Вопросы к экзамену философия. Вопросы к экзамену Философия
Скачать 1.13 Mb.
|
2.Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине Х1Х века. Характерные черты: 1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом; 2. Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс; 3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования. Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма. Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис – это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка – это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе оэф лежит определенный уровень производительных сил (средства производства+люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно- экономических формаций: первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве, феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян, капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства. К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат – рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Философская антропология: основные проблемы, представители, идеи Философская антропология - учение о наиболее общих и существенных объективно-научных и ценностных аспектах человека как природном и социальном существе. В европейской философии начала и середины ХХ в. существовало учение, которое также называлось философской антропологией. Его представители М. Шелер, Г. Плеснер, Э. Ротхакер и другие достаточно механистически и биологизаторски рассматривали человека, его сущность и структуру. К настоящему времени она потеряла многих своих сторонников и не имеет авторитета ни в Германии, где зародилась, ни в других странах. Современная философская антропология исследует человека как одну из форм бытия, наряду с бытием природы и бытием общества. Это комплексное, многоаспектное учение, которое развивается многими философскими школами и направлениями. Целью философского исследования человека является создание основного содержания всеобщей концепции человека. Философская антропология выступает теоретической и методологической основой конкретных наук, изучающих человека. Главная особенность философского знания о человеке и его основное назначение - обеспечить теорию и практику необходимыми знаниями, наиболее обобщенным видением человека. Философское знание о человеке отличается и тем, что в нем соединяется вечное, вневременное и исторически конечное, актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия. Современная философская антропология решает следующие проблемы: - выясняет связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными теориями о человеке; - исследует соотношение между материальной организацией космоса (природы) и человека, их взаимообусловленное существование и развитие; - изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти и бессмертия человека; - объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции неживой и живой природы, особенно – высших животных; - анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответственность, идеалы и ценности; - обобщает данные частных наук о современной эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе; - аргументирует гуманистический характера человека и общественного развития и др. Таким образом, философская антропология описывает природу и сущность человека, его другие характеристики в понятиях всеобщего и общесоциологического, в единстве существования человека как природного и социального существа, как уникальной формы бытия. Социальная философия: общественно-исторический процесс, общество как система Социальная философия — область философии, занимающаяся изучением общества и поведением человека в нём. Выделяется два типа философствования при этом: Ценностная (валюативная). Она призвана ответить на вопросы о смысле жизни человека в обществе и истории. В качестве решаемой задачи ставится желаемая форма общества, в которой человек мог бы следовать своему предназначению, в котором бы соблюдались нормы достойного существования человека. Данный раздел социальной философии выступает ещё в роли социального проповедничества, делая акцент на высшие ценности жизни. Рефлективная. Исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия. Здесь анализируется сущность социальной реальности, как подсистемы единого и целостного мира. Рефлективная социальная философия в этом пересекается с теоретической социологией. Основным вопросом, который решает социальная философия, является взаимодействие общества и человека, влияние человека на общество в зависимости от его меняющихся потребностей (материальных, духовных). Общество же представлено в виде невидимых связей между людьми в форме социальных институтов (языка, семьи, денег, государства), социальных общностей (возрастные, этнические, профессиональные). Социальная философия не рассматривает человека, как некоего индивида, а как в составе какой-то общности: семья, страна, этнос и т.д. При этом он предстаёт одновременно сразу в нескольких социальных сферах. В качестве предмета анализа социальной философии выступают: Субъекты социального развития (личности, классы, нации); Типы социального развития (циклическое, линейное, спиралевидное); Особенность процесса социального развития (эволюционный, революционный, коэволюционный); Общественный прогресс (ритерии, необходимость, цена); Движущие силы и перспективы общественного прогресса; Соотношение сознательного и стихийного в общественном развитии. Социальная философия занимается и вопросами культуры, но не как культурология, а рассматривает культуру, как качественную характеристику общества, этапы её развития, развития цивилизации. Социальная философия тесно связана с философией истории. Однако она изучает ещё взаимосвязь человека и общества исторически, в виде истории отдельных цивилизаций, то есть более конкретные факторы. Можно выделить 5 основных функций социальной философии: Познавательная. Состоит в изучении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия. Диагностическая. Анализе общества с точки зрения его нынешнего (кризисного) состояния, оценка вариантов развития, их причин, способов и планов. Прогностическая. Выработка обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Образовательная. Изучение социальной философии студентами, учёными, политиками. Проективная. Разработка проекта преобразования действительности в интересах какой-нибудь социальной общности (группы, класса, нации). Изучение социальной философии предоставляет человеку целостную картину о мире, обществе, человеке и смысле его жизни. Она становится ведущей составной частью философии, отодвигая в какой-то мере философию природы на второй план. К ней обращаются каждый раз, когда необходимо найти выход из кризиса, в котором оказывается общество, когда требуются новые идеи пути выхода из сложившейся ситуации. Философия позитивизма, неопозитивизма, экзистенциализма
Эпоха конца Х1Х – начала ХХ вв. характеризуется тем, что философские школы пытаются интегрировать накопленные научные знания на одной из философских основ после гегелевского периода. В ХХ веке появляются многочисленные философские направления: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, интуитивизм, фрейдизм и другие. Позитивизм (лат. Positivus – положительный) — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. Во Франции и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857). В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии: • классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера); • махизм; • неопозитивизм; • постпозитивизм. Очень популярным и распространенным в первой половине и середине XX в. был неопозитивизм. Основными представителями неопозитивизма были: • философы "Венского кружка" (М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах); • представители Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лукасевич); Главная идея неопозитивизма — философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой). Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами.
Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии. Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем. Экзистенциализм происходит от латинского слова existentia – существование. Появился экзистенциализм в Германии после I мировой войны, а вторая волна экзистенциализма поднялась во Франции в период её оккупации и сразу после II мировой войны. Наиболее известными представителями экзистенциализма являются К. Ясперс, М. Хайдеггер (Германия), Жан-Поль Сартр, А. Камю (Франция), Ф. Кафка (Австрия), Л. Шестов и Н. Бердяев (Россия).
Проблемы, к которым обратились экзистенциалисты, были близки многим т бога. : смысл жизни, человеческая судьба, выбор жизненного пути и личная ответственность за свой выбор, «пограничные» ситуации, отношение к проблеме жизни и смерти, право выбора добровольного ухода из жизни. По их мнению, на всё происходящее человек реагирует, прежде всего, эмоционально, поэтому основным содержанием экзистенциализма становится описание эмоциональной структуры человеческого бытия. Человек, по мнению экзистенциалистов, рождается «никаким», он никем не задан, полностью свободен, не имеет никакой сущности, он сам себя свободно «выбирает», «проектирует», «делает» себя тем, кем хочет стать, выбирает различные возможности и несёт ответственность за свой выбор. Экзистенциалисты рассуждали об абсурдности жизни, о том, что истинное предназначение человеческой жизни – смерть, поэтому человек имеет право уйти из жизни по своему собственному усмотрению. В целом, экзистенциализм достаточно пессимистичен, он стал выражением глубокого кризиса западной философии и культуры в XX веке. Фрейдизм - общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение 3. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. Первоначально фрейдизм возник на основе концепции объяснения и лечения неврозов, учитывающей взаимоотношения бессознательной сферы с сознанием, процесс самоутверждения личности, попавшей в конфликтную ситуацию. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие не только большинство психических действий человека, но и все исторические события и общественные явления: извечные конфликты в глубинах психики человека становятся причиной и содержанием (часто скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. Представители фрейдизма – А. Адлер, К. Г. Юнг и др. В кон. 30-х годов возник неофрейдизм (Э. Фромм, В. Райх и др.), который, сохранив осн. логику рассуждений Фрейда, отказался видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку.
Прагматизм (от греч. praqma - дело, действие, философия действия –как философское и этическое течение возникло в конце Х1Х столетия и получило особенно широкое распространение в США. Его создателем и теоретиком является выдающийся логик и философ Чарльз Пирс (1839-1914), а самыми известными систематизаторами его идей - У. Джеймс (1842-1914) и Дж. Дьюи (1859-1952). Вскоре после официального провозглашения прагматизма с кафедры Калифорнийского университета (1898) это философское этическое направление быстро проникает и в страны Европы, а спустя некоторое время и в страны Азии. Прагматистская этика была провозглашена американской национальной этикой – этикой «утренней зари» американского капитализма. Американский прагматизм не хотел быть «обычным» философским и этическим направлением. Прагматисты делают вид, что они заняли «нейтральную» третью линию в философии и этике. Одной из характерных черт этики прагматизма является ее стремление выйти за рамки философских кабинетов университетских аудитории и стать доступной широким массам народа. Прагматисты наводняют книжный рынок множеством «новинок, « в которых даются советы на все случаи жизни. Человек может поступать, как ему вздумается, ибо все средства хороши для достижения цели, цель оправдывает любые средства. Вот почему идеи прагматистской этики пришлись по вкусу американским бизнесменам, дельцам, стяжателям. Прагматисты ставят в упрек прошлым этическим системам, невнимание к человеку. Свою систему считают единственной, утверждающий свободу человеческой личности. Но человек у прагматистов выступает как биологическое существо, а не интеллектуальное, общественное: деятельность человека определяется, по их мнению, субъективным желанием, вызываемым соответствующим инстинктом, бессознательными импульсами. Аксиология и ценности человеческого существования Аксиология (axios-ценность, logos-учение) – это философское учение о природе ценностей, их месте в реальном бытие, жизненном мире человека, а так же структурных компонентах ценностного мира. Аксиологию интересует иерархичность,взаимосвязанность и обусловленность ценностей трансцендентными, социальными и культурными факторами. Аксиология как самостоятельная область философского знания появляется тогда, когда представление и понятийное выражение бытия распадается на две составляющие: собственно бытие как таковое и ценность бытия как объекта самых различных человеческих желаний и устремлений. Отсюда главная задача аксиологии заключается в том, чтобы показать, как возможны ценности в целостной структуре бытия, какова их иерархичность и каково отношение ценностей к проявлениям реальности. Термин аксиология ввел немецкий философ Р.Г. Лотце (1817-1881) По Лотце, ценность существует лишь в ее значимости для человека, но не является продуктом его личностной воли и желания: она объективна как общезначимая форма воления и поведения. Термин «ценность» как центральный в аксиологии обозначает не свойство вещей, а предпочтение людей, рассматриваемые в контексте их целей и интересов. Ценности – это то, что осознается человеком как доброе в противоположность злому, хорошее – плохому, возвышенное – низменному, полезное – вредному, прекрасное – отвратительному и т.д. По существу все многообразие существующего мира выступает в качестве объектов ценностного отношения, т.е. оценивается в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. Таким образом, ценности выражают личностное, духовное отношение человека к миру, основанное не только на когнитивном ( от лат. cognition – знание, познание) аспекте, но его жизненном, экзистенциальном бытии. В данном контексте под экзистенциальным бытием понимается осмысление, переломление и оценивание человеком внешнего опыта взаимодействия с миром сквозь призму внутреннего, глубинно-личностного «я». Отсюда, можно сказать, что ценности – это выражение индивидуальной, ориентированной на продолжительность и устойчивость, а так же и господствующей и особенно общей заинтересованности в определенных объектах. Культура и цивилизация: философские подходы Марксизм как философское направление Диалектика и её основные законы и категории Рационализм и эмпиризм как направления в теории познания Философские учения о познании: гностицизм и агностицизм Основы философского понимания мира : учение о бытии Философия как форма мировозрения. Типы мировозрения Запад и Восток как цивилизационные типы Методы философских исследований. Функции философии. |