Главная страница
Навигация по странице:

  • Греческие колонии в Северном Причерноморье.

  • Боспорское царство.

  • Эпоха Великого переселения народов на территории России.

  • 2 тема семинара по истории. Вопрос Первобытное общество. Понятие первобытное общество. Понятие первобытное общество


    Скачать 119.62 Kb.
    НазваниеВопрос Первобытное общество. Понятие первобытное общество. Понятие первобытное общество
    Дата15.10.2018
    Размер119.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2 тема семинара по истории.docx
    ТипДокументы
    #53403
    страница2 из 3
    1   2   3
    Часть культур Урала и Западной Сибири переходного времени от бронзы к железу (гамаюнская, красноозерская, молчановская, завьяловская, карьковская, иткульская) возникла вследствие миграций населения с нижней Оби. Для них характерно сочетание скотоводства с охотой и рыболовством.

    Для таёжных культур Восточной Сибири 1-го тыс. до н. э. (постымыяхтахская, пясинская, цэпаньская, усть-мильская, белькачинская и др.) характерно господство охоты и рыболовства при слабом развитии цветной металлообработки и заметном южном импорте бронзовых изделий. Железо появляется здесь не ранее последних веков до нашей эры.

    Дальний Восток. Существует проблема определения рамок эпохи раннего железа на Дальнем Востоке. В этом регионе можно говорить скорее об эпохе раннего металла, непосредственно перешедшей в Средневековье. С одной стороны, эпоха бронзы не имела здесь столь яркого выражения, как на сопредельных территориях Сибири, Китая, Кореи и Монголии, с другой, уже на рубеже 2–1-го тыс. до н. э. здесь началось освоение железа, происходившее в рамках урильской культуры в Приамурье и янковской культуры в Приморье, а затем – сменившей их польцевской культуры. Более северные материковые и прибрежные культуры Дальнего Востока (лахтинская, охотская, усть-бельская и др.), как и восточносибирские, являют собой хозяйственно-культурный тип охотников и рыболовов. На крайнем северо-востоке, от Колымы до Анадырского залива, развивается культура охотников на морского зверя (древнеберингоморская), относящаяся к эскимосам.
    Греческие колонии в Северном Причерноморье.

    Причины:

    Во-первых, еще за тысячу лет до нашей эры крошечный греческий регион уже был перенаселен, поэтому греки искали новые свободные территории на побережьях Средиземного, Эгейского и Черного морей.

    Во-вторых, безземелье гнало крестьян на поиски свободных, неосвоенных, подходящих для земледелия территорий. Это, как правило, были территории побережья морей.

    В-третьих, жесткая конкуренция требовала от ремесленников и купцов поиска новых источников сырья (металла, леса, соли), и новых рынков сбыта для своих товаров.

    В-четвертых, греки страдали от военной агрессии лидийцев и персов, да и в самом греческом обществе велась жестокая социально-политическая борьба. Это вынудило часть греков бежать в более спокойные места, одним из которых было Северное Причерноморье.

    Северное Причерноморье привлекало греков своими природными богатствами и благоприятными условиями для жизни. Это побережье было почти не заселено. Особенно привлекательными были плодородные земли, крупные реки, удобные места для гаваней, а также густые леса.
    В средине VII - начале VI вв. до н. э. в Северном Причерноморье на территории древней Украины появляются греческие города-колонии (полисы). Первое греческое поселение возникло на юге Украины в середине VII в. до н. э. Это был город Борисфен или Борисфенида (от греческого названия Днепра - Борисфен), который находился на современном острове Березань, в восьми километрах от Очакова. Остров Березань является составной частью историко-археологического заповедника Национальной АН Украины «Ольвия».

    В связи с этим на острове более ста лет археологами ведутся раскопки, материал, накопленный за этот период, очень богат. На острове Березань в 1997 году были найдены храм Афродиты (богиня любви). Возможно, это было не единственное святилище на территории поселения в архаический период. Многие исследователи утверждают, что именно остров Березань А.С. Пушкин назвал в «Сказке о царе Салтане» островом Буяном.

    Несколько позже, в VI ст. до н.э., появился город Ольвия («Счастливая») на Днепровско-Бужском лимане (возле Николаева).

    Ольвия - один из четырёх крупнейших древнегреческих городов-колоний Северного Причерноморья - просуществовала больше 1000 лет. На древнегреческом ΟλβІα - счастливая. Некоторые греческие авторы называют Ольвию Борисфеном, а жителей города - борисфенитами по наименованию реки Борисфен (так греки называли Днепр). Ольвия была основана греческими переселенцами из Малой Азии из города Милета в VI в. до н.э.

    Когда греки обжились на новом месте, они стали строить дома по классической греческой схеме: все помещения располагались по двум, трём или четырём сторонам внутреннего прямоугольного двора. Окна и двери комнат выходили во внутренний дворик, на улицу смотрели только глухие стены и заборы. Дома, тесно примыкая друг к другу, образовывали кварталы из нескольких домов.

    Улицы жилых кварталов Ольвии были очень узкими, буквально 2-3 метра, городские власти смотрели даже за тем, чтобы уличные двери открывались внутрь дома, а не наружу, чтобы они не загораживали проход и проезд по улице.

    Во всех частях города была развитая система канализации, фрагменты которой можно увидеть.

    В Днестровском лимане – Тира (Белгород-Днестровский) и Никоний.

    В VI ст. до н.э. началась колонизация Крыма. В это время выходцы из Гераклеи Понтийской основали Херсонес Таврический (возле Севастополя).

    Слово "херсонес" обычно переводят с греческого как "полуостров". Город действительно располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами. Тавры - воинственное племя, населявшее соседние горные местности, - послужили причиной эпитета "Таврический", то есть, "расположенный в области тавров".

    Этому городу-государству суждена была долгая жизнь - почти две тысячи лет - и его история является частью истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии. Окрестности города населяли различные племена, мирные и враждебные, а в средние века, когда Херсонес становится христианской столицей полуострова, вокруг него возникает большое количество монастырей и скитов, а также знаменитые пещерные города.

    В конце XIV века набег кочевников положил конец существованию города и руины его скрыла земля. (В 1299 г. южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес). Только в 1827 году, спустя почти полвека после основания г. Севастополя, на этом месте начались раскопки, почти сразу же принесшие Херсонесу еще одно название - "Русские Помпеи". Год за годом из-под многовековых напластований появлялись дома и улицы, площади и храмы древнего города.

    Выходцы из Милета в 6 в до н.э. основали – Пантикапей (Керчь), Слово «пантикапей» на северо-иранском наречии означает «рыбный путь», оно не греческое, а скифское. Греки называли свой город «Боспорос», по имени пролива. Уже через столетие (около 480 г. до н.э) более 20 греческих городов побережья, расположенных на территории современного Таманского и Керченского полуостровов, объединились в Боспорское царство, признав Пантикапей своей столицей. Из причин, побудивших греческие города-полисы к объединению, исследователи называют прежде угрозу завоевания воинственными скифами.

    Во 2 веке до н.э. Боспорское царство, осаждаемое варварами прекращает свое существование Города его сожжены и разрушены, жители в большинстве перебиты или попали в рабство.

    Греки заселяли только узкую прибрежную полосу (5-10 км), и поэтому конфликты с местным населением были вначале редкими (кроме Херсонеса, возле которого жили тавры).

    Античные рабовладельческие города-государства на территории Северного Причерноморья просуществовали почти тысячу лет. О жизни в греческих колониях писали античные авторы: Гиппократ, Страбон, Клавдий Птолемей и больше всех - Геродот в своей знаменитой «Истории».

    Греческая колония имела следующую структуру: центр - полис, вокруг которого размещались селения, отдельные усадьбы (сельскохозяйственные округа, называвшиеся хоры). Город отличался четкой, спланированной застройкой, разделялся на кварталы с широкими улицами. Интересно, что такие города обеспечивались водой через керамический водопровод.

    В центре города находилась большая площадь, которая называлась агора. От нее расходились административные здания, гимнасии, торговые лавки, храмы и алтари, казна, священная роща. Бедняки и ремесленники селились на околице города. Неподалеку от города находилось кладбище, которое называлось некрополем. Все города были окружены крепкими стенами с башнями.

    К числу крупных городов Северного Причерноморья относится Тира, основанная Милетом в VI в. до н. э. на правом берегу лимана р. Днестра (в древности — Тирас). На правом берегу Бугского лимана находилась Ольвия, также основанная Милетом в первой половине VI в. до н. э. Греческая колонизация коснулась и юго-восточного побережья Черного моря, где милетцами были основаны города Диоскуриада, на месте Сухуми, и Фасис, в районе г. Поти.

    Освоение милетяпами Черного моря проходило постепенно. Сначала они укрепились на Мраморном море, затем на южном и юго-восточном побережье Черного моря и только потом уже перешли к колонизации западного, северного и северо-восточного берегов.

    Несомненно, что древние греки задолго до основания городов были знакомы с северными берегами Понта и местным севернопричерноморским населением, что отражено в греческих мифах и подтверждается отдельными археологическими находками, относящимися к более раннему времени. Сначала посещения греками Северного Причерноморья были нерегулярными, затем стали более частыми. Стали завязываться торговые связи греков с местным населением. Торговля часто сопровождалась грабежом и насилием. Греческие купцы-пираты, компенсируя себя за далекие и опасные путешествия по Черному морю, захватывали рабов и другие товары.

    Торговля с населением Северного Причерноморья привела к организации сезонных, а затем постоянных торговых факторий, или эмпориев, куда греческие купцы наезжали от времени до времени. Находки греческих предметов, особенно сосудов, VII в. до н.э. в различных местах Северного Причерноморья иллюстрируют упрочение торговых связей через такие фактории. При археологических раскопках в Керчи на горе Митридат 1945—1952 гг., например, найден ряд обломков расписной родосской керамики VII в. до н. э. Точно установлено, что такие эмпории были на острове Березани у Бугского лимана, на берегу Керченского пролива и в других местах.

    Каждая колония имела свое собственное государственное устройство, которое могло совпадать с устройством метрополии, по могло и отличаться от него. Население колонии теряло гражданство в метрополии. Например, гражданин Милета, выселившийся в милетскую колонию Ольвию, именовался уже не милстянином, а ольвиополитом. Колонии имели свои законы, свои суды, своих должностных лиц, чеканили свою монету, проводили свою внутреннюю и внешнюю политику, независимо от метрополии, т. е. они представляли собой самостоятельный город-государство, соответствующий древнегреческому понятию «полис». Связь между колониями и метрополией выражалась лишь в известных льготах, устанавливавшихся для торговых операций, а также в знаках внимания и помета, какие оказывала колония метрополии, в религиозных и культурных традициях. В случае необходимости колония обращалась за содействием к метрополии и, наоборот, метрополия обращалась к колонии, но это содействие, как правило, не носило принудительного характера.

    С самого своего возникновения греческие города Северного Причерноморья развивались в тесном взаимодействии с местными племенами и народностями. Новые археологические материалы показывают, что большинство греческих городов возникло на местах ранних поселений местных племен. Взаимоотношения местного населения с греками были то мирными, то враждебными. В период ранних связей мирные торговые отношения сопровождались вооруженными столкновениями, в период организации эмпориев греки были больше заинтересованы в мирных отношениях, а с момента устройства городов греки проводили и наступательную политику. Античные города захватывали рабов и территорию, однако сколько-нибудь значительных территорий, за исключением Боспорского государства, городам занять не удалось, и они были всегда тесно окружены местным населением, со стороны которого нередко подвергались нападениям. Поэтому города обносились оборонительными стенами с башнями.

    Греческие города-колонии возникали не только в виде торговых центров, как это было ранее принято считать. Экономической базой их служили также ремесло и сельское хозяйство. Каждый город имел хотя и небольшую, но хорошо освоенную сельскохозяйственную территорию. Посредническая торговля городов хлебом и другими товарами, продажа продуктов городского ремесла в степь приводили к оживленным связям со скифами, синдами, меотами и другими племенами, оказавшими большое, хотя и неравномерное, влияние на политическое, экономическое и культурное развитие греческих городов. В дальнейшем это влияние неуклонно возрастало. С другой стороны, античные города-государства, основывавшиеся на рабовладельческом способе производства, оказывали значительное влияние на культуру местного населения, они усиливали процесс разложения первобытно-общинных отношений у окружавших их племен.
    Боспорское царство.

    Крупным рабовладельческим государством в Северном Причерноморье было Боспорское царство с центром в Пантикапее - Боспоре (ныне Керчь). Оно возникло в V в. до н. э. и просуществовало до IV в. н. э., до нашествия гуннов. Боспорское царство занимало территорию Керченского и Таманского полуостровов, простиралось до нижнего течения р. Дон. Восточная часть царства была густо заселена местными племенами, верхушка которых сливалась с греческим населением.

    В III в. до н.э. греческим населением Боспорского царства управляли «архонты Боспора и Феодосии», обладавшие наследственной властью. По отношению к местным племенам, которых греки называли скифами, правители Боспора выступали как цари. Боспорское царство вело непрерывные войны с соседними кочевыми народами.

    В конце II в. до н. э. (107 г. до н.э.) здесь произошло восстание ремесленников, крестьян, а также рабов под предводительством Савмака. Савмак был провозглашен царем Боспора. С помощью войск Митридата, царя Понта (государства в Малой Азии), восстание было подавлено. Сведения об этом событии сохранились на остатках триумфальной статуи иофанту, усмирителю восстания и избавителю Херсонеса от скифов. Восстание Савмака – первое известное крупное выступление народных масс на территории нашей страны.

    В I в. до н. э. Причерноморье захватили римляне, включив Боспорское царство и большинство городов в состав Римской империи. Однако их положение существенно не изменилось. Римляне рассматривали эти территории лишь как источник получения продуктов и рабов, как передаточные пункты в торговых и дипломатических сношениях с необъятным «варварским» миром, который в это время всё больше тревожил границы приходившего в упадок великого римского государства.

    С образованием Византийской империи (IV в.) многие города-государства Северного Причерноморья входили в её состав или находились в зависимости от неё. Поэтому их общественное и политическое развитие проходило под непосредственным влиянием византийской общей и правовой культуры, но особенно - православной христианской религии и церкви.

    К III в. н.э. отчетливо проявился кризис рабовладельческого строя, а в IY-Y вв. н.э. рабовладельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов.

    Рабский труд в условиях перехода к железным орудиям становился невыгодным. Нашествие варварских племен довершило падение рабовладельческой цивилизации.
    Эпоха Великого переселения народов на территории России.

    Первые века нашей эры стали временем массовых миграций на территории Европы и Азии, получивших название Великого переселения народов. Для обозначения этого явления некоторые исследователи часто пользуются термином «этническая революция», который подчеркивает масштаб миграционных процессов в начале I тысячелетия нашей эры и их решающую роль в изменении этнополитической карты Евразии. В ходе глобальных перемещений людей, особенно кочевых народов, связанных с очередным длительным циклом(100 лет) засухи на просторах Великой азиатской степи, стирались и изменялись границы традиционного расселения многих народов. В итоге миграций и завоеваний рушились и создавались новые государственные объединения, смешивались разные этнические компоненты, возникали новые народы, этнические и субэтнические общности.

    Первая волна Великого переселения, коснувшаяся территорий Подонья и особенно Приазовья, была связана с германскими племенами готов. Во II - III вв. н.э. они двинулись через Восточно-Европейскую равнину, с севера на юг, из районов Скандинавии и Прибалтики, в Крым, Приазовье и Предкавказье, на Балканский полуостров. В сочинениях Иордана есть упоминание о мордве, мери, веси, эстах и об онежской чуди, которые вошли тогда в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом.

    Под напором нашествия тюркских кочевых народов, в первую очередь гуннов и активизации славян в V веке готы были постепенно вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение другие германские племена, граничившие с Римской империей.

    В постгунский период в VI - VIII веках военно-политическими лидерами на Евразийском континенте становятся тюркские племена — авары, болгары, торки, хазары. Тюрки выделялись и в азиатских миграциях — особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др.

    К последним миграционным волнам Великого переселения относятся и арабские завоевания, начавшиеся в VII веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку. С эпохой Великого переселения совпало так же и несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока, хотя рассеивание евреев началось еще до новой эры в связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще несколько дополнительных волн исхода евреев с их прародины.

    К концу VIII века относятся так же и первые масштабные экспедиции скандинавских племён, норманнов(викингов) как в Западную, так и в Восточную Европу, в том числе на Русь, в Поволжье и Подонье. В IX веке на территории Хазарского каганата и в южнорусские степи вторглись мадьяры, затем печенеги, а в XI веке - половцы (кыпчаки).

    Таким образом, Великое переселение народов в начале I тысячелетии н.э., с IV по VII в.в. н. э., открыло «ворота» «восточно-азиатского степного коридора» огромным массам тюркоязычных кочевых племён. Это существенно изменило этнополитическую панораму Европы и Азии в период раннего и отчасти позднего средневековья, положило начало этногенезу многих современных народов и становлению новых империй и государств эпохи средневековья, нового и новейшего времён.

    Однако не все кочевые народы, проживавшие в степях Подонья и Приазовья, оставили свой глубокий культурный след в истории этих земель. Иногда историческая память сохраняла лишь страшные свидетельства их пребывания – разорённые и полностью уничтоженные поселения и городища. Побежденым народам они зачастую могли передать лишь новые военные технологии.
    1   2   3


    написать администратору сайта