Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. В Магадхо-Маурийскую эпоху

  • Вопрос 12. Общественный строй Древней Индии 1.

  • 3. Рабство Древней Индии

  • Вопрос 13. Государственное устройство Древней Индии Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

  • крупные

  • Вопрос 14. Законы Ману 1. Законы Ману

  • достоянием, хотя все иму­щество

  • преступления против собственности и

  • ответы по истории гос и права зарубежных стран. Вопрос Предмет, методы, периодизация истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 0.97 Mb.
    НазваниеВопрос Предмет, методы, периодизация истории государства и права зарубежных стран
    Анкорответы по истории гос и права зарубежных стран.doc
    Дата20.02.2017
    Размер0.97 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы по истории гос и права зарубежных стран.doc
    ТипДокументы
    #2914
    страница3 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    2. Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образованием классового общества и государства - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.

    С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою роль и становились из собрания соплеменников собранием знати, приближенных раджи.

    Органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников.

    Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики.

    3. В Магадхо-Маурийскую эпоху были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие периоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период была Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю террито­рию Индостана.

    Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также па­дение роли институтов племенного управления. Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства - во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.
    Вопрос 12. Общественный строй Древней Индии
    1. Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему обществен­ному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свобод­ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд­ком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

    • брахманы - члены жреческих родов;

    • кшатрии - военная аристократия;

    • вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

    • шудры - низшая варна, неравноправные члены общества. Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах, - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в ужении у трех высших варн.

    С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали:

    • Строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной варны;

    • определенная, наследственно закрепленная профессия;

    • поклонение одним богам;

    • переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отноше­нию к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.

    2. Важнейшим компонентом социального, общественного и экономи­ческого строя в Маурийский период была община, поскольку объеди­няла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

    В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы де­ревни.

    Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя.

    В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

    • верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;

    • общинники, которые сами работали на своих участках;

    • разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.

    Деревенские ремесленники также занимали различное положение:

    • ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собствен­ные мастерские;

    • ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

    3. Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с ра­бовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, соб­ственность, право на наследование, право собственности на получае­мые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, ро­довых и кастовых связей.

    Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противо­поставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие разряды рабов:

    • захваченные под знаменем (военнопленные);

    • рабы за содержание;

    • рабы, рожденные в доме хозяина;

    • купленные;

    • подаренные;

    • доставшиеся по наследству;

    • рабы в силу наказания.

    Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законо­дательства, направленного на ограничение произвола хозяина по от­ношению к рабам.
    Вопрос 13. Государственное устройство Древней Индии
    Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

    Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблю­дался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

    Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью - был главой фискальной администрации, верховным судь­ей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

    При царе существовали советы:

    • паришад - совет царских сановников;

    • тайный совет;

    • раджа - сабха, или царский совет.

    В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, за­нимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов Царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более де­мократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по ко­личественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе.

    Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по со­ставу собрание знати и представителей городского и сельского насе­ления. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.

    2. В эпоху Маурьев государство имело следующее административно - территоральное деление:

    • главные провинции;

    • обычные провинции (джанапады);

    • области (прадеши);

    • округа (ахале);

    • деревни.

    Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт спе­циальных инспекторов.

    Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки.

    В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.

    3. В Древней Индии существовали две системы судов:

    • царские;

    • внутриобщинные (кастовые).

    Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его су­дебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

    Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.

    Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах долж­на была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.

    4. Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весь­ма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией счи­тался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат.

    Армию комплектовали из следующих источников:

    Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.
    Вопрос 14. Законы Ману
    1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повсед­невной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

    Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

    2. В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы воз­никновения права собственности:

    • наследование;

    • получение в виде дара или находка;

    • покупка;

    • завоевание;

    • ростовщичество;

    • исполнение работы;

    • получение милостыни;

    • давность владения (10 лет).

    Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу меж­ду собственностью и владением и уделяли значительное внимание ох­ране частной собственности, в первую очередь собственности на зем­лю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

    3. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В ос­новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри­ваются следующие виды договоров:

    • договор займа;

    • договор найма рабочей силы;

    • договор аренды земли;

    • договор купли-продажи;

    • договор дарения.

    Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допуска­лось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В слу­чае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

    Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабо­чей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Не­исполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалова­нье.

    Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проник­новения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые ли­шались ее.

    Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету дого­вора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных при­чин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

    В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

    4. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в ре­зультате которой муж покупал себе жену и она становилась его соб­ственностью.

    Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать сво­его мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под влас­тью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

    В соответствии с варновым устройством жена должна была принадле­жать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

    Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все иму­щество семьи считалось общим.

    Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо дели­лось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который ста­новился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

    5. Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

    • формы вины;

    • рецидив;

    • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития.

    О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

    Виды преступлений, называемых Законами Ману:

    • государственные преступления;

    • преступления против собственности;

    • преступления против личности;

    • преступления, посягающие на семейные отношения.

    На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

    Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

    Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемо­го в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

    К насилию, совершенному над личностью. Законы Ману относили и убий­ство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, со­вершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

    Преступлениями, посягающими на семейные отношения. Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

    Существовало множество видов наказаний, в том числе:

    • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

    • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

    • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

    • штрафы;

    • изгнание;

    • тюремное заключение.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта