тгп для дениsssa. Вопрос номер 1 предмет и методология государства и права Предмет теории государства и права
Скачать 494.8 Kb.
|
Признаки гражданского обществаПризнаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни. Основными признаки гражданского общества являются: 1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности. 2. Наличие развитой системы самоуправления. 3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами. 4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания. 5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию. 6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам. 7. Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах. 8. Наличие правового государства 9. Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения. Структура гражданского обществаСтруктура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить: 1. Общественные объединения и правозащитные организации. 2. Политические движения и партии. 3. Независимые СМИ. 4. Семья как основная ячейка общества. 5. Церковь и религиозные объединения. Вопрос 29. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Соотношение государства и права. Происхождение и пути формирования права. На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного приоритета защиты прав личности получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения буквы закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества. Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Устоявшийся термин «гражданское общество» восходит к древнеримскому слову civitas, обозначавшему гражданскую общину римлян, сообщество римских граждан. Вплоть до конца XVIII в. отсутствовало четкое различение неполитического (гражданского) общества и политического государства. Идея правового государства, при этом, была актуальной и волновала умы передовых людей всегда. Сам же термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно - в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т.Велькера, Р. фон Моля и др. Однако, споры вокруг правового государства ведутся с самого зарождения этой политико-юридической конструкции. При этом, не подлежит никакому сомнению, что теория правового государства занимает достойное место среди достижений человеческой цивилизации, потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Правовое государство - это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России. В исследование проблем правового государства определенный вклад внесли российские дореволюционные юристы - Гессен, Кистяковский, Палиенко. В СССР концепция правового государства не признавалась. Современная Конституция РФ провозглашает Россию правовым государством. Процесс становления правового государства занимает длительное историческое время, не вводится единовременным актом. Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много. Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация. Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д. В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное. 30 Основные направления учений о праве Основные положения естественного права: 1. Теоретическое и практическое различение права и закона. Наряду с позитивным (принятым законодателем) правом существует высшее, настоящее - "естественное" право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, на свободу, на сопротивление угнетению, собственности и т.д.). Право - это социальный феномен упорядочения человеческой жизни, присущий человеческому бытию, обладающий в этом качестве большей ценностью, чем закон. Право есть необходимый регулятор межчеловеческих отношений, который отличается от производного, несовершенного, недостаточного, а иногда даже неприемлемого закона тем, что право всегда истинно, разумно, естественно, действительно, человечно и т.д. 2. Не всякий юридический закон, будучи даже безупречным по форме, содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия "естественным" человеческим, общественным, природным и т.д. нормам: все, что противоречит в позитивном праве "естественному" праву, не может считаться правом. 3. Право и мораль тесно взаимосвязаны: сам термин "правовое" означает содержательное соответствие юридических предписаний требованиям морали, где мораль выступает правотворческой и правоприменительной определяющей права. 4. Источник прав человека находится в самой человеческой природе. Юридические права человек приобретает от рождения, и эти права не могут как "дароваться" человеку государством, так и отчуждаться в пользу последнего. Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. Для марксистского типа права характерны следующие положения. 1. Сущность и развитие права обусловлено, в конечном счете, материальными условиями жизни общества, прежде всего - типом производственных отношений, определяемым, в свою очередь, господствующими формами собственности на средства производства. 2. Право, как и государство, по своей социальной природе явление классовое. Это означает, что оно возможно только в классовом обществе; появляется с делением общества на классы; выражает, в конечном счете, интересы экономически и политически господствующего класса (например: в капиталистическом обществе - буржуазии, в социалистическом обществе - рабочего класса и всех трудящихся). 3. Право, хотя и обусловлено экономическими отношениями, обладает, однако, относительной самостоятельностью как феномен общественного сознания и национальной культуры, оказывая активное обратное воздействие на все сферы общества, в том числе экономическую. 4. Со сменой типа производственных отношений, наступающей, как правило, в ходе социальной революции, меняется и классовая сущность права, т.е. оно начинает отражать интересы прежде всего того класса, который получает политическую и экономическую власть. 5. С исчезновением классов в рамках коммунистической формации право утратит свой политический характер и постепенно отомрет вместе с государством. Человеческие отношения будут регулироваться неполитическими социальными нормами, отражающими гармоничные и неантогонистические интересы членов общества. вопрос 31. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический. Нормативный подход. Нормативный подход наиболее ярко выражен в теории юридического позитивизма и теории нормативизма. Нормативное понимание права основано на представлении, что “право - это система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают и призваны обеспечить классово определенную свободу поведения в её единстве с ответственностью и сообразно этому выступают в качестве государственно-властного критерия правомерного и неправомерного поведения”. Из этого определения можно выделить ряд следующих признаков: 1. Право - это совокупность норм установленных или санкционированных государством. 2. Правовые нормы отличаются от других социальных норм, а) формальной определенностью, так как право это нормы изложенные в законах и др. нормативных актах. 3. Государство выступает гарантом соблюдения законности, посредством поощрительных мер воздействия, а также посредством карательных и право - восстановительных санкций. 4. Правовые нормы воздействуют на поведение людей непосредственно или через правовые отношения, образующиеся между физическими и (или) юридическими лицами. К позитивной черте нормативного подхода следует отнести то, что лишь при таком понимании права могут быть обеспеченны законность, господство права, восходящее к его официальному установлению и единообразному пониманию. (естественно-правовой, ценностный) подход. Согласно ему, право - не тексты законов, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты. Социологический (функциональный) подход. Социологический подход представлен социологической теорией. Данный подход аргументируется и характеризуется следующим: ”… коль скоро правопорядок все же является фактом, значит - существует и право, но не в виде слов закона и не только как правовые знания и представления (они слишком разнообразны и недостаточно действенны), а как порядок общественных отношений в действиях и поведениях людей.” Государственная воля, воплощенная в правовых нормах, на этой ступени материализуется в общественных отношениях, придавая им правовую форму. Право в действии есть его реализация, проявляющаяся в правовом поведении. Урегулированность, законность, правопорядок обеспечиваемые в обществе, - необходимые элементы правопонимания. В самом деле: действие права осуществляется путем исполнения (соблюдения, использования, применения) правовых норм. При этом в указанную деятельность вовлекаются правоприменительные органы, образуются правоотношения, на нее оказывает свое влияние правосознание людей. Иными словами, функционирует сложный механизм правовой системы, отнюдь не сводящийся к юридическим нормам. А это в свою очередь означает, что говоря о праве и его понимании, мы не можем игнорировать тех составных частей механизма, которые нормами права не являются, но без которых нормы действовать не в состоянии.” вопрос 32. Понятие и признаки права. Понятие и признаки права. Право - это официальный, цивилизованный регулятор общественной жизни, социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности. Признаки права - это его существенные характеристики, которые отличают право от иных социальных регуляторов, к ним относятся такие признаки как: -право устанавливается или санкционируется гос.вом и выражает гос.волю. -нормативность. право состоит из нормативных установок, правил поведения. -социальность, она выражается в том, что право регламентирует важнейшие общественные отношения: организацию производства и распределения материальных благ, гос.должностей и т.д. -системность, правовые предписания располагаются не хаотически, а представляют собой единую систему. -формальная определенность, правовые предписания существуют в определенных формах, называемых "источниками права". -процедурность, право имеет спец. процедуры своего создания, применения, защиты. -общеобязательность, все члены общества обязаны соблюдать и исполнять требования правовых норм независимо от своего желания. -право регулирует поведение человека, а не его внутренний мир. Плохие мысли не вызовут правовых последствий, пока не выразятся в действии. -право охраняется и обеспечивается гос.вом. Принципы права: понятие и виды. Принципы права - это основные, исходные цели, начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Именно в принципах и функциях права выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы права. К общеправовым (характерным для всего права) относятся такие принципы как: 1.справедливость, выражает сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, гражданином и гос.вом. 2.юридическое равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции) 3.гуманизм 4.демократизм 5.единство прав и обязанностей 6.законность, строгое соблюдение и исполнения правовых предписаний всеми субъектами права. 7.сочетание убеждений и принуждений 8.федерализм К межотраслевым принципам (характерным для нескольких отраслей) относятся: 1. В ГПК и УПК гласность и обязательность судопроизводства 2. В УП, ГП, АП неотвратимость ответственности 3. В ГП, СП, Брачном Праве равенство сторон К отраслевым принципам (присущи отдельной отрасли права)относятся: 1.В УПК презумпция невиновности 2.В ТП свобода труда 3. В ГП всеобщность защиты гражданских прав. вопрос 33. Понятие и классификация функций права. Соотношение права и морали. Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия. Единство права и морали заключается в следующем: 1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; 2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; 3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений; 4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем: 1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры; 2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью; 3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; 4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств; 5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы; 6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности; 7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем: 1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. 2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. 3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. 5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность. Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). 7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д. |