Главная страница
Навигация по странице:

  • целью наказания

  • Вопрос 20.

  • 4. К классическому периоду

  • Общественный строй Афин 1.

  • Вопрос 22. Государственное устройство Афин 1

  • демок­ратическую республику

  • Вопрос

  • ответы по истории гос и права зарубежных стран. Вопрос Предмет, методы, периодизация истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 0.97 Mb.
    НазваниеВопрос Предмет, методы, периодизация истории государства и права зарубежных стран
    Анкорответы по истории гос и права зарубежных стран.doc
    Дата20.02.2017
    Размер0.97 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы по истории гос и права зарубежных стран.doc
    ТипДокументы
    #2914
    страница5 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    2. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:

    • договор мены;

    • договор купли-продажи;

    • договор дарения;

    • договор займа;

    • договор аренды земли;

    • договор личного найма.

    Договор мены появился одним из первых. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.

    Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества.

    Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство.

    В V - III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.

    3. В Древнем - Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.

    4. Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выде­лить:

    • государственные - мятеж, заговор;

    • религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;

    • против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;

    • против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;

    • воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

    Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений.

    Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен сис­темой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение. К видам наказаний относились:

    • смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);

    • членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);

    • штрафы, позволявшие откупиться от наказания;

    • тюремное заключение.

    Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение жен­щин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

    5. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непос­редственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах испол­няли представители местной администрации.

    Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).

    Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинитель­но-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях соверше­ния преступлений рабами.
    Вопрос 20. Древняя Греция
    1. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древ­ней Греции наступил так называемый полисный этап - время формиро­вания и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнооб­щинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полисный этап принято подразделять на три периода:

    • гомеровский период- XI - IX вв. до н. э.;

    • архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

    • классический период - V - IV вв. до н. э.

    Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

    2. Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную соб­ственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существует, владычествует перво­бытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции вер­ховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; перво­начально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания. К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

    3. Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афин­ского государства.

    Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в ре­зультате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособ­ленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

    • эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных уча­стков;

    • геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

    • демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

    Наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежу­точный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав.

    Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управ­лялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристокра­тов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари­стократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

    4. К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древне­греческого рабовладельческого общества, полисного строя.

    В vb. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персид­ских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была уч­реждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управ­ление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех горо­дов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фак­тически превратился в афинскую морскую державу - архе.

    В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внут­риполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной ра­бовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистра­там, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), вы­бираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обя­занностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государ­ственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан бази­ровалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации насе­ления союзных городов.

    В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекра­тивший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз вы­полнил стоявшую перед ним военную задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала арис­тократия.

    Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.
    Вопрос 21. Общественный строй Афин
    1. Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

    Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей.

    К наиболее важным правам гражданина относились:

    • право на свободу и личную независимость от другого человека;

    • право на земельный участок на полисной территории;

    • право на экономическую помощь от государства в случае материал затруднений;

    • право на ношение оружия и службу в ополчении;

    • право на участие в делах государства;

    • право на почитание и защиту отеческих богов;

    • право на защиту и покровительство афинских законов.

    Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен правах.

    Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

    • беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

    • приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

    • защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

    • повиноваться законам и избранным властям;

    • принимать активное участие в общественной жизни;

    • почитать отеческих богов.

    Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

    2. Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

    • права гражданства;

    • права приобретать недвижимость;

    • права заключать браки с афинскими гражданами.

    К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

    У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо­бая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повин­ности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

    3. Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, посколь­ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

    Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным ли­цам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право при­обретать собственность и распоряжаться ею.
    Вопрос 22. Государственное устройство Афин
    1. По своей сущности Афинское государство являлось политической ор­ганизацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок­ратическую республику, в которой афинские граждане пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

    Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

    • Народное собрание;

    • Совет пятисот;

    • гелиэя;

    • коллегия стратегов;

    • коллегия архонтов.

    2. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

    Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достиг­шие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппо­нента и говорить не по существу.

    3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).

    Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представи­тель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица). Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание граждани­на было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Чле­ны Совета получали жалованье.

    Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выноси­лись на обсуждение и решение Народного собрания, составлял пред­варительное заключение для внесения в Народное собрание, без кото­рого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому воп­росу.

    Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь фи­нансовый и административный аппарат афинского государства действо­вал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

    Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился так­же и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

    4. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и кол­легия архонтов. Основными функциями коллегии стратегов были верховное руковод­ство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обя­занности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятель­ных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семей­ные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избирае­мых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кро­ме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называ­емую докимасию) и в гелиэе.

    5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каж­дой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других кол­легий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
    Вопрос 23. Рабовладельческое государство в Спарте
    1. Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием.

    В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и во­енную организацию общества. Утверждение социального и политичес­кого устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

    2. Жители Спартанского государства подразделялись на следующие соци­альные группы:

    • спартиаты;

    • гипомейены;

    • периэки;

    • илоты.

    Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на уча­стки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земель­ные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ­ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равны­ми, то община спартиатов обычно именовалась «общиной равных».

    Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилет­него возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.

    Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейечов.

    Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свобод­ными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремес­ло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны го­сударства над периэками был установлен надзор, осуществляемый спе­циальными должностными лицами.

    Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину об­рок, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта