Главная страница

Философия. философия возмодный тест. Вопросы и предполагаемые ответы Философия Древнего Востока


Скачать 128.02 Kb.
НазваниеВопросы и предполагаемые ответы Философия Древнего Востока
АнкорФилософия
Дата24.05.2021
Размер128.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия возмодный тест.docx
ТипДокументы
#209360
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

344.Какова точка зрения митрополита Иллариона в его «Слове о законе и благодати» относительно оценки истории, своего времени:

а) новое и молодое обладает большей ценностью, нежели то, что возникло ранее;

б) большей ценностью обладает прошлое, ибо истина заключена в прошлом – библии, сочинениях классиков.

 

345. Какое качество человека выступает как самое важное с позиций Никифора и Климента – киевских митрополитов, стоявших у истоков философско-богословской мысли домонгольской Руси?

а) разумность, «словесная сила»;

б) страстность натуры;

в) воля.

 

346.Кто такие древнерусские «книжники»?

а) торговцы книгами;

б) первые книгопечатники;

в) богословы и вообще ученые люди.

 

347. Два фактора: разделение христианства на православие и католицизм, а также политическое размежевание светской (великокняжеской) и духовной власти – сыграли решающую роль:

а) в усилении влияния мистических умонастроений на духовную сферу Руси;

б) в развитии наук, ремесел и торговли.

 

348. Исихазм  это:

а) религиозное движение, включавшее в себя монашескую практику безмолвной молитвы, учение о взаимодействии бога и мира и целостную концепцию человека;

б) политика, основанная на культе силы и пренебрежении моральными нормами;

в) учение о «фаворском свете», просиявшим афонским аскетам в награду за отшельническую жизнь.

 

349. С точки зрения исихаста Паламы, знанию противостоит:

а) мрак невежества;

б) инстинкт;

в) мудрость, «свет Фаворский».

 

350. Нестяжатели это:

а) сторонники религиозного  течения ХV века, направленного против обмирщения церкви и забвения ее роли как духовного пастыря;

б) приверженцы такого образа жизни, при котором материальные блага добываются только собственным трудом.

 

351. «Первомыслие; проявление интереса к предмету; принятие интереса в качестве цели; пленение; порабощение» - так Нил Сорский  сформулировал стадии процесса:

а) познания;

б) социального порабощения;

в) становления страсти.

 

352. Автором идеи «Москва- третий Рим» был:

а) Сергий Радонежский;

б)   Филофей;

в) Варлаам.

 

353. Противников нестяжателей именовали:

а) «старцами»;

б) «иосифлянами»;

в) « книжниками».

 

354. Варианты теодицеи в богословии Руси были представлены в сочинениях:

а) Иосифа Волоцкого;

б) Нила Сорского;

в) Максима Грека.

 

355. Какие три вида законов существуют, с точки зрения Федора Карпова?

а) естественные;

б)  законы Фортуны;

в) законы Моисея;

г) «закон Христов»;

д) закон сильного.

 

356. Как назывался назидательно-биографический жанр, в котором представлен человек-подвижник, проникнувшийся евангельскими заповедями, живущий не как хочет, а как должно, и достигший в итоге благодати? 

а) Евангелие;

б) агиография;

в) сказание.

 

357. Высшая способность души, посредством которой, с религиозной точки зрения, человек входит в общение с Богом:

а) интуиция;

б) разум;

в) дух;

г) молитва.

 

358. Животное начало в человеке; по В.Соловьеву, «бытие, не владеющее собой»:

а) жажда жизни;

б) плоть.

 

359. Нравственное начало в человеке, идущее от Бога; то, что выше естественного начала и даже служит средством его совершенствования:

а) совесть;

б) благодать;

в) разумность.

 

360. Можно ли в целом охарактеризовать  философскую мысль Руси ХI-ХVI веков как философию со сложившейся собственной метафизикой?

а) безусловно, да;

б)  нет.

 

 

Отечественная  философия ХIХ- ХХ веков

 

361. В философских воззрениях Белинского и Герцена, Лаврова и Кропоткина, Бакунина и Ткачева, Чернышевского и Ленина философия понимается:

а) исключительно в контексте обоснования и пропаганды революционных идеалов;

б) как самостоятельная, автономная сфера культуры.

 

362. Каким было обоснование декабристами идеи революции?

а) экономическим;

б) нравственным, этико-философским;

в) декабристы действовали, не пытаясь обосновывать  свои идеи.

 

363. На какое время приходится период богоискательства, или «духовный ренессанс» в России?

а) ХV- ХVI века;

б) середина ХIХ века;

в) рубеж ХIХ-ХХ веков.

 

364. Кого А.В. Луначарский назвал «организаторами народных сил»; чьи установки означали качественное преобразование теоретической платформы, переход от дворянской тактики военных переворотов к тактике крестьянских восстаний?

а) разночинцев;

б) декабристов.

 

365. Сущность революции понималась В. Белинским как :

а) правительственный переворот, захват власти;

б) война, истребление угнетателей ради будущего блага угнетенных.

 

366. Теорию «русского социализма» создал:

а) А. Герцен;

б) Н.Бердяев;

в) В. Ленин.

 

367. Учение Чернышевского, ставшее прикладной этикой «русского социализма», характеризуют как:

а) антропологический реализм;

б) утопический социализм;

в) антропологический материализм.

 

368. В каком случае, по выражению Н. Бердяева, «гуманизм переходит в антигуманизм»?

а) когда гуманистические свершения осуществляют невежественные люди;

б) когда внутренние установки убежденного гуманиста находятся в разладе с моралью.

 

369. Какие установки были характерны для народничества?

а) сближение с народом, превращение его в базис революционного движения;

б) нигилизм;

в) индивидуализм и субъективизм;

г) приятие террора и насилия;

д) все вышеперечисленное.

 

370. Кто являлся теоретиком анархизма?

а) М. Бакунин;

б) П. Кропоткин;

в) Н. Чернышевский.

г) все вышеперечисленные.

 

371.Какие три исторических состояния прошло по пути своего развития человечество, с точки зрения М. Бакунина?

а) животности;

б) естественности;

в) фантазии;

г) мысли;

д) бунта;

е) светлого будущего.

 

372. Что имел в виду П. Кропоткин, когда писал, что это  «… есть миросозерцание, основанное на механическом ( кинетическом) понимании явлений, охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ»?

а) материализм;

б) анархия;

в) всеединство.

 

373. Кто из ниже перечисленных русских мыслителей придерживался позиций позитивизма?

а) П.Ткачев;

б) П. Лавров;

в) Н. Бердяев.

 

374. В.Соловьев писал, что русский радикализм развивался по принципу «смены катехизисов». Какими были эти три упомянутые  «катехизиса», последовательно выступавшие в качестве философской опоры русского радикализма?

а) платоновско -аристотелевский;

б) православный, евангельский;

в) материалистический, фейербахианский;

г) позитивистский;

д) ницшеанский.

 

375. Каким виделся путь исторического прогресса П.Чаадаеву?

а) «разнообразным и многоликим»;

б) «всегда един».

 

376. Кто из перечисленных ниже мыслителей принадлежал к славянофильству?

а) К.Аксаков;

б) И Киреевский;

в) А. Герцен;

г) А. Хомяков.

 

377. Наиболее значимый труд Н.Данилевского:

а) «Россия и Европа»;

б) « Закат Европы»;

в) «Русские немцы и немецкие русские».

 

378. Автором «Философических писем», оказавшим значительное влияние на русское общество, являлся:

а) Н.Данилевский;

б) П. Чаадаев;

в) Н.Чернышевский.

 

379. Сколько культурно-исторических типов существовало в истории, в соответствии с концепцией Н. Данилевского?

а) три;

б) пять;

в) десять.

 

380. Как характеризуется современная западная цивилизация Н. Данилевским?

а) как уже пережившая «апогей своего цивилизованного величия»;

б) как ожидающая «возвышения».

 

381. Кто из русских мыслителей и в какой работе выступил за осуществление «универсального синтеза науки, философии и религии»?

а) В.Соловьев, в работе «Кризис западной философии. Против позитивистов»

б) Н. Бердяев в трактате «Русская идея»;

в) П. Чаадаев в «Философических письмах».

 

382. Что представляет собой «русская идея»?

а) философскую абстракцию, не имеющую отношения к действительности, результат «игр разума».

б) «целостное, тотальное миросозерцание», «принципиально свободное в путях познания»;

 

383. Кто из русских мыслителей конца ХIХ – начала ХХ веков  развивал идеи марксизма?

а) Г. Плеханов;

б) В. Ленин;

в) П. Кропоткин;

г) Л. Толстой.

 

384. Кто в своих работах впервые  ввел термин «ленинизм»?

а) В. Ленин;

б) Н.Крупская;

в) В. Сталин.

 

385. Какое философское учение было господствующим в Советской России?

а) диалектический идеализм;

б) утопический социализм;

в) диалектический материализм;

г) вульгарный материализм.

 

386. Идея «цельного знания» и учение о Богочеловечестве принадлежит:

а) В. Соловьеву;

б) С. Радонежскому;

в) Ф.М. Достоевскому.

 

387. Кто из перечисленных ниже наиболее значительных русских философов оказался в эмиграции после захвата власти большевиками?

а) Н. Бердяев;

б) И. Лосский;

в) И Ильин;

г) Л. Шестов;

д) С. Франк.

е) все перечисленные выше.

 

388. В своем учении Н. Бердяев и С. Франк детерминируют общественные отношения:

а) экономическими факторами;

б) политическими фокторами;

в) высшей духовной целью, которая может быть достигнута только через «церковь Христову».

 

389. Кого принято считать «отцом евразийства», автором книги «Европа и человечество»?

а) Н. Трубецкого;

б) С. Франка;

в) Л. Толстого.

 

390. Одна из специфических категорий русской философии, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаиморазделенность всех его элементов:

а) соборность;

б) всеединство;

в) единогласие.

 

391. Какие глобальные идеи объединяли людей различ­ных профессий, политических и философских убеждений под эгидой направления русского космизма?

а) идея о наличии смыслового порядка в космосе;

б) идея о космической миссии человека;

в) идея о наличии гармонии между человеком и космосом (природой);

г) идея конечности, приземленности человека.

 

392. Кто из ниже перечисленных ученых и деятелей ис­кусства представлял так называемое естественно-научное направление в русском космизме?

а)В.Соловьев;

б) А.Чижевский;

в) К.Циолковский;​

г) В. Одоевский.

 

393.Отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. это:

а) революционность;

б) анархизм;

в) нигилизм.

 

394. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития – 

а) биосфера;

б) атмосфера;

в) ноосфера.

 

395. Широкий спектр взглядов, признающих личность,  человеческую или божественную, в качестве творческого первоначала и высшей ценности это:

а) гуманизм;

б) антропоцентизм;

в) персонализм.

 

 

Западная философия ХХ века

 

396. Что отличает процесс познания в прагматизм?

а) перенос в процессе познания акцента на анализ познавательной практики субъекта;

б) перенос в процессе познания акцента на анализ изучаемой внешней реальности.

397. Как отвечает на вопрос «что есть истина?»  прагматист Ч. Пирс?

а) истина есть общезначимое верование;

б) истина есть практика;

в) истина есть теория.

 

398. Что является критерием истины у прагматиста 



Д. Джемса?

а) практические последствия каждой идеи;

б) теоретические последствия каждой идеи.

399. Каков основной метод решения задач в философии  ин­струментализма Д. Дьюи?

а)  выдвижение гипотез;

б) анализ — синтез;

в) метод проб и ошибок.

 

400. Чем, с точки зрения неопо­зитивистов, должна заниматься научная философия?

а) исследованием законов природы;

б)  исследованием законов общества;

в)  исследованием языка науки.

 

401. Один из принципов неопози­тивизма, выступающий в качестве признака, отделяющего научные суждения от ненаучных, предполагает в качестве та­кового опыт или логико-математическое выражение данно­го суждения. Что это за принцип?

а) физикализм;

б) верификация;

в) конвенционализм;

г) фальсификация.

 

402. Какие из  идей составляют основу поисков лингвистических философов?

а) нахождение законов общества;

б) понимание и формирование законов лингвистики;

в) поиск законов соответствия структуры языка структуре фактов (реальной жизни);

г) устранение двусмысленности языка с помощью придания ему ясности, формализованности.

 

403. Кто из ниже перечисленных западных философов XX в. являются представителями лингвистической философии?

а) К. Поппера;

б) Б.Рассела;

в)  Р. Карнапа;

г) Л. Витгенштейна.

 

404. Каковы основные темы философских исследований постпозитивизма?

а) анализ языка науки;

б) поиск движущих сил развития науки;

в)  поиск ответа на вопрос, как возникают теории и как они развиваются.

 

405. У кого из ниже перечисленных представителей постпозитивизма развитие науки предстает как смена научных программ?

а) у К. Поппера;

б) у И. Лакатоса;​

в) у  Т. Куна.

 

406. С точки зрения Г. Риккерта, существует два основ­ных научных метода, которые могут быть одновременно на­званы так:

а) естествознания и истории;

б) номотетический и идеографический;

в) аналитический и синтетический;

г) генерализующий и индивидуализирующий;

д) повторяющихся явлений и однократных явлений.

 

407. По Шопенгауэру, мировая Воля (Wille) — это сила:

а) разумная и целенаправленная;

б) бессознательная, слепая и дикая; 

в) свободная и могучая;

г) ограниченная и слабая;

д) единственная и безосновная.

 

408. В экзистенциализме физическое время — это чистое количество, ряд протекающих моментов, а время экзистен­циальное связано с такими понятиями, как:

а) бесконечность; 

б) судьба;

в) решимость;

г) заброшенность;

д) безнадежность.

 

409. Согласно философии А. Бергсона, жизнь представля­ет собой:

а) соединение материи и духа;

б) напряженный «жизненный порыв»;

в) первоначальную и подлинную реальность;

г) реальность, имеющую пространственный характер;

д) метафизический космический творческий процесс.

 

410.Какова основная идея феноменологической фило­софии Э. Гуссерля?

а) построение строгой науки о сознании;

б) построение строгой науки об обществе;

в) построение строгой науки о бытии.

 

411. Каким образом  обнаруживается сущность предметов, по Э. Гуссерлю?

а) сознание наделяет предметы смыслом;

б) сознание отражает предметы;

в) Божественный разум открывает сущность сознанию человека.

 

412. Кто ввел понятие «осевое время»?

а) Ф.Ницше;

б) К. Ясперс;

в) Э. Гуссерль.

 

413. Что такое «пограничная ситуация»,  по К. Ясперсу?

а) предельные обстоятельства жизни, заставляющие человека осознать свою конечность;

б) ситуация, когда рушатся традиционные ценности жизни.

 

414. По М.Хайдеггеру, возродить забытое учение о бытии, преодолеть мыслительную культуру, сло­жившуюся в Европе, можно:

а)  с помощью дальнейшего развития науки;

б) живя в единстве с природой;



в) осознавая  конечность, временности существования, ощущения данности жизни.

 
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта