Главная страница
Навигация по странице:

  • Вторые вопросы билетов

  • Третьи вопросы билетов

  • Список литературы по курсу «Теория эволюции»

  • Введение в теорию эволюции. Антиэволюционные взгляды История борьбы эволюционных и антиэволюционных взглядов

  • Антиэволюционные взгляды: их содержание и анализ I. Креационизм

  • Биология. Вопросы к экзамену по теории эволюции


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеВопросы к экзамену по теории эволюции
    АнкорБиология .doc
    Дата02.02.2017
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБиология .doc
    ТипВопросы к экзамену
    #1766
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Вопросы к экзамену по теории эволюции


    Первые вопросы билетов

     

                                    1.     Логическая структура дарвинизма. Стр. 29

                                    2.     Борьба за существование.

                                    3.     Классификация форм изменчивости по Дарвину.

                                    4.     Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Краткая история создания СТЭ. Основные положения СТЭ.

                                    5.     Мутационный процесс как элементарный эволюционный фактор. Давление мутаций. Рекомбинации.

                                    6.     Дрейф генов (генетико-автоматические, или стохастические процессы). 

                                    7.     Основные формы естественного отбора. Движущий отбор. Элементарное эволюционное явление. Транзитивный полиморфизм.

                                    8.     Стабилизирующий отбор. Устойчивый полиморфизм. Канализирующий отбор.

                                    9.     Дизруптивный отбор. Последствия дизруптивного отбора. Роль дизруптивного отбора в видообразовании. 

                                  10.   Половой отбор, его специфика.

                                  11.   Родственный отбор. Действие родственного отбора у человека и у общественных насекомых.

                                  12.   Частотно-зависимый отбор.

                                  13.   Типологическая концепция вида.

                                  14.   Эволюционно-биологическая концепция вида. Концепции одномерного (безмерного) и многомерного вида.

                                  15.   Критерии вида.

                                  16.   Видообразование – качественный этап эволюционного процесса. Популяционно-генетические аспекты видообразования.  

                                  17.   Арогенез. Ароморфозы. Морфофизиологический прогресс. Эпиморфоз.

                                  18.   Аллогенез. Алломорфозы. Теломорфозы. Гиперморфозы.

                                  19.   Катагенез. Катаморфозы. Гипоморфозы; фетализация, педоморфозы; неотения.

                                  20.   Происхождение жизни. Концепция абиогенеза и концепция биогенеза. Их сравнительная характеристика.стр.126

                                  21.   Антропосоциогенез. Основные этапы эволюции человека.стр.139

     

    Вторые вопросы билетов

     

                                  22.   Додарвиновские взгляды на живую природу. Значение работ К. Линнея для подготовки эволюционной теории.

                                  23.   Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. 

                                  24.   Естественно-научные предпосылки дарвинизма. Стр. 29  

                                  25.   Ч. Дарвин. Краткие сведения по биографии Ч. Дарвина. История создания эволюционного учения Дарвина. Основные работы Ч. Дарвина.

                                  26.   Концепция генетического нейтрализма. Современные концепции «недарвиновской» эволюции.стр.62

                                  27.   Концепции естественного отбора. Естественный отбор как движущая сила эволюции.

                                  28.   Механизмы межвидовой изоляции.

                                  29.   Биологическое разнообразие. Уровни внутривидового биоразнообразия стр.95

                                  30.   Проблемы сохранения полиморфизма видов на различных этапах видообразования.

                                  31.   Биологический прогресс и его критерии. Биологическая стабилизация. Биологический регресс и его причины.

                                  32.   Эволюция онтогенеза. Определение онтогенеза. Стр.112

    Основные типы онтогенеза. Типы метаморфоза. Сравнительная характеристика онтогенеза и филогенеза.

                                  33.   Эмбриональные и эмбрионально-личиночные адаптации. Палингенезы и ценогенезы.

                                  34.   Общие закономерности эволюционного процесса.

                                  35.   Макроэволюция как эволюция организации. Макроэволюция как эволюция надвидовых таксонов.

                                  36.   Кладогенез. Сальтационная эволюция.

                                  37.   Анагенез. Градуализм. Стасигенез. Параллелизм.

                                  38.   Синтезогенез. Механизмы синтезогенеза. 

                                  39.   Антропосоциогенез – происхождение человека и общества. Биологические предпосылки антропосоциогенеза. 

                                  40.   Роль труда в происхождении человека. Периодизация эволюции человека с технологической точки зрения. Технологии и культуры каменного века.

                                  41.   Теории происхождения рас. Научная несостоятельность расистских, евгенических и социал-дарвинистских теорий.

                                  42.   Роль социально-биологических факторов в эволюции человека. Специфика борьбы за существование и действия естественного отбора в человеческом обществе.  Стр.144

     

    Третьи вопросы билетов

     

                                  43.   Теория эволюции как фундамент современной биологии. Практическое значение теории эволюции.

                                  44.   История борьбы эволюционных и антиэволюционных взглядов на происхождение и развитие органического мира Земли. Стр. 6

                                  45.   Антиэволюционные взгляды. Креационизм и его формы. 

                                  46.   Многообразие эволюционных теорий. 

                                  47.   Генетическая гетерогенность и уникальность природных популяций.

                                  48.   Математические и компьютерные модели естественного отбора. 

                                  49.   Общая характеристика элементарных эволюционных факторов. 

                                  50.   Полиморфизм природных популяций. Проблема генетического груза.

                                  51.   Современные проблемы теории естественного отбора. Проблема творческой роли отбора.

                                  52.   Экологические аспекты видообразования. Незавершенное видообразование. Виды-двойники. Гибридные зоны.

                                  53.   Филэмбриогенезы. Архаллаксисы, девиации и анаболии. 

                                  54.   Биогенетический закон Мюллера–Геккеля. Современная трактовка биогенетического закона.

                                  55.   Автономизация онтогенеза. Эмбрионизация онтогенеза. 

                                  56.   Филогенетические преобразования органов и функций.

                                  57.   Геоцентрические химические теории абиогенеза. 

                                  58.   Космоцентрические физические теории биогенеза.

                                  59.   Естественная периодизация истории земной коры и органического мира.

                                  60.   Ранние этапы развития органического мира Земли. Происхождение и эволюция низших растений.

                                  61.   Происхождение, эволюция и основные ароморфозы высших растений.

                                  62.   Происхождение, эволюция и основные ароморфозы беспозвоночных животных.

                                  63.   Происхождение, эволюция и основные ароморфозы позвоночных животных.

    Список литературы по курсу «Теория эволюции»

     

    Основная литература

    1.          Георгиевский А.Б. Дарвинизм. – М.: Просвещение, 1985.

    2.          Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

    3.          Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). – М.: Высшая школа, 1989.

     

    Дополнительная литература

    4.          Алтухов Ю.П. Генетические процессы в популяциях. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.

    5.          Грант В. Эволюционный процесс. – М.: Мир, 1991.

    6.          Докинз Р. Эгоистичный ген. – М.: Мир, 1993.

    7.          Кайданов Л.З. Генетика популяций. – М.: Высшая школа, 1996.

    8.          Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных. – В 3 т. – М.: Мир, 1992.

    9.          Меттлер Л., Грегг Т. Генетика популяций и эволюция. – М.: Мир, 1972.

    10.          Пианка Э. Эволюционная экология. – М.: Мир, 1981.

    11.          Рич П.В., Рич Т.Х., Фентон М.А. Каменная книга. Летопись доисторической жизни. – М.: МАИК «Наука», 1997.

    12.          Свирижев Ю.М., Пасеков В.П. Основы математической генетики. – М.: Наука, 1982.

    13.          Северцов А.Н. Общие вопросы эволюции. – В 3 т. – М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1945.

    14.          Симпсон Дж. Великолепная изоляция. – М.: Мир, 1983.

    15.          Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В., Глотов Н.В. Очерк учения о популяции. – М.: Наука, 1973.

    16.          Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. – М.: Мир, 1990.

    17.          Хедрик Ф. Генетика популяций. – М.: Техносфера, 2003.

    18.          Шмальгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. Избранные труды. – М.: Наука, 1983.

    19.          Эрлих П., Холм Р. Процесс эволюции. – М.: Мир, 1966.

    20.          Яблоков А.В. Популяционная биология. – М.: Высшая школа, 1987.

     

    Введение в теорию эволюции.

    Антиэволюционные взгляды

     

    История борьбы эволюционных и антиэволюционных взглядов

    Еще в глубокой древности люди пытались ответить на вопрос: как возник окружающий их мир. Различные ответы на этот вопрос оформились как системы эволюционных и антиэволюционных взглядов.

    Понятие «антиэволюционизм» объединяет множество бытовых представлений, религиозных, философских, научных концепций, отрицающих историческое развитие органического мира Земли под влиянием естественных причин. Таким образом, антиэволюционизм, по крайней мере, частично признает развитие органического мира, однако механизмы и закономерности этого развития предстают в искаженной (неадекватной) форме.

    Все антиэволюционные взгляды, несмотря на их разнообразие, тесно переплетаются. Общим в них является то, что они или умозрительны, или базируются на ограниченном экспериментальном материале.

    Часто антиэволюционные концепции представляют собой не что иное, как упрощенные и деформированные эволюционные теории. Поэтому некоторые антиэволюционные концепции внешне сходны с эволюционными, и различить их не всегда возможно.

    Положительное значение антиэволюционных взглядов в истории биологии заключается в том, что в полемике с антиэволюционистами формировались первые, часто наивные и экспериментально неподтвержденные эволюционные теории (например, система взглядов древнеримского мыслителя Лукреция Кара, изложенная в его «Поэме о природе вещей», I век до н.э.). Антиэволюционные посылки использовались (и используются) в качестве доказательств от противного (argumentum ex contrario).

    Антиэволюционные взгляды широко распространены в наше время. Они наиболее популярны в слоях общества, далеких от экспериментальной биологии. Иногда (особенно на бытовом уровне) при пропаганде антиэволюционных взглядов допускаются логические ошибки, основанные на невежестве аудитории.

     

    Антиэволюционные взгляды: их содержание и анализ

    I. Креационизм

    Креационизм – это учение о творении (от лат. creatio – создание). Стихийный креационизм обнаруживается уже в самых примитивных мировоззренческих системах: в сказках и мифах. С момента возникновения на Земле разума люди пытались ответить на вопрос: как возник окружающий их мир. Интуитивно подразумевалось, что когда-то нашего мира не было, кто-то каким-то образом создал его из ничего (creatio ex nihilo). Однако, как известно, «из ничего не происходит ничего» (ex nihilo nihil fit). Поэтому даже в креационистских построениях акт творения начинается не с нуля.

    В качестве иллюстрации стихийно-креационистского мировоззрения приведем фрагмент одной из чукотских сказок (в изложении Т.З. Семушкина). «Когда-то было совсем темно. На полуденной стороне сидел Творец и думал, как бы сделать свет. Создал он ворона, послал его продолбить зарю на востоке. Не справился с задачей ворон. Тогда сделал Творец маленькую птичку и послал ее долбить дыру на востоке. Весь нос избила птичка, тело ее иссохло, перья облезли. Однако продолбила она зарю, и стало светло. Тогда Творец набросал на землю тюленьих костей и сказал: «Будьте люди!». Люди размножились, стали народом. Творец сделал из тальника оленей, моржей и тюленей: «Вот вам еда. Убивая их, живите». Всё».

    В античном мире философской основой креационизма стал объективный идеализм Платона: «совершенны и вечны лишь идеи, а их материальные воплощения несовершенны и преходящи». Высшие формы креационизма основаны на формуле: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна).

    В биологию креационизм проник в XVII–XVIII вв. Первоначально идеи креационизма служили аргументом в спорах со сторонниками наивного трансформизма (см. ниже), в борьбе с представлениями о самозарождении высших форм жизни. Современный креационизм претерпел существенные изменения по сравнению с креационизмом Нового времени. В частности, в роли Творца рассматривается не обязательно Бог (или богоравные существа) в библейском смысле. Функции Творца может выполнять любая сверхъестественная Сила, недоступная нашему пониманию: идеальный Всемирный Разум, различные фантастические структуры, например, волновые или фторуглеродные формы жизни, инопланетные цивилизации.

    Креационизм в биологии представлен множеством вариантов.

    Теизм – это учение об однократном акте творения, после которого однажды созданные виды не изменяются: «виды являются совершенно постоянными», «не возникает новых видов» (Карл Линней). Однако даже сторонники классического теизма допускали частичное изменение видов под влиянием почвенно-климатических условий и одомашнивания (доместикации); допускалось также возникновение новых видов путем гибридизации.

    Концепция непрерывного творения (creatio continua). В биологии представлена различными формами катастрофизма. Катастрофизм (теория катастроф) – это учение о множественных актах творения. Теория катастроф рассматривает историю органического мира как чередование эпох относительно стабильного существования определенных таксономических комплексов (фаун и флор), разделенных их вымиранием и созданием новых групп организмов. Общие принципы теории катастроф сформулировал основоположник палеонтологии Жорж Кювье. Интересно, что его ученик палеонтолог-стратиграф Альсид д′Орбиньи, изучая слои осадочных пород, насчитал в истории Земли 27 катастроф, после которых организмы вновь возникали в результате актов творения. Различные формы неокатастрофизма широко распространены в настоящее время.

    Концепции инволюции. Эта группа антиэволюционных взглядов основана на представлении о том, что созданные Творцом организмы наиболее совершенны и разнообразны, а в ходе развития органического мира происходит деградация организмов, снижение уровня видового разнообразия. В результате должна наступить гибель нашего мира.

    Деизм – это учение об однократном акте творения, после которого мир развивается по естественным законам, независимо от воли Творца. Таким образом, Творец рассматривается лишь как Создатель, Ремесленник, Демиург, который в дальнейшем утратил контроль над миром. Философской основой деизма является томизм и агностицизм, провозглашающие примат веры над наукой. Деизм – наиболее распространенная форма современного креационизма; деистами является большинство современных ученых.

    Автором концепции томизма является средневековый философ-схоласт Фома (Томас) Аквинский (1225–1274). Концепция томизма сложна и противоречива. С одной стороны, признается (XIII век!) необходимость развития науки как инструмента познания мира. Более того, Фома Аквинский предлагает использовать эксперимент, практику в качестве критерия истины. Фома Аквинский много сделал для популяризации трудов античных философов, в частности, Аристотеля. В то же время, томизм провозглашает примат веры над разумом: это означает, что, если научные и религиозные взгляды по какому-то вопросу не совпадают, то предпочтение следует отдать религиозным догмам. В настоящее время томизм широко распространен в виде неотомизма.

    Сущность агностицизма заключается в невозможности познания мира (ignoramus et ignorabimus – не знаем и не узнаем). В биологии широко распространен частичный агностицизм: можно познать современные механизмы развития органического мира, но невозможно проникнуть в прошлое, например, нельзя ответить на вопрос «Как возникла жизнь на Земле?»

     

    Концепции духовного креационизма. Эта группа клерикальных (религиозных) теорий рассматривает Бога как изначальную причину и конечную цель эволюции. В частности, признается естественное происхождение человека как биологического существа, но сознание и духовная деятельность рассматриваются как результат божественного творения. Философской основой подобных теорий является неотомизм (см. выше).

     
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта