Воспитание ценностных ориентаций у современных школьников
Скачать 50.4 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М.МАШЕРОВА» Факультет: педагогический Кафедра: коррекционной работы КУРСОВАЯ РАБОТА по предмету: «Педагогика» на тему: «ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ» Выполнила: Ахмедова Ганира 3 курс группа 33 НО Научный руководитель: Баранок Василий Николаевич, доцент кафедры коррекционной работы, кандидат педагогических наук, доцент ВИТЕБСК, 2021 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические аспекты проблемы формирования ценностных ориентаций………………………………………………………………………...5 1.1 Понятие воспитания…………………………………………………....5 1.2 Понятие и виды ценностных ориентаций личности ………………...6 1.3 Ценностные ориентации личности и их становление…..........……..11 2. Воспитание ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………...............15 2.1 Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………… 15 2.2 Формирование ценностных ориентаций младших школьников..................................................................................................19 2.3 Формирование ценностных ориентаций младших школьников в образовательном процессе……………………………………………......25 Заключение……………………………………………………………………….30 Список используемой литературы……………………………………………...33 ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития образования в Беларуси, остро стоит проблема оценки качества образования. Но не меньший интерес вызывает и оценка качества воспитания подрастающего поколения, а в частности формирование их ценностных ориентаций. Психологическая наука всё дальше уходит от парадигмы «формирования» (формирования «нового человека», «всесторонне развитой личности» и т. п.), оставляя за каждым человеком (как воспитателем, так и воспитуемым) право свободного выбора. Поэтому основой для воспитания становятся реальные жизненные ценности. В настоящее время назрела потребность в поиске возможных путей разрешения сложившегося в практике общественной жизни противоречия между существующими и должными, то есть социально значимыми ценностями общества и ценностями, реально существующими в среде современных школьников. Согласно анализу теоретических источников по проблеме исследования, начало становления ценностных ориентации начинается в дошкольном возрасте, но следующим ответственным периодом их формирования является начало обучения в школе, т.е. младший школьный возраст. От ценностной основы, заложенной в младших классах, зависит, как будет происходить дальнейшее формирование и развитие личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте. Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентации, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и т.д. Цель исследования - изучить ценностные ориентации младших школьников. Предмет исследования – ценности и идеалы учащихся начальных классов. Объект исследования – направленность личности учащихся начальных классов. Задачи: Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть сущность понятия «ценностные ориентации» и выявить общие пути их формирования. 2.Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме. Методы исследования – анализ литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 1.1 Понятие воспитания Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами. Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит вовзаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Таким образом, воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. 1.2 Понятие и виды ценностных ориентаций личности Ценностные ориентации – это важнейший элемент внутренней структуры личности. Они обусловлены и закреплены жизненным опытом и всем комплексом переживаний индивида, а также отделяют самое главное и значимое для него от второстепенного и не значимого. Ориентация на ценности свойственна всей человеческой жизни. На протяжении всей многовековой истории цивилизации люди вырабатывали способность выделять в окружающей их действительности те явления и объекты, которые приобретали для них особую ценность, к которым они проявляли особое отношения, ценя, оберегая их, ориентируясь на них в своих стремлениях, целях и действиях. Поначалу ценностные ориентации человека ограничивались сферой его утилитарного отношения к обществу и природе. Критерием ценности выступал признак полезности, то есть особой ценностью обладали объекты, служащие пищей, животные, использующиеся для труда, все, что облегчало жизнь или же создавало иллюзию, что предотвращало страдания, несчастья, беды. Со временем данные ценности претерпели изменения. Развитие общества повлекло за собой пересмотр человеком своих базовых ценностей и ценностного отношения к природе и внешнему миру. Понятие «ценность» имеет идентичное понятие – «благо». Последнее понятие носит двойственный характер. С одной стороны, благо – то, что представляет материальную ценность для человека, а с другой благо – то, что подразумевает моральную и духовную ценность. В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения различают ценности духовные и материальные. Те в свою очередь делятся на научно-познавательные, моральные, художественные, эстетические и т.д. Духовные ценности, как правило, определяют высшие, моральные запросы человека, материальные же – практические запросы. У каждой ценности есть свое мерило, например, истина – для научных и познавательных ценностей, а красота, прекрасное – для художественных и эстетических. Моральные ценности в жизни общества занимают отдельную нишу, поскольку мораль необходима для урегулирования человеческих взаимоотношений, противоречий между поведением отдельных людей и общества в целом. Подлинная нравственность подразумевает чистоту человеческих отношений, вот почему достоинство, добро, совесть и др. моральные ценности свободны не только от каких-либо меркантильных соображений, но также и от утилитарных. Иными словами, мораль ставится выше выгоды, расчета, ее цель – способствовать утверждению человеческой солидарности и гуманности. Моральные ценности – это не только критерий оценки человеческих поступков и помыслов. Крепость и многообразие этих ценностей – критерий уровня нравственного развития личности, форма ее моральных достоинств. Моральные ценности далеко не оторванные от жизни понятия и представления, это вполне определенные и реальные проявления нравственных отношений. Нравственные отношения, в свою очередь, неотделимы от конкретных форм жизнедеятельности людей, их духовной, общественной деятельности, труда. Нужно отметить, что моральное сознание человека определяется ценностями, порожденными обществом за весь период его развития. Само же общество в моральных ценностях интегрирует нравственные отношения, которые складываются между людьми как отдельными субъектами исторического прогресса. Ценностные ориентации самого человека – это лишь более или менее адекватное отражение системы общественных ценностей. Хотелось бы уделить внимание вопросу об идеале. В нравственном развитии личности идеал играет не последнюю роль. Это понятие подразумевает образ совершенного человека или же совершенного общественного устройства. Потребность в идеале – одна из наиболее сильных человеческих потребностей, обусловленная стремлением освободиться от всего того, что мешает беспрепятственно проявлять свои духовные и физические силы, свои способности для достижения всеобщего блага. Потребность в идеале проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок тянется к образцам для подражания, избирая для себя достойный пример поведения, моральных устоев. Любой процесс самовоспитания начинается с того, что личность избирает себе мысленный образ какого-то совершенства, которое необходимо достигнуть. Потребность в идеале является не только характерной чертой существования человека, но еще и стимулом его личностного роста. Личностью по-разному удовлетворяется потребность в идеале, в разные возрастные периоды она разная. Наиболее сильна эта потребность в юности, когда юноша или девушка отбирают наиболее привлекательные личностные качества, присущие разным людям, и собирают их в один мысленный совершенный образ. Такой образ называют собирательным. Иногда же идеал, образец для подражания – кто-то из ближайшего окружения. Чаще всего это наблюдается у детей, когда идеалом избирается мать или отец. Также идеалом может являться художественный образ, литературный герой, киногерой. Система ценностных ориентаций личности – одно из центральных ее образований. Это психологическая характеристика, определяющая содержательное отношение индивида к социальной действительности. Ценностные ориентации обусловливают мотивацию поведения человека и оказывают значительное влияние на всю его деятельность, характеризуя его внутреннюю готовность к совершению определенных поступков для удовлетворения его потребностей и интересов. Формирование ценностной структуры личности – это важнейший фактор процесса ее социализации, в результате которого индивид становится полноправным членом общества, полностью входит в социальные взаимоотношения, практикуемые в данном обществе. Формирование системы ценностных ориентаций личности происходит на высшем уровне ее развития. Данная система регулирует поведение и деятельность индивида в важных ситуациях его социальной активности, где предполагается выражение его отношения к целям жизнедеятельности, а также к средствам достижения этих целей. Высокая осознанность – эта характеристика личностных ценностей, которые отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций. Ценностные ориентации – важный фактор социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения человека. Существует диспозиционная концепция регуляции социального поведения человека, разработанная В.А. Ядовым. Основная идея данной концепции состоит в следующем: поведение и деятельность индивида регулируется сложной системой различных диспозиционных образований, которые организованы иерархически. Каждый уровень этой системы состоит из трех компонентов: Потребность, которая классифицируется с точки зрения включенности человека в различные сферы социальной деятельности; Ситуация, которая предполагает какие-то действия индивида и наличие каких-то его потребностей; Диспозиционное образование, которое регулирует поведение и деятельность человека. С точки зрения формирования системы ценностных ориентаций наиболее сенситивны и интересны старший подростковый возраст и возраст, переходный к юношескому. В отмеченных возрастах наблюдается специфическая ситуация развития личности. Так, в подростковом возрасте происходит переключение сознания с частного, конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается повышение внимания к вопросам мировоззрения, морали, этики и религии, к собственным переживаниям и переживания окружающих людей, а также формируется устойчивый круг интересов, постепенно становящийся психологической базой ценностных ориентаций подростка. На старшие классы школы чаще всего приходится переход от подросткового возраста к юношескому. В этом возрасте стоит проблема самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы, осложненная формированием самосознания, являющегося центральным новообразованием подросткового возраста. Для старшеклассника характерны потребность в общении и потребность в обособлении. Это важнейшие детерминанты процесса формирования его личности, они также регулируют и процесс включения старшеклассника в социум, определяя содержание системы его ценностных ориентаций. Общение старшеклассника имеет ряд специфических черт. С одной стороны, круг контактных групп, в которые включается старшеклассник, расширяется, а с другой – он проявляет избирательность в общении, то есть дифференцирует группы общения на товарищеские, в которых достаточно большое количество участников, однако интенсивность общения ограничена, и дружеские, включающие участников, с которыми старшеклассник себя идентифицирует и которых использует как стандарт для самооценки и как источник ценностей. Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос формирования системы ценностных ориентаций индивида является для исследователей объектом пристального интереса, внимания и постоянного изучения. Особо показательным для проведения исследований данного вопроса является подростковый возраст и ранний юношеский возраст, так как именно с данными периодами онтогенеза связывается тот уровень развития ценностных ориентаций, в итоге обеспечивающий их функционирование как особой системы и оказывающий определяющее воздействие на активную социальную позицию личности и ее направленность. 1.3 Ценностные ориентации личности и их становление Другое понятие, которое связывают с направленностью личности, - это ценностные ориентации, то есть система устремлений личности. Ценностные ориентации являются внутренним источником деятельности и поведения индивида, высший уровень его представлений об идеалах, смысле жизни и деятельности. Ценностные ориентации – основа активности каждой личности. Для психологов ценностные ориентации личности рассматриваются как основа мотивации поведения, готовности человека сознательно реагировать в какой-либо ситуации. Отражаясь в сознании личности, стратегически важные жизненные цели, общие мировоззренческие ориентиры становятся ценностными ориентациями, являясь таким образом стержнем личности, ее составными элементами, выражающимися в форме мотивов, направленности, поведения, принципов, потребностей. Они обеспечивают устойчивость личности и также являются фактором ее развития. Ценностные ориентации – это сложное интегральное образование, специфическая форма осознания окружающей действительности, своего прошлого, настоящего и будущего. Ценностные ориентации личности также представляют собой форму и разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального. Поскольку ценностные ориентации личности – это основной ее структурный компонент, в котором сходятся ее различные психологические характеристики и поскольку именно ценностные ориентации в определенной мере детерминируют поведение личности в социуме, педагогам важно при изучении особенностей формирования личности учитывать моменты, обусловливающие формирования ее ценностных ориентаций. Лежащая в основе ценностных ориентаций система ценностей, включающая и духовно-нравственные ценности, сформировавшиеся у личности в процессе воспитания, диктует такую организацию процессов осознания и принятия индивидом существующих в обществе ценностей, при которой бы у человека воспитывались те личные качества, необходимые для его успешной социализации и реализации своих возможностей и способностей. Формирование ценностных ориентаций личности – это процесс длительный и сложный, испытывающий на себе влияние многих факторов: социальной обстановки в мире, в данной стране, регионе, средств массовой информации, ценностей малых групп (семьи, друзей) и других. Жизненная концепция, стиль жизни, основы мировоззрения того социального слоя, к которому принадлежит индивид, также оказывают влияние на его социализацию. Важная роль в формировании ценностных ориентаций индивида принадлежит системе образования. Потребности и интересы, без сомнения, имеют большое значение, однако мотивы поведения человека не исчерпываются только ими. Человек занимается не только тем, в чем испытывает непосредственную потребность, направленность личности не исчерпывается только ее интересами. Существуют моральные представления о долге, о лежащих на человеке обязанностях, которые играют немалую роль в регуляции его поведения. Обязанности, должное, с одной стороны, противопоставляется индивиду, поскольку оно осознается как общественно значимое, не подвластное его субъективным желаниям и представлениям, то есть как нечто, независимое от него. С другой стороны, если должное не просто воспринимается человеком, а переживается им, то оно становится предметом его личных устремлений, общественно значимое – личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, которая овладела его волей и чувствами. Тогда должное, общественно значимое находят обобщенное, абстрактное выражение в нормах морали и поведения. Конкретной же их формой являются идеалы. Самое общее определение для идеала – высшая цель деятельности человека, его стремлений. Иное значение – совершенное воплощение чего-либо, к примеру, идеал доброты, идеал нравственности и т.д. Иногда идеал – это собирательный образ, воплощающий в себе наиболее ценные, привлекательные для той или иной личности черты, этот образ берется за образец поведения. Не всегда идеал – некое идеализированное отображение объекта или субъекта действительности. Идеал может находиться в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику индивида, когда в нем выделено то, чего данный индивид особенно ценит и чего ему самому не хватает. В таком случае идеал – это не то, чем личность на самом деле является, а то, какой она хотела бы быть. Но даже такой идеал весьма показателен для сути личностной направленности и содержания ее ценностных ориентаций. Таким образом, идеал – это и то и не то, что человек из себя представляет. Это некое предвосхищенное воплощение того, каким он может стать. Идеал – стимул и регулятор развития личности, ее лучшие тенденции, которые воплотились в образе-образце. На формирование идеалов непосредственно влияет общество, в частности, его идеология, миросозерцание других людей. В каждой исторической эпохе существовали свои идеалы, свои идеальные образы человека, в котором дух эпохи, социальная и политическая среда воплощала наиболее значимые для того времени черты. К примеру, идеал софиста или философа в «век просвещения» в Древней Греции, смиренного монаха в эпоху феодализма и т.д. Современность тоже создала свой идеал, идеал творческой личности, не пренебрегающей гражданской позицией. Наличие у личности идеалов вносит четкость и единство в ее направленность. В раннем возрасте идеалами чаще всего становятся люди из ближайшего окружения ребенка – мать, отец, старший брат, учитель. Подростки и юноши выбирают своими идеалами исторических личностей или же кого-то из современников, на кого они хотели бы походить, чье поведение является для них образцом. В качестве еще одной категории, определяющей направленность личности, можно назвать ценностные идеалы. На первый взгляд, словосочетание «ценностный идеал» представляет собой тавтологию, поскольку идеал – это уже ценность, элемент ценностной структуры личности. Однако суть ценностных идеалов заключается в том, что личность – это не пассивный объект собственной ценностной регуляции, а субъект, способный оценивать свои ценности и проектировать свое движение к будущим ценностям, которые отличаются от сегодняшних. Таким образом, ценностные ориентации личности – важная составляющая ее структуры, а процесс их формирования – составляющая процесса социализации. Ценности делятся в зависимости от характера потребностей и способа их удовлетворения на духовные и материальные, при этом духовные ценности определяют моральные запросы личности, а материальные – практические. На становление ценностных ориентаций личности оказывают влияние и социальная среда, социальная и политическая обстановка в мире, в стране, в регионе, ценности, нормы и идеалы, доминирующие в том социальном страте, к которому принадлежит человек, а также – система образования. |