билеты Детская Литература. Вопросы к экзамену по курсу детская литература
Скачать 108.4 Kb.
|
Фэнтези - "вид фантастической литературы (или литературы о необычайном), основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет "логической" мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению. В отличие от жанра фэнтези, где действие происходит в сказочных мирах, в фантастических произведениях герои живут в нашей реальности, но с ними происходят отнюдь не реальные приключения. Они попадают в прошлое или будущее, встречаются в настоящем с магами или джинами, превращаются из людей в животных или сказочных персонажей. Фэнтези развивает фантазию. Этот особенный книжный жанр позволит вашему ребенку представить в своем воображении, как выглядит волшебный мир, о котором он читает. Здесь ничто не сможет ограничить малыша, он может фантазировать сколько угодно. К тому же, фэнтези – это хорошая возможность прекрасно провести время, когда на улице холодно или вообще нет настроения. Стань героем. Дети чувствуют себя особенными. Мальчики хотят быть похожими на супергероев, а девочки представляют себя принцессами или волшебницами. Конечно, в реальной жизни они не смогут быть волшебниками, зато никто не запрещает быть таковыми в своей фантазии. Поверьте, для деток это очень важно – быть похожими на своих любимых героев. Дайте им возможность выбрать себе такого. Легко читается. Когда я была ребенком, я обожала книги из серии «Гарри Поттер». Я быстро впитывала каждую мысль автора и читала очень много. Мне это было интересно, как и любому ребенку. Такой простор для фантазии. А вот моя мама не смогла по достоинству оценить эти книги. Она сказала, что «написано по-детски». Зато как раз для деток! Развитие речи. Чем больше ваш ребенок читает, тем шире его словарный запас и кругозор. Чтение книг, несомненно, благотворно влияет на развитие вашего ребенка. Опять же приведу личный пример. Моя мама рассказывала мне, что в детские годы я была не по годам умным и любознательным ребенком. Да и сейчас я нисколько не жалею, что читала книги, в особенности фэнтези. Книга или компьютер?Если вы посадите своего ребенка сначала за компьютер, а потом дадите ему почитать книгу, то он, конечно, выберет первое. И больше ничем вы его от компьютерных игр не сможете оттащить. Современные игры полны насилия, агрессии и жестокости. Вы даже и заметить не успеете, как в руках вашего ребенка окажется игра, предназначенная детям старше 18 лет. Вам будет тяжело переубедить его, что лучше почитать, чем убивать кого-то в игрушке. А вот если наоборот…Ребенок, который знает всю прелесть чтения книги, вряд ли захочет променять печатного друга на компьютер. Книга ему будет гораздо интереснее монотонного щелканья по клавишам. Нравственное развитие. Книги всегда чему-то учат и показывают, что правильно, а что нет. Это очень важный момент для вашего малыша – понять, каким человеком он хочет стать. Жанр фэнтези богат различными добрыми героями. Возьмем того же Гарри Поттера. Достаточно прочитать вашему ребенку хотя бы одну книгу, чтобы он понял, насколько важна семья, дружба, вера в себя, доброта и решимость. вопрос 23.Роль библиотек в формировании круга детского чтения В наши дни особенно актуален вопрос , что читать и как читать детям, и исходяиз этого, формирование круга детского чтения (КДЧ). КДЧ - это круг техпроизведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. В КДЧвходит фольклор, собственно детская литература; книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы). Отбор книг для детского чтения и, соответственно, для формирования детскойбиблиотеки должен осуществляться по определенным принципам. 1. Психологические принципы - учет возрастных особенностей и особенностейвосприятия современного дошкольника. Возрастные особенности – быстраяутомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения,недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта. Особенностивосприятия художественного произведения - восприятия литературы на слух,восприятия событийной стороны произведения, более живое, эмоциональноевосприятие стихов, чем прозы, внеконтекстное восприятие искусства (в своихпредставлениях о происходящем в произведении ребенок далеко выходит запределы текста), наглядно-действенное (1-3 года) и наглядно-образноевосприятие произведения (лучше воспринимают текст с опорой наиллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша),влияние морально-этических установок семьи, среды, времени на восприятиехудожественного произведения (ребенок понимает произведение в зависимостиот своего нравственного опыта). 2. Педагогические принципы - воспитательная ценность произведения, егодоступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета. 3. Литературоведческие принципы - наличие всех видов литературы: проза,поэзия, драма; наличие разных видов искусства: фольклор, художественнаялитература, разнообразие жанров: фольклорные (народные сказки, колыбельныепесни, потешки, заклички, приговорки, небылицы - перевертыши, народныедетские песенки), литературные (авторские сказки, стихотворения истихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, энциклопедия и др.научно - популярные жанры). 4. Историко-литературные принципы - непременное наличие в библиотекепроизведений русской литературы и литературы народов мира. Необходимо: • тематическое многообразие произведений: тема детской игры и игрушки;тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых,взаимоотношений в детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга передродителями, родственниками; тема родственных отношений,интернациональная тема; тема детства, тема чести и долга; тема войны,историческая тема; человек и техногенный мир; • многообразие авторских имен; • сезонный принцип в подборе литературы для чтения. Существуют критерии отбора книг для детского чтения: 1. Идейно-художественный - произведения должны быть проникнутыгуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости,равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. 2. Феномен множества - одни и те же писатели создают большое количествопроизведений, где звучит родственная тема, действуют одни и те же герои,повторяются сюжеты, используются одинаковые художественные приемы. 3. Адаптированная литература - приспособленная для детского чтения: книгасокращается, пересказывается, объем текста уменьшается, старые, вышедшиеиз употребления слова заменяются новыми, понятными современномучеловеку. И как, если не в библиотеке осуществить эти правила. Чаще всего в дом. Условиях просто не возможно дать ребенку то, что соответствует его возрасту, его развитию, тонко чувствует его натуру. Чем чаще дети будут посещать библиотеки, тем богаче будет их не только внутренний мир и запас знаний, а также они обретут новые знакомства, интересные, появятся друзья по общим интересам и тд. 24 вопрос«Детская периодика: для какого возраста? Значимые издания?» Периодика – это периодические издания. Т.е. это печатные издания, которые выпускаются периодически. Периодическое издание (раньше употреблялся термин "повременное") – это печатное или электронное издание, имеющее определенное проблемно-тематическое и функциональное направление, выходящее через определенные (равные) промежутки времени отдельными выпусками, имеющими один и тот же заголовок и однотипно оформленными. Продолжающиеся издания не имеют четкой периодичности выхода в свет и выходят по мере накопления материала (журналы, газеты, ежегодники, календари и др.) Детская периодика. Периодические издания служат цели практического освоения мира (самостоятельно или вместе с взрослыми): читать, чтобы применить полученные знания на практике. Поэтому на страницах журналов можно найти много развивающих игр, конкурсов, заданий и упражнений (викторины, тесты, загадки, математические задачи). В основном детская периодика – журналы. Возраст. Современная система детской прессы отвечает разнообразным потребностям аудитории (развлекать, интересовать, объяснять, советовать и др.), дифференцирована по возрасту (журналы для дошкольников, для младшего и среднего дошкольного возраста), полу, интересам (природа, мода и красота, компьютер, футбол и др.), способу издания (тетрадь, альбом). Возраст + значимые издания. Издательский дом «Карапуз» предлагает для совместной деятельности родителей и детей следующие развивающие журналы: «Мои первые слова» (от 0 до 2 лет) «Для самых-самых маленьких»(1–3 лет) «Раннее развитие. Первые шаги»(1–3 лет) «Песочница»(2–5 лет) «Воробышек»(3–5 лет) «Карапуз»(5–7 лет) «Спокойной ночи, малыши!» (3–8 лет) Журнал «Мастерилка» (5–12 лет) «Тошка и компания» (5–8лет) «Винни-Пух», «Микки-Маус», «Том и Джерри», «Барби» Более новые издания для более взрослых детей (подростки): Галилео. Наука опытным путем ГЕОленок Детская роман-газета. 25 вопрос. Современные жанры детской литературы Детская литература - это литература, предназначенная для детей до 15-16 лет . Книга является духовной пищей, которая обогащает детей в различных сферах: творческой, коммуникативной, познавательной, эстетической, эмоциональной. Однако в современных условиях роль книги утрачена. Связано это с телевидением, которое вытесняет чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Исследования детского книжного рынка показали, что современные дети стали умнее и требовательнее к книге. В ней должен быть сложный сюжет, в каждой главе - обязательно приключения. Поэтому творчество современных детских писателей отражает внутренний мир современного ребенка, ждущего от жизни необыкновенных приключений, в которых волшебство сочеталось бы с повседневной реальностью. Современная детская литература отражает некоторые особенности развития общества. На рубеже XX-XXI вв. авторы ориентируются новые потребности своих читателей. Стилистическое своеобразие современной детской литературы заключается в лексике: вместе с неологизмами и иностранными заимствованиями в книгах для детей появляются просторечные и жаргонные слова и выражения. Актуальность произведения заключена прежде всего в его проблематике. Современная детская литература классифицируется двумя способами: по жанрам и предполагаемому возрасту читателя. В подростковой, например, литературе обновляется спектр затрагиваемых тем и проблем, фиксируется девальвация общепринятых этических ценностей. Современную детскую литературу отличает разнообразие жанров. Фэнтези - (от англ. fantasy - «фантазия») - жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. Например, популярностью пользуются Люис «Хроники Нарнии», Джоан Роулинг «Гарри Потер». Фантастика – мир Похож на реальность либо на предсказания ученых. Законы - Рациональные, строгое научное обоснование, время – будущее. Научная фантастика стремится вперед, хочет предсказать изменения, которые последуют в обществе после очередного открытия, либо же и вовсе предвосхищает развитие науки. Смелый ум писателей-фантастов открывает перед учеными новые горизонты, ставит вопросы, на которые требуется научный ответ. Например, серия для младших школьников называется "Сказочный патруль" (Эксмо). Она сделана по мотивам мультсериала для девочек. Её действие происходит в волшебном городе Мышкине, столице Тридевятого царства: одна книга – одно приключение. Нон-фикшн – это особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжета исключительно на фактах или реальных событиях. Например, энциклопедии. Детективы- Расследование преступного поступка образует сюжет детектива, в котором преступлению отводится роль мудрёной загадки, окружённой многочисленными тайнами (поэтому слова “загадка” и “тайна” часто выносятся в названия детских детективов). Разгадать загадку может только тот, кто обладает феноменальной наблюдательностью и аналитическими способностям сыщика. «Шерлок Холмс» Комиксы рассказ в картинках, полезная детская литература, которая способна привить ребенку любовь к чтению. Рассматривая комиксы, дети сами могут интерпретировать картинки, например, выражения лиц, или другие внешние характеристики героев. Дети распознают, кто есть кто, какая ситуация на картинке - напряжённая, расслабленная или динамичная - исключительно по позам. Придумывают, как все эти кадры звучат у них в голове, какой голос у героев. По сути, комикс - это некая стенография, которую дети учатся расшифровывать. Додумывая историю, ребёнок обогащает словарный запас. Вопрос 26 Фэнтези – истоки жанра, причины популярности. Анализ любого произведения Фэнтези – это довольно молодой современный жанр: временем его зарождения и становления считается первая половина XX века. Но свое начало он берет с глубокой древности и тесно связан с обычаями и традициями народов. Изучая истоки фэнтези, можно найти разные варианты его зарождения. Литература фэнтези ведёт свою историю от мифов Древней Греции и средневековых эпосов. «Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — «вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов. В фэнтези герой выступает на стороне Добра и является главным действующим лицом. Чаще всего он обладает необычными качествами, Даром, предназначен для чего-то, борется за торжество Добра и Света. К жанровым чертам фэнтези относятся: Атмосфера волшебства или сказки, в основе которой находится тайна или загадка, связанная с необыкновенными явлениями, героями, битвами или магическими предметами. Несуществующие в реальности существа или предметы. Или необычные с виду, или наделенные необыкновенными способностями, – например, говорящие звери, ожившие деревья, драконы, троли, эльфы, единороги, духи природы. Необъяснимая сила – или пропитывающая мир, или сконцентрированная в обычных с виду явлениях (например, живая и мертвая вода), в людях (чародеи, прорицатели, ведьмы) или в предметах (магические посохи, шапки-невидимки и прочие артефакты). Существование нереального мира. Или самого по себе (например, другая планета, вымышленный мир, альтернативная реальность), или выдуманного мира в мире реальном (например, мифический Олимп, заколдованное королевство, страна Оз), или невидимого мира, который чувствуют лишь посвященные (например, мир духов и привидений). Знания, выходящие за пределы реального, разумного, логического или научно обоснованного (характеристика системы магии, национальных особенностей новой расы, псевдонаучных открытий или изобретений). В отличие от научной фантастики, в фэнтэзи может быть сколько угодно фантастических допущений (боги, демоны, волшебники, умеющие разговаривать животные и предметы, мифологические и реальные существа, приведения, вампиры и т.п.) Причины популярности. Приключенческий сюжет, необычные герои и их миры современному читателю близки. Книги фэнтези помогают отвлечься от обыденной жизни и побывать в мире грез и фантазий. – фэнтези соответствует детскому образу мышления – тяготению к противоположным крайностям; – она обеспечивает реализацию неудовлетворенных желаний; – разрешение книжных конфликтов способствует преодолению страха перед реальностью; – читая фэнтези, подростки удовлетворяют потребность в игре, перевоплощении. Анализ произведения:К.С. Льюис «Хроники Нарнии» (7 книг) К. С. Льюис написал «Хроники Нарнии» в жанре фэнтези. Где четко прослеживаются жанровые черты фэнтези. Описывается множество разных миров, включая несуществующую Нарнию и нашу собственную вселенную. Рассказывается о том, как дети из нашего мира неоднократно посещают параллельный мир Нарнии и переживают там приключения, битвы, и предательства, и волшебство. Мир Нарнии полон волшебных тайн и загадок. В самой первой книге попадают в этот мир через Нарнию, в остальных книгах дети попадают в самым неожиданным способом, когда они сами того не ждут - через картину в гостиной, через внезапно открывшийся портал в метро, именно тогда, когда они больше всего нужны и попадают в невероятные приключения. Очень многое заимствуют из христианских преданий. Допущено множество несуществующих существ (что является главной чертой фэнтези): разговаривающие лев и бобриха, лев Аслан, фавны, Белая королева (колдунья), в армии Белой Колдуньи присутствовали минотавры, положительными героями являются кентавры - очень мудрые и знающие существа. Они наполовину лошади, наполовину люди. Кентавры живут в два-три раза дольше обычных людей. Очень часто они становятся прорицателями, звездочётами и целителями. Нарнию создаёт Лев. Тут постоянный холод, зима, никогда не бывает весны и лета, потому что царствует в ней злая колдунья. Аслан идет на помощь, он должен сразиться с Белой колдуньей (со злом). В фэнтези герои дети и лев выступают на стороне Добра обладают необычными качествами, Даром, предназначенные борется за торжество Добра и Света. Хорошо описан пестрый мир детских фантазий и мечтаний, где легко соединяется несоединимое. Сказка о верности, любви, красоте сердца, справедливости, честности, о вечной борьбе добре и зле. Вопрос 27. Детский детектив – особенности жанра, значимые авторы Детский детектив- поджанр детектива, где дети исполняют роль сыщиков и раскрывают преступления. Детектив- один из распространенных жанров. Читая детектив, можно и развлечься, и подумать о чем-то серьезном и значимом. Детективы способны научить логическому и нешаблонному мышлению. Расследования преступлений, улики, поиск подозреваемых- это не только занимательно и увлекательно. Особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Детский детектив реже связан с криминальной загадкой. Детектив сдвинут в сторону приключения. Значимые авторы: Екатерина Николаевна Вильмонт: Серия: Сыскное бюро «Квартет», Серия: «Даша и Ко», Серия: «Гошка, Никита и Ко». Антон Иванов и Анна Устинова: «Загадка ловких мошенников», «Компания с Большой Спасской». Э. Успенский «Колобок идет по следу». Астрид Линдгрен «Знаменитый сыщик КаллеБлюмквист». Вопрос 28. Специфика детской литературы XXI века. Литература – это неотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы и правила поведения. Как и история, а также общественные группы, литература развивается, изменяется, становится качественно новой. Нет смысла говорить о том, что современная детская литература – стихи и проза, лучше или хуже той, которая была ранее. Она просто другая. Сейчас другие литературные жанры, сейчас другие акценты, которые ставит автор, сейчас другие авторы, в конце концов. На данный момент главным открытием 20-го века стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности. И для творчества современных авторов также характерна попытка разглядеть личность маленького человека. При этом разговор с читателем идёт на равных. Современная детская литература живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени - стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека. Стилистическое своеобразие современной детской литературы заключается в размывании граней между литературным и разговорным языком, вернее, в активном использовании в литературном произведении особенностей разговорной речи. Меняется прежде всего лексика: с новыми понятиями приходят и новые слова. Появляются в детской литературе и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи: неполные предложения, инверсии, повторы. Это заимствование началось не сегодня, но если раньше детская литература включала в себя элементы детской речи и детского фольклора, то сейчас язык многих детских книг приближается к разговорной речи взрослых. С одной стороны, это явление отражает определённые процессы в общественном сознании, а с другой стороны, изменяет сознание читателя: современные дети давно говорят на взрослом языке, и не последнюю роль в этом сыграла детская литература последних лет. |