Ответы к экзамену по педагогике. Вопрос 1 Профессия
Скачать 129.17 Kb.
|
Вопрос 22 Иоганн Генрих Песталоцци ( 12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих благородных по-движников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.Под влиянием произведения Руссо «Эмиль, или о воспитании», Песталоцци намечает первые контуры своей педагогической системы: природосообразность, развитие органов чувств, строгое соблюдение системы в развитии в каждом ребенке всех его сил и способностей; дисциплинирование ребенка, основанное на его любви и доверии к воспитателю.В 1774 году он открыл свой первый приют для сирот, беспризорных и самых бедных детей в своём имении Нейгоф, назвав его «учреждением для бедных». В 1780 году школа И. Песталоцци разорилась и была закрыта.В короткий срок он пишет шесть повестей – и все уничтожает, ибо они кажутся ему невозможно слабыми. Лишь седьмую, нравоучительную книгу для народа «Лингард и Гертруда», в которой проповедуются важные идеи народного образования, он несёт к издателю. Этот педагогический трактат принес Песталоцци мировую известность. В ней подробнейшим образом разъяснялось, как устраивать самим крестьянам школы для своих детей, давалась реалистическая картина жизни швейцарской деревни и выражаюсь вера в педагогический путь переустройства общества.Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.Педагогические принципы Песталоцци таковы:1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.2. Процесс обучения должен строится путем последовательного перехода от части к целому. 3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».Он создает новый теоретико-педагогический труд методического характера «Как Гертруда учит своих детей». В этот период учёный создает ряд педагогических сочинений: «Цель и план воспитательного учреждения для бедных», «О народном образовании и индустрии» и др.Стремясь создать научную педагогику, И. Песталоцци разрабатывал ее теоретические основы: ее объект, предмет, научный метод, способы правильного поиска и достоверного доказательства знаний в области педагогических исследований. Воспитание, по мнению И. Песталоцци: необходимо начинать с младенчества. Главные понятия его педагогики нацелены на обеспечение очень простого, реально осуществимого в самых неблагоприятных социальных условиях и дающим вместе с тем такой объём знаний, умений и навыков, который богатые и сильные мира сего не столь уж часто имеют: во-первых, развить детей умственно, т.е. сформировать склонность и способность к самостоятельному суждению и творчеству; во-вторых - воспитать нравственно – сформировать деятельную доброту и способность к любви, чувство собственного достоинства – склонность и способность к самопомощи и самообороне от хищников любого рода; в-третьих, стремление постоянно и систематически работать над развитием своего кругозора, умение выделить ценности в мире в-четвёртых, развить физически, способность к поддержанию физической силы и здоровья; в-пятых, трудовое воспитание, выработка культуры труда, умений и навыков рациональной работы.Воспитание должно быть природосообразным, т.е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы.Он стремился поднять научно-образовательный уровень народной школы.И.Г. Песталоцци разрабатывает метод элементарного образования. Суть этого метода заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Метод элементарного образования – это определенная система развития способностей, а также система упражнений. Он предполагал взгляд на обыденное как нечто неизведанное и любопытное. Вопрос 23 В своих работах «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и других Гербарт отстаивал статус педагогики как самостоятельной науки, которая с помощью философии определяет воспитательные цели, а при содействии психологии — пути их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности.Ставя на первый план развитие формального мышления, Гербарт в одинаковой степени в учебном плане отдавал приоритет и древним языкам и математике, которые наиболее успешно дисциплинируют ум учащихся. До 14 лет, считал Гербарт, в школах необходимо обучать, главным образом, древним языкам, математике, античной истории и литературе. Эта идея Гербарта была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы в XIX веке.Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии разностороннего интереса. Он не только ввел термин «воспитывающее обучение» в педагогику, но и попытался теоретически его обосновать.Важная роль в нравственном воспитании учащихся принадлежит религии. Гербарт рекомендовал пробуждать у детей религиозный интерес как можно раньше.Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он определил четыре ступени обучения:ясность,ассоциации;система;метод.Кроме того, Гербартом определены три универсальных метода обучения:описательный;аналитический синтетический Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8—10 лет начинали переводить «Одиссею» и изучали элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. С отстающими учениками проводились аналитические беседы. Ученики много заучивали наизусть. Изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями.Негативной по содержанию является трактовка Гербартом управления педагогическим процессом, среди средств которого он уделял особое внимание методам жесткого дисциплинирования детей, вплоть до признания физических наказаний и «сокрушения воли ребенка». Поэтому Гербарта называют родоначальником авторитарного направления в педагогике. Вопрос 24 В основу воспитания Дистервег (1790 – 1866) положил три принципа: природосообразность, понимаемую им как развитие хороших задатков, заложенных в ребенке природой;самодеятельность детей и их активность, культуросообразностъ, т.е. учет условий и уровня культуры данного времени и страны, родины ребенка.Его большой заслугой является разработка и решительное отстаивание идеи развивающего обучения. Именно на этой основе он построил 33 дидактических правила, согласно которым учитель должен хорошо знать своего ученика, его особенности и уровень развития, круг интересов, понятий и представлений. Только в этом случае можно вести занятия «естественным путем», преодолевая трудности постепенно и последовательно. При этом учащиеся преодолевают их на основе собственных усилий, проходя три ступени: господство ощущений, памяти или накопления представлений, разума.По убеждению Дистервега, «не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».Семинаристы А. Дистервега вспоминали, какими увлекательными были его уроки. Они походили на умственные турниры. Учитель развивал у учащихся умение самостоятельно рассуждать. Он так строил урок, так вел учеников от одного положения к другому, что каждому казалось, будто он сам в начале урока уже предвидел вывод и сам пришел к нему в результате самостоятельных размышлений. Уроки Дистервега, как правило, строились в виде беседы.Благодаря трудам А. Дистервега окрепло важнейшее звено педагогики - теория развивающего обучения. Вопрос 25 .Конец XIX – начало XX в. – период бурного и разностороннего развития педагогики, многие идеи, методики того времени сейчас переживают второе рождение, используются в школах различных стран. Среди них: индивидуализация обучения, проблемное обучение, технология проектов, развивающего обучения, саморазвития.Отдельные практические поиски реформы школы конца прошлого и начала нынешнего столетия недостаточно критически переносятся в условия современности. Это касается и принципов отбора содержания образования, и организационных форм, и методов обучения. В общем же опыт прошлого, достаточно осмысленный, мог быть полезным и ныне в условиях реформирования образования.Джон Дьюи (1859 - 1952)Педагогика прагматизма.Дьюи: отрицал объективность истины, отождествлял ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории лишь инструменты приспособления к внешней среде. Придерживался либеральных взглядов. Интеллектуальное образование должно получать меньшинство общества, т.е. дети господствующих классов, которые обладают интеллектуальными импульсами. Дети трудящихся должны учиться в массовых школах для развертывания практических импульсов, т.е. систематические знания трудящимся не нужны. Задача школы путём соответствующего воспитания и обучения подрастающего поколения смягчить классовые противоречия. Воспитание должно опираться на наследственность и исходить из инстинктов и практического опыта ребёнка.Центральная фигура в процессе воспитания ребёнок.Дьюи препятствовал плановой организации работы школы, противопоставляя самостоятельные исследования учащихся, вооружению их научными систематическими знаниям.Выдвинул идею создания новой школы, такая школа учитывала бы их спонтанные интересы и личный опыт учащихся, которые все необходимые знания должны приобретать в процессе игровой и трудовой деятельности.Максимально использовать в учебной программе реальную жизнь, максимальное знакомство человека с изменяющимся миром.Задача учителя: обеспечить ученику условия для того, чтобы ученик сам мог доказать разумность выдвигаемого им положения. Считал, что он не должен передавать знания ребенку, он контролер и консультант в обучении ребенка. Учитель должен устранять ситуации, которые мешают каждому реб. развиваться.Главное предназначение школы: дать детям возможность накопить успешный опыт, жить в сотрудничестве.Георг Кершенштейнер (1854 - 1932)Задачи школы обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием её нравственного значения, и воспитание гражданина - патриота. Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путём самодеятельности, поэтому в школу и должен быть введён ручной труд. При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно - иллюстративной деятельностью. Ручной труд вводился в школу как самостоятельный учебный предмет, сама организация обучения на ранних стадиях примыкала к игровой деятельности.В тесной связи концепции трудовой школы у К. выступала теория гражданского воспитания, изложенная им в работе "Понятие гражданского воспитания". В ней он рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты, способные формировать у молодёжи желание трудиться на благо Отечеству и защищать его.Вильгельм Август Лай (1862-1926)Основываясь на данных биологии и экспериментальной педагогики, попытался создать так называемую педагогику действия, которая характеризовалась чрезмерной биологизацией воспитательно - образовательного процесса.Работа "Экспериментальная дидактика", в которой он излагал основные требования к трудовой школе. Считал, что ручной труд должен вводиться в народную школу прежде всего как средство умственного физического и духовного развития учащихся.Лай пытался создать новую педагогику - педагогику действия. Лай отводил особую роль выражению, которое и является собственно реакцией, действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Для того чтобы ребенок научился правильно реагировать на окружающую обстановку, Лай считал необходимым организовать в стенах школы такую социальную микросреду, которая вынуждала бы учащихся согласовывать свои действия с законами природы и с волей данного сообщества людей. Школа, по его мнению, должна готовить лояльных граждан буржуазного государства, важное место в этом гражданском воспитании.Воспитание должно воздействовать на врожденные и приобретенные реакции... в соответствии с нормами. Это социологическая сторона воспитания.Задачей воспитателя является прежде всего изучение врожденных и приобретенных реакций питомца, т.к. от них зависит круг представлений и идей. сделать образовательную систему более адаптируемой к социальным, культурным и экономическим трансформациям;осуществить переход в системе образования, которую можно характеризовать как образование на протяжении всей жизни;увеличить роль личности (студента) в процессе образования;обеспечить более значительное участие науки и культуры в развитии образования. децентрализация и демократизация управления;расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их подотчетности перед обществом; движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования. Вопрос 26 Восточно- славяские племена, издавна жившие на территории Европейской части СССР, прошли, как все народы, длительный путь исторического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы. Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков. Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет — женщинами, а затем мальчики и юноши — мужчинами, а девочки и девушки — женщинами. Имеются основания полагать, что у древних славян, как и у других народов, существовало деление людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома молодежи, в деятельности которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу. С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучения детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей — земледелие, охоту, скотоводство, ремесла. Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и рёзами», т. е. своеобразным вариантом пиктографического письма. В связи с классовым расслоением общества появляется неравное воспитание для детей разных социальных слоев. Так, согласно свидетельствам летописи в Х веке в княжеских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения княжеских детей, в том числе и военному искусству. Вопрос 27 На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.Содержание образования: грамматика, риторика, диалектика , арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадри Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.Некоторые историки считают, что в Древней Руси большинство населения было безграмотным. Однако сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей), оставленные случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв.; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой.Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия отразился и на образовании. Образование стало почти исключительно духовным. Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования:стали возникать приходские и частные школы,была создана и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г.) система православного образования.В XVI–XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. Украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением.На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия; в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия. На Украине и в Белоруссии возникали типографии где создавались и издавались учебники. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование.изменения в методике начального обучения:Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым.Вместо буквенного обозначения цифр стали использоваться арабские цифры.В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы.Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся.Демократический характер образования появился уже в допетровское время. В основе православной педагогики лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания и жизни не представляется возможным. Основная цель воспитания и образования достигается не властью Церкви над человеком, но образом жизни, проникнутой духом Церкви, духом православия. Церковная сторона жизни есть средство стяжания Святого Духа, метод познания Божественной Истины, и надо признать - единственный, проверенный, достоверный и, главное, безопасный для человека метод.Воцерковленная жизнь человека не отменяет и не заменяет попечения о поддержке и развитии задатков ребенка. Естественное развитие ребенка обнимает все стороны человеческого бытия: тело, ум, чувство, волю и дух. Соответственно этому и воспитание должно вестись в нескольких направлениях, оно бывает физическое, умственное, эстетическое, духовно-нравственное и религиозное. |