Главная страница

Ответы по античке. Вопрос понятие о мифе. Эволюция мифологических представлений, как движение от хаоса к космосу. Олимпийская мифология


Скачать 0.69 Mb.
НазваниеВопрос понятие о мифе. Эволюция мифологических представлений, как движение от хаоса к космосу. Олимпийская мифология
АнкорОтветы по античке.doc
Дата16.02.2018
Размер0.69 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы по античке.doc
ТипДокументы
#15609
страница9 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Эпикуреи́зм— философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикур основывает свою школу в 310 г. до н. э. сначала в Колофоне, а затем, в 306 г. до н. э., переносит её в Афины.

Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

В школу принимались женщины и рабы, причем отказываться от своего имущества не требовалось. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо».

Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

  • отсутствие телесного страдания;

  • невозмутимость души (атараксия);

  • дружба.

«живи незаметно»

Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций(философская поэма «О природе») и Каций

Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле  («расписной портик»), где основатель стоицизма Зенон Китионский (Китийский), впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

За 100 лет до этого стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле. В истории стоицизма различают три главные составляющие: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н.э. - середина II века до н.э.), Средняя (II-I века до н.э.), Новая (I-III века н.э.).

  • Наиболее известны в наше время из представителей Древней Стои Китийский, Клеанф и Хрисипп, на перечне сочинений которого соответствующий фрагмент труда Диогена Лаэртского обрывается.

  • Зенон делил философию на физику, этику и логику

  • Основными задачами стоической философии были:
    Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.

Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.

Пробуждение в человеке голоса Совести.

Воспитание веротерпимости и любви к людям.

Воспитание чувства юмора.

Умение применять все это на практике.

  • Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека).

  • Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением

  • Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (адиафора).

  • Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

  • Во времена империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху возрождения.

Наиболее видными представителями римского стоицизма были СенекаЭпиктет  и Марк Аврелий. Они жили в разное время, различным было и их социальное положение. Но каждый последующий из них был знаком с трудами предшественника.

Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупный римский сановник и богач,

Эпиктет (50 — 138 гг. н.э.) — сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник,

Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) — римский император.

Сенека известен как автор многих произведений, посвященных этическим проблемам: «Письма к Луцилию», «О стойкости философа»…

Эпиктет сам ничего не писал, но его мысли зафиксировал ученик Арриан из Никомедии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета».

Марк Аврелий является автором знаменитых размышлений «К себе самому».

Марк Аврелий — последний стоик античности, и, по сути, на нем стоицизм заканчивается. Стоическое учение во многом повлияло на формирование раннего христианства.

47.Проблема происхождения драмы, особенности структуры комедии и трагедии. Роль хора.

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор — пословицы и поговорки, трудовые и обрядовые песни, гимны богам, мифы и другие виды устного народного творчества.Драма стала как бы синтезом достижений ранее сложившихся, родов литературы, вобрав в себя монументальный, героический характер эпоса и индивидуальное начало, идущее от лирики.

Рождение греческой драмы театра связано с обрядовыми играми мимического характера которые возникли у многих народов на ранней ступени развития и сохранялись на протяжении веков. У земледельческих пародов мимические игры входили в состав праздников, посвященных умирающим и воскресающим богам плодородия. Праздники этого типа имели две стороны: “страстную”, серьезную, и карнавальную, прославляющую победу светлых сил жизни.

Драматические представления в Греции были связаны с культом земледельческого бога Диониса, из обрядов кот.они возникли. Песни в честь Диониса – «козлиные песни» - tragos. Ранняя аттическая трагедия конца VI и начала V вв. еще не была драмой в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики.

В главе IV «Поэтики» Аристотель указывает, что трагедия и комедия возникли из импровизации при исполнении хором песнопений в честь Диониса. «Одна ведет свое начало от запевал дифирамба , другая — от запевал фаллических песен, которые и теперь еще остаются в обычае во многих городах».

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы:

  • трагедия отражала страстную сторону дионисийского культа

  • комедия карнавально-сатирическую

  • сатировская драма (сатировская драма названа так по хору, состоявшему из сатиров).

Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос — “козел” и одэ — “песнь”, т. е. “козлиная песнь”. По одной из версий, это название вновь ведет нас к сатирам — спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога.

Слово комедия происходит от слов комос ( шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса) и оде, “песнь комоса”.

Уже во второй половине VI в. до и. э. трагедия достигла значительного развития. Античная традиция передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н. э.).Нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит (“ответчик”), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

ТРАГЕДИЯ. (Материал подготовлен по учебнику Тронского).

Истоками трагедии Аристотель считает импровизации «зачинателей дифирамба». В свете сообщений Аристотеля о былом сатировском характере трагедии происхождение термина может быть легко объяснено. Дело в том,что в некоторых областях Греции, главным образом в Пелопоннесе, демоны плодородия, в том числе и сатиры, представлялись козлообразными. Трагедия по с содержанию и идейному характеру была новым жанром, ставившим вопросы человеческого поведения на примере судьбы мифологических героев.

СТРУКТУРА ТРАГЕДИИ.

  1. Пролог

  2. Парод (прибытие хора, хор вступал с двух сторон в маршевом ритме и исполнял песню)

  3. Чередование

эписодиев(привхождений, т. е. новых приходов актеров)

авторских сцен

стАсимов(стоячих песен)

хоровых партий, исполнявшихся обычно , когда актеры удалялись

  1. За последним стАсимом шел эксод (выход, заключительная часть, в конце которой актеры и хор покидали место игры).

В ЭПИСОДИЯХ и ЭКСОДЕ возможен диалог актера с КОРИФЕЕМ (предводителем) хора, а также КОММоС( «удары»-обычно в грудь — как выражение скорби), совместная лирическая партия актера и хора.

АНТРАКТОВ в современном смысле слова в аттической трагедии НЕ БЫЛО.

Особенности построения развитой греческой трагедии получили в 16 веке наименование ЕДИНСТВА МЕСТА И ЕДИНСТВА ВРЕМЕНИ.

Более или менее постоянными составными частями аттческой трагедии являются

  • «страдание»

  • сообщение вестника

  • плач хора

Катастрофальный конец для трагедии не обязателен, многие трагедии имели примирительный исход. Культовый характер игры требовал благополучного, радостного конца, но, поскольку этот конец был обеспечен для игры в целом заключительной драмой сатиров, поэт мог избрать тот финал, который находил нужным.

КОМЕДИЯ. (Материал подготовлен по учебнику Тронского).

Объект комедии- не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, иногда даже злободневные вопросы политической и культурной жизни.»Древняя» комедия — комедия по преимуществу

  • политическая и обличительная

  • свобода личной издевки над отдельными гражданами с открытым названием их имен.

  • Одним из методов осмеяния являлась — карикатура( с ее помощью создается обобщенный образ, например у Аристофана образ Сократа воссоздает личность Сократа, но в то же время представляет собой обобщенный образ философа «софиста»)

  • Сюжет имеет фантастический характер. Сатира облекается в форму утопии.

СТРУКТУРА КОМЕДИИ.

  1. Пролог (разъяснение содержания, дается экспозиция пьесы и излагается фантастический проект героя)

  2. Парод (вступление хора)

  3. Агон (состязание, здесь сконцентрирована идейная сторона пьесы)

  4. Парабаса (Обращение к публике,важнейшая партия хора. Состоит из 2-х частей:

  5. Ряд небольших сцен с чередованием эписодов и стасимов

  6. Эксод (уход пляшущего и поющего хора)

Типическая структура допускает различные отклонения, варианты, перестановки отдельных частей, но известные нам комедии 5 в. так или иначе к ней тяготеют.

РОЛЬ ХОРА. (Материал подготовлен по энциклопедическому словарю

Брокгауза и Ефрона)

Заглавие дается трагедии по характеру участвующего в ней хора. Эсхил

добавил к первому актеру еще второго, Софокл - третьего; эти реформы,

поведшие к последовательному увеличению числа одновременно участвующих в

диалоге лиц до трех и четырех, имели последствием развитие

драматического элемента и соответственное оттеснение хора, который чем

далее, тем более стал чувствоваться, как тормозящая действие обуза.Вообще, чтобы понять роль хора в греческой трагедии, следует помнить, что он существовал в ней еще до ее превращения в драму, как неизбежный элемент богослужебной обрядности. С развитием трагедий как драмы, поэты положительно борются с этим неустранимым пережитком. Обязательное присутствие хора было причиной того, что место

действия в течение всей пьесы оставалось неизменным (отсюда пресловутое

"единство места"). Сакральное значение хора, как составной части богослужебной

обрядности, удержалось до самого конца жизни греческой трагедии, и он

перешел с ней в Рим, который, в силу подражательного характера своей трагедии, тоже не счел возможным обойтись без Х. - иначе обстояло дело в

комедии. Зародышем комедии был не дифирамб, а спорные и бранные песни

двух партий ряженых. При развитии также и в комедии драматического элемента хор скоро оказался в ней такой же помехой, как и в трагедии. Комедия уже в четвертом веке отказалась от Х. Римская комедии его не знала вовсе. Между тем как для комедии отказ аттической драмы IV века был окончательным в области трагедии делались серьезные попытки восстановить древний Х.

Вопрос #48. Тема поэта и поэзии в творчестве Горация.

Некоего мудреца спросили: Какое правдивое слово не следует произносить? - Хвалу добродетелям своим, ибо тщеславие плод ее" (1). Анекдот XV в., характерный образчик арабского городского фольклора, ценимого тогдашним массовым читателем, не претендует на необычность. Тем и хорош. Его тривиальность означает лишь то, что хвала добродетелям своим и сейчас настораживает обыкновенного человека не менее сильно, чем во время оно.

Тема литературного памятника занимает значительное место в творчестве поэтов. Поэту небезразлично отношение читателей к его творчеству, в том числе читателей-потомков. Не случайно в жизни каждого мастера художественного слова наступает период, когда он испытывает желание оглянуться назад, с тем чтобы увидеть и проанализировать сделанное им в течение жизни. Именно в этот момент создаются условия для стихотворения-“памятника”.

Издавая в 23г. сборник своих "Carmina" он обращается во вступительном стихотворении к Меценату, выражая надежду, что будет "причислен к лирическим поэтам", т.е. поставлен наряду с прославленными представителями древнегреч. лирики; заканчивается сборник знаменитым "Памятником":

Создал памятник я, бронзы литой прочней...

Первым я приобщил песню Эолии

К италийским стихам. Славой заслуженной,

Мельпомена, гордись и , благосклонная,

ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
Размышляя о значении своего творчества для Вечности, о месте поэта и поэзии в системе человеческого бытия в знаменитой оде (кн. С, ода 30) «Памятник» («Exegi monumentum»), Гораций говорит о своих конкретных заслугах, например: ознакомил римлян с греческой лирикой — искусством Алкея, Сафо, Анакреонта. Так, поэт смертен, но его произведения — вечные, утверждает Гораций

Что называет Гораций главной своей заслугой?

Первым я приобщил песню Эолии к италийским стихам”. Таким образом, основная тема оды — тема творчества. С ней же связана тема долговечности: “Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой //Не разрушат его, не сокрушит и ряд//Нескончаемых лет”. Ода построена на сравнении: памятник поэт сравнивает с бронзой и делает вывод, что он “бронзы прочнее”, сравнивает с пирамидами, и он оказывается “выше”. Более того, его не разрушит даже время, потому что он прочно вошёл в сердца людей, очень разных, но почитающих творчество поэта. Особо следует отметить обращение в конце оды к музе Мельпомене как ещё один приём, усвоенный последующей традицией.

Говоря о традиции, обратим внимание учащихся на связь стихотворения Горация с отрывками из Солона-Среди произведений Солона есть стихотворение «Народ созвал я…», которое можно назвать условно “памятником” великих политических дел. “Народ созвал я…”. С какой целью? Поэт говорит о том, что он сделал для Родины.

с неё я снял обузу, возвратил рабе
Свободу. Многих я сынов вернул
В Афины, в их отчизну богоданную,
Что на чужбину были проданы: одни —
Законно, другие — силою господ.
Вернул и тех, что в страхе бросились бежать
И уж забыли речи звук аттической
В скитаньях долгих…

. Так, ещё у Пиндара мы видим обращение к музе, просьбу поддержать, дать вдохновение для творчества. У Солона всё произведение строится на перечислении тех заслуг, за которые он должен остаться в памяти потомков. Гораций тоже называет свои заслуги перед будущими поколениями. И эта традиция впоследствии закрепилась за данной жанровой формой.

Знаменитая ода Горация вызвала множество подражаний. Человек не умирает, если получают бессмертие творения его духа, — такова основная мысль этого стихотворения. А высшим проявлением духа является поэтическое творчество, неподвластное “бегу времени”. Подобного признания исключительности поэтического творчества античная литература ещё не знала.

Говоря о формировании жанровой формы “литературного памятника”, нельзя не назвать имя ещё одного поэта античности — Овидия (I век до н.э.). Его поэма «Метаморфозы» — одно из наиболее значительных произведений “золотого века” римской литературы, оказавшее сильное воздействие на европейскую культуру Нового времени. Книга является своего рода путеводителем по мифологии классической древности: в ней в эпической форме излагается более двухсот пятидесяти мифологических и фольк­лорных сюжетов о превращениях. В конце «Метаморфоз» Овидий помещает стихотворный фрагмент «Вот завершился мой труд…».

Вот завершился мой труд; его ни Юпитера злоба
Не уничтожит, ни меч, ни огонь, ни алчная старость.
Пусть же тот день прилетит, что над плотью одной возымеет
Власть, для меня завершить неверной течение жизни,
Лучшею частью своей, вековечен, к светилам высоким
Я вознесусь, и моё нерушимо останется имя.

Даже без детального анализа видна связь произведения Овидия с «Памятником» Горация: оба автора говорят о нерушимости своих памятников, сравнивают их с самыми прочными “вещами” и приходят к выводу, что ничего нет грандиознее и крепче. Кроме того, и Гораций, и Овидий уверены, что их слава будет повсеместной, и их станут чтить разные народы. Тема творчества опять оказывается связана с темой долговечности. В заслугу себе Овидий ставит создание лучшего своего творения — «Метаморфоз».

Заканчивая разговор об Овидии, следует сказать об отношении к нему А.С. Пушкина. Овидий был одним из особенно любимых им античных авторов. В стихо­творении Пушкина «Труд» (1830), написанном после окончания романа в стихах «Евгений Онегин», мы находим явную связь с финалом «Метаморфоз» Овидия.

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный,
Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта