Главная страница
Навигация по странице:

  • Представитель

  • Вопрос 25.Эмпиризм и рационализм в философии 17 века.

  • Вопрос 26. Общая характеристика западноевропейской философии эпохи просвещения.

  • философия. Вопросы для проведения рубежного контроля Философия, ее предмет и функции. Философия


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеВопросы для проведения рубежного контроля Философия, ее предмет и функции. Философия
    Дата29.05.2022
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #555978
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Известные философы

    Для удобства укажем самых известных философов Ренессанса и их достижения в таблице:

    Представитель

    Вклад и общая характеристика мировоззрения

    МарсилиоФичино (астролог, священник)

    Представитель платонизма.
    Переводил и комментировал античные богословские тексты; написал трактат, в котором объяснял платоновские идеи с точки зрения христианства

    Николай Кузанский (теолог, ученый)

    Представитель пантеизма.
    В трактатах размышлял о месте человека в мире, бесконечности Бога и его проявлений (одно из которых природа). Занимался математикой, астрономией. Утверждал, что Вселенная безгранична, а Земля вращается вокруг Солнца.

    Мишель Монтень (писатель)

    Представитель скептицизма.
    Автор книги «Опыты», в которой проанализировал человеческие эмоции. Противник социального неравенства

    Николай Коперник (астроном, математик, механик)

    Представитель гелиоцентризма.
    Ввел в Польше новую монетную систему, построил гидравлическую машину, боролся с чумной эпидемией. Главный труд «О вращении небесных тел», в котором обосновал новую модель мира

    Джордано Бруно (монах, поэт)

    Представитель пантеизма и эзотеризма.
    Увлекался чтением неканонических текстов, сомневался в некоторых церковных «чудесах», за что был признан еретиком и сожжен. Трактаты о бесконечности Вселенной и множестве миров, расширил модель Коперника.

    Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик)

    Представитель гелиоцентризма.
    Впервые использовал телескоп для наблюдения за космическими объектами. Основатель экспериментальной физики.

    Практически все мыслители Возрождения изучали древнегреческий и латинский языки, позволяющие им самостоятельно читать и переводить античные тексты.

    Вопрос 25.Эмпиризм и рационализм в философии 17 века.

    Феномен экспериментально-математического естествознания породил дискуссии о том, какой элемент в науке важен: опытный или математический. Сами ученые – творцы научной революции Галилей и Ньютон по-разному смотрели на этот вопрос.
    На основе этих разных взглядов на природу познания сложилось 2 основных направления в философии 17 века:
    1. Рационализм – основоположник: французский философ Рене Декарт.
    2. Эмпиризм – основоположник: английский философ Френсис Бэкон.
    Рационализм (представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц) Эмпиризм (представители: Локк, Гоббс, Беркли, Юм)

    Разум изначально богаче, чем чувства. В нем есть либо врожденные идеи, либо врожденные логические принципы. «В разуме нет ничего, что до этого не прошло бы через чувства» (Дж. Локк, . Врожденных идей не существует.

    Идея – это мысль Идея – это образ вещи

    Общая идея – это ясное видение ума, а ощущения смутны, субъективны, сами по себе не понятны без разума, «слепы». Непосредственной очевидностью обладают только ощущения. Чем более общей является идея, тем более она смутная (например, треугольник «вообще»).

    Интеллектуальная интуиция возможна как прямое усмотрение умом идеи. Интуиция – это чувственная очевидность

    Одна из наиболее очевидных идей – идея субстанции – общей основы бытия и первопричины всего. Существование субстанции – условие единства природы и всеобщности научного познания. Субстанция – запутанная и смутная идея. «Неопределенное предположение неизвестно чего» (Дж. Локк), что стоит за нашими ощущениями. Реально мы имеем дело только с акциденциями (свойствами вещей).

    Наилучший метод познания – дедукция (мышление от общих положений к частным случаям), она приводит к строгим, достоверным логическим выводам из общих, ясных положений. Дедукция лишь раскрывает уже имеющиеся идеи, индукция (мышление от частных случаев к общим выводам) позволяет получить новое, хотя и вероятностное знание о причинах явлений.

    Истина существует и достижима разумом. Истина – это согласие наших идей с самими вещами (субстанциями) Истина – это либо согласие наших идей друг с другом, либо результат соглашения между людьми, она изменчива, так же, как изменчив опыт.

    Бытие и мышление тождественны. Между логическими связями идей и физическими связями причин и следствий есть однозначное соответствие, поэтому бытие познаваемо. Отсюда для рационалистов характерен догматизм и оптимизм в познании. Бытие несводимо к мышлению, поэтому непознаваемо. Эмпиристам часто свойствен скептицизм и агностицизм.

    Эмпиризм Френсиса Бэкона.
    Френсис Бэкон – сторонник новой парадигмы, утверждал, что необходимо создавать новою науку, чтобы с ее помощью развивать общество и производство.

    «Знание – сила» - один из его тезисов.

    Для развития новой науки нужно разрушить старые идолы познания(идолы – значит ложные боги) . Этих идолов 4:

    1. Идол рода.

    2. Идол пещеры.

    3. Идол рыночной площади.

    4. Идол театра.

    Идол рода – это склонность всех людей изучать природу по аналогии с самим человеческим родом. Приписывать природе скрытые качества, которых на самом деле в ней нет. Видеть в природе больше порядка, чем в ней есть на самом деле.

    Идол пещеры – это склонность людей судить о природе на основе своих личных особенностей (воспитание, привычки, традиции), а нужно судить объективно.

    Идол рыночной площади – связан с неправильным употреблением языка. Слишком много значения люди придают словам, которым в опыте ничего не соответствует, а надо опираться только на опыт, а не на слова.

    Идол театра – связан с преклонением перед авторитетами. Авторитет Аристотеля заставлял видеть природу глазами Аристотеля. Нужно перестать верить авторитетам, верить только опыту.

    Эмпиризм – основой познания должен стать только чувственный опыт. Поэтому наука должна опираться на индуктивный метод.

    Индукция – это логическая процедура, согласной которой можно делать общие выводы, опираясь на несколько опытных случаев. Т.е. это вывод от частного к общему.
    До Бекона этот метод считался не научным. Потому что это считалось поспешным обобщением: на основе нескольких примеров нельзя судить обо всех телах в природе. Проблема индукции заключается в том, что вывод всегда имеет недостаточно обоснованный характер. Существует 2 вида индукции:

    1. Полная индукция, описывает все имеющиеся случаи.

    2. Неполная - описывает только некоторые случаи, и на их основе делает общий вывод.

    Полная индукция встречается очень редко, потому что описать все случаи невозможно. То есть наш опыт ограничен, а законы науки обладают всеобщим характером, т.е. основаны на неполной индукции. Поэтому Бекон предложил придать индукции более научный характер. Научная индукция должна тщательно отбирать факты разного характера и в разном состоянии. Тогда вывод будет более точным. Он предлагает пользоваться методом таблиц. Всего должно быть 5 таблиц, чтобы была полная картина:

    1. Таблица присутствия – описываются факты присутствия изучаемого явления (например, теплота присутствует в солнечном свете, крови животных и т.д.).

    2. Таблица отсутствия – изучаемые явления отсутствуют (теплота отсутствует в свете луны, в насекомых).

    3. Таблица степеней, в которых описывается изменение явления под воздействием разных факторов (например, теплота увеличивается при движении).

    4. Таблица сравнения разных показателей.

    5. Таблица сбора плодов (т.е. итоговая)

    Индукция – чтобы быть научной, должна быть использовать более разнообразные факты, тщательно их отбирать. В целом среди всех методов лучшее тот, который начинается с опыта и путем тщательного осмысления создает новую теорию. Бекон называет это «путь пчелы», а два неправленых пути: «путь паука» и «путь муравья». Паук – ткет паутину из себя самого, как тот ученый, который все выводит из своего собственного разума, он не пользуется опытом. Муравей, наоборот, тащит в муравейник разные явления, но не может связать их. «Пчела» берет факты из опыта, перерабатывает и создаёт теорию.

    Рационализм Рене Декарта

    Рене Декарт – французский философ-рационалист, он тоже начинает свое размышление с метода тотального сомнения. Этот метод подразумевает, что нужно отказаться от всех прежних знаний, ничего не принимать на веру, мыслить самостоятельно.

    Нужно мыслить самому, доверять своему мышлению. Главный принцип Декарта: нужно положить в основу рассуждения только те идеи, который не вызывают сомнения, которые мыслятся ясно.

    «Я мыслю, следовательно, я существую» - вот главный принцип новой философии. Все нужно проверять ясностью и непротиворечивостью мышления. Декарт пытается реформировать дедуктивный метод.

    Раньше дедукция понималась как выведение с помощью законов логики одних сужений из других суждений. Причем первое суждение должно быть более общего характера, под которое надо было подвести более частное.

    Поэтому вывод в дедукции всегда носит достоверный характер, если законы логики не нарушены. Главный закон дедукции – все, что говорится о роде, говорится и о виде этого рода и о каждом индивиде. То есть знание просто переносится от общего к частному случаю, но ничего принципиально нового не открывается. Недостаток такой дедукции в том, что она не дает новое знание.

    Декарт предлагает 4 правила нового дедуктивного метода, который позволить отыскивать истины в науках:

    1. Всегда мыслить ясно, никогда не принимать за истину то, что представляется уму сомнительным.

    2. Каждую сложную проблему делить на максимальное количество простых, ясных проблем.

    3. Двигаться затем постепенно от простому к сложному, создавая новые идеи.

    4. Нигде не делать скачков в рассуждениях т.е. контролировать каждый шаг мысли, чтобы нигде не прокралась ошибка.

    Эти правила будут работать тогда, когда мы будем понимать под разумом человека систему врожденных (данных до опыта, при рождении человека), не нуждающихся в опыте идей и принципов. Декарт считал, что наиболее важные и общие идеи являются врожденными. Это логические принципы, математические аксиомы, философские категории.

    Благодаря этим идеям человек может познавать точную истину о мире. Сам Декарт и его последователи Спиноза и Лейбниц были уверены в том, что человеческий разум является субстанцией, которая создана более могущественной субстанцией, чем сам человек, то есть Богом. Именно Бог вкладывает в разум человеку врожденные идеи. Поэтому мир познаваем.

    Вопрос 26. Общая характеристика западноевропейской философии эпохи просвещения.

    XVII и XVIII века - это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что «знание - сила» (Ф.Бэкон), что именно «практическая философия» (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать «господами и хозяевами» этой природы (Р.Декарт).

    В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

    Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является «просветление умов», просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

    Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д. Локк, Д. Толанд, М. Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях.

    Английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел», энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

    Идейным вождем этого начинания выступает Д. Дидро, а его ближайшим соратником - Д. Аламбер. По замыслу Д. Дидро в «Энциклопедии» должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. в «Энциклопедии» стали помещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционной религиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высших государственных чиновников к изданию «Энциклопедии».

    В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х. Вольфа, И. Гердера, Г. Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х. Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель.
    Философия для Х. Вольфа - это «мировая мудрость», предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И. Кант). Работы свои писал Х. Вольф на простом и доходчивом языке. Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем и в Москве). Х. Вольф был избран членом многих академий Европы.

    У Х. Вольфа учились М.В. Ломоносов, Ф. Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие учебу в Германии. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х. Вольф оставался сторонником деизма, что несомненно предопределило в последующем деизм М.В. Ломоносова.

    Вопрос 27. Общая характеристика немецкой классической философии.

    Немецкая классическая философия – высшая, завершающая ступень новоевропейской философии. Она характеризуется системностью, целостностью, завершенностью.

    Родоначальник немецкой классической философии

    Иммануил Кант (1724 – 1804) великий философ и естествоиспытатель. Всю свою жизнь прожил в немецком городе Кенигсберге (г. Калининград), где и похоронен. Родился в семье ремесленника, в которой было 12 детей, которые росли в любви и заботе. Мать, веря в способности сына, с большим трудом добилась, чтобы его определили в гимназию на полном государственном пансионе. Прекрасные знания позволяют ему поступить в университет, где он учился одновременно на двух факультетах: медицинском и теологическом. После окончания учебы он работам учителем, а затем университетским преподавателем, в 1770 году стал профессором, преподавал философию, медицину, математику. Жил в нищете, и подрабатывал репетиторством. К концу жизни ослеп, разум его помутился, в 1804 году умирает.

    В учении Канта выделяют 3 периода:

    1) докритический (40 – 60 гг. ) Главная работа «Всеобщая естественная история и теория неба», где он утверждает, что субстанция – это космическое облако хаотически движущихся частиц. Здесь он излагает теорию возникновения солнечной системы. В работах – «Грёзы очевидца» и «О форме и основах мира ощущений и мира разума» он ставит перед собой задачу научно – философского познания человеческого духа.

    2) критический период – главный период в творчестве философа (80 гг. )

    3) послекритический (90 гг. ) – публикация его лекций.

    Философия Канта является одной из самых сложных философских доктрин, мы попытаемся несколько упростить её изложение.

    Рассмотрим важнейший период в творчестве мыслителя: критический период – его цель: провести критический анализ всей предшествующей философии. Главные работы критического периода – это «Критика чистого разума» (1781 г. ) отвечает на вопрос «Что я могу знать?» это его теория познания, «Критика практического разума» (1788 г. ) – «Что я должен знать?» – это его этика, «критика способности суждения» (1790 г. ) – «На что я могу надеяться?» – это его эстетическая теория.

    В работе «Критика чистого разума» он стремится показать свое отношение к проблеме: мир – человек – познание. Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит, по выражению философа, «априорный» (доопытный) характер. Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное – всеобще и необходимо. По средством априорного знания формируются «трансцендентальные идеи» (трансцендентальные, т. е. выходящие за пределы реального): идеи Бога, бессмертия, души, свободы, это не следует доказывать, это должно приниматься на веру. Кант говорил: «Я должен ограничить свои знания, чтобы дать место вере». Кант называет свою философию трансцендентальной потому, что она изучает переход в систему знаний, условий опыта через познавательную способность.

    Кант предполагает все явления в мире подразделить на две категории:

    1. «вещь – в – себе» (ноумен) – явления, существующие сами по себе, не зависимо от нас, не постижимо человеческими чувствами.

    2. «вещь – для – нас» (феномен) – чувственно постигаемые вещи.

    «Ноумены» недоступны никакому пониманию, они трансцендентны. Исходя из этого, Кант агностик.

    Свою нравственную доктрину Кант изложил в работе «Критика практического разума». С древности многие философы занимались проблемами морали, теория Канта это переход от описания к объяснению морали, к теоретическому её осмыслению как особого явления. Кант подчеркивает практическую значимость морали – «Именно она должна научить человека быть человеком». В этом человеку поможет, считает он, «практический разум», который должен показать волевые движения, направленные на обладание реальностью. «Практический разум» свободен от инстинктов и чувств, поэтому способен направлять волю. Мораль у Канта это сфера свободы человека.

    Кант выводит «формулу нравственности» – категорический императив: »Поступай согласно такой максиме, которая в тоже время сама может стать всеобщим законом». Т. е. человек должен поступать так, как хотят этого другие (общество). Гарант морального закона – Бог. Кант в реализации нравственного закона (императива) видит противоречие между идеалом и реальностью (т. е. эгоистическими наклонностями личности). Поэтому «закон должен быть осуществлен, но осуществлен быть не может».

    Этику Канта называют «этика Долга». Долг выступает у Канта как абсолютное требование. Человек поистине нравственен только тогда, когда исполняет долг не ради какой – либо внешней цели, а ради самого долга. Долг – «мост» между личным счастьем и общественным благом, точка оптимального их соединения.

    Большая часть работы «Критика способности суждения» посвящена учению о прекрасном (эстетике). Кант родоначальник классической эстетики (философии искусства). Кант выделил эстетическое (в его понимании красота, прекрасное) как особую сферу человеческой деятельности. Эстетическая способность есть особая способность судить о вещах не по понятиям, как это имеет место в рассудке, а по правилу.

    Кант дает определение красоте: «Красота – это то, что нравится не вызывая интереса, красота – это форма целесообразности предмета без представления о его цели, прекрасно то, что вызывает благоговение», т. е. красиво потому что красиво.

    «Красота в природе – это прекрасная вещь, а красота в искусстве – это прекрасное представление о вещи», – утверждает Кант.

    Красота связана у Канта с этическим, «Прекрасное есть символ нравственного добра». Искусство у Канта это сфера эстетического, это истина, добро, красота. Искусство, по его мнению, – это свободное творчество гения. Высшим из искусств Кант считал поэзию, потому что она возвышается до изображения идеала.

    Философия Канта – это поистине великое фундаментальное учение, он открыл в новом аспекте гносеологию, этику, эстетику, философию истории, что позволило расширить рамки научного поиска во все последующей философии.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта