Главная страница
Навигация по странице:

  • Ощущение

  • Виды ощущений

  • Виды восприятия

  • Расстройства восприятия

  • Возрастные особенности

  • Особенности ощущений и восприятия при речевых нарушениях

  • ВОПРОС 7. Память как психический процесс

  • Психология. МАГИСТРАТУРА. Вопрос11. Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и ее задачи


    Скачать 0.49 Mb.
    НазваниеВопрос11. Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и ее задачи
    АнкорПсихология
    Дата21.07.2022
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМАГИСТРАТУРА.doc
    ТипДокументы
    #634198
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Основные  виды восприятия.


    Опираясь на современную  психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают простые восприятия - зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

    Обычное восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.

    Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

    Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

     

    Связь восприятия с другими психическими процессами.

    Биологический и психический  процесс восприятия протекает в  тесной связи с иными процессами личности: мышлением, речью (называем предмет  восприятия), чувствами, волей. 
    А основными характеристиками восприятия можно назвать следующие: константность, целостность и обобщенность.

    Если говорить о константности, то стоит отметить, что это абсолютная независимость образа от любых условий  восприятия, которая проявляя в его  неизменности, на пример, форма, цвет или  размер предметов воспринимаются нами как постоянные, хотя сигналы, поступающие от предметов в органы чувств непрерывно изменяются.

     

    Основные  свойства восприятия.


    Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление отражательной деятельности личности.

    Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности.

    Предмет и фон в восприятии. Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на какое-то время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимальной возбудимости по коре больших полушарий головного мозга.

    Особенности соотношения  предмета и фона учитываются при  выборе формы, окраски, буквенного шрифта для указателей уличных переходов, транспортных знаков. Контрастность, необычность предметов позволяют быстро выделить их из фона.

    Апперцепция. Содержание и характер протекания восприятия зависят от установок отдельных людей, различия в их опыте, интересах, общей направленности личности. Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не обособленный язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. В восприятии всегда проявляются особенности познающего человека, обнаруживается его определенное отношение к предмету восприятия.

    Апперцепция придает  активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним.

    Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становятся возможными целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, т. е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.

    Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенность восприятия. Определенная степень обобщенности есть в каждом акте восприятия.

    Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия на органы чувств (Д.Н. Исаев)

    Виды ощущений

    I. По характеру отражения и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения:

    1. Экстерорецептивные ощущения ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.

    2. Интерорецептивные (органические) - ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Органические ощущения не дают точной локализации, однако при их сильном отрицательном воздействии могут дезорганизовать сознание человека.

    3. Проприоцептивные ощущения - кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

    II. В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Ощущения подразделяются также на дистантные, при которых источники располагаются на некотором расстоянии от поверхности тела человека (например, зрительные и слуховые ощущения) и контактные, возникающие в результате прикосновения тех или иных предметов к поверхности кожи человека (например, осязательные и вкусовые ощущения).

    Виды ощущений 

    Выделяют следующие виды расстройств ощущений:

    1. Сенестопатии - разнообразные неприятные, мучительные ощущения в различных частях тела и во внутренних органах, не имеющие для своего возникновения объективных причин. Это могут быть давление, журчание, лопание, жар, холод, жжение, переливание, распирание, стягивание и тому прочее. Сенестопатии могут быть ограниченными или распространенными, находиться в одном месте кратковременными эпизодами, начиная с 5-7-летнего возраста, чаще проецируясь в брюшной полости.

    2. Гипестезии - снижение силы ощущений, понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки становятся приглушенными, свет кажется тусклым, яркость красок блекнет.

    3. Гиперстезии - обострение ощущений, повышенная чувствительность к обычным раздражителям. Например, гиперосмия - острое восприятие обычных запахов; гиперакузия - высокая чувствительность к обычным звукам.

    4. Парестезия - это расстройство, при котором появляются ощущения в виде онемений, ползания мурашек, покалываний при отсутствии реальных раздражителей.

    Восприятие - психический процесс отражения предметов или явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

    Изучением восприятия занимались многие современные физиологи и психологи такие как, например, Леонид Абрамович Венгер, Рагнар Артур Гранит, Александр Владимирович Запорожец, Владимир Петрович Зинченко, Тамара Семеновна Комарова, Елена Евгеньевна Кравцова, Татьяна Владимировна Лавреньтьева, Евгений Николаевич Соколов, Кира Владимировна Тарасова, Виктор Васильевич Юртайкин и другие. Было показано, что восприятие составляет основу ориентировки человека в мире.

    Сергей Леонидович Рубинштейн, указывает, что человеческое восприятие является всегда обобщенным и зависит от направленности личности. Следовательно, восприятие следует рассматривать как перцептивную деятельность, характеризующуюся обобщенностью и мотивированностью.

    Выделяют основные свойства восприятия:

    1. Предметность предполагает осмысленность и целостность образов. Предметы имеют не только цвет, форму, величину, но и определенное функциональное значение. Например, фортепиано - музыкальный инструмент, нож - столовый прибор, сапоги - обувь.

    2. Целостность. Отдельные компоненты целого могут действовать одновременно или последовательно, но при этом объект или явление воспринимается как единое целое. Так, слушая оркестр, мы воспринимаем не отдельные инструменты, не отдельные звуки, а мелодию в целом. Целостность образа складывается на основе обобщения знания об отдельных свойствах предмета.

    3. Константность относительное постоянство воспринимаемой формы, цвета, величины предмета, независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Например, кошка на дереве, на земле, в темноте все равно будет опознаваться как кошка.

    4. Обобщенность - отнесенность единичных объектов к определенному классу объектов, однородных с ним по какому-либо признаку.

    5. Осмысленность - обеспечивает осознание того, что воспринимается человеком, как воспринимаемое соотносится с его знаниями и прошлым опытом. Перцептивные образы имеют определенный смысл, даже при виде незнакомого предмета он пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами.

    6. Избирательность - выделение одних объектов по сравнению с другими, связанное с активностью и личным опытом человека. Так, актер и любой посторонний человек будут по-разному обращать внимание на разворачивающиеся события в спектакле.

    Восприятию характерны и некоторые другие свойства:

    1. объем - определяется количеством объектов, которые человек может воспринять одновременно (или последовательно в единицу времени);

    2. быстрота (или скорость) - определяется временем, необходимым для выполнения тех или иных перцептивных действий: обнаружение, различение и опознание. Она определяется сложностью воспринимаемого объекта, опытом его восприятия, быстротой возникновения ощущений, психофизиологическим состоянием человека;

    3. точность - это соответствие возникшего перцептивного образа, особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком;

    4. полнота - степень такого соответствия;

    5. надежность - это возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

    Виды восприятия 

    Диагностику уровня развития восприятия у детей можно проводить с помощью следующих методик: доски Сегена, кубики Кооса, "Разрезные картинки'' Т.Д. Марцинковской, методика "Эталоны'', методика "Прогрессивные матрицы Дж. Равенна'', тест "Коробочка форм'' Т.Д. Марцинковской, тест "Эталоны'' Л.А. Венгера, методика "Чего не хватает?'' В.Р. Немова.

    Расстройства восприятия

    I. Отсутствие восприятия. Агнозия (неузнавание) - нарушение узнавания предметов и явлений в состоянии ясного сознания и при сохранности рецепторов и анализаторов. Различают разные виды агнозии:

    1. Зрительная агнозия характеризуется неспособностью опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зрительно при отсутствии элементарных расстройств зрения. Бывает нескольких видов:

    а) Предметная агнозия и ее нарушения характеризуются нарушением узнавания предметов или их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета. Особенности проявления: фрагментарность восприятия образа, тенденция к дополнению образа до целого по догадке, неспособность выделить индивидуальные характеристики, присущие непосредственно данному, конкретному предмету.

    б) Симультанная агнозия (синдром Балинта) - невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе.

    в) Агнозия на лица (прозопагнозия) - избирательное гностическое расстройство, проявляющееся в трудностях опознания знакомых лиц.

    г) Агнозия на цвета или цветовая агнозия - невозможность подбирать оттенки цвета в единую цветовую гамму.

    д) Зрительная буквенная агнозия - нарушение обобщенного восприятия и называния букв. Для данного вида агнозии характерно смешение букв по оптической близости, расположению эелементов букв, зеркальное восприятие букв и так далее.

    2. Тактильная агнозия.

    а) Нарушение узнавания материала объекта и его текстуры (качества поверхности). Например, человек карандаш принимает за нож или расческу, ключ за монету, не может сказать, из чего они сделаны (из дерева, металла, пластмассы и другого).

    б) Астереогноз проявляется в трудностях опознания предметов, при восприятии которых необходимо учитывать параметры, от которых зависит их объем.

    3. Оптико-пространственная агнозия. Отмечаются нарушения схемы тела, называния и понимания слов, обозначающих пространственные взаимоотношения, идентификация и называние пальцев рук, письма и чтения.

    4. Слуховая агнозия проявляется в трудностях понимания и различения речи и неречевых шумов. Например, дети не различают такие звуки, как скрипы, стуки, хлопки, шорохи, шум ветра и дождя, взрослые не способны запоминать или узнавать мелодию (амузия).

    II. Нарушение интенсивности восприятия. Выделяют сенсорную гиперпатию, то есть повышение интенсивности восприятия, при которой усиливается яркость зрительных и слуховых раздражителей и сенсорную гипопатию - снижение интенсивности восприятия.

    III. Ошибки восприятия.

    а) Иллюзия восприятия - это искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. У детей, обладающих яркостью, образностью восприятий и неразвитостью ассоциативных процессов, при их ограниченном жизненном опыте иллюзии встречаются и в норме. У них нередко достоверное отражение реального смешивается с искаженным его восприятием.

    б) Галлюцинации - образы восприятия, возникающие без наличия реального объекта (видения, звуки, голоса, запахи и тому прочее) Различают, например, зрительные, тактильные, слуховые и другие виды галлюцинаций.

    Возрастные особенности

    Осязательная, проприоцептивная и вкусовая чувствительность развиты к моменту рождения.

    В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух.

    К 1 месяцу жизни ребенок способен двигать глазами по горизонтали и вертикали.

    Ко 2 месяцу жизни ребенок сосредоточивает взгляд на лице взрослого или игрушке, следит за их движением, в том числе по кругу, прислушивается к голосу или звучащему предмету.

    Между вторым и третьим месяцем появляется комплекс оживления. Ребенок выделяет и отличает людей от окружающих предметов. На улыбку матери реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Определяет направление звука.

    После 4,5 - 5 месяцев ребенок способен различать основные цвета и формы. Он эмоционально отзывчив на интонацию и музыку разного характера.

    В 1 год у ребенка появляется такое свойство восприятия как предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности. Предмет не вычленен из ситуации, слит вместе с ней и с самим ребенком. Например, малыш в 1,5 года легко узнает вазу с цветами на столе, на котором он только что играл с мамой. Ваза, перенесенная в другое место, им может быть не узнана, и он не знает, зачем нужен этот предмет. Эта же ваза, поставленная на стол без цветов, вызывает ориентировочную реакцию как новый предмет, с которым ребенок начинает знакомиться заново.

    К 1 году 2 месяцам - 1 году 8 месяцам ребенок находит предмет по его названию.

    В 2 года ребенок способен к предвидению динамических взаимоотношений между предметами, телом и предметной ситуацией, а также взаимодействий между предметами.

    С конца 2 года ребенок называет воспринимаемый знакомый предмет.

    К 3 годам ребенок различает геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), а также основные и дополнительные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Ребенок способен вычленять в каждом конкретном предмете ведущие и инвариантные признаки, что позволяет абстрагировать процесс восприятия предмета от ситуации, в которой он находится. Формируется такое качество зрительной перцепции как выделение фигуры из фона, где фоновыми являются все ситуативные и переменные (случайные) признаки.

    От 3 до 7 лет формируются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности. Например, способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое; выделяются контур и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

    Слух дошкольника становится речевым, настроенным на восприятие и анализ фонемных, слоговых и лексемных единиц одного конкретного языка.

    В целом, детские восприятия отличаются малой детализированностью, неточностью ориентирования в пространстве, во времени, трудностью установления последовательности между ними. Неправильно воспринимаются изображения предметов, а также и перспектива, в которой они находятся. Нет умения выделить основное, подойди к предмету с разных сторон. Для правильного восприятия детям требуется больше времени, чем взрослым. Наблюдения (преднамеренные восприятия) не планомерны, не систематичны. Дети испытывают затруднения в освоении структуры восприятия и его целостности. Дошкольники с большим трудом осваивают временные представления, не видят логики временных отношений, последовательности событий. Развитие восприятия -- это переход от слитного, синкретического, фрагментарного восприятия к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий и явлений в их пространственных, временных и причинных связях.

    Особенности ощущений и восприятия при речевых нарушениях. Изучением восприятия у детей с нарушениями речи такие ученые, как Анна Ивановна Ахметзянова, Лидия Ивановна Белякова, Галина Анатольевна Волкова, Алла Петровна Воронова, Жанна Марковна Глозман, Юлия Федоровна Гаркуша, Елена Михайловна Мастюкова, Ольга Николаевна Усанова, Любовь Семеновна Цветкова, Эскобар Фигередо и другие.

    Для детей с речевыми нарушениями характерно искажение фонематического восприятия. Согласно исследованиям Г.Ф. Сергеевой (1973), нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии влияет на слуховое восприятие фонем. Однако не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, например, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении.

    Зрительное восприятие у дошкольников, имеющих нарушения речи, отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений развито в пределах возрастной нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий. Например, в процессе узнавания зашумленных предметов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Важно отметить, что число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

    В заданиях, направленных на осуществление перцептивного действия (приравнивание к эталону) дети с речевыми нарушениями чаще пользуются элементарными формами ориентировки, то есть примериванием к эталону, причем нередко они ориентировались не на форму фигуры, а на ее цвет (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, 1991).

    А.П.Воронова (1993) при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса. Они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

    При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий "справа'' и "слева'', обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий (А. П. Воронова, 1993).

    По данным Е. М. Мастюковой, наиболее отчетливые пространственные нарушения отмечаются у учащихся подготовительных и первых классов речевых школ.

    Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека у детей с алалией: изображение отличается бедностью, примитивностью и малым количеством деталей, а также наличием специфических оптико-пространственных нарушений. Однако пространственные нарушения у детей с речевыми нарушениями характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.

    Значительная роль пространственных нарушений усматривается в выраженности и стойкости расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушениях счета, которые могут наблюдаться при речевых расстройствах.

    Исследования способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в предметно-практической деятельности и понимать их в импрессивной речи говорят о сохранности данных способностей, но в экспрессивной речи дети с тяжелой речевой патологией часто не находят языковых средств для выражения этих отношений или используют неверные языковые средства. Это связано с нарушением у них процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму.

    Исследования лицевого гнозиса показывают зависимость между выраженностью нарушений лицевого гнозиса (особенно в области оральной мускулатуры) и тяжестью нарушений звукопроизношения. Так, наиболее выраженные нарушения орального стереогноза отмечаются у детей с алалией и дизартрией, при выраженности у них нарушений фонетической стороны речи. Кроме того, у детей с нарушениями речи отмечаются нарушения лицевого гнозиса. Нарушений же пальцевого стереогноза у детей с речевыми нарушениями по данным Е.М. Мастюковой (1991) не отмечается.

    Т.М. Пирцхалайшвили и Л.С. Цветкова (1975) указывают на то, что у детей с различными формами дизартрий, с задержками речевого развития при отсутствии первичных интеллектуальных нарушений наблюдается отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов.

    В целом, нарушения зрительной сферы у детей с речевыми нарушениями проявляются в бедности и недифференцированности зрительных образов; инертности и непрочности зрительных следов; отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.

    ВОПРОС 7. Память как психический процесс

    Память как сквозной компонент всех психических процессов и интегратор психики. Физиологические механизмы памяти. Классификация основных видов и процессов памяти. Кратковременная, долговременная, оперативная; образная, моторная, эмоциональная и др. виды памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Влияние мотивации и установок на мнемические процессы. Произвольное и непроизвольное запоминание. Проблема истинности и устойчивости воспоминаний. Способы развития памяти.

    Основные мнемические приёмы (построение образов, размещение в пространстве, ассоциации по сходству, контрасту и т.д.). Приемы заучивания, роль повторения и организации заучиваемого материала.  «Кривая забывания» Эббингауза. Память – «форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т.д.). Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности»Память – «это психический процесс и одновременно способность, которая проявляется в сохранении информации, воспринимаемой при помощи органов чувств, или получаемого человеком жизненного опыта. Память – это также возможность вновь и вновь возвращаться к прошлому опыту, дополнять, использовать его»Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное исполь­зование в деятельности или возвращение в сферу сознания.Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и бу­дущим и является важнейшей познавательной функцией, лежа­щей в основе развития и обучения.Память — основа психической деятельности. Без нее невоз­можно понять основы формирования поведения мышления, со­знания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания челове­ка необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

    Основные процессы и механизмы памятиПамять, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются:объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая

    характеризует возможности запоминания и сохранения информации,Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самоглавное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы

    сталкиваемся с другой характеристикой памяти - готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.Классификация основных видов памяти:1.По характеру психической активности:

    -двигательная- представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений-эмоциональная- это память на переживания:( то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок)-образная-словесно-логическая2.По характеру целей деятельности:произвольная-непроизвольная

    3.По продолжительности сохранения материала:-долговременая- процесс длительного сохранения в памяти ранее запоминавшихся объектов.-кратковременная-это тип памяти, который используется в процессе решения тех или иных задач-оперативная- память, рассчитанную на хранение информации в течение определённого, заранее заданного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют4. По органу чувств, с которым связаны процессы памяти, выделяются такие виды памяти, как зрительная, слуховая, осязательная, двигательная, обонятельная и вкусовая. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память – эт хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Память человека включает в себя следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение (припоминание), узнавание и забывание. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

    Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след

    от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (илипреднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того,произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно­го его запоминания.Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания.Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

    Воспроизведение и узна­вание— процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии,воспроизведение же — в отсутствие объекта.

    Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным. Непроизвольное — это ненамеренное вос­произведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведе­ние — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлыхмыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение,связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий,называется припоминанием.

    Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, по­лезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно доль­ше сохраняются в памяти общие положения, выводы.Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание. Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.

    Автобиографическая память (АП) – подсистема декларативной долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. Субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, определяющих самоидентичность личности как уникального, тождественного самому себе психологического субъекта. Специфические характеристики автобиографической памяти:

    - отражение уникальных, неповторимых событий индивидуального прошлого, полно и прочно фиксируемых при их однократном переживании сохраняющихся неопределенно долго (в течение всей жизни);- яркие, целостные образы, существующие в виде “живой картины” с возможностью вновь погрузиться в эмоциональное состояние, актуальное на момент события;- личная история жизни человека отражается как концепция судьбы;

    - автобиографическая память существует в вербализованной форме, в виде рассказа;

    - особая эмоциональная насыщенность содержания автобиографической памяти, обусловленная атрибутированностью каждого события как личного, относящегося к себе;- временная организация материала представлена индивидуально специфичными конфигурациями “пространства прошлого” (“опорные точки памяти”, “линия жизни” и т.п.) и стратегиями датировки событий;

    - специфические функции (интрапсихические, интерпсихические, экзистенциальные) ;

    - влияние эмоционально-мотивационного состояния личности на актуализацию автобиографических воспоминаний, что проявляется  искажении их истинности;- социо-культурная природа автобиографической памяти.

    способ развития памяти - мнемотехника, то есть использование и отработка специальных приемов для запоминания, которые основаны на знании механизмов памяти.

    - фотопамятьАССОЦИАЦИЯ (от лат. соединение) — связь двух или нескольких психический явлений, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Ассоциация может быть связью чувств, представлений, идей и т. п. Термин *ассоциация* введен Дж. Локком, хотя само явление связи психических процессов было отмечено Платоном и Аристотелем. Последний различал три вида ассоциации: по смежности, сходству и контрасту. Ассоциация по смежности образуются, например, при заучивании иностранных слов, при запоминании расположения предметов,последовательности приемов и действий. Ассоциация по сходству имеютместо, например, при сравнении разных типов автомашин, самолетов. Ассоциация по контрасту — при противопоставлении маленького большому, шума — тишине, белого — черному, красивого — безобразному, хорошего — плохому, чистого — грязному. Выделяют еще причинно-следственные ассоциации — при установлении и раскрытии причин тех или иных событий Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием — заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

    Все то, что человек когда-то воспринимал, не исчезает бесследно – в коре больших полушарий головного мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность повторного возникновения возбуждения в отсутствие вызвавшего его раздражителя. Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, но и то, что имело место в прошлом.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта