-дидаскалы. В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом.В школе грамматиста обучали читать, писать и считать.В школе кифариста давалось литературное образование и эстетическое вос-ие.В 13—14 л мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой. Здесь в продолжение 2-3лет они занимались системой физ. упр-ий. С ними велись беседы по полит. и нравст.вопросам. Физ.вос-ем и беседами в палестре руководили наиболее известные граждане.Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии , где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой.Затем юноши с 18 до 20 л переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое вос-ие. В Афинских же школах огромное внимание уделялось эстетическому, гуманитарному образованию. Помимо грамматики, арифметики, истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка и графика.Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов — Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.Демокрит дал развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином «микрокосм».Демокрит высказал такие педагогические идеи, как необходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений, ибо «хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы»; Сократ посвятил жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством.Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души. Одним из первых Аристотель высказал мысль о природосообразности воспитания и сделал попытку возрастной периодизации — до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости, от 14 лет до 21 года.Главная цель воспитания по Аристотелю — нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Марк Туллий Цицерон был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи изложил в целом ряде трактатов: «Оратор», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла». Цицерон считал, главной задачей воспитания моральной совершенствование человека.Основным предметом школьного обучения, считал Сенека, философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.Основным методом воспитания считал самодвижение к божественному идеалу, а основным средством — назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование.Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития.Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. Вопрос 18 Крушение античного общества, упадок греко-римской культуры и образованности, укрепление позиций христианства способствовали к выработке новых подходов к постановке и решению педагогических проблем.Античному идеалу соревновательности и самоутверждения христианство противопоставляло сложившуюся традицию сомоограничения, послушания, служения. Христианский гуманизм утверждал новые в европейской культуре представления о человеке через идеал Богочеловека, его деяния и заветы. Языческий Космос вытеснялся образом единого Всемогущего и Всеблагого Создателя, сотворившего человека по образу подобию своему, даровав ему свободу и способность к творчеству, определив те законы, которые достойны отношений человека к человеку,всепрощения и любви.Христианство было обращено к внутреннему миру человека. Носительница христианской религии Церковь стала организатором системы школ сначала для будущих служителей культа, а затем и для «мирян».К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество.Существующее положение пыталась исправить католическая церковь.Преемником античной традиции оказались церковные школы. На протяжении V - XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал.В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние и внешние. В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.Епископальные школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархииПомимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика, а в отдельных сверх этого - арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки.Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению.Главным для средневекового рыцаря была выработка военно-физических умений, крепостнической морали и благочестия. Содержание рыцарского воспитания составляли "семь рыцарских добродетелей": верховая езда, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период раннего средневековья были неграмотны.До семи лет старший сын феодала воспитывался в семье. С 7 до 14 лет он направлялся в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену) и выполнял обязанности пажа на женской половине при супруге сюзерена.С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы.В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом.Младшие сыновья феодала оставались дома, упражнялись в "рыцарских добродетелях" и обучались у капеллана замка религии, реже - чтению и письму. Некоторые из них отправлялись в монастыри либо ко двору епископа. Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов. В менее знатных семьях девочки получали либо домашнее воспитание, либо воспитывались в специально открываемых для них городских школах.Первые университетыИменно в Болонье и Париже в XII в. возникли первые университеты, дававшие по тем временам блестящее образование. В XIII—XV вв. университетами «обзавелись» почти все страны Европы. Их основывали епископы и папы, короли и императоры, князья и города. Старейшими университетами в Англии были Оксфорд и Кембридж. Вопрос 19 Возрождение - это эпоха в истории европейской культуры XIII - XVI веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение -- одно из самых ярких явлений в истории европейской культуры.Реформация - мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале XVI в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства.Педагогические идеи в эпоху ВозрожденияИтальянские гуманисты XV - XVI вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической греко-римской культуры. Идеи Возрождения из Италии проникают в соседнюю Францию. Парижский университет становится очагом идей гуманизма. Отсюда они распространяются на Центральную и Северную Европу. Среди представителей французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Франсуа Рабле (1494--1553) и Мишель Монтень (1533--1592). Гюйом Бюде и Пьер Рамус выступили с инициативой пересмотреть программу образования.Ф. Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, главная цель которого - духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность методов воспитания, неэффективность обучения в школе Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а природную индивидуальность. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество. По суждениям Монтеня, ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критических суждений. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это «настоящая тюрьма», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей. Зло и метко осуждал Монтень гипертрофированное словесное обучение. По убеждению Монтеня, традиционное обучение приносит мало пользы: «Большая часть наук, которыми мы занимаемся, неприложимы к делу».Размышляя, какими должны быть воспитание и обучение, Монтень советовал, чтобы «больше говорил ученик и больше слушал учитель». Необходимо приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». Монтень предостерегал от тщетных попыток энциклопедического образования. Полезно наладить разнообразные связи учащихся с окружающим миром - с представителями научного мира, умными и благожелательными друзьями. В ходе обучения следует знакомить с духовными ценностями, которые заключены прежде всего в античности. Вопрос 20 В XVII веке в культурной жизни Западной Европы зарождается такой уникальный феномен, как научная педагогика. В этот период она окончательно выделилась в отдельную отрасль самостоятельного научного знания и обрела характерные признаки развернутой научной теории.Творчество создателя научной педагогики Яна Амоса Коменского (1592-1670) пронизано духом гуманизма. Педагогика Я. А. Коменского была нацелена на разрешение острых противоречий, сложившихся в то время в образовательно-воспитательной практике, безнадежно отставшей от реалий Нового времени и не соответствовавшей новым социокультурным условиям Западной Европы. В трудах Я. А. Коменского впервые прозвучали и получили развитие идеи всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания.Теорию всеобщего универсального образования Комен- ский изложил в главной книге своей жизни - «Великая дидактика» (1633-38). Отдавая вначале предпочтение предметному принципу преподавания, Коменский подготовил ряд предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области стал учебник «Открытая дверь языков и всех наук» (1631).Книга Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» была первым в истории учебником, в котором иллюстрации стали обучающим средством. Знакомясь с этим учебником, ребенок получал знания о предметах и явлениях окружающего мира. Воспитание рассматривалось Коменским как важнейшее средство подготовки человека к деятельной, практической жизни, к познанию реальной жизни. Этот вопрос у него связан с идеей пансофии, которую Коменский определял как всеобщую мудрость, заключающую в себе знание всех вещей, существующих в мире.Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошкольного воспитания до высшего образования. Он разработал классно-урочную систему обучения, включавшую четыре ступени: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет);школа родного языка для детей от 6 до 12;для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет латинская школа или гимназия,академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет.Основной формой обучения в школе, согласно Коменскому, должен стать урок. Учащиеся при классно-урочной системе группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Уроки проводятся по твердому расписанию. Каждый урок имеет свою цель и строго определенную тему. Через все педагогические сочинения Коменского, в особенности же через его главное сочинение -- «Великую дидактику», красной нитью Проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой. Принцип природосообразности воспитания, начиная от Коменского, будет неоднократно встречаться в педагогических системах. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется главнейшим, всеобщим законам, действующем как в мире растений и животных, так и в отношении человека.Он указывает, что общественный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Вопрос 21 Ж.Ж. Руссо(1712—1778)— – глубокий мыслитель, гуманист, демократ, сенсуалист, придерживался теории естественного и свободного воспитания, главный выразитель идеи Просвещения. В течение десяти лет он изучал естественные и общественные науки и переехал в Париж. Благодаря рекомендательным письмам его приняли в самых лучших домах Парижа, после отца ему досталось небольшое наследство, но оно позволяло ему жить, не думая о заработке. В 1753 г. стал работать над романом «Эмиль, или О воспитании». В романе он выразил прямые нападки на церковь и аристократию. «Эмиль» - его теория воспитания,которая в основном применялась на мужчин. В 1761 г. Руссо написал роман «Юлия, или Новая Элоиза». Педагогические взгляды Ж.Ж.Руссо. Руссо понимает воспитание как способ общественного переустройства. Воспитанная личность для Руссо, которая добилась развития своих способностей и дарований. Человек должен сохранить естественное состояние. Условием этого является свобода. Ребенок может делать все, что хочет. Воспитание детей начинается с рождения и все время воспитания Руссо делит на четыре периода:1 период – от рождения до 2 лет;2 период – от 2 лет до 12 лет;3 период – от 12 лет до 15 лет;4 период – с 15 лет до совершеннолетия.На ребёнка воздействуют 3 фактора воспитания:природа; люди;предметы.Задача воспитания – сгармонизировать действия этих факторов.В непосредственной связи с естественным вос-ем Р поставил и свободное восп-е. Он требовал уважать личность ребёнка, считаться с его интересами и запросами. Р придавал большое значение направляющей роли воспитателя. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребёнок этого не замечает. Он организует всю среду, все окружающие ребёнка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания. В 1762 году вышел в свет роман-трактат Р «Эмиль, или О воспитании». В нем Р показал путь воспитания свободного человека нового, т. е. буржуазного, общества. Р делил жизнь своего воспитанника на 4 периода. В раннем детстве основой всего является физическое воспитаниие. Р подробно останавливается на физическом воспитании Эмиля. Он указывает, как надо закалять ребенка и укреплять его физические силы. С 2 лет до 12 по мнению Р, необходимо развивать внешние чувства ребенка. Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги. Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. От 12 до 15л ребёнок, по Р, должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса ребёнка Р развивал оригинальную методику получения знаний реб., основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Р не сумел связать личный опыт ребёнка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Эмиль обучается ряду полезных профессий. Труд — общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство. Наступает 4 перио нравственного воспитания, а оно может быть только в обществе. Р выдвигает 3 задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел. В этом возрасте Р считал необходимым половое просвещение. Прежде всего он предлагал устранить все вредное, возбуждающее. Р считал, что было бы желательным избежать со стороны детей вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью», т. к. воспитатель не отвечает на вопросы, не соответствующие пониманию ребёнка. Когда же воспитатель найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника. Р считал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала.Р стремился глубоко понять чел. природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития ребёнка. Возрастная периодизация кратко: 0-2 физич.воспитание 2-12 развитие внешних чувств12-15 умств.и трудовое воспитание15-18 нравственное воспитание |