Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет философии

  • философия. Вопросы для проведения рубежного контроля Философия, ее предмет и функции. Философия


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеВопросы для проведения рубежного контроля Философия, ее предмет и функции. Философия
    Дата29.05.2022
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #555978
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Вопросы для проведения рубежного контроля:

    1. Философия, ее предмет и функции.

    Философия(от греч.) — любовь к мудрости. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания.

    Функции философии:

    — мировоззренческая функция(связана с понятийным объяснением мира);

    — методологическая функция(философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

    — прогностическая функция(формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

    — критическая функция(распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

    — аксиологическая функция(оценка исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

    — социальная функция(философия призвана объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению)

    1. Роль философии в профессиональной подготовке специалистов по борьбе с экономической преступностью.

    Высока роль философии в формировании профессиональных и личностных качеств сотрудников органов внутренних дел. Изучение философии помогает сотруднику понимать и анализировать мировоззренческие,

    социально и личностно значимые философские проблемы, дает возможность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, правильно мыслить, аргументированно и ясно строить устную и

    письменную речь, грамотно вести полемику и дискуссии. Философия учит

    оценивать профессиональную деятельность с нравственной точки зрения,

    . Как учебная дисциплина философия относится

    к гуманитарным наукам, а важнейшей их особенностью является то, что

    они не только дают знание, но и воспитывают человека.

    Важную роль в формировании мировоззрения сотрудников органов

    внутренних дел играет эстетическое воспитание, которое во много осуществляется благодаря философии и искусству

    Философия не только формирует мировоззрение сотрудника органов

    внутренних дел, его сознание, но также развивает мышление, учит грамотно излагать свои мысли. Важным показателем профессионализма сотрудника полиции является его культура речи, которая проявляется в умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли.

    1. Мировоззрение и философия. Типы мировоззрений.

    Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей. Мировоззрение - образование интегральное (синтезирующее).

    В качестве субъекта мировоззрения реально выступают общество в целом, класс, социальная группа и личность.

    В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение.

    Существуют три основных типа мировоззрения - житейское (обыденное), религиозное и философское.

    Житейское (обыденное) мировоззрение порождается непосредственно условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа мировоззрения отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.

    Религиозное (мифологическое) мировоззрение даёт специфически - преобразованную картину мира, связанную с признанием сверхъестественного мирового начала, и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме (опирается на веру).

    В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе (естественных и гуманитарных наук), философия создаёт новые умозрительные (понятийные, категориальные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения - разум.

    В сословном, классовом обществе каждый класс имеет своё специфическое мировоззрение (социальные стереотипы), выражающее его ценности и ориентации. Вместе с тем в ходе развития общества вырабатываются общечеловеческие гуманистические ценности.


    1. Структура и основные характеристики философского знания.

    . У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.

    Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:

    - логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);

    - философию природы;

    - философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).

    Общую структуру философии, философского знания составляют:

    1. Онтология - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.

    2. Гносеология - учение о познании.

    3. Аксиология - учение о ценностях.

    В структуре философского знания выделяют так же:

    1. Социальную философию - анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.

    2. Философскую антропологию - учение о человеке.

    3. Философию культуры - изучается, исследуется сущность и значение культуры.

    4. Философию права - учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения.

    5. Философия истории.

    6. История философии.


    1. Проблема выделения «основного вопроса философии».


    В марксистской философии в качестве основного рассматривается вопрос о соотношении материи и сознания. Фридрих Энгельс, сформулировавший основной вопрос философиив классическом виде, выделяет в нем две стороны:
    1) что является первичным - дух или природа и
    2) познаваем ли мир?
    Последователи Фридриха Энгельса полагают, что при решении вопроса о первичности материи философы разделились на два лагеря: на материалистов и идеалистов.
    Материалисты признают первичным материю, природу, а сознание рассматривают как вторичное, производное от материи. Идеалисты считают, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее.
    а) стихийный, наивный материализм древних греков (Гераклит, Демокрит), заложивший основы научного познания мира
    б) метафизический материализм XVIII в. (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций), вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), который игнорировал всеобщую связь и процесс развития явлений действительности
    в) антропологический материализм (Фейербах, Чернышевский), исходным пунктом которого становился отдельный человек, взятый вне общества и в отрыве от истории
    Вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир?
    Это вопрос о том, могут ли наши понятия о мире, который существует вне и независимо от сознания человека и знаний о нем, быть верным его отражением?
    Если все наши знания основаны на ощущениях, принадлежащих нашему сознанию, то могут ли они соответствовать тому, что существует вне и независимо от ощущений?

    Большинство философов (материалисты и идеалисты) признают познаваемость мира. Они называются гносеологическими (теоретико-познавательными) оптимистами.
    Вместе с тем есть философы, отрицающие познаваемость мира. Они называются агностиками (Юм, Кант), а учение, отрицающее достоверность познания называется агностицизмом (греч. - отрицание, gnosis - знание).
    Основные философские школы и направления, критерии их классификации

    Античная философия зародились в VII в. до н.э. По своему характеру, содержанию и направленности она является ис­торически первой попыткой формирования рациональной картины мироздания.
    В развитии античной философии условно можно выде­лить четыре этапа:
    1) досократовский (VII–VI вв. до н.э.);
    2) классический (V–IV вв. до н.э.);
    3) эллинистический (III–II вв. до н.э.);
    4) римский (I в. до н.э. – 529 н.э.).
    Также к числу выдающихся милетских философов при­надлежали Анаксимандр и Анаксимен. Первый считал перво­основой сущего беспредельное (апейрон), второй – воздух.
    Во второй половине VI в. до н.э. в Эфесе возникла школа, ос­но­вателем которой являлся Гераклит (около 525–480 до н.э.). Первоначалом сущего Гераклит считал огонь. Ядром его учения был диалектический принцип “panta rei” (“все те­чет”). Всеобщую диалектическую изменчивость он уподобил течению реки, в которую “нельзя войти дважды”.

    Философия Гераклита явилась вершиной стихийно-диалек­ти­ческого понимания мира не только в досократовской, но и в античной философии в целом.
    Переход от наглядно-образного к понятийно-аналитиче­ско­му стилю мышления связан с именами представителей элейской школы, прежде всего Парменида. Мыслитель сфор­мулировал и ввел в философский обиход фундаментальное понятие бытие. Последнее неподвижно, едино, неделимо и однородно.

    Видной философской школой была школа пифагорей­цев. Пифагор (VI в. до н.э), ее основатель, впервые выразил свои рассуждения понятием философия. Основу мироздания он и его последователи ви­дели в числе, которое экстраполировали не только на приро­ду, но и на мораль и нормы человеческого поведения. Также Пифагору приписывается учение о метем­пси­хозе, т.е. о пере­селении душ умерших людей во вновь ро­дившихся. Однако, несмотря на элемент мистицизма, его уче­ние явилось истори­чески первой попыткой постижения коли­чественной сторо­ны универсума.
    Демокрит (460–370 до н.э.) создает логически последова­тельную, всеобъемлющую систему атомизма. Атомы – мель­чай­шие частицы, составляющие предметы и вещи окру­жаю­ще­го мира. Они обладают величиной и тяжестью. Дви­жение, присущее атомам, передается их столкновениями. Поскольку же развитие универсума жестко детерминирова­но механи­чес­ким движением атомов, то в системе Демокри­та нет места для объективного существования случайности. Античный ато­мизм стал гениальным предвосхищением позд­нейшего естественнонаучного атомизма.
    Развитие греческой философии классического периода при­ходится на V–IV вв. до н.э., т.е. на период расцвета ан­тич­ной демократии. Рабо­владельческая демократия предоста­вля­ла возможность ши­рокому кругу граждан участвовать в де­лах государства. Это в свою очередь предполагало овладение определенными зна­ниями для отстаивания своих интересов в различных ситуа­циях.
    Уроки софистов первым подверг критике Сократ (469– 399 до н.э.), принадлежавший к наиболее выдающимся мыс­лителям Античности. Важнейшей своей задачей он считал воспитание людей, смысл которого видел в беседах и дис­куссиях..

    Философия Аристотеля (384–322 до н.э.) явилась не толь­ко обобщением, но и логическим переосмыслением всей пред­­шествующей ему философской мысли. Особое внимание он уде­лял в своих трудах онтологии – науке о сущем. Ос­но­вой вся­ко­го бытия Аристотель считал так называемую пер­вую материю. Наипростейшей ее определенностью являются четыре эле­мента – огонь, воздух, вода, земля. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих эле­мен­тов. Они – соединение материи (“гиле”) и формы (“морфе”). Аристо­тель считал, что существуют шесть видов движения: воз­ник­но­ве­ние, гибель, увеличение, уменьшение, перемена, изме­не­ние места

    В эпоху эллинизма (III–II вв. до н.э.) меняется мировоз­зренческая ориентация философии, ее интерес все более со­сре­доточивается на жизни отдельного человека. Особенно ха­рак­терны в этом отношении этические учения эпикурейцев и стоиков.

    Античная философия дала могучий импульс всему после­дую­щему развитию философской мысли.

    1. Основные исторические формы материализма.



    Материализм – философское направление, признающее, что в основе мира лежит материальное начало. В более развитых формах материализм поднимается и до представления о творческой роли материи, о ее способности к саморазвитию. Сознание рассматривается лишь как человеческое сознание. Оно тесно связано с мозгом. Материализм называют линией Демокрита в философии. Именно этого древнегреческого философа, предложившего считать, что в основе мира лежат атомы, считают родоначальником материализма.
    Более развитая форма представлена материализмом 17-18 веков. Это так называемый метафизический материализм (Бекон, Локк, Гоббс, Гельвеций, Гольбах и др.). Кроме провозглашения первичности материального начала и соответствующего уровню развития науки того времени его обоснования, этот материализм не смог подняться до понимания причин развития мира, объясняя их простым увеличением или уменьшением, отрицая противоречия. До понимания причин усложнения мира наука тогда еще не дошла. Она способна лишь анализировать отдельные стороны природного мира и классифицировать. Но не в состоянии сформировать целостную картину происходящего, мира в целом.
    Привязанность материализма к науке привела к появлению такой формы метафизического материализма как механистический материализм. Он объяснял все происходящее с позиций наиболее развитой в те времена науки – механики. Однако механика всегда предполагает первотолчок, сообщающий телу энергию движения. А это уже ставит под сомнение сами постулаты материализма. Не случайно признание Ньютона: я все могу объяснить, я не знаю только, кто завел мир.
    Следующая форма – вульгарный материализм (физиологи Фогт, Бюхнер, Молешотт). По сути, он продиктован отчаянием перед неразрешимостью проблемы человеческого сознания. В самом деле, если мир не развивается, то откуда появляется такая способность как сознание. Ведь не только из увеличения количества мозгового вещества? И хотя размеры мозга, конечно, имеют значение, но ведь известно, что люди со слишком большим мозгом – макроцефалы, к сознательной деятельности не способны. Вывод напрашивается сам собой: зачем проводить грань между сознанием и материей, если проще все считать материей. И тогда получится, что «мозг вырабатывает мысль так же, как печень вырабатывает желчь».
    Высшим достижением материализма стал диалектический материализм Маркса. Соединив материализм с достижениями диалектики, Маркс сумел показать, каким образом происходит становление материи, ее усложнение и развитие. Соответственно ему удалось показать естественную картину происхождения человека и сознания, в которой все существующее есть процесс саморазвития материи, а не внешнего толчка.

    Маркс сумел показать, что в основе исторического развития лежат не идеи, а способ производства материальных благ и закон взаимоотношения производительных сил и производственных отношений. Человек должен есть, пить, одеваться, иметь жилище прежде чем заниматься наукой, религией, философией, правом, политикойВ заключение необходимо добавить, что материализм всегда тесно связан с атеизмом – учением, отрицающим идею Бога и Божественного творения мира. Естественно и в развитии атеизма марксизм оказался образцом последовательной теории в рамках материализма.

    1. Основные исторические формы идеализма.

    В зависимости от того, как принимается духовное первоначало, различают два основных вида идеалистического миропонимания: объективный идеализм и субъективный идеализм.

    1. Объективный идеализм утверждает, что основой всего существующего является духовное, идеальное начало, которое творит мир и все бытие. В этом понимании идеальное начало предстает как дух, который объективируется и рассматривается субстанциально, вне и независимо от человека. Дух есть нечто трансцендентное (потустороннее) по отношению к сознанию.

    Объективные идеалисты принимают за первичное начало некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей», «мировым разумом», «мировой волей» и т.п. Идеальное начало, мировой дух

    ).

    2. Субъективный идеализм в качестве идеального первоначала всего существующего принимает сознание в его субъективности, т.е. в его психических определениях, как ощущающее и познающее. Устоем этой формы идеализма является «Я», субъект, человек, личность.

    Субъективные идеалисты принимают за первичное начало сознание субъекта, мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают объективное существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития. Отсюда человек воспринимает не мир вещей и законы их изменения, а лишь свои собственные ощущения и идеи.


    1. Философская методология и основные методы философии.

    Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диа­лектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.
    Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
    Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точ­ки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт посто­янных изменений, самодвижения, развития), однозначно (ведется по­иск абсолютной истины, неуделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
    В истории философии прослеживаются два основных философ­ских метода — диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:
    Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
    Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении раз­розненных, не имеющих единого творческого начала фактов, поня­тий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

    Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но ис­кусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), но­вой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
    Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Герменевтика, как метод интерпретации, предполага­ет «понимание», «вживание», «сопереживание», истолкование отдель­ных изучаемых явлений в качестве моментов целостной душевно-ду­ховной жизни реконструируемой эпохи.
    Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которо­му в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получае­мый преимущественно в результате чувственного познания («Нет ни­чего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощу­щениях»).
    Рационализм — философский метод и направление в филосо­фии в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений («все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума»).

    1. Основные исторические формы диалектики.

    Диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость.
    История диалектики.
    Диалектика как теория и метод познания в своем историческом развитии прошла несколько этапов. Основные исторические формы диалектики:
    1. Наивная, или стихийная диалектика античности. Получила наиболее яркое выражение в философии Гераклита. Он впервые попытался показать мир в его непрерывном изменении, обусловленном борьбой противоположных начал. Он считал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое («Все течет, все изменяется»). Единый общий закон развития, по Гераклиту, - борьба противоположностей. В то же время он утверждал, что все «изменяясь, покоится», что привело его к выводу о единстве изменчивости и устойчивости мира, что обусловливает его целостность. \
    2. умозрительная диалектика Средних веков. В философии Августина Аврелия диалектика была основана на представлении о единстве двух противоположных миров – небесного, божественного (вечного и неизменного) и земного, природного (изменчивого и преходящего). в Средневековой схоластике (Ф.Аквинский) диалектика понималась как способ мышления, основанный на единстве двух противоположных способов познания – веры и разума, при котором средствами разума обосновываются идеи, принятые на веру.
    3. Диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях. Представлена в философии Н.Кузанского и Дж.Бруно. Развивая принцип пантеизма, Н.Кузанский утверждал единство Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление. Дж.Бруно утверждал существование единой Божественной субстанции, которая является источником множества разнообразных вещей и причиной единства противоположностей.
    4. Идеалистическая диалектика Г.Гегеля (немецкая классическая философия). Г.Гегель выступил систематизатором диалектических взглядов, разработал диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставил диалектический подход метафизическому, сформулировал основные принципы, категории и законы диалектики. Гегель объяснял диалектику с позиций объективного идеализма: развитие мира рассматривалось им как ступени саморазвития духовного начала – абсолютной идеи.

    5. Материалистическая диалектика (марксизм). К.Маркс и Ф.Энгельс увидели в философии Г.Гегеля противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой и разработали материалистическую диалектику. Диалектика становится наукой, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления.

    1. Основные принципы и законы диалектики.

    Первый принцип: принцип всеобщей связи.
    Философское определение связи – в самом широком смысле, понимается универсальная взаимозависимость, взаимообусловленность всех предметов действительности, выражающая единство мира.
    Все что существует в мире, составляет отдельные, относительно самостоятельные и обособленные друг от друга отдельные предметы, явления и процессы. Но отдельность, обособленность вещей и процессов относительны. Вещи, явления и процессы находятся в многочисленных и разнообразных связях друг с другом, тем самым образуя единое бытие.
    Возникновение нового было бы принципиально невозможным, если бы не было связи между явлениями и их взаимной обусловленности.
    В мире, природе, обществе, мышлении мы можем указать на множество циклических связей.
    Пример первый: пищевая цепочка; существует связь между климатом, темпераментом человека и формой психической активности; политика – наука – искусство.
    Исследователи выделяют различные виды связей:
    1. Прямые и косвенные
    2. Внешние и внутренние
    3. Необходимые и случайные
    4. Генетические
    5. Связи смены состояний предмета

    6. Существенные и несущественные
    И другие…

    Второй принцип развития:
    Диалектика признает любые формы движения, например: хаотические движения, круговороты, функционирование, но особое внимание и интерес у диалектики вызывает развитие.
    Развитие – это необратимое направленное и качественное изменение системы.
    Сравнение развития и функционирования.
    Для функционирования характерна обратимость. Система испытывает одни и те же изменения, которые при этом не меняют качества самой системы.
    Для развития характерна направленность
    Направленность – внутренняя связь изменения системы, которое ведет к появлению нового качества.
    Изменение происходящие в мире могут быть прогрессивными, то есть иметь тенденцию поступательного развития, изменения могут принимать противоположные направления, которое называется регрессом и означает

    Основные законы диалектики:
    1. Закон единства и борьбы противоположностей.
    Диалектическая концепция считает противоречия источником движения и саморазвития.
    По мнению Гегеля - противоречие движет миром, оно является корнем всякого движения и всякой жизненности.

    Материалистическая диалектика рассматриваемому закону отводит центральное место и называет этот закон ядром диалектики.
    Первый закон основан на признании противоречий самой природы вещей и явлений действительности. Противоположные стороны, свойства и тенденции не только зависят друг от друга, но они друг друга обуславливают и составляют единства.

    2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
    Качество – это присутствие категории содержание, которого выражает целостность и специфику предмета, что отличает его от других предметов и явлений, каким бы схожими они не были.
    Количество – философская категория отображающая общее качество в вещах и явлений.
    Мера – философская категория выражающая единство качества и количества. Это граница количественных изменений, достижение которых вызывает изменение качества.
    Диалектика рассматривает развитие в единстве качественных и количественных изменений. Развитие не является простым количественным уменьшением или увеличением. Развитие всегда приводит к возникновению нового качества. Новое качество появляется тогда, когда система достигает своей меры или границы. Переход от старого качества к новому происходит в форме скачка. Сам переход в форме скачка закономерно обусловлен количественными изменениями и представляет собой их прерывность.
    Т.о. развитие происходит в единстве прерывности и не прерывности. Рассматриваемый закон выражает диалектическое единство количественных и качественных изменений, а так же единство непрерывных и прерывных изменений. Данный закон определяет характер или механизм происходящих процессов, он показывает, как совершается развитие.
    3. Закон «отрицание отрицания»
    Развитие является поступательным движением к новому качеству. Развитие это переход от старого к новому.
    Без отрицания возникновение и развитие нового не возможно. Но отрицание старого не является его полным уничтожением. Оно представляет собой связь нового и старого, поскольку отмирает только то, что отжило, а содержание, которое необходимо и которое способно к дальнейшему совершенствованию, развитию ничего существенного не утрачивает. Это содержание снимается новым качеством и переходит в свою противоположность.
    Такое отрицание носит название «диалектическое отрицание».
    Диалектическое отрицание выражает диалектическую природу поступательности и преемственности в процессе развития. Диалектическое отрицание характеризует возникновение нового и относительную повторяемость, необходимость моментов старого. Т.о. исходное состояние, в силу противоречивой природы развития, превращается в свою противоположность или в свое отрицание, что в свою очередь неизбежно подлежит превращению уже этой противоположности в свою противоположность, происходит отрицание отрицания – развитие, как бы, повторяет уже пройденные этапы, но на новой более высокой стадии.
    Весь процесс развития предстает как определенная последовательность циклов и образно выглядит в виде расширяющейся спирали.
    Этот закон показывает общее направление или тенденции развития.
    Все три закона это один процесс развития, но каждый из законов объясняет свою сторону этого процесса.

    1. Философское учение о противоречиях. Закон единства и борьбы противоположностей.

    Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.
    Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).
    Противоположности применяются:
    1. в науке (+,-),
    2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма),
    3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина).
    На определенном этапе развития предмета противоположности начинают друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета , явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми противоположностями.
    «Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. (Гегель)

    Различают виды противоречий:

    Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития.

    22. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Понятия: качество, количество, мера, скачок.
    Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.
    Качество –
    1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.
    2. структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов).
    3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.
    4. место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.
    Степенью той или иной качественной определенности является количество (металлы проводят ток по-разному). Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.
    Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единство количества и качества. Сущ. и обратная зависимость: качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок.
    Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к другому.
    Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого явления, тех условий, в которых совершается данное качественное изменение, и от тех причин, которые его порождают. Скачки могут быть эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда становятся другими несущественные для него свойства, черты, закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности, структура.
    Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.
    Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

    1. Количество и качество как философские категории. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

    Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т. п. — где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.

    Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество — момент закона развития меры[1].

    Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества.

    В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству[2].

    При преодолении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка.

    Следует заметить, что само по себе количество не переходит в качество. Обычно определённые количественные изменения приводят к изменению параллельно сопутствующих качеств. При этом количество переходит в другое количество, а качество при определённом изменении количества превращается в другое качество. Широко употребляемое выражение «переход количества в качество» фактически является неточной формулировкой и может сбить с толку тех, кто не знаком с данным вопросом.

    Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике. Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества[3].


    1. Диалектическое учение о развитии. Закон отрицания отрицания.

    Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
    Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
    Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне
    Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.
    Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием.
    Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.
    Пример действия закона отрицания отрицания из математики: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени

    1. Основные философские категории и их специфика.

    Категории - это наиболее фундаментальные понятия той или иной науки.
    Основные философские категории:
    1) бытие и ничто;
    2) материя и сознание;
    3) пространство и время;
    4) причина и следствие;
    5) необходимость и случайность;
    6) возможность и действительность;
    7) содержание и форма;
    8) сущность и явление.
    В философии основополагающей категорией является бытие.
    Бытие - это всеохватывающая реальность, существование, сущность. Антитезой бытия или нечто, является ничто. Основные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного; 4) бытие социального. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим основанием материю.
    Материя - это есть также основная философская категория, происходит от лат. materia - вещество.
    Сознание - это следующая философская категория, сознание - это свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга.
    Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно позднего развития материального мира.
    Сознание неразрывно связано с материей, оно неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.
    Философская категория - пространство и время.
    Способом существования материи является движение, материя выявляет себя через движение.
    Формами движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство характеризует ее протяженность, время - длительность ее существования.

    Пространство и время обладают своими свойствами.
    Пространство обладает трехмерностью, оно а) симетрично; б) однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат); в) пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо).
    Время - длительность, оно асимметрично, т е необратимо.

    Есть две теории относительности:
    Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Пространство и время меняются в зависимости от скорости движения; ритм времени сокращается и линейные размеры тела сокращаются. Было введено понятие - пространственно-временной интервал - это величина, которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой.
    Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство искривляется под действием поля тяготения.

    В общей теории относительности (1916 г.) А. Эйнштейн показал, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое зависит от расположения тяготеющих масс.
    Следующую группу категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность рассматривает философское учение, которое называется детерминизм.
    Детерминизм от лат determino - определяю, учение о взаимосвязи вещей, процессов и явлений реального мира.
    Причина - это явление или действие, которое влечет за собой другое явление; последнее называют следствием
    Необходимость - это свойства и связи, обусловленные внутренними причинами объекта или субъекта (предмета или человека).
    Случайность - это свойства и связи, обусловленные стечением внешних обстоятельств.

    Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность.

    Возможность - есть объективно существующая тенденция развития предмета.

    Действительность - это реальный переход от тенденции к действию.
    Возможность и действительность - это категории, фиксирующие основные моменты движения и развития материи.
    Также к философским категориям принадлежат категории содержания и формы; сущности и явления.
    Содержание - внутреннее состояние объекта (предмета), форма - внешнее.
    Сущность - внутреннее состояние субъекта (живой материи), явление - внешнее.
    Содержание и форма относятся к неживой материи, сущность и явление - к живой.
    Современное понимание единства мира.
    Вопрос о единстве мира является одним из важнейших вопросов бытия: мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли человека. Природа, человек, мысли, идеи, общество различны по формам своего существования, но они образуют единство бесконечного, непреходящего мира.
    Гениальный немецкий философ Гегель считал, что «Вселенная - это единая органическая целостность, и ею управляют всеобщие принципы и законы».


    1. Периодизация и типология истории философии.

    Историю европейской философии принято делить на пять этапов.

    +Первый этап — это
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта