Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 17

  • Вопрос 16

  • Вопрос 15

  • Вопрос 14

  • идея прометеизма

  • Вопрос 13

  • Вопрос 12

  • Вопрос 11

  • Вопрос 10

  • Filosofia_Otvety (1) — копия. Вопрос 46 Сущность культурных ценностей. Культурная экспансия, культурный конфликт


    Скачать 121.68 Kb.
    НазваниеВопрос 46 Сущность культурных ценностей. Культурная экспансия, культурный конфликт
    АнкорFilosofia_Otvety (1) — копия.docx
    Дата01.10.2017
    Размер121.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Otvety (1) — копия.docx
    ТипДокументы
    #9121
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Поиск   рационального   порядк  во всем. Воззрения Декарта на природу носили чисто механический характер: Вселенная – это огромный механизм, она изменчива и имеет историю развития. Первоначальный импульс дает Бог, но в последствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Образование звезд и планетных систем осуществлялось благодаря вихревому движению материи: мировая материя беспредельная, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчинается органический мир: животные – это сложные машины. Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики.
    Идеализм Д. усугубился религиозными предпос. его системы. В силу этого для док. реального сущ. мира необходимо док. сущ. бога. В числе прочих идей в уме сущ идея бога. Как понятие о сущ. всесовершенном, идея бога обладает большей реальностью чем все др. идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее нах. в следствии. Т.к. мы сущ и т.к. мы суть следствия первопричины, то сущ и сама первопричина т.е. бог. Но если всесоверш. бог сущ, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.

    Вопрос 17

    Философия Ф.Бекона

    Ф. Бэкон  уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”, в нем можно усматривать лозунг и пафос всей  философской системы Ф.Бэкона.  Благодаря ему, по-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию.  Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе природу Ф. Бэкон  восставал против господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения человека.

    Он ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов, одним словом, в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания,  именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех   доказательства есть опыт”, - пишет  Бэкон Его философию можно назвать своеобразным возрождением античной натурфилософии с ее наивной верой в незыблемость истин факта, с  постановкой в центре всей философской системы природы.

    Центральной проблемой философии Ф.Бэкона можно назвать проблему отношения человека и природы, которую он решает в русле утилитаризма, можно сказать, что именно с него начинается европейский утилитаризм, наиболее ярко проявившийся в философии прагматизма.

    Таким образом,  философия  Ф.Бэкона - это первый гимн научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение “нового европейского мышления”, которое остается господствующим и в наше время.

    Вопрос 16

    Научная революция 17 века. Формирование нового стиля философствования.

    Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием и тесно связана с духом эпохи Просвещения. На рубеже XVII-XVIII веков происходит научная революция.

    Символами общественного прогресса в XVII  веке  становятся первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI — начало XVII вв.)  и  Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных преобразований происходят радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании людей. Государственная политика по отношению к науке проявляется в образовании академий наук,  научных  обществ  и  т.д. В науке XVII  века  наряду с опытно-экспериментальными исследованиями, активно развиваются математические формализованные методики, что приводит к появлению алгебры, созданию дифференциального  и  интегрального исчислений, аналитической геометрии. Ведущей отраслью знания становится механика — наука о движении тел, сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззрен-ческих взглядов XVII  века.


    Новой была форма, как делали открытия: личным опытом и наблюдением. Сегодня это называется «эмпирический метод».

    Это было связано с тем, что начиная с Аристотеля знание, полученное опытом, низко ценилось. Человеческие органы чувств считались плохим прибором для его получения – уж очень они обманчивы. Истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Основным методом познания была дедукция. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод – заключение об общем по частным наблюдениям – приживался лишь очень постепенно
    В рассматриваемый период с новой силой развернулась полемика о том, что является основой подлинного знания — разум или опыт. В новое время эти два направления принимают форму эмпиризма и рационализма.

    Таким образом, в XVII в. в Европе появляется новая философия, опирающаяся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и осознание важности целенаправпенного экспериментально-опытного изучения мира — с другой.



    Вопрос 15

    Модели идеальных обществ-Т.Мор, Т.Компанелло, Н.Макиавелли

    Т.Мор противопоставлял свой идеал - глубоко продуманную  схему общественного строя, при  котором нет частной собственности. Все материальные блага принадлежат здесь большинству. Общими в Утопии являются не только природные богатства - земля и ее недра, но и вся продукция общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех граждан. Государство в лице сената производит учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества. Мор выражал сознательный протест против социального неравенства в современном ему обществе, где нищета большинства уживалась с роскошью эксплуататоров. Достойным для человека Мор считает лишь умственный труд, которому только и должно отдавать свой досуг. Только так и понимает  Мор  настоящий досуг, который так ценят его утопийцы, предпочитающие иметь одно простое платье в течение двух лет, но зато наслаждаться досугом, заполненным науками и другими духовными удовольствиями. Как реальный мыслитель,  Мор  понимает, что в обществе, где человек должен трудиться ради хлеба насущного, досуг для духовной деятельности должен быть оплачен чьим-то трудом, а это несправедливо. Создавая проект коммунистического общества в Утопии,  Мор  предпочитает всеобщую трудовую повинность и скромную, но обеспеченную всем необходимым жизнь на началах равенства.
    Т.Компанелло. В эпоху Возрождения были созданы различные утопические модели. Наиболее известной из них является утопия о городе Солнца, автором которой был итальянский философ Томмазо Кампанелла. Он нарисовал идеальное общество, по образу и принципу которого люди смогут построить настоящую счастливую жизнь.
    Все население города – это община (коллектив людей), которая объединена одними целями, делами и идеалами. Один за всех и все за одного – вот главный принцип, по которому живут граждане города Солнца. Ни у одного из них нет личного имущества или частной собственности, а, наоборот, все общее, поэтому жителям счастливого города не из-за чего враждовать, некому завидовать, не на кого обижаться и некого бояться. Где нет личной корысти, там нет преступлений, нет несчастий, считал Кампанелла.
    Люди делают одно общее дело, движутся к одной общей цели, они равны и поэтому никогда не конфликтуют, что делает все общество и каждого человека сильным, счастливым и уверенным в завтрашнем дне.
    Н.Макиавелли. В "Государе"  Макиавелли  рисует модель абсолютного монарха, который с помощью всех средств – жестокости и обмана, демагогии и справедливости, хитрости и прямодушия – обеспечивает сохранение, укрепление и расширение своей власти.
    Проблеме взаимоотношения нового государя с народом и знатью  Макиавелли  уделяет много внимания, поскольку считает достижение определенного равновесия классовых сил одной из важнейших задач.  Макиавелли  справедливо полагает, что государи становятся великими, когда преодолевают трудности и оказанное им сопротивление. Он выстраивает внушительную программу, выполняя которую государь может добиться того, чтобы его почитали.

    Политический реализм  Макиавелли  связывает свободу с истиной, с правдой.  Макиавелли  настаивает на том, чтобы государь больше всего избегал льстецов, которыми полны дворцы, и окружал себя людьми, которые способны ему всегда говорить только правду. Если правила, предлагаемые  Макиавелли, соблюдаются государями, то власть, нового государя делается крепче и обеспеченнее.

    Макиавелли  видел силу государя в знании и способности учесть и осмыслить не только современный ход событий, но также и опыт сходных ситуаций в истории, он считал неотъемлемыми качествами правителя трезвость мысли, рационализм, умение принимать во внимание противоречивые интересы различных общественных кругов, наконец, понимание и использование в интересах государства особенностей человеческой психики.

    Вопрос 14

    Пантеизм эпохи Возрождения: Н.Кузанский, Дж.Бруно, Н.Коперник

    В эпоху Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя. Именно тогда появляется в философии идея прометеизма – человек как сотворец мира, сотрудник Бога.

    Одним из характерных представителей философии  эпохи   Возрождения  был Николай  Кузанский. Николай  Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия – понятие единого.  Н.  Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что “единому ничто не противоположно”. А отсюда он делает характерный вывод: “единое есть все”.

    Из утверждения, что единое не имеет противоположности,  Кузанский  делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное – это то, больше чего ничего не может быть.  Кузанский  называет его “максимумом”. Единое же – это “минимум”. Николай  Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей – максимума и минимума.

    Согласно взглядам Николая Кузанского, центр и окружность Космоса – это Бог, потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, в которых он был бы замкнут. Таким образом, вводится идея отсутствия у мира стабильного центра, каким в средневековой космологии считалась Земля.

    Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее “подобной бесконечности”, одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

    Дж.Бруно Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость – таковы исходные посылки Дж.Бруно. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля – лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятия “верх”, “низ” и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу вечному и бесконечному. Ученый писал, что в “безмерном лоне бесконечной Вселенной” возникают, развиваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные миры и наша Солнечная система – лишь одна из бесчисленного множества других, подобных систем.

    Снимая границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы – как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного – с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс, но идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть “Бог в вещах”.
     Пантеизм  Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию природы

    Вопрос 13

    Эстетизация мира и человека в эпоху Возрождения

    Философия Возрождения — направление в европейской философии XVXVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт + польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

    Вопрос 12

    Специфика философии эпохи Возрождения

    Ренессанс, или Возрождение, - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.Для новой философской культуры были характерны:1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов);2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;3) антропоцентризм и гуманизм. В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию.Baжнeйшeй отличительной чертой мировоззренческой эпохи Boзpoждeния является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была пpиpoднo-кocмичecкaя жизнь, а в средние века – религиозная жизнь – проблема «спасения», то в эпоху Boзpoждeния на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Филocoфия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу. В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть.

    Вопрос 11

    Теоцентризм, монотеизм, креационизм средневековой философии.

    Теоцентризм  - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

    Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".
    Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
    Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio - творение, создание).
    Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.

    Монотеизм  — единобожие, религиозное представление, по которому существует только один Бог.

    В основе христианского монотеизма лежат два принципа: идея творения и идея откровения. Обе идеи тесно связаны между собой, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения - фундамент теории познания. Поэтому средневековая философия зависела от теологии, а средневековые институты от церкви.

    Вопрос 10

    Истоки и специфика средневековой христианской философии.

    Зарождение христианства  и   христианского  богословия в античном мире. Соединение эллинской мудрости и иудейского откровения. Этапы развития  христианской   философии  в античности  и  средневековье. Патристика  и  схоластика. Теоцентризм  средневековой   философии.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта