Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 20. Период классической античной философии

  • Вопрос 21. Период эллинистической античной философии.

  • Школа Главные представители Основные идеи

  • Вопрос 22. Средневековая философия: патристика и схоластика

  • Вопрос 23. Номинализм и реализм как направления средневековой философии

  • Вопрос 24. Общая характеристика философии эпохи возрождения

  • Антропоцентризм

  • Антирелигиозность

  • Интерес к античности

  • Гуманизм

  • философия. Вопросы для проведения рубежного контроля Философия, ее предмет и функции. Философия


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеВопросы для проведения рубежного контроля Философия, ее предмет и функции. Философия
    Дата29.05.2022
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #555978
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    6. Хронологически досократики делятся на «старших натурфилософов» (натурфилософия милетской школы, пифагорейская школа, элеаты, Гераклит) и «младших натурфилософов» и атомистов.

    7. Досократовские философские школы положили начало формированию философии. Их представители первыми поставили ряд основных философских вопросов: о сущности бытия, об устройстве Вселенной, о чувственном и разумном восприятии, о соотношении бытия и мышления.

    Вопрос 20. Период классической античной философии

    Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

    Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:

    появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы);

    переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;

    Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

    Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).

    Особенности философии софистов:

    поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности;

    отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии;

    признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;

    Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

    К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

    К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

    Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

    Главные идеи Сократа:

    Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.

    Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.

    Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

    Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

    Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

    Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

    Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.

    Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

    мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;

    мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).

    В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

    Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».

    Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

    Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

    Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.

    Основные положения философии Аристотеля:

    в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);

    философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;

    основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;

    решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;

    главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

    Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

    Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

    Вопрос 21. Период эллинистической античной философии.

    Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.

    Школа

    Главные представители

    Основные идеи

    Киники (циники)

    Антисфен из Афин (ок. 444–368 гг. до н.э.) – основатель школы, ученик Сократа;

    Диоген Синопский (ок. 400–325 гг. до н.э.).

    Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь к счастью и достижению внутренней свободы.

    Идеалом жизни является аскетизм, пренебрежение к общественным нормам и условностям.

    Эпикурейцы

    Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – основатель школы;

    Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);

    Гораций.

     

     

    Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).

    Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.

    Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью.

    Стоики

    Ранние стоики:

    Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.

    Поздние стоики:

    Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);

    Сенека;

    Марк Аврелий.

     

    Счастье есть главная цель человеческой жизни.

    Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.

    Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.

    Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.

     

    Скептики

    Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.);

    Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.).

    Вследствие своего несовершенства человек не в силах познать истину.

    Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие.

    Эклектизм

    Филон (150-79 гг. до н.э.);

    Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);

    Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).

    Соединение прогрессивных философских мыслей и идей греческих мыслителей классического периода.

    Ценность разума, морали, разумное отношения к жизни.


    Вопрос 22. Средневековая философия: патристика и схоластика

    Средневековое мировоззрение представляло собой длительный период истории в европейской философии, который был взаимосвязан с религией христиан. Указанный промежуток отличался разработкой религиозных взглядов на мир в условиях прекращения восточной античной теории и ликвидации инакомыслия. В средневековой философии выделялись этапы патристики и схоластики.

    Основы патристики

    Патристика представляла собой комплекс богословских, философских и социально-политических теорий христианских мудрецов. Эти мыслители являлись духовными наставниками с непреклонным авторитетом в конфессиональной среде, в отличие от западных течений.

    Патристика включала три направления:




    апологетика имела значение в оформлении и становлении христианских идей; традзаключительный промежуток стабилизировал христианскую теорию.иционная патристика формулировала мировоззрение и фундамент учения; Особенностью патристики являлись принципы единства узкогрупповой истины, опоры на основные классические догмы и одобрения отцов при незыблемом авторитете Писания. Выразители рассматривали вопросы божественной сущности, продвижения истории к итоговой цели, соотношения спасения души и свободы волеизъявления, обсуждали проблемы корреляции разума и веры. Патристика в Средние века в плане подтверждения идей обращалась к древнему и открытому авторитетному источнику — библии. Сборник текстов представлял собой собрание истин, которые людям сообщил бог. Понятие смысла библейских сюжетов являлось основой для получения ответов на все волнующие вопросы. Миссия мыслителя сводилась к раскрытию истинного смысла библейских текстов и отражению характеристик в рамках своих трудов.
    Черты схоластики. Схоластикой называется направление религиозной философии, науки, теологии, которое характеризовалось подчинением богословия, единением христианских догматик с рационалистическим способом мышления. Патристика равномерно перетекает в схоластику по мере обоснованного оформления христианской теории в рамках борьбы с язычеством. Исторический период развития схоластики включал этапы: Начальной схоластики, основанной на фундаменте неразделенности науки и религии. Этап характеризовался становлением ценности и разумного осмысления естественного окружения. Средней схоластики, выражавшей окончательное отслаивание натурфилософии и науки от богословских верований. Практиковалось внедрение западного мировоззрения Аристотеля. Позднего этапа, который включал адекватную систематизацию и последующее формирование естественного мышления, окончательное отделение теологии от мистики. Схоластика продолжала считать основой библию, проповедовала направления философии, характерные для патристики. Одновременно в обиход вводилось наследие Аристотеля, Платона для того, чтобы рационализировать и осмыслить окружающий мир.



    Вопрос 23. Номинализм и реализм как направления средневековой философии

    Номинализм и реализм в средневековой философии

    Номинализм и реализм (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.
    Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.
    Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.
    Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).
    Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” - общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.
    +Номинализм и реализм в средневековой философии. Идеализм направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. В средневековой философии приводится различие бытия и сущности. У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (для чего) она есть? Смысл мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания Бог. Философия базировалась на 2 основных идеях: - творения - откровения Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей. Главный источник знаний и откровений Библия. Философская мысль религия единобожия (монотеизм иудаизм, христианство, мусульманство). Направления схоластики. Реализм (направление схоластики) учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единые предметы, существующие в эмпирическом мире. Реальным бытием обладают вечные идеи, а не переходящие и изменчивые чувственные вещи. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (позиция Платона). Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее. Номинализм отдавал приоритет воле над разумом (nomen имя) отрицал возможность существования общих понятий. Универсалии существуют не до, а после вещей. (человек есть живое существо, наделенное разумом) Общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием. Это был спор о взаимоотношении общего и сделочного. Реализм разновидность объективно-идеологического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму. Реализм был ведущий в споре о природе универсалий, а номинализм в оппозиции. Аврелий Августин бог мыслится как творец мира личностного духовного существа.
    Вопрос 24. Общая характеристика философии эпохи возрождения

    Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в XIV веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и совершенствованию социальной природы человека.

    Распространению гуманистических идей среди философов в XV веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год).

    Известный меценат и государственный деятель Козимо Медичи предоставил свою виллу для собраний ученых и мыслителей. Объединение возглавил итальянский философ МарсилиоФичино.

    Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения:

    • Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;

    • Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский (светский), а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;

    • Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

    • Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опирающемуся на выдержки из Библии;

    • Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;

    • Неоплатонизм: представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;

    • Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие или отрицание существования Бога). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

    1. Платоновская академия в Кареджи.

    Философия этой эпохи непосредственно повлияла на движение Реформации. Изменившееся мировоззрение не могло не затронуть религиозные устои. Поставив человека в центр Вселенной, приравняв природу к Богу, новая философия способствовала развитию критического отношения к роскошным внешним проявлениям католицизма, поддерживающего феодальные устои.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта