Главная страница
Навигация по странице:

  • Виды текстов. Редактирование текстов, различных по способу изложения

  • Повествование.

  • Рассуждение.

  • Определение.

  • Основы редактирования Лит.правка Базанова. Вопросы к экзамену по литературному редактированию 80 Примерная тематика бакалаврских и магистерских работ 82


    Скачать 324.5 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену по литературному редактированию 80 Примерная тематика бакалаврских и магистерских работ 82
    АнкорОсновы редактирования Лит.правка Базанова.doc
    Дата20.12.2017
    Размер324.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОсновы редактирования Лит.правка Базанова.doc
    ТипВопросы к экзамену
    #12240
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5
    Глава

    Параграф

    Пункт
    Основные ошибки в построении каждой структурной единицы композиции могут заключаться в следующем:

    1) отходе в сторону от темы;

    2) слабой связи одной мысли с другой (в данном слу­чае редактор должен восстановить внутренние логи­ческие связи, сделать их очевидными для читателей, а не только для автора; одним из часто употребляе­мых приемов восстановления связи между частями рукописи является использование служебных слов, союзов, вводных слов и предложений);

    3) бессистемном изложении материала;

    4) повторении мыслей, формулировок, цитат (при ма­лом объеме редактору нетрудно это заметить, при большом - он может прибегнуть к предметно-проверочному приему просмотра материала);

    5) противоречиях, неправильных методах классифика­ции. Это связано с различными логическими отно­шениями, которые могут существовать между двумя классами явлений или понятий: равнозначность (А.С. Пушкин - автор «Евгения Онегина); перекре­щивание (студент - отличник); подчинение (СМИ -периодическая печать); исключение (учебник - сказ­ка);

    6) логических погрешностях в определении (работа над определениями будет рассмотрена ниже, кроме этого, редактор может отыскать определение в сло­варе);

    7) неудачной разбивке на абзацы (об этом также будет сказано ниже).

    Подавляющее большинство нехудожественных мате­риалов имеют три основные части: введение, основную часть, заключение. В небольших произведениях вводная часть и заключение иногда формально не выражены, но все же имеются.

    Введение включает в себя формулировку темы, мотиви­ровку выбора, подробное объяснение и толкование ее, фор­мулировку цели и задач работы, показ результатов исследо­вания темы другими специалистами (обзор литературы по теме), перечисление использованных источников, обоснова­ние актуальности, новизны, практической ценности темы, определение основных аспектов и структуры рассмотрения темы в дальнейшей работе. Выбор типа вступления зависит во многом от жанра, тематики работы, а также от творческой индивидуальности автора.

    Содержание основной части произведения - изложение сути вопроса, доказательство авторской мысли при помощи системы утверждений и доводов - может быть очень слож­ным по структуре. Оно может быть построено от общего к частному (аналитический способ построения), от частного к общему (синтетический). Синтетический способ чаще при­меняют в литературе для массового читателя. В работе над основной частью произведения редактор может посоветовать автору наиболее удачный способ изложения материала.

    Заключение подводит итоги всему сказанному в работе, формулирует выводы, выделяет главные мысли произведе­ния, может (по желанию автора) включать в себя постановку проблем, которые надо исследовать в будущем.

    Редактору необходимо проверить, чтобы введение и за­ключение в рукописи были тесно связаны с основной частью, естественно вводили читателя в тему (введение) и вытекали в качестве выводов из рассмотренных фактов (заключение). Они должны характеризоваться конкретностью и сжатостью изложения и очень небольшим объемом - по правилам рито­рики, введенным еще Аристотелем, вступление и заключение вместе не должны превышать одной восьмой от общего объ­ема рукописи (правда, для гуманитарных наук делается ис­ключение - там объем этих частей может доходить до одной четверти общего объема рукописи).

    Редактор внимательно изучает также соблюдение авто­ром соразмерности трех основных частей произведения. Наиболее типичные ошибки при этом: растянутое введение или заключение, слишком общий их характер, идейно-тематическая несвязанность с основной частью работы.

    Завершает работу редактора над композицией рукописи проверка абзацного выделения. Абзац (от нем. Absatz) -цельная законченная коммуникативная смысловая единица, для выделения в тексте ее набирают с новой строки с отсту­пом от левого края. Чаще всего, абзац - сигнал начала новой мысли. С точки зрения композиционного построения абзац является композиционно-смысловой единицей письменной речи.

    Для абзаца характерны следующие черты: единая тема, логическая целостность, композиционно-семантическая со­отнесенность со всем произведением.

    Деление на абзацы происходит по двум причинам:

    1) коммуникационно-смысловой, когда автор стремится при помощи абзаца выделить отдельные моменты произведения, наиболее важные эпизоды, границы структурных частей. Эта причина чаще встречается в нехудожественных произведениях, так как главная причина деления на абзацы - необходимость дос­тичь логической целостности;

    2) экспрессивно-стилистической, когда автор желает подчеркнуть неожиданность или значительность действия, усилить его воздействие на читателя. Эта причина более характерна для художественных произведений.

    Работа редактора над абзацным выделением завершает работу редактора над композицией рукописи.

    Виды текстов.

    Редактирование текстов, различных по способу изложения
    Редактор при работе над композицией произведения должен учитывать структурные особенности текста, которые во многом определяются тем, какой способ изложения из­брал автор. Традиционно выделяется три вида текста по способу изложения.

    Повествование — рассказ о событиях в хронологиче­ской (временной) последовательности.

    Описание - перечисление признаков (свойств, сторон) предмета, характерных для него в определенный момент.

    Рассуждение - вид текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние призна­ки, доказываются определенные положения.

    Таким образом, можно сказать, что повествование за­нимается действием, описание - предметом, рассуждение -отношением предметов и действительности. В «чистом» виде каждый из этих способов встречается очень редко, обычно текст представляет собой сложную комбинацию фрагментов, различных по способу изложения.

    В настоящее время в связи с развитием образования, возрастанием информационного потока, появлением боль­шого числа учебной и учебно-методической литературы можно говорить о выделении четвертого вида текста по спо­собу изложения, который является разновидностью описа­ния, - определении. Это вспомогательный вид текста, кото­рый описывает не все, а только наиболее существенные при­знаки предмета.

    Повествование. Цель и построение. Повествование - самый распространенный и самый естественный вид изложе­ния материала. Это рассказ о событиях в той последователь­ности, в которой они происходили. Повествование обычно состоит из: узловых моментов, то есть основных событий в их продолжительности; представления о том, как происхо­дила смена этих событий (как происходил переход из одного состояния в другое). Помимо этого практически каждое по­вествование имеет свой ритм и интонацию.

    Редактор обязан проверить, насколько верно автор вы­брал узловые моменты, чтобы они правильно отображали события' насколько автор последователен в их изложении; продумана ли связь этих основных моментов между собой. *

    Синтаксическая структура повествования - это це­почка глаголов, поэтому центр тяжести в повествовании пе­реносится со слов, относящихся к качеству, на слова, кото­рые передают движения, действия, то есть на глаголы.

    Способы повествования. Выделяются два способа по­вествования: эпический и сценический. Эпический способ - законченный рассказ о событиях и действиях, уже проис­шедших, о результате этих действий. Чаще всего встречается в строгом, научном изложении материала (напр., повествова­ние о событиях Великой Отечественной войны в учебнике истории). Сценический способ, напротив, требует, чтобы со­бытия излагались наглядно, смысл происходящего на глазах читателя раскрывался через жесты, движения, слова дейст­вующих лиц. При этом внимание читателей обращается на подробности, частности (напр., повествование А.С. Пушкина о зимней вьюге: «Мчатся тучи, вьются тучи... Невидимкою луна освещает снег летучий...»).

    В настоящее время некоторые исследователи выделяют в современной повествовательной художественной прозе особый способ изложения материала, называя его уже не сценическим, а кинематографическим, говоря, что при этом способе темп повествования стремителен, воплощается пре­дельно лаконично в конкретно-зрительной форме. Нам пред­ставляется, что все же это разновидность сценического спо­соба повествования, так как пушкинское повествование не менее «кинематографично» и лаконично, нежели проза современных писателей.

    Позиция автора и авторская речь в повествовании. Авторская речь в повествовании крайне редко бывает ней­тральной, голос автора выполняет определенные функции в повествовании, особенно если речь идет о публицистических жанрах, так как в них личность автора и степень его участия в происходящих событиях играют важнейшую роль (напр., в жанрах репортажа или интервью, в которых повествование ведется от первого лица). Поэтому редактор должен обратить внимание на то, чтобы в общем контексте произведения го­лос автора в повествовании выполнял свои функции.

    Наиболее часто встречающийся недостаток в по­строении повествования - перегруженность его малознача­щими фактами и подробностями. Редактор должен помочь автору убрать случайные детали, второстепенные факты, ко­торые могут отвлечь читателя от существа повествования. При этом важно помнить, что значимость того или иного со­бытия определяется не его продолжительностью, а его важ­ностью по значению или для последовательности изложения событий.

    Описание. Цель и построение. Цель описания - создать в представлении читателя картину, зафиксировав при этом характерные на данный момент признаки предметов. В опи­саниях перечисляются признаки предметов и явлений, свой­ственные им в определенный момент, при этом каждый из признаков является отдельным элементом описания. Таким образом, описание состоит из: общего представления об описываемом предмете и элементов описания (то есть фраг­ментов, описывающих отдельную часть или деталь рассмат­риваемого явления). Описание, в зависимости от замысла ав­тора, может быть построено и в обратной последовательно­сти: сначала отдельные элементы, а затем общее представле­ние. Существенным здесь является отбор элементов или по степени значимости, или в той последовательности, в которой их можно наблюдать.

    Синтаксическая структура описания. В описательных стах главную роль играют указания на характерные признаки предметов или явлений, на их детали, а следовательно, 6ольшой процент в описаниях занимают прилагательные. Интересно отметить, что действия в описаниях чаще всего выражаются глаголами настоящего времени, которое в грам­матике называется «настоящее изобразительное», так как оно лишь называет действие, но не передает никакого движения и лишено представления о длительности или последователь­ности действия (напр., описание гостиницы у Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души»: «Наружный фасад гостиницы отве­чал ее внутренности: она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выщекатурен и оставался в темно-красных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных времен и грязноватых уже самих по себе; верхний был вы­крашен вечною желтою краскою; внизу были лавочки с хо­мутами, веревками и баранками»). Существенными для по­строения описания являются также подчеркнутость времен­ного плана и параллелизм синтаксических конструкций.

    Способы описания. Выделяются два способа описания: статический и динамический. Статический способ предпо­лагает, что объект описания находится в покое, как по харак­теру изображаемого, так и по позиции наблюдателя (напр., описание памятника архитектуры неподвижно стоящим пе­ред ним человеком). Динамическое описание может быть описанием действующего лица или предмета, а также пред­мета неподвижного, если при этом действует наблюдатель, и наоборот.

    Зависимость структуры описания от его назначения. Описания в различных видах литературы. Общие требования к описаниям могут дополняться в зависимости от того, для чего оно предназначено. Общие требования к описанию дополняются конкретными условиями, определяющими принцип отбора элементов и их композицию. Описания в технической, производственной, справочной, учебной и научной литературе должны быть четкими, точными, исчерпывающими и лаконичными. Для многих из них есть специальная схема построения, нарушение которой нежелательно (напр., схема библиографического описания книги, которая обязательно должна включать в себя в определенной последова­тельности фамилию, инициалы автора, название книги, ме­сто издания, название издательства, год издания, количество страниц; особая схема есть и для библиографического опи­сания научной или журнальной статьи).

    Ранее уже было сказано, что автор имеет право выбрать логическую схему, по которой будет строить описание: от общего к частному (это более близко к рассуждению по по­строению) или от частного к общему (что считается наиболее подходящим для популярной литературы). Задача редакто­ра - вместе с автором рассмотреть и оценить, насколько удачно отобраны элементы описания, правильно ли выбрана схема построения.

    Несколько сложнее работа редактора с описаниями в художественной литературе и публицистике. Здесь нет схе­мы, можно выделить лишь отдельные приемы, дать некото­рые рекомендации, указать на неудачи, так как в данных тек­стах в описаниях ярче всего проявляется авторская индиви­дуальность.

    В описаниях художественных и публицистических большое значение имеет деталь как часть общей картины, сравнение, разновидностью описания является портрет. В художественной литературе описание может быть дано и че­рез восприятие автора, и через восприятие героя, в публици­стике автор сам дает оценку с целью воздействия на чита­теля.

    Рассуждение. Цель и построение. Рассуждением назы­вается ряд суждений, которые относятся к определенному предмету и следуют друг за другом таким образом, что из предшествующего суждения необходимо вытекают другие и в результате получается ответ на поставленный вопрос. Цель рассуждения - углубление наших знаний о предмете, об ок­ружающем мире, так как суждение раскрывает внутренние признаки предметов, взаимосвязь признаков между собой, доказывает определенные положения, раскрывает причины. Особенностью рассуждения является то, что это наиболее сложный вид текста. Убедительность рассуждения зависит от учета аудитории, на которую оно рассчитано, от уровня под­готовки его читателей.

    Наиболее часто встречающимся по строению рассуж­дением является рассуждение-доказательство. В нем ис­тинность одного суждения доказывается при помощи других суждений, истинность которых уже установлена. Подобное рассуждение-доказательство состоит из: тезиса, аргументов и демонстрации. Тезис формулирует основную мысль рассу­ждения, которую надо доказать. Аргументы поясняют эту мысль, доказывают ее. Демонстрация приводит пример пра­вильности рассуждения.

    Синтаксическая структура рассуждения. Оно пред­ставляет собой прозаическую строфу с цепной связью, то есть главное в смысловом отношении слово предложения, заключающее в себе новое знание о предмете или мысли, и является предикатом, а в следующем предложении повторя­ется. Таким образом, структура синтаксического рассужде­ния отражает движение, развитие, сцепление мысли. Глав­ным при рассуждении является объект или субъект мысли, поэтому количественно в рассуждениях преобладают суще­ствительные.

    Способы рассуждения. Выделяют два способа рассуж­дения: дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный - это рассуждение от общего к частному, а индуктивный - от частно­го к общему. Индуктивный, или синтетический, тип рассуж­дений считается более простым и доступным массовому чи­тателю. Встречаются и смешанные типы рассуждений.

    Работа редактора над рассуждением предполагает ис­следование доступности рассуждения для аудитории читате­лей, а затем проверку логической правильности построения рассуждения. Редактор должен обратить внимание на то, чтобы тезис, аргументы и демонстрация соответствовали друг другу, были исчерпывающими и достаточными. Работа над текстом рассуждения-доказательства подразумевает чет­кое следование правилам логического доказательства.

    Наиболее серьезными аргументами в доказательстве могут считаться следующие:

    1) факты из современной жизни или истории, досто­верные наблюдения, экспериментальные данные, цифровой материал;

    2) цитаты из заслуживающих доверия источников, ссылки на мнения авторитетных авторов и специа­листов по данному вопросу;

    3) ссылки на неоспоримые, всеми признанные положе­ния, из которых неизбежно вытекает то, что надо доказать (аксиомы);

    4) аналогии, которые иногда можно использовать как доказательства (в публицистике особенно распро­странены исторические аналогии, но редактору сле­дует проверять их очень внимательно, так как авто­ры не всегда учитывают особенности исторической обстановки в полной мере, когда проводят истори­ческую аналогию).

    Определение. Цель и построение. Определение как вспомогательный вид текста перечисляет основные, наибо­лее характерные, существенные признаки предмета или яв­ления. Цель определения - раскрыть содержание определяемого понятия в обобщенной форме. В отличие от описания, разновидностью которого оно является, в определение вклю­чаются не все признаки предмета, которые ему обычно при­сущи, а только существенные, характерные, которые автор находит в результате исследования и обобщения.

    Самым распространенным определением является оп­ределение породу и виду (напр.: остров есть часть суши, со всех сторон окруженная водой), которое состоит из четырех элементов: определяемого понятия, предиката, родового признака и видового отличия. Определяемое понятие - это то, что нам надо определить (в нашем примере - «остров»). Предикат - то, что говорится об определяемом понятии («есть»). Родовой признак - качество, присущее ряду предме­тов или явлений, объединенных в один род с определяемым («часть суши»). Видовое отличие -- качество, характерное только для данного определяемого понятия («со всех сторон окруженная водой»).

    Синтаксическая природа определения обусловлена тем, что оно является одной из разновидностей описания.

    Способы определений. Определения делятся на анали­тические и синтетические. Аналитические (или регистри­рующие) определения выполняют задачу более полного и точного выявления содержания определяемого понятия и ис­пользуются во всех видах литературы. При этом в художест­венных произведениях они чаще всего даются в сносках или примечаниях, а в научной и публицистической литературе - в тексте. Синтетические определения служат не только для выявления содержания соответствующего понятия путем анализа характерных черт последнего, но и вносят добавоч­ные элементы, вводят новые характеристики предмета, кото­рые могут заинтересовать прежде всего специалистов. Син­тетические определения чаще всего встречаются в сугубо научной специальной литературе.

    Редактор в работе над определением должен учитывать, что характер определения зависит от адресата, цели автора, конкретной цели рассмотрения предмета, а следовательно определение в учебной и справочной литературе должно существенным образом отличаться от определения в научно* или детской литературе. Работая над определением, редактор должен также обращать внимание на логическую правильность построения определения.

    Наиболее распространенные ошибки в строении определения следующие:

    1) несоразмерность определения, которая означает, что объем определяемого и определяющего не равен друг другу (напр.: журналистика - СМИ, существующие в стране};

    2) недоступность для читателя, что означает, что уровень образованности читателя, для которого предназначена книга, недостаточен для понимания данного определения;

    3) определение через отрицание, так как оно не дает никакого представления о самом содержании понятия (напр.: жизнь - не цирк);

    4) определение с помощью логического круга, когда делаются попытки дать определение при помощи самого определяемого слова (напр.: агитатор - человек, занимающийся агитацией);

    5) определение при помощи образных средств, так как при нем дается эмоциональное представление о предмете, но ничего не говорится о его наиболее существенных признаках (напр.: скрипка - царица оркестра).
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта