Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 6. Древние государства Месопотамии 1.

  • Шумеро-Аккадское цар­ство. 2.

  • Старо-Вавилонское царство (Вавилония)

  • Ново-Вавилонского (Халдейского) царства.

  • Вопрос 7. Характеристика Древнего Шумера 1.

  • 2. Государственный строй Древнего Шумера

  • Вопрос 8. Общественный строй Вавилонского государства 1.

  • 2. Свободное население Вавилона

  • разделение по профессиональным занятиям

  • Вопрос 9. Государственное устройство Вавилонии 1.

  • Вопрос 10

  • устройство

  • Вопрос 11. Характеристика Древней Индии 1.

  • Хараппа и Мохенджо-Даро

  • ответы по истории гос и права зарубежных стран. Вопрос Предмет, методы, периодизация истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 0.97 Mb.
    НазваниеВопрос Предмет, методы, периодизация истории государства и права зарубежных стран
    Анкорответы по истории гос и права зарубежных стран.doc
    Дата20.02.2017
    Размер0.97 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы по истории гос и права зарубежных стран.doc
    ТипДокументы
    #2914
    страница2 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.
    Вопрос 6. Древние государства Месопотамии
    1. В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые госу­дарства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго со­хранялись черты родоплеменной организации. Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древней­шего населения страны, заложившего основы цивилизации в Между­речье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское цар­ство.

    2. Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Ва­вилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромно­го государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничто­жено хеттами и касситами.

    В VII - VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, обо­ронительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремес­ло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.
    Вопрос 7. Характеристика Древнего Шумера
    1. Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохра­нение пережитков родоплеменной организации. Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятель­ством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организо­ванного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня вы­деляла своему храму участок земли, который обрабатывался крестья­нами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепен­но храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, при­своив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.

    Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку ка­налов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и дере­вень.

    Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмо­вых землях.

    Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, плененные или куплен­ные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

    2. Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на тер­ритории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных го­родов и областей, не составлявших единого государства. Наиболее изве­стными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского хра­ма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул "лугаля". Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собра­нии.

    Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекоменда­ции, производили общий контроль над его деятельностью, осуществ­ляли суд и управление общинным имуществом.
    Вопрос 8. Общественный строй Вавилонского государства
    1. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и став­шие бесправными свободные. Рабы подразделялись на:

    • царских;

    • храмовых;

    • частновладельческих.

    Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле.

    Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб.

    Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

    2. Свободное население Вавилона делилось на:

    • полноправных (авилум);

    • неполноправных (мушкену).

    Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности.

    Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

    Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей - мушкену.

    Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:

    • первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество;

    • далее следовали "редум", "баирум", "декум", "лубуттум" – различного рода военнослужащие;

    • в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие;

    • высокое положение в обществе занимало чиновничество;

    • низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.


    Вопрос 9. Государственное устройство Вавилонии
    1. По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилеги­рованное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм уп­равления - все управление было сосредоточено в царском дворце, лич­ное внимание Царя обращалось на все дела государства. Поэтому уме­лыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, уп­равлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в госу­дарстве.

    К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, на­чальник финансов, кравчий, главный военачальник.

    В системе государственных органов различались «центральные и местные» органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв­шие административную, финансовую и судебную власть.

    2. В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осу­ществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собра­ния или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В об­щинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руко­водство ими осуществляли рабианумы.

    Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномо­чий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были вве­дены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помило­вания в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

    В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.

    3. В Вавилонии имелась регулярная армия.

    Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожным. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.

    В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царски приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат ("илку") или отдававших этоимущество внаем.
    Вопрос 10. Законы Хаммурапи
    1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

    Текст сборника состоит из трех частей.

    • введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

    • 282 статьи законов;

    • обширное заключение.

    Источниками при составлении сборника послужили:

    • обычное право;

    • шумерские судебники;

    • новое законодательство.

    2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивыс­шего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

    • царские;

    • храмовые;

    • общинные;

    • частные.

    Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не суще­ствовало.

    Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как сказано в вопросе 9 "Государственное устройство Вавилонии", подчинялись осо­бому правовому режиму.

    3. Законодательству Хаммурапи известны договоры:

    • аренды;

    • имущественного найма;

    • личного найма;

    • займа;

    • купли-продажи;

    • хранения;

    • товарищества;

    • мены;

    • поручения.

    Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвящен­ных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Уста­навливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы под­робно регулировали следующие положения:

    • ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

    • ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

    • ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

    Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду суще­ствования частной собственности на движимое и недвижимое имуще­ство. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

    • продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

    • продавцом мог быть только собственник вещи;

    • продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

    4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим му­жем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

    Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой право­способностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подверга­лась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

    Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

    Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве на­следников выступали:

    • дети;

    • усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление де­тей);

    • внуки;

    • дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

    Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего пре­ступления.

    5. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые призна­ются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания коди­фикации можно выделить три вида преступлений:

    • против личности;

    • имущественные;

    • против семьи.

    К преступлениям против личности законы относят неосторожное убий­ство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассмат­риваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

    Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, ра­бов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрыва­тельство рабов.

    Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбо­деяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

    • смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

    • членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

    • штрафы;

    • изгнание.

    При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпев­шему.

    Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смерт­ной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

    6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично ис­следовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой круп­ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
    Вопрос 11. Характеристика Древней Индии
    1. Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырехтысяч лет назад в долине Инда.

    Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя, началось социальное расслоение населения.

    К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта