Главная страница
Навигация по странице:

  • Раннеславянские культуры. По данным археологии выделяют несколько этапов развития славян. Начало предславянского периода

  • Период протославянских культур

  • Период славянских культур

  • Пражско-Корчакская культура

  • Роменская

  • Разложение первобытного строя сопровождалось появлением частной собственности, имущественного неравенства.

  • Племенные союзы восточных славян.

  • Северные племенные союзы

  • Центральные племенные союзы

  • Западные племенные союзы

  • Балтские и финно-угорские племена на территории Восточной Европы.

  • 9.2. Финно-угры .

  • Какой регион Западной Сибири был известен русским с XI века

  • Когда и в связи с каким событием в русских летописях впервые была упомянута Сибирская земля

  • 2 тема семинара по истории. Вопрос Первобытное общество. Понятие первобытное общество. Понятие первобытное общество


    Скачать 119.62 Kb.
    НазваниеВопрос Первобытное общество. Понятие первобытное общество. Понятие первобытное общество
    Дата15.10.2018
    Размер119.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2 тема семинара по истории.docx
    ТипДокументы
    #53403
    страница3 из 3
    1   2   3

    Вопрос 3. Этногенез восточных славян.

    Расселение славянских племен в Европе.

    Во II в. до н. э. под напором кельтов праславяне расселились из районов Вислы в Припятское Полесье и близлежащие среднеднепровские земли. Там сформировались «зарубинецкая», а позже «киевская» культуры (названия даны по археологическим памятникам), население которых испытало влияние балтов, скифов, местных племен. К культурным достижениям раннего славянства прибавился очаг, двухскатная соломенная или глиняная крыша, железный серп, коса, топор, долото, рыболовные крючки, шило, иглы, бронзовые украшения и т. п. Что касается Киевской культуры, то ее население в большей степени использовало кость, а не железо, а также глиняные пряслица, тигли и очень редко жернова и каменные зернотерки.

    Население этих посёлков употребляло провинциальные римские изделия: гончарную посуду, фибулы (специальные застежки для одежды), пряжки, стеклянные бусы, костяные гребни, серебряные монеты. Киевское население, кроме того, использовало украшения с выемчатой эмалью, что свидетельствовало о контактах с балтами, которые владели соответствующей технологией.

    В районе Дуная и Прикарпатья во II−V вв. н. э. проходили процессы ассимиляции славянами готского и скифо-сарматского населения. В результате такого этнического симбиоза родилась славянская общность, которую письменные источники называют антами. Этноним имеет не славянское, а скорее всего индо-иранское происхождение («живущие на окраине», иран., или аntas – «край», «конец», инд.)

    В IV−V вв. началось активное расселение всех народов Европы, в том числе и славянских. Историки отмечают несколько причин «великого переселения народов». Во-первых, в очередной раз природа преподнесла сюрпризы. Резкое похолодание, увеличение увлажненности почвы, повышение уровня рек и озёр заставляли людей покидать обжитые места. Во-вторых, восточные кочевые племена – гунны – начали свое продвижение на запад. В 70-е годы IV в. они вторглись в ареал славянских и германских племен, а также в пределы Римской империи. Под влиянием вышеперечисленных факторов славянская культурная общность начала распадаться.
    Раннеславянские культуры.

    По данным археологии выделяют несколько этапов развития славян. Начало предславянского периода (2 пол. II - середины I тыс. до н.э.) связывается со сложением на обширной территории (от восточной Франции до верховьев реки Днестр) центральноевропейской культурной общности полей погребальных урн. Эта общность лежит в основе ранней истории кельтов, иллирийцев, италиков, германцев, славян и других народов. С началом эпохи железа она распадается на несколько обособленных образований. Одно из них к середине VI в. преобразуется в культуру подклошевых погребений (погребений в урнах под “расклешенными” - колоколообразными горшками). Начиная с последней в эволюции элементов материальной культуры славян обнаруживается непрерывная преемственность.

    Период протославянских культур (он же - праславянский или древнеславянский) (IV в. до н.э. - V в. н.э.) характеризуется возникновением и развитием крупных полиэтнических образований, среди которых пока нельзя выделить чисто славянские культуры. В этот период происходит лишь сложение в устойчивый комплекс их характерных традиционных признаков.

    Широкое расселение кельтов в начале IV в. до н.э. приводит к трансформации культуры подклошевых погребений в пшеворскую культуру (II в. до н.э. - IV в. н.э.). Разделить эту общность на отдельные варианты, соответствующие древним славянам, кельтам, германцам и балтам - не представляется возможным. Предполагается, что связанные с ней различные племенные группировки проживали чересполосно, из-за чего элементы их культур смешивались. Большое распространение получила металлургия железа. Пшеворцы проживали в неукрепленных поселениях, в землянках и мазанках, занимаясь земледелием и придомным скотоводством. Часть из них в конце II в. до н.э. переселяются на средний Днепр, в Припятьское Полесье, где на их основе складывается сходная зарубинецкая культура (II в. до н.э. - II в. н.э.). Зарубинецкие памятники были впервые обнаружены в 1899 г. возле села Зарубинцы Киевской области археологом В.В. Хвойко. Поселения располагались на высоких берегах рек и оврагов, а в речной пойме на всхолмлениях или на краю надпойменной террасы. Характерно их размещение “гнездами” (до 15 поселений в каждом скоплении). Размеры поселений от 0,1 до 2 га. Ранние из них относятся к типу селищ, более поздние укреплены рвами и земляными валами с частоколом. Жилища зарубинцев небольшие по размерам (от 9 до 24 кв.м.), они имели каркасно-плетневую конструкцию, их стены обмазывались глиной. На слегка углубленном полу располагался очаг, огражденный невысокой каменной или глиняной стенкой, или глинобитная печь. Рядом с жилищами откапывались хозяйственные ямы.

    Поблизости от поселений находились могильники. Исследовано уже более 1000 зарубинецких погребений. Они представляют собой небольшие могильные ямы с остатками сожжений. Иногда в ямах еще помещались открытые или закрытые урны. В древности могилы были отмечены деревянными столбиками. Кремация совершалась на окраинах могильников. Погребальный инвентарь невелик, 95% его составляют чернолощеные миски, горшки и кружки. Кроме того, в него входят предметы личного убора, украшения, остатки ритуальной пищи. Среди керамики 10% составляют находки античных амфор. Есть также бронзовые изделия и фрагменты керамики кельтов.

    В хозяйстве зарубинецкой культуры преобладали переложное земледелие и скотоводство. Землю обрабатывали деревянным ралом. Выращивали ячмень, просо, пшеницу, горох, репу, лен, коноплю. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Железо получали из болотных руд. Были уже и крупные центры производства металла, например, городище Лютеж под Киевом. В сыродутных горнах здесь получали железо и сталь. Применялись сварка железа со сталью, цементация и закалка металла. Как домашние производства существовали ткачество, обработка кож, мехов, дерева и кости. Находки тиглей свидетельствуют о собственном ювелирном производстве. Жизнь на зарубинецких поселениях затухает в начале II в. н.э. Позднее эти племена были разгромлены сарматами и расселились в соседние районы, преимущественно на север.

    В II-V вв. н.э. значительная часть юго-восточной Европы (от нижнего Дуная до Северского Донца) была заселена представителями черняховской культуры, которая в III-IV вв. объединила в себе пшеворские, зарубинецкие древности со скифо-сарматскими традициями ираноязычного населения Северного Причерноморья. Ее материальный комплекс характеризуется провинциально-римскими чертами (наличием большого количества римских импортов, железных предметов, оружия, гончарной керамики). Поселения черняховской культуры очень однообразны. Это открытые селища, расположенные на низких террасах больших и малых рек, балок и ручьев группами. Основным типом жилищ были на севере  полуземлянки, в степи  наземные глинобитные постройки, в Крыму  каменные дома. На позднем этапе культуры поселения укрепляются рвами, валами, деревянными или каменными стенами.

    Период славянских культур (V-VIII вв. н.э.) определяется развитием совокупности древнейших культурных общностей, объединенных устойчивым сочетанием традиционных славянских черт (наличием полуземляночных или наземных срубных жилищ с угловым расположением печей, лепной керамикой преимущественно горшечных пропорций, погребального обряда в виде трупосожжений). Пражско-Корчакская культура V-VII вв., генетически связанная с пшеворской, по своему ареалу (от р. Эльбы до Киевского Поднепровья) отождествляется со склавенами готского историка Иордана. Из нее образовались племена, позднее составившие польскую народность, моравы, чехи, дулебы. Её памятники представлены городищами, селищами и могильниками. Наиболее распространены селища, расположенные на расстоянии 0,5 - 3 км друг от друга. Площадь их невелика: 0,5-1 га. Среднее количество жилищ, существовавших одновременно  20-30. Единой системы в расположении построек не наблюдается. Основным типом жилища была квадратная или подпрямоугольная полуземлянка. Главное место в жилой постройке занимала печь. Она, как правило, складывалась из камней в одном из противоположных входу углов, не примыкая к стенам помещения. Изредка встречаются глинобитные печи. Еще реже  открытые очаги. Кроме того, в жилищах обнаруживают лежанки, вырезанные в материке и облицованные деревом. Рядом с жилищами располагались хозяйственные ямы. Из городищ наиболее хорошо изучено городище Зимно в Волынской области. Оно расположено на мысу и укреплено с напольной части деревянной стеной из вертикально поставленных столбов. Характер жилищ тот же. Среди находок преобладает керамика. Основной тип посуды - лепной горшок вытянутых пропорций, расширяющийся в верхней части и сужающийся у дна (Табл. 19,1-4). Металлические изделия выполнены из железа и бронзы.

    Характерным обрядом погребений было трупосожжение. Остатки кремаций захоранивали в бескурганных могилах или в курганных насыпях. Почти все погребения безинвентарны. Это характерная черта всех славянских культур.

    К числу славянских относится и Пеньковская культура пер. пол. V - втор. пол. VII вв., локализуемая в землях Северного Причерноморья. Ее истоки - в черняховской общности. Эта славянская группировка известна как анты (Прокопия Кесарийского). С ее развитием связывают образование народностей сербов и хорватов. Открыта в 50-е гг. ХХ в. в Кременчугской области у с. Пеньковка. Ареал распространения охватывает лесостепь и степь от Северского Донца на востоке до Нижнего Подунавья на западе. Сейчас известно более 300 ее памятников. Наиболее известны селища, расположенные на расстоянии 3-5 км друг от друга группами по 5-7 поселений. Площадь их не превышает 2-3 га. К одному времени относится обычно 12-12 построек на каждом поселении. Основной тип жилищ  четырехугольная полуземлянка, площадью от 10 до 20 кв.м. Для ранних домов характерны очаги, для поздних  каменные печи. Стены жилищ были каркасными. Встречаются жилища и овальной формы, представляющие собой, возможно, остатки юрт, со слегка углубленным основанием. В нескольких поселениях открыты печи-домницы. Крупный центр металлургического производства обнаружен на поселении Гайворон на Южном Буге, где открыто 25 печей шахтного типа, сделанных из огнеупорной глины. Среди них есть агломерационные печи (для обогащения руды) и горны для получения железа и стали. Кроме селищ известны и укрепленные рвами и валами городища. Погребальные памятники представлены кремациями в урнах и ямах диаметром до 60 см и глубиной до 50 см. Сожжения производились на стороне. Инвентарь погребений малочислинен. Обычно это бронзовые украшения и бусы. Керамика найдена в основном на поселениях. Она многочисленна и разнообразна: лепные горшки, миски, корчаги, сковородки и диски. В керамическом тесте есть добавки шамота, дресвы или песка. Обжиг неравномерный. Из железа изготовлены все основные орудия труда. Есть клады серебряных и бронзовых вещей. Металлургия, кузнечное и ювелирное дело находились на грани обособления в самостоятельные ремесла.

    Основой хозяйства пеньковцев были пашенное земледелие и приусадебное скотоводство. Практиковалась обработка земли железными мотыжками. Выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес, коноплю. Уборка производилась железными серпами. Зерно хранили в ямах с обожженными стенами и дном или в больших корчагах. В составе стада на первом месте - крупный рогатый скот, затем свиньи, мелкий рогатый скот и лошади.

    Из других раннеславянских культур отметим также культуру длинных курганов (на берегах Псковского озера и озера Ильмень), отличающуюся валообразными погребальными насыпями с остатками трупосожжений, и Тушемли-Банцеровскую культуру (в Полоцком Подвинье и в Смоленском Поднепровье), которая стала основой сложения летописных кривичей.

    В VII-VIII вв. миграционные процессы в славянском мире постепенно затухают, складываются три группировки южных, западных и восточных славян. В начале этого разделения лежит восточнославянская лука-райковецкая культура (VIII-IX вв.), зародившаяся в ареале пражских племен. Название происходит от урочища Лука и села Райки в Житомирской области. Поселения расположены в основном на береговых склонах и террасах рек. Размеры их превышают 3 га. Селища располагаются “гнездами” вокруг городищ. Жилища достигают площади 30 кв.м. В основном это однокамерные полуземлянки, но есть и наземные двухкамерные постройки. В большинстве из них есть печи или изредка очаги. Печи сложены целиком из глины. Городища представляют собой поселения торгово-ремесленного характера. Наиболее полно исследовано городище Хотомель на р. Горыни. Оно расположено на возвышенной площадке, размером 30 х 40 м, и окружено рвом и валом.

    Особую группу памятников составляют культовые сооружения в виде языческих святилищ с идолом в центре. Обычно статуи многолики. На одной из них, найденной у с. Яровки Черновицой области, два лика: мужской и женский. Обряд кремации остается на территории племен основным. При этом увеличивается число курганных погребений. Иногда в одном захоронении встречаются 2-3 урны.

    Господствующей формой хозяйства становится пашенное земледелие. Вследствие этого быстро начинают развиваться и ремесла. Усиление военных столкновений привело к увеличению производства предметов вооружения. Керамика луко-райковецкой культуры, в основном, продолжает прежние традиции. Но уже в IX в. появляются гончарные сосуды, украшенные линейно-волнистым орнаментом, характерным для славян.

    На Левобережье Днепра ранние славянские племена заняли лесостепную полосу, включая Подонье. Здесь сформировалось несколько археологических культур. Наиболее хорошо изученными являются Роменская и Боршевская культуры, названные по имени ранее открытых городищ. Роменские памятники расположены на территориях Брянской, Черниговской, Сумской, Белгородской, Полтавской, Курской и Харьковской областей. Поселения роменцев стоят на высоких коренных берегах рек, обычно на господствующих над местностью мысах. Есть в заболоченных, труднодоступных долинах рек и так называемые “болотные городища”. Все они располагаются “гнездами” по 3-9 поселений на расстояние 2-5 км друг от друга. Площадка городищ обычно отделена валом и рвом. Их размеры - до 1,5 га. Наиболее известно Донецкое городище Харьковской области. Селищ известно немного.

    Жилища роменцев представляют собой полуземлянки или срубные дома с двускатной крышей. Внутри жилищ обычны печи, врезанные в материк и сложенные из глиняных, обожженных конусов. Кроме того, в жилых постройках зафиксированы лежанки и окна. Поблизости от жилищ располагались ямы-хранилища (“житные” ямы летописей). Стены их обмазаны глиной и обожжены.

    Погребальные обычаи почти полностью соответствуют летописным описаниям. Характерны курганные могильники с кремациями и погребениями в глиняных урнах. Керамический комплекс представлен преимущественно лепной керамикой, но встречается и раннегончарная (с подправкой на кругу). Из других изделий наиболее распространены глиняные пряслица.

    Основа хозяйства роменцев  пашенное земледелие. Землю обрабатывали ралом. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, овес, вику, горох, репу, лен и коноплю. Убирали урожай железными серпами, а размалывали зернокаменными ротационными жерновами. В скотоводстве преобладал крупный рогатый скот и свиньи. Из ремесел ведущими были металлургия и кузнечное дело. Есть клады бронзовых и серебряных изделий. Считается, что роменцы составляли славянское племя северян.

    Памятники Боршевской культуры занимают территорию Воронежской области. Известно более 70 памятников: городищ, селищ, могильников). Городища мысового типа, невелики по размерам и укреплены с напольной стороны рвами и валами. На наиболее крупном городище Титчиха стены составлены из двух линий срубов, соответствующим двум строительным периодам. Исследовано более 100 жилищ. В основном, это однокамерные полуземлянки срубной и столбовой конструкции, площадью 10-28 кв.м. Внутри жилищ обычны печи или очаги из камня и глины. Снаружи вокруг некоторых жилищ прослеживается частокол. Есть также стойла для скота.

    Могильники, преимущественно, курганные расположены вблизи поселений. Высота курганной насыпи до 2 м, диаметр  до 14 м. Некоторые окружены ровиками. Преобладают безурновые захоронения. Обряд ингумации применялся для захоронений детей.

    Главное занятие жителей культуры  пашенное земледелие. Землю обрабатывали ралом с железным наральником. Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, бобовые. Хранили урожай в зерновых ямах, широко использовали ротационные ручные мельницы из каменных жерновов. Встречаются и ручные зернотерки. В составе стада преобладал крупный рогатый скот и свиньи. Значительной была роль охоты и рыбной ловли.

    Из ремесел ведущее место занимали металлургия и кузнечное дело. Железо добывали из местных руд. Из цветных металлов изготовляли украшения. Керамика близка роменской, но имеет ряд особенностей по форме и орнаментации. Горшки – неорнаментированные приземистые. В глине отсутствует дресва. Среди находок встречаются привозные арабские дирхемы, сердоликовые бусы из Средней Азии, амфоры из античных поселений Крыма, посуда жителей салтово-маяцкой культуры. Вероятнее всего, основную массу боршевцев составляло славянское племя вятичей.

    Повышение производительности труда в сфере земледелия (связанное с переходом на железный наральник) привело к резкому увеличению численности населения на территории, занимаемой славянскими культурами. В VIII в. здесь начинают возникать крупные ремесленно-торговые поселения (Гнездово, Тимерево, Шестовицы и другие), где активно развивается торговая деятельность, начинается подъем ремесла. Это привело к формированию племенных княжений, которые стали называться по возглавившим их племенам (кривичей, древлян, полян, радимичей и др.). Внутри этих союзов складывался свой диалект, своя этнографическая культура. Их последующее развитие связано с возникновением в славянских землях государственных образований. С началом последних (в IХ-Х вв.) связывают наступление феодального периода славянского этногенеза.
    Разложение родового строя у восточных славян характеризовалось выделением внутри племен больших патриархальных семей, которые вели совместное хозяйство. Разложение первобытного строя сопровождалось появлением частной собственности, имущественного неравенства.

    К VI-VII вв. у восточных славян формирующиеся хозяйственные системы территориально-племенных земледельческих общин складываются в полугосударственные объединения переходного типа, и кровнородственные отношения заменяются территориальными, политическими и военными связями. Объединяющим фактором было и сходство направлений социально-экономического развития восточнославянских племен.

    Летопись называет полтора десятка племен, но правильнее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен. Каждое племя состояло из большого количества родов.

    В VIII-IX вв. у славян преобладала в основном уже соседская община. Низкая производительность хозяйства требовала коллективного труда, а трудности освоения новых земель - контроля над их справедливым распределением. Поэтому община - мир, вервь - приобрела важную роль в хозяйственной жизни древних славян. Соседская община просуществовала в России вплоть до XX в. и оказала влияние на многие исторические процессы.

    Община на Руси представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовать все виды жизнедеятельности человека - трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь она организовывала на основе прямой демократии - выборности, коллективном принятии решений и т.д. Община перераспределяла земельные наделы, решала налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, судебные споры, расследовала преступления и осуществляла наказание за них.

    Появление излишков влекло за собой имущественное расслоение внутри общины. Из общины выделяется родовая знать («лучшие мужи», «нарочитые люди»), имеющая преимущества перед остальными при распределении земель, военной добычи или замещении важных постов жрецов и вождей. Во главе племен и племенных союзов стояли еще избираемые князья. Общинная демократия была достаточно сильна, так как община состояла из свободных общинников. Важнейшие вопросы решались на общинных сходах - вече.

    Существовало общеплеменное ополчение - полк, тысяча. Возникает также особая военная организация - дружина. Она делилась на старшую и младшую. Дружинники и князь собирали дань с покоренных иноплеменников. Соплеменники данью еще не облагаются. Однако, обогащаясь в результате дележа военной добычи, родовая знать все больше отрывалась от общины.

    На рубеже VIII-IX вв. сложилось около полутора десятков племенных союзов - военных объединений. Определились условия для формирования государства как продукта внутреннего развития.

    Государство - продукт сложного и длительного развития политической и социально-экономической структуры общества и не может быть привнесено извне и организовано одним человеком или группой лиц, даже очень талантливых и мудрых.
    Появление новых орудий труда, рост производительных возможностей земледельческой техники у славян способствовали тому, что ведение самостоятельного хозяйства становится доступным не только крупным коллективам — родовым, соседско-родовым, соседско-большесемейным общинам, но уже и каждой малой семье в отдельности. Первобытный родовой коллективизм становится ненужным. Он был сломлен внедрением новых, более производительных орудий труда, более совершенных способов ведения хозяйства, позволявших отказаться от коллективного труда всех членов родовой общины. Основной хозяйственной единицей становится отдельная семья. И хотя в соседской сельской общине, где семьи селились по принципу соседства, а не родства, ещё сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоёмы, пахотную землю, она уже делилась на отдельные наделы.

    Эти наделы обрабатывала своими орудиями труда каждая отдельная семья, причём собранный ею урожай становился собственностью такой семьи. Отсюда появляется материальная обособленность отдельных производителей, глав отдельных семейств, что, в свою очередь, приводило к неравномерному накоплению прибавочного продукта. Следствием этого процесса был рост имущественного неравенства внутри общины.
    Племенные союзы восточных славян.

    Было 15 племенных союзов восточных славян. Невзирая на относительное родство и близкое соседство, их отношения не всегда были дружелюбными.

    Для удобства классификации исследователи часто группируют племенные союзы восточных славян. Таблица поможет разобраться в многочисленных названиях этих прообразов государств. В IX-X вв. все они объединились в Русь под предводительством киевских князей.

    Северные племеные союзы

    Словене, кривичи, полочане

    Центральные племенные союзы

    Дреговичи, радимичи, вятичи

    Западные племенные союзы

    Волыняне, белые хорваты, бужане

    Южные племенные союзы

    Древляне, дулебы, поляне, северяне, уличи, тиверцы

    Северные племенные союзы

    На самом севере этой ойкумены проживали словене. В историографии также закрепилось определение «ильменские» – по названию озера, вокруг которого они селились. Позже здесь появится крупный город Новгород, ставший наравне с Киевом одним из двух политических центров Руси. Этот племенной союз восточных славян был одним из самых развитых благодаря торговле с соседними народами и странами на берегах Балтийского моря. Известны их частые конфликты с варягами (викингами), из-за чего на княжение был приглашен князь Рюрик.

    Южнее обосновался другой племенной союз восточных славян – кривичи. Они селились в верховьях нескольких крупных рек: Днепра, Западной Двины и Волги. Их главными городами были Смоленск и Изборск. В Полоцке и Витебске жили полочане.

    Центральные племенные союзы

    На крупнейшем притоке Волги – Оке – проживали вятичи. Это был самый восточный племенной союз восточных славян. От вятичей остались археологические памятники ромено-борщевской культуры. В основном они занимались земледелием и торговлей с волжскими булгарами.

    К западу от вятичей и к югу от кривичей жили радимичи. Они владели землей в междуречье Десны и Днепра в современной Белоруссии. От этого племени почти не осталось письменных источников – только упоминания более развитых соседей.

    Дреговичи жили еще западнее радимичей. К северу от них начинались владения дикого народа литвы, с которым у славян были постоянные конфликты. Но даже такая взаимосвязь оказывала большое влияние на дреговичей, которые переняли многие балтские привычки. Даже их язык изменился и позаимствовал новые слова у северных соседей.

    Западные племенные союзы

    На крайнем западе проживали волыняне и белые хорваты. О них даже упоминал византийский император Константин Багрянородый (в своей книге «Об управлении империей»). Он считал, что именно этот племенной союз восточных славян являлся предком балканских хорватов, живших на границах с его государством.

    Волыняне также известны как бужане, получившие свое название по реке Западный Буг. Они упоминались в Повести временных лет.

    Южные племенные союзы

    Причерноморские степи стали домом для уличей и тиверцев. Эти племенные союзы оказались на южных рубежах расселения восточных славян. Жили они в степи и постоянно воевали с местными кочевниками тюркского происхождения – печенегами и половцами. В этом противостоянии славянам победить не удалось, и во второй половине X века они окончательно покинули Причерноморье, осев в землях волынян и перемешавшись с ними.

    На юго-востоке славянской ойкумены проживали северяне. От остальных соплеменников они отличались узкой формой лица. На них большое влияние оказали степные соседи-кочевники, с которыми северяне взаимно ассимилировались. До 882 года эти племена были данниками хазар, пока Олег не присоединил их к своей державе.

    Древляне

    В лесах между Днепром и Припятью поселились древляне. Их столицей был Искоростень (сейчас от него осталось городище). У древлян была развита система взаимоотношений внутри племени. По сути, эта была ранняя форма государства со своим собственным князем.

    Некоторое время древляне спорили со своими соседями-полянами за главенство в регионе, и последние даже платили им дань. Однако после того как Олег объединил Новгород и Киев, он подчинил себе и Искоростень. Его преемник князь Игорь погиб от рук древлян, после того как потребовал от них излишки дани. Его жена Ольга жестоко отомстила восставшим, предав огню Искоростень, который потом так и не восстановили.

    Названия племенных союзов восточных славян часто имеют аналоги в разных источниках. Например, древлян также описывают как дулебский племенной союз, или дулебов. От них осталось Зимновское городище, которое в VII веке было уничтожено агрессивными аварами.

    Поляне

    Среднее течение Днепра облюбовали поляне. Это был самый сильный и влиятельный племенной союз. Отличные природные условия и плодородная почва позволили им не только кормить себя, но и успешно торговать с соседями – снаряжать флотилии и т. д. Именно по их территории проходил путь «Из варяг в греки», который давал им большую прибыль.

    Центром полян стал Киев, находившийся на высоком берегу Днепра. Его стены служили надежной защитой от врагов. Кто был соседями племенных союзов восточных славян в этих краях? Хазары, печенеги и другие кочевники, желавшие обложить оседлый народ данью. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев и создал единое восточнославянское государство, перенеся сюда свою столицу.
    Балтские и финно-угорские племена на территории Восточной Европы.

    В средние века обширные лесные пространства Восточной Европы были заселены финно-угорскими и балтскими народами, граничащими на юге со славянами и тюрками. Они оставили обширный пласт памятников и внесли огромный вклад в этногенез русского народа.

    Балтские племена к началу средневековья были расселены от Одера на западе и до Верхнего Днепра и Оки на востоке. В средневековых источниках балты называются айстами-аестами. В ходе расселения восточных славян большая часть восточных балтов вошла в состав русского народа. Следами проживания восточных балтов является мощный слой гидронимии на всей территории их проживания. Балтское племя пруссов в XII в. было захвачено и ассимилировано немцами, ятвяги – поляками. Остальные племена в течение длительного времени сохраняли свою независимость, оставив яркую и самобытную культуру.

    Крупнейшими племенами западных балтов являлись литва, аукшайты, жемайты, пруссы, ятвяги, скалвы. Традиционным занятием балтов было огневое земледелие и лесное скотоводство. С X в. происходит постепенный переход к пашенному земледелию. На территории расселения балтов обнаружено большое количество небольших родовых городищ, которые к XII-XIII вв. начинают укрупняться. Изначальным жилищем балтов является наземный сруб с очагом посредине. Позже очаги вытесняются печами-каменками славянского облика в углу. Для погребального обряда балтов характерны сильные племенные различия. Латгалы практикуют ингумацию под курганными насыпями и в грунтовых могильниках с ориентацией мужчин на В, а женщин – на З. Погребения сопровождает богатые дары. Жемайты предпочитали хоронить в грунтовых ямах, но различие в ориентации мужчин и женщин сохранялась. Для литвы характерны курганные насыпи и захоронения коней. Пруссы ссыпали кремированные останки в ямы, а в XII в. распространение получила ингумация. Курши хоронили по обряду ингумации и кремации под каменными насыпями с особыми сакральными сосудиками, не повторяющими форму обычной посуды. Скалвы и ятвяги помещали остатки кремированных покойников под каменными насыпями курганов.

    У всех балтских племен отмечается великолепно развитое ремесло, особенно металлургия. Ими созданы специфические украшения: шейные гривны, подковообразные застежки, фибулы, спиральные браслеты, булавки, подвески.

    9.2. Финно-угры.

    Финно-угры занимали огромные территории от Урала на востоке и до Балтийского моря на западе, в основном расселяясь в лесных и лесостепных ландшафтах. Финно-угорские народы сильно различались между собой, что объясняется разным культурным окружением. Но все же между финскими племенами есть нечто общее. Это и широкое распространение металла в украшениях, сходные типы укреплений, домостроительства, погребального обряда и т.д. Среди финно-угорских племен выделяют прибалтийских, поволжских, пермских финнов и угров Приуралья и Западной Сибири.

    Прибалтийские финны включают племена эстов, финнов (суоми), корелу, ливов, води, ижоры, вепсов. Их сходства с другими финскими племенами проявляется в домостроительстве, любви к обильным и шумящим металлическим украшениям женского костюма. Прибалтийские финны очень рано вступили в контакты с балтами и славянами, что отразилось на облике их культуры: появились жилища со славянским интерьером, на смену огневому земледелию пришло пашенное, распространился обряд кремации, а затем, под влиянием христианства – ингумации. С XII-XIII вв. племена западных финнов подвергаются германизации. Родовые поселки прибалтийских финнов укреплены валами, рвами, каменными стенами. Встречающиеся на городищах и в могильниках вещи характерны для многих соседних народов. Специфический облик имеют лишь некоторые женские украшения: у эстов, ливов и суоми это булавки подковообразной и крестовидной формы, у води - многобусинные височные кольца, у корелы и ижоры - застежки для волос из тонких серебряных проволочек, у веси - подковообразные фибулы на плечах и между ними бронзовые цепи на груди.

    Поволжские финны включают в себя мордву, мари, мещеру, мурому. Междуречье рек Оки, Волги, Цны, Суры были заселены мордвой, обитающей на небольших родовых городищах и окружающих их селищах. Бедность культурного слоя на городищах указывает на то, что это убежища. Наиболее ранние наземные жилища имеют крупные размеры, но под влиянием славян распространяются небольшие. Планировка жилищ характерна для финно-угров: центральная часть углублена с открытым очагом, земляные нары, позже появляется печь слева от входа. Вокруг жилищ культурный слой необыкновенно насыщен отходами и культурными остатками. Погребения совершаются в грунтовых ямах в колодах или гробах с ориентацией головой на юг – у мокши, на север – у эрзи. В южных районах расселения мордвы встречаются курганные захоронения. Мужчин сопровождает оружие, орудия труда, посуда. Женщины погребены в праздничном (сакральном) костюме с обильными металлическими украшениями на голове, груди, руках, шее, пальцах. Это накосники в виде лент из бронзы, браслеты, кольца, бусы, шумящие и зооморфные подвески в виде птичек (уточки и вороны - частый персонаж русских народных сказок), утиных лапок, коньков. Характерным украшением мордвы являются коньки на платформе. Основным занятием является земледелие. Под влиянием славянской культуры на смену огневому приходит пашенное. Вместе с этим появляется и весь характерный набор инвентаря: косы, серпы, топоры, сошники от однозубой сохи, каменные жернова. На поселениях обнаружены следы достаточно развитой металлургии. Примечательно, что изготовлением железных изделий занимались мужчины, а бронзовых – женщины (могилы женщин-литейщиц с формами и льячками).

    ПЕЧЕНЕГИ

    Печенеги находились на том уровне формирования ранних форм государства, когда из массы рядовых общинников выделялись наиболее энергичные и становились главами родов и военными предводителями. Из числа родовой знати выбирались вожди племен. Обычно племя включало в себя несколько родов. Современники печенегов византийский император Константин Багрянородный и персидский географ Гарди-зи писали в своих трактатах, что печенежский союз состоял из восьми племен и насчитывал около 40 родов. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемещались по степи со своими стадами. Основу стада составляли кони и овцы. Долговременных стойбищ у них не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта — это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг.

    Грабительские войны были важным способом обогащения племенной верхушки. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью.

    Хазарский каганат не смог защитить свои владения от вторжения степняков. Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в Причерноморье. В 892 г. они разгромили здесь степных угров (венгров) и дошли вплоть до устья Дуная. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заключил с ними договор о мире. Константин Багрянородный писал, что русские стремятся быть в мире с печенегами, так как они не могут ни торговать, ни воевать, ни спокойно жить, если находятся во враждебном отношении с этим народом. Однако вскоре византийские дипломаты подкупили печенегов и уговорили их напасть на Русь. Печенеги устроили страшные погромы в пограничных со степью княжествах. Русь начала вести с ними долгую и изнурительную борьбу.

    Жестоко страдало от печенегов алано-болгарское население Хазарского каганата. Некоторые поселения сгорели в огне и прекратили свое существование. Особо сильно пострадало население Подонья и Подонцовья. В Приазовье погромов не было. Многие аланы и болгары (русские летописи называют их Черными Болгарами) вошли в племенной союз печенегов и стали кочевать вместе с ними. Значительная часть оседлого населения осталась на своих местах.

    Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам.

    Вскоре печенегов стали теснить с востока родственные им кочевые племена торков. В состав торческого союза входили также берендеи, одна из групп заволжских печенегов, боуты и другие племена. Под ударами русских и

    напором торков печенеги рассеялись в степи, частично откочевали к Дунаю, частично перешли на Тюрки, кипчаки

    Как указывалось выше, гунны пришли в Европу не одни, а во главе большого союза тюрко-язычных племен. По сообщениям римских и византийских авторов того времени, армия Аттилы насчитывала до 500 тысяч воинов. Следовательно, население кипчакской степи составляло не менее 3 миллионов человек.

    После смерти Аттилы и распада его обширной империи разноплеменное население ее никуда не исчезло. Степняки продолжали жить, хотя на какое-то время не стало тех государственных «скреп», которые объединяли их при Аттиле.

    Вглядимся более пристально в жизнь тюркоя-зычных племен Великой Степи в VI—VIII веках.

    Прежде всего это аварские племена, прикочевавшие из Центральной и Средней Азии. На своем пути в Восточную Европу они подчинили себе ряд других тюркоязычных племен, а также угров Южного Урала. Перейдя Волгу, они заключили союз с аланами и благодаря этому сумели подчинить себе приазовских болгар.

    Попутно скажем, что аланы, жившие тогда на Северном Кавказе, считаются предками современных осетин.

    В 60-х годах VI века авары продвинулись дальше на запад, достигли Дуная и создали здесь Аварский каганат. Это государство на протяжении ряда лет соперничало с Византийской империей, вело с ней войны. В 626 году близ Константинополя византийцы разгромили войско каганата. Аварское объединение прекратило существование, некоторые племена из его состава вошли в болгарский союз племен, возникший в 30-х годах VII века.

    Отметим, что авары не являются предками современного народа аварцев (живут в Дагестане). Это случайное лингвистическое сходство. Древние авары были тюркоязычными, нынешние же аварцы — кавказский народ, относящийся к лезгино-аварской группе иберийско-кавказских народов.

    С гуннами и аварами, с Великим переселением народов тесно связана история и других кочевых народов евразийских степей, в том числе и древних болгар, или, как их еще называют в науке, протоболгар. Первые сообщения о болгарах относятся к V веку, когда они в составе гуннов впервые появились на Дунае. В это время болгары дважды воевали с лангобардами — южногерманскими племенами — и оба раза побеждали их.

    Болгары воевали также с во сточногерманскими племенами Вещи из погребений кочевников готов и дважды — в 481 И 489 годах терпели от них поражения. В начале VI века они участвовали в византийских междоусобицах на стороне некоторых претендентов на власть.

    Основным местом обитания болгар являлись причерноморские и приазовские степи, а также Северный Кавказ. В VI — VII веках часть болгар переходит к земледелию, к полуоседлому образу жизни, у них появляются города — Фанагория, Таматарха.

    Помимо собственно болгар в их союзе были и другие тюрко-язычные племена: кутригуры, утигуры, барсилы, савиры (сабиры), хазары.

    Хазары появились в Восточной Европе также в составе Гуннской орды. Местом их кочевий были степи Северного Дагестана и правобережья Нижней Волги.

    В 60-х годах VI века хазары попали в подчинение Тюркского каганата. Примерно через сто лет, в середине VII века, они вышли из него и создали свое государство — Хазарский каганат.

    Это говорит о том, что хазары в экономическом и социальном развитии в VI—VII веках продвинулись гораздо дальше, чем другие тюркские племена. Родоплеменной строй у них разлагается, его сменяет классовое общество. Появляются города как центры ремесла и торговли: Семендер, Итиль.

    В составе хазарского союза были также болгары, савиры, барсилы, беленджеры. Сами хазары делились на «белых» и «черных». Такое деление могло быть этническим и социальным. В этническом плане это могло означать деление на белолицых, европеоидных и темнолицых, монголоидных, в социальном — на низшие и высшие слои общества, то есть на черный люд и аристократию.

    Древних хазар некоторые исследователи считают предками караимов, небольшого народа, проживающего ныне в Крыму, частично — в Литве и Польше. Известный историк Л. Н. Гумилев полагает, что хазары сыграли определенную роль в формировании астраханских татар.

    Хазары - тюркоязычное кочевое племя, проживавшее на территории Восточного Предкавказья (современный Дагестан) и основавшее собственную империю – Хазарский каганат. Современники печенегов и половцев.

    Хазары стали известны примерно в 6-7-м вв. и представляли собой потомков местного ираноязычного населения, смешанных с другими кочевыми тюркскими и угорскими племенами. Откуда пошло такое название племени, точно неизвестно. Ученые предполагают, что хазары могли сами себя так называть, взяв за основу слово из тюркского языка «хаз», означающее «кочевание, перемещение».

    До 7-го в. хазары были довольно малочисленным племенем и входили в состав разных более крупных племенных империй, в частности Тюркского каганата. Однако после того, как этот каганат распался, хазары создали свое собственное государство - Хазарский каганат, - которое уже имело определенное влияние на ближайшие территории и было достаточно крупным.

    Культура и обычаи этого племени изучены недостаточно, но ученые склонны считать, что жизнь и религиозные ритуалы хазар мало отличались от традиций других племен, проживающих по соседству. До основания государства они были кочевниками, а затем начали вести полукочевой образ жизни, на зиму оставаясь в городах.

    История Хазарского каганата

    Хазарский каганат образовался, предположительно, в 650 г., когда один из наследников последнего правителя из группировки Нушиби перебрался на территории, населенные хазарами, и основал там свое государство, подчинив себе местные хазарские племена. После того как в 958 г. распалось еще одно крупное государство - Западный каганат, - Хазарский каганат стал фактически единственным крупным государством на территории Юго-Восточной Европы.

    Основав свое государство, хазары немного изменили образ жизни и стали более оседлыми, они занимались скотоводством, продавали рабов на местном рынке и периодически совершали походы на ближайшие земли.

    С развитием государственности изменился и взгляд на религию. Первоначально хазары были язычниками и придерживались традиций других тюркских племен, однако позднее стали появляться многочисленные сторонники христианства и иудаизма, которые некоторое время вполне мирно уживались с язычниками. Позднее Хазарский каганат окончательно принял иудаизм - во многом на это повлияли торговые отношения с другими соседними государствами, которые хазары активно развивали после основания государства.

    Завоевания и отношения с соседями

    Как и многие племена того времени, хазары занимались завоеванием чужих земель и регулярно совершали походы на территории соседей. Хазарский каганат смог подчинить себе такие племена, как вятичи, радимичи, северяне, поляне, - после перехода их под власть каганата племена вынуждены были платить постоянную дань. Подчинение этих племен Хазарскому канату продолжалось до тех пор, пока они не были освобождены князьями Древней Руси.

    Русские князья вели достаточно долгую борьбу с хазарами, которая приносила переменный успех. Одним из самых знаменитых столкновений двух государств можно считать поход князя Святослава на Хазарский каганат, состоявшийся в 964 г. Союзниками русских в этом походе выступили печенеги, с которыми Святослав неоднократно воевал. Русское войско дошло до столицы Хазарского каганата и сокрушило там местного правителя и его армию, захватив по пути несколько крупных городов.

    Конец Хазарского каганата

    Хазарский каганат распался в 969 г., однако сами племена продолжали существовать. В 980-х гг. русичи ушли с территорий хазар, и правители племени, до этого прятавшиеся в районе Каспийского моря, смогли вернуться на свои земли. Однако взамен на возможность вернуться и помощь со стороны еще одного государства - Хорезмы - хазары вынуждены были платить дань и принять ислам. Позднее, в 985 г., князь Владимир вернулся на территории бывшего Хазарского каганата и вновь подчинил племена себе. Позднее хазары стали подчиняться власти Волжской Булгарии.

    Уже к середине 11-го в. остатки хазарского государства и Волжская Булгария окончательно распались после нашествия половцев. В 1024 г. оставшиеся хазары приняли участие в междоусобице русских князей, они воевали на стороне Мстислава. Еще некоторое время в летописях упоминались хазары, в последний раз в связи с походами Вещего Олега, пойманного и плененного хазарами и отданного в Византию.

    Ала́ны — кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье.

    Часть аланов с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов, в то время как другие остались на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа. Племенной союз аланов стал основой объединения аланских и местных кавказских племён, известного под названием Алания, и образования в центральном Предкавказье раннефеодального государства, просуществовавшего до похода монголов.

    Монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам. Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и складывании культуры и других народов Северного Кавказа.

    В IV веке аланы этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения аланов в IV веке были разгромлены гуннами, в VI веке — аварами. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов и оказалась в Западной Европе (в Галлии) и даже в Северной Африке, где вместе с вандалами образовала государство, просуществовавшее до середины VI века. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией аланов. Культуру аланов IV-V вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Северного и Западного Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С VII по X вв. значительная часть средневековой Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата. В течение длительного времени северокавказские аланы вели упорную борьбу с Арабскимхалифатом, Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре VIII-XI вв. дают знаменитые катакомбные могильники и городища на Северском Донце (Салтово-Маяцкая культура) и особенно городища и могильники на Северном Кавказе (городища: Архызское, Верх. и Ниж. Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких международных связях аланов с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией. Материалы Змейского могильника свидетельствуют о высоком уровне развития культуры северо-кавказских аланов в XI—XII вв. и о наличии торговых связей местного населения с Ираном, Закавказьем, Русью и странами арабского Востока, а также генетических связей между сарматами и аланами, аланами и современными осетинами. Находки предметов вооружения подтверждают сведения письменных источников о том, что главной силой аланского войска была конница. Упадок поздней аланской культуры был вызван татаро-монгольским нашествием XIII века[29] В результате кампании 1238—1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как политическое образование перестала существовать. Еще одним фактором, способствовавшим падению государства аланов, стала активизация лавинной деятельности в XIII—XIV вв. Г. К. Тушинский, основатель отечественного лавиноведения как науки, полагал, что в результате участившихся суровых и многоснежных зим на Кавказе лавинами были уничтожены многие высокогорные селения аланов и дороги. С тех пор селения располагаются намного ниже по склонам.

    Какой регион Западной Сибири был известен русским с XI века - Югорская земля ( сейчас - Ханты-Мансийский автономный округ)

    Откуда пошло название Сибирь?А) «Сибирь» (сэбэр) дословно можно перевести с тюркского как «мети», «подметай». Возможно, это связано с многочисленными сибирскими метелями и буранами. Б) «Сибирмак» — татарское слово, означающее «очищать». В) «Шибир» — монгольское слово, означающее болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во временаЧингис-ханамонголы называли пограничную с лесостепью часть тайги

    Когда и в связи с каким событием в русских летописях впервые была упомянута Сибирская земля?- В русских летописяхСибирь упоминается только в 1407 году.Эта запись говорящая о убийстве хана Тохтамыша, которое произошло в Сибирской земле недалеко от Тюмени(по Верхотурову:Широко известно, что русские впервые проникли в Сибирь в довольно давние времена. Совершенно определенно, новгородцы ходили по Белому морю до пролива Югорский шар и далее за него, в Карское море, еще в IX веке. Первое летописное свидетельство о подобных плаваниях относится к 1032 году, которое в русской историографии считается началом истории Сибири.)
    1   2   3


    написать администратору сайта