Главная страница
Навигация по странице:

  • Часть 2. Общая методика редактирования 1. Характеристика издательского процесса и его этапов.

  • 6. Работа редактора над фактическим материа­лом.

  • 9. Работа редактора над аппаратом книги.

  • Основы редактирования Лит.правка Базанова. Вопросы к экзамену по литературному редактированию 80 Примерная тематика бакалаврских и магистерских работ 82


    Скачать 324.5 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену по литературному редактированию 80 Примерная тематика бакалаврских и магистерских работ 82
    АнкорОсновы редактирования Лит.правка Базанова.doc
    Дата20.12.2017
    Размер324.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОсновы редактирования Лит.правка Базанова.doc
    ТипВопросы к экзамену
    #12240
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5
    Часть 1. Издательский процесс и роль редактора
    Основные принципы редакторской работы. Принцип персональной ответственности редактора за обработку ре­дактируемого материала. Главные требования к деятельности редактора.

    Требования редакторской этики. О пределах вмеша­тельства редактора в рукопись.
    Часть 2. Общая методика редактирования
    1. Характеристика издательского процесса и его этапов.

    Подготовительный этап издательского процесса и ра­бота редактора. Редакционный этап и работа редактора (виды редакторского чтения, общая схема редакторского анализа рукописи). Производственный этап и участие в нем редакто­ра. Работа редактора на заключительном этапе издательского процесса.
    2. Логические основы редактирования текста.

    Понятие о логике текста. Состав логического выска­зывания. Требования к логичности текста. Основные логи­ческие законы: закон тождества, противоречия, исключенно­го третьего и достаточного основания - и их роль в логиче­ской организации текста.

    Основные редакторские приемы анализа логической структуры текста. Типы логических ошибок и способы их устранения. Связь логических и смысловых ошибок, типы смысловых ошибок (ошибок двойного смысла), причины их возникновения в тексте и способы их устранения.
    3. Редакторская правка текста. Виды правки.

    Понятие о правке текста, ее основные задачи. Требо­вания к редакторской правке. Виды редакторской правки. Правка-вычитка: ее цель, задачи редактора, основные прие­мы, виды текста, подвергающиеся правке-вычитке. Правка-сокращение: ее цель, задачи редактора, способы сокращения текста, основные приемы, виды текста, подвергающиеся правке-сокращению. Правка-обработка: ее цель, задачи ре­дактора, приемы, основные виды текстов. Правка-переделка: ее цель, задачи редактора, приемы, виды текстов. Литератур­ная запись как особый вид правки-переделки. Взаимосвязь видов правки между собой, синтетическая правка. Техниче­ские основы правки. Характеристика принятых в практике редактирования знаков правки. Компьютерная правка руко­писи.
    4. Работа над композицией произведения.

    Понятие о композиции литературного произведения.

    Отличия в построении композиции литературного художест­венного и нехудожественного произведения. Факторы, опре­деляющие композицию рукописи. Правила построения ком­позиции литературного произведения. Требования к по­строению литературного произведения.

    Анализ редактором структуры литературного художе­ственного материала. Прием оценки композиции художест­венного произведения. Техника составления его плана, этапы работы редактора над планом художественного произведе­ния и оценка приемов композиции.

    Работа редактора над композицией литературного не­художественного произведения. Причины изменения перво­начальной композиции рукописи. Составление рабочего ог­лавления рукописи и ее рубрикации. Правила рубрикации рукописи, проверка и исправление рубрикации.

    Проверка редактором построения отдельных струк­турных элементов композиции рукописи. Основные ошибки и способы их устранения.

    Трехчленное построение большинства нехудожест­венных материалов. Требования к содержанию и объему вве­дения, основной части и заключения рукописи. Аналитиче­ский и синтетический способы изложения материала. Поня­тие об абзаце. Причины выделения абзацев в художествен­ных и нехудожественных произведениях. Работа редактора над абзацным выделением.
    5. Видытекстов по способу изложения.

    Коммуникативно-смысловые типы текстов: повество­вание, описание, рассуждение и определение.

    Повествование. Цель и построение, синтаксическая структура, основные способы повествования. Общие правила композиции повествовательных текстов. Авторская позиция и речь в композиции повествования. Типичные недостатки повествовательных текстов и работа редактора по их устранению.

    Описание. Цель и построение, синтаксическая структура, основные способы описания. Описание в различных видах литературы. Наиболее употребительные схемы состав­ления описания. Роль, построение и приемы описания в ху­дожественной литературе и публицистике. Типичные недос­татки описательных текстов и работа редактора по их устранению.

    Рассуждение. Цель и построение, синтаксическая структура, виды рассуждений. Особенности рассуждения как наиболее сложного вида текста по способу изложения. Рас­суждение-доказательство как наиболее распространенная разновидность рассуждения. Элементы доказательства. Ти­пичные ошибки в построении рассуждения и работа редакто­ра по их устранению.

    Определение. Вспомогательная роль определения как вида текста по способу изложения. Цель, построение, син­таксическая структура, отличие определения от описания, логические правила построения определений. Определение по роду и виду как самое распространенное, его обязатель­ные элементы. Типичные ошибки в определениях и работа редактора по их устранению.

    Связь видов текста, различных по способу изложения, между собой. Редактирование текстов, смешанных по спосо­бу изложения.
    6. Работа редактора над фактическим материа­лом.

    Понятие фактического материала в редакционно-издательской практике. Задачи редактора при обработке фак­тического материала.

    Работа редактора непосредственно над фактами. Роль факта в тексте, способы и приемы проверки фактического материала рукописи.

    Редактирование имен собственных, географических названий и дат. Принцип единообразия - основной при ре­дактировании этой разновидности фактического материала. Вопросы практической транскрипции иноязычных имен соб­ственных и географических названий и способы их передачи в русской графике.

    Редактирование статистических данных. Проверка статистического материала, определение его необходимого объема и выбор способа подачи. Приемы обработки стати­стических данных. Таблицы и выводы как разновидность статистического материала. Виды таблиц и их основные эле­менты. Правила редактирования таблиц.

    Редактирование цитат. Причины использования их в рукописи, виды цитат, задачи редактора в работе над цитата­ми. Правила и знаки цитирования. Правила оформления сно­сок и их разновидности.
    7. Выбор заголовка и роль заглавия в произведении.

    Требования к заглавию произведения. Типы заглавий художественных произведений и их особенности. Языковая форма заглавий. Заглавия нехудожественных произведений. Типичные ошибки в составлении заглавия и работа редакто­ра по их устранению.
    8. Работа над языком и стилем рукописи.

    Требования к языку и стилю рукописи. Характерные отличия языка публицистики от языка художественной и на­учной литературы.

    Задачи редактора при языково-стилистической прав­ке. Текст рукописи как единое целое. Значение языковых и стилистических норм для проведения правки, вопрос об из­менении и нарушении нормы в рукописи. Требование чисто­ты языка и вопрос о стилистически оправданном нарушении языковой нормы. Редакторская правка нормирующего харак­тера.

    Основные проблемы лексической правки рукописи. Критерии отбора лексических средств и оценка их употреб­ления в контексте. Работа редактора со словарями. Точность словоупотребления. Полисемия слова, его эмоциональная окраска, стилистические оттенки, грамматическая форма. Идеографические, стилистические и ситуативные синонимы и оценка редактором их употребления в рукописи. Наиболее распространенные лексические ошибки в языке рукописи. Принцип использования профессиональной и терминологи­ческой лексики в номинативной и метафорической функци­ях. Борьба редактора против штампов, канцеляризмов. При­чины их возникновения, основные признаки, разновидности. Языковые клише. Устранение общих фраз, тавтологии, мно­гословия. Использование фразеологических и выразитель­ных лексических средств, литературных образов, цитат как средств эмоционального воздействия на читателя.
    Задачи и проблемы грамматической правки. Основ­ные виды грамматических ошибок в рукописи и способы их устранения.

    Синтаксическая правка рукописи. Работа редактора над основными типами синтаксических ошибок.

    Исправление стиля рукописи. Использование различ­ных стилей в жанрах и видах текстов. Зависимость стилисти­ческих средств от жанровых особенностей рукописи. Много­образие стилистических возможностей как выразительное средство для раскрытия содержания рукописи.
    9. Работа редактора над аппаратом книги.

    Общая характеристика аппарата книги и его состав­ных частей.

    Предисловие и послесловие. Их задачи, структура и работа редактора над ними. Вступительная статья и ее осо­бенности как разновидности предисловия.

    Особенности прикнижной аннотации и задачи редак­тора при работе над ней.

    Комментарии и примечания, их сходства и отличия. Разновидности комментария и редактирование их.

    Указатели, их типы по содержанию, по способу груп­пировки материала, по структуре выделяемых рубрик. Редак­тирование указателей.

    Оглавление и содержание. Их особенности, работа редактора над ними.

    Выходные сведения. Их элементы и редактирование.

    Библиографический аппарат. Разновидности ссылок и особенности их использования. Порядок составления списка использованной литературы. Схема библиографического описания. Работа редактора над элементами библиографиче­ского аппарата.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта