Главная страница

Вопросы с ответами. Вопросы_с_ответами_к_экзамену_по_русскому_языку_3. Вопросы к экзамену Современный русский литературный язык как высшая форма национального русского языка история происхождения, становление, отличительные признаки


Скачать 403 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену Современный русский литературный язык как высшая форма национального русского языка история происхождения, становление, отличительные признаки
АнкорВопросы с ответами
Дата26.06.2022
Размер403 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВопросы_с_ответами_к_экзамену_по_русскому_языку_3.doc
ТипВопросы к экзамену
#615537
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

Вопросы к экзамену

  1. Современный русский литературный язык как высшая форма национального русского языка: история происхождения, становление, отличительные признаки.

Литературный язык – это исторически сложившаяся высшая (образцовая, обработанная) форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей.

Высшая форма национального языка – литературный язык – единственно возможное средство общения в самых различных сферах жизнедеятельности человека.

Язык – это многоуровневая система знаков, при помощи которых осуществляется речевая деятельность.

Язык раскрывает функциональные потребности личности в общении: он формирует сознание, хранит и передает опыт поколений, объединяет людей в их практической деятельности.

Русский язык имеет длительную и сложную историю. По своему происхождению он относится к индоевропейской семье языков, славянской ветви, восточнославянской группе. Термин «современный русский язык» употребляется обычно в трех значениях: 1) Язык от эпохи Пушкина до наших дней; 2) Язык второй половины XX века; 3) Язык последних 15 лет.

Русский язык – это национальный язык русского народа, исторически сложившейся общности людей, объединенных единством территории, экономики, психологического уклада и языка. Начало формирования национального русского языка восходит к XVII веку (в это время окончательно сложилась русская нация), завершение – к первым десятилетиям XIX века. Дальнейшее развитие русского национального языка непосредственно связано с развитием истории и культуры народа. Русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы и ее окрестностей. Литературный язык составляет основу национального языка и обязан сохранять свое внутреннее единство при различии используемых средств выражения. Основные достоинства русского национального языка воплощает русская художественная литература.

Русский язык как национальный язык представляет собой объединение литературного языка и внелитературных разновидностей (диалекты, просторечия, жаргоны).

Литературный язык отличается от внелитературных разновидностей целым рядом признаков: он общепринят и общепонятен, обладает четко выраженным социальным и культурным статусом, распространен максимально широко, многофункционален, нормирован, стилистически дифференцирован, реализуется как в устной, так и в письменной формах. По этим признакам его оценивают как высшую форму существования национального языка.

Литературный язык характеризует ряд отличительных признаков:

1. наличие письменности.

2. наличие определенных общеобязательных норм (нормы – общепринятые правила языка, действующие в данном языковом коллективе в данный период развития литературного языка), соблюдение которых независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка. Иными словами, литературный язык – явление нормированное, социально, профессионально и территориально неограниченное.

3. стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследия.

4. стилистическое богатство, которое заключается в обилии функционально оправданных вариативных и синонимических средств, что позволяет достигать наиболее эффективного выражения мысли в различных речевых ситуациях.

Литературный язык имеет две формы – устную и письменную. Основное их различие состоит в том, что устная форма представляет собой звучащую речь, а письменная форма графически (т.е. с помощью знаков) оформленную. Первична устная речь. Она предполагает собеседника, слушателя. Говорящий создает, творит свою речь сразу, одновременно работая и над содержанием, и над формой. Нередко говорящий и его собеседник не только слышат друг друга (как при телефонном разговоре), но и видят друг друга. Реакция слушателя (словесная (вербальная) и несловесная (невербальная)) может повлиять на характер речи, а то и прекратить ее.

Письменная речь обычно обращена к отсутствующему собеседнику. Пишущий не видит своего читателя, он может только мысленно представлять его. На письменную речь не влияет реакция того, кто ее читает. Помимо этого, пишущий имеет возможность возвращаться к написанному тексту, исправлять и совершенствовать его.

Современный русский язык принято членить на две разновидности: книжная речь и разговорная речь.

Книжная речь по преимуществу – письменная, разговорная – устная.

В современных исследованиях книжная речь определяется как литературная, в основном письменная, которой свойственны:

1) общелитературные и специфические книжно-письменные языковые средства;

2) нормированность употребления языковых средств;

3) функциональные стили речи: научный, публицистический, официально-деловой.

Разговорная речь – это речь носителей литературного языка, функционирующая в устной форме в условиях непринужденного, неподготовленного общения. Для нее характерны:

1) экспрессивные языковые средства;

2) экстралингвистические (неязыковые) приметы: неподготовленность, неофициальность общения, жесты и мимика.

  1. Новые явления в русском языке на рубеже веков (неологизмы, заимствования и др.). Современная языковая личность.

Основные изменения в русском языке конца ХХ – начала XXI веков происходят в трех основных сферах:

1. В речи.

2. В лексико-фразеологической системе.

3. Сфере функционирования языковых единиц.

В речи: Наибольшим изменениям на современном этапе развития русского языка подвергается политическая и публицистическая речь. Как политическая, так и публицистическая речь демонстрирует тенденции плюрализации и персонификации. В то же время в русском языке активно формируются новые аспекты речи – рекламный и коммерческий (деловой). Тоталитарный язык советской эпохи прекратил своё сосуществование. Изменения в бытовой сфере речи связаны с эмоциональной реакцией на трудности данного периода. Бытовая речь изменяется в сторону ещё большей разговорности и диалогизации.

В лексико-фразеологической системе: Сейчас наблюдается очень активный процесс заимствования русским языком иноязычной лексики. Основными сферами заимствования являются следующие тематические области: 1) рыночная экономика; 2) политика; 3) массовая культура.

Функционирование языковых единиц – это процесс актуализации и взаимодействия в речи единиц, классов и категорий той языковой системы, которой владеет каждый член данного языкового коллектива.
Заи́мствование иностра́нных сло́в — это процесс, в результате которого в языке появляется и закрепляется некоторый иноязычный элемент; также сам такой иноязычный элемент. Заимствования становятся результатом контактов, взаимоотношений народов, профессиональных сообществ, государств.

Когда в русском языке отсутствует некоторое нужное ему понятие (это может быть как новый «предмет», так и новая «идея»), имеется четыре возможности:

  1. Создать новое русское слово, наиболее точно отражающее суть понятия или одно из его основных свойств. При этом новое слово может быть образовано как от одного уже имеющегося слова, так и от двух и, возможно, более слов. Например, русское слово «отвёртка» было образовано от русского глагола «отвёртывать», «каменщик» — от существительного «камень», а «подберёзовик» — от предлога «под» и существительного «берёза».

  2. Создать новое слово по образцу иностранного, то есть сделать кальку с него: например, русское слово языкознание создано по образцу немецкого Sprachwissenschaft, кислород — по образцу латинского oxygeniumпредмет — по образцу objectum и т. п.

  3. Использовать для выражения нужного значения уже имеющееся слово, придав ему новое значение по образцу чем-то похожего иностранного слова; например, русский глагол трогать приобрёл переносное значение «волновать чувства» под влиянием французского toucher.

  4. Заимствовать само это слово: таким образом в языке появляются заимствования в узком смысле, например русское ярмарка является заимствованием нем. Jahrmarktдизайн из англ. design и т. д.

Любой национальный язык неоднороден. Он представляет собой совокупность разнообразных форм. Национальный язык включает следующие разновидности (формы существования языка):

диалекты – территориально ограниченные разновидности языка. Территориальные диалекты существуют в устной форме и служат для обиходно-бытового общения в основном жителей сельской местности.

жаргоны (социально и профессионально ограниченные разновидности языка: прикол, тусовка, тачка, чувак, халява) – жаргон – это язык отдельных социальных или профессиональных групп, сообществ, связанных интересами, родом деятельности, времяпрепровождением и т.п., искусственно создаваемый с целью языкового обособления, отделения от остальной части данной языковой общности.

арго (разновидность жаргона) – это лексика деклассированных элементов (воров, бродяг, карточных шулеров, преступников, заключенных).

просторечие (сниженную, грубую речь необразованных людей: столовка, гоготать, пузо, моргалы, тубзик, рожа, способы произношения слов: транвай, каталог, договор, квартал, хто, грамматические формы: вылазить, офицера, красивше, звонят).

Профессионализмы (слова и выражения, свойственные какой-либо профессиональной группе): рубанок, фуганок, медведка, калёвка и др.

вуль­гаризмы — слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какие-то предметы и явления: тёлка, лохудра, дрыхнуть, жрать.

историзмы – это слова, ушедшие из активного словаря, поскольку вышли из обихода явления и предметы, которые они обозначали.

архаизмы – это слова, вышедшие из употребления и замененные синонимами.

неологизмы – слова, которые появляются в языке, чтобы обозначить какое-то новое явление в жизни. Новая лексика (неологизмы) появляется в языке, чтобы обозначить какое-то новое понятие, явление. Примерами неологизмов ХХ века могут служить слова юниор, перфоманс, пиар, маркетинг, менеджмент.

Большинство неологизмов связано с развитием науки, техники, культуры, экономики, производственных отношений. Многие из этих слов прочно входят в жизнь, утрачивают свою новизну и переходят в активный словарный запас.

Языкова́я ли́чность — любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведённых им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения ви́дения им окружающей действительности и для достижения определённых целей в этом мире. Также наименование комплексного способа описания языковой способности индивида, соединяющего системное представление языка с функциональным анализом текстов

Ввел это понятие в широкий научный обиход Ю. Н. Караулов, который считает, что языковая личность — это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся:

а) степенью структурно-языковой сложности;

б) глубиной и точностью отражения действительности;

в) определенной целевой направленностью.



  1. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.


Исследователи выделяют три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Первый, важнейший аспект - нормативный. Языковая норма - это центральное понятие культуры речи. Культура речи, прежде всего, предполагает соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями, говорящими или пишущими, в качестве «идеала», образца. Норма является главным регулятором речевого поведения людей. Однако это необходимый, но недостаточный регулятор, потому что одного соблюдения предписаний нормы не хватает для того, чтобы устная или письменная речь оказалась вполне хорошей, т. е. удовлетворяла все потребности коммуникации. Можно привести большое количество самых разнообразных по содержанию текстов, безупречных с точки зрения литературных норм, но не достигающих цели. Обеспечивается это тем, что норма регулирует в большей мере чисто структурную, знаковую, языковую сторону речи, не затрагивая важнейших отношений речи к действительности, обществу, сознанию, поведению людей.

Вторым важным качеством культуры речи является коммуникативная целесообразность - это умение находить, в языковой системе для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму. Выбор необходимых для данной цели и в данной ситуации языковых средств - основа коммуникативного аспекта речи. С коммуникативной целесообразностью тесно связан и третий - этический аспект культуры речи. Коммуникативная целесообразность как критерий культуры речи касается как формы выражения мысли, так и ее содержания. Этический аспект куль туры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях таким образом, чтобы не унизить достоинства участников общения.

Этические нормы общения предусматривают соблюдение речевого этикета. Речевой этикет представляет собой систему средств и способов выражения отношения общающихся друг к другу. Речевой этикет включает речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращения на «ты» и «вы», выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и т. д. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения и другие формы оскорбляющие достоинство участников общения или окружающих людей. Все вышеизложенное позволяет принять предложенное Е. Н. Ширяевым определение культуры речи: «Культура речи - это такой выбор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».



  1. Коммуникативные качества речи (богатство, выразительность, ясность, точность, правильность, уместность и др.).


Коммуникативные качества речи – такие её свойства, которые помогают организовать общение с учетом конкретной ситуации и поставленных целей наиболее эффективно. Эти свойства проявляются как в устной, так и в письменной речи. К коммуникативным качествам речи относятся правильность, уместность, точность, логичность, богатство, чистота, выразительность речи и некоторые другие её свойства.

Точность – это коммуникативное качество речи, которое обеспечивает взаимопонимание людей в наибольшей степени и предполагает знание предмета речи и умение выбирать нужные слова

Логичность – это коммуникативное качество речи, которое предполагает создание последовательного, непротиворечивого, доказательного высказывания

Богатство речи – это качество речи, которое предполагает максимальное разнообразие использующихся в речи языковых средств

Уместность – это качество речи, которое требует такого подбора и организации средств языка, которые делают речь отвечающей субъектам, целям и условиям общения

Чистота – это качество речи, которое характеризует отсутствие в речи некодифицированных языковых средств, а также слов, оскорбляющих нравственность собеседника

Выразительность – это качество речи, которое характеризует речь как яркую, образную, интересную для собеседника

Ясность – это качество речи, которое предполагает отсутствие двусмысленности

Краткость – это качество речи, которое выражается в умении передать мысль наименьшим количеством слов

В каждом конкретном случае отдельное свойство речи или их комбинации проявляются по-разному (в том числе и в разной степени) – в зависимости от целей, намерений участников, условий и ситуации общении, от речевого жанра.


  1. Языковая норма: особенности и роль в становлении и функционировании русского литературного языка. Зачем быть грамотным.


Языковая норма (норма литературная) — это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т. е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений)

Норма - единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития

Норма может быть императивной и диспозитивной. Нарушение императивной нормы расценивается как слабое владение русским языком. К императивным нормам относится нарушение норм склонения, спряжения, принадлежности к грамматическому роду, нормы ударения. Диспозитивная норма допускает варианты – стилистические или вполне нейтральные.

Различают нормы орфоэпические, акцентологические, грамматические и лексические

Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все страны языка.

  • Типология норм. Характерные особенности нормы литературного языка.

  • Относительная устойчивость.

  • Распространенность.

  • Общеупотребительность.

  • Общеобязательность.

  • Соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей – классиков, современных писателей, анализ языка средств массовой информации, современное общепринятое употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых языковедов.

Нормы языковые помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.

Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовые общественные), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловые).

Норма не делит средства языка на плохие и хорошие, а указывает на их коммуникативную целесообразность.

Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.

Язык - это прежде всего средство общения. Грамотность есть владение языком, т.е. грамотный человек умеет выражать свои мысли так, чтобы его понимали. Для того, чтобы люди друг друга понимали, существуют общепринятые нормы языка. Язык живой, он постоянно развивается, но нормы языка вырабатываются годами и даже веками. Нормы - это как базис, платформа. Если её разрушить, то люди перестанут понимать друг друга. Будет хаос. Возьмем такую ситуацию, как прием на работу. Согласитесь, никто не будет читать резюме с различного рода ошибками. А если кто и прочтёт, то на работу всё равно не возьмут. 99,9% соискателей никогда не пройдут собеседование в нормальной компании, если они не умеют кратко, чётко и содержательно рассказать о себе, своём опыте и пожеланиях. Для этого опять же требуется владение языком.


  1. Речь и речевое поведение. Условия эффективной коммуникации.


Речевое поведение – использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков (В. Максимов)

Речевое поведение человека - сложное явление, связанное с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как и как представителю социальной группы, а также и национальной общности, особенностями.

Речевое поведение - проявление поведения в словесной форме, состоящее из:

- фраз,

- интонаций,

- внутреннего подтекста.

Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, людям и т. п. Выделяются два вида поведения: вербальное (словесное) и реальное. Вербальное поведение – это система высказываний, мнений, суждений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний. Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.
В речевом общении выделяются три стороны: интерактивная (взаимодействие), коммуникативная (прием, передача, обмен информацией), перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).

В структуре коммуникации выделяется три взаимосвязанных компонента: процессуальный; знаковый; текстовый.

Процессуальный компонент включает в себя все виды речевой деятельности участников общения: говорение, слушание, письмо, чтение.

Знаковый компонент включает речь и язык. Средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Знаки отличаются один от другого материей, т. е. тем, из чего состоит данный знак. Одним из древнейших средств общения является язык, представляющий знаковую систему. Речь рассматривается как способ формирования и формулирования мысли (внутренняя или внешняя, устная или письменная, диалогическая или монологическая). Наряду со звуковыми используются письменные знаки, зрительные образы, мимика, жесты, рисунки, интонация и др.

Текстовый компонент как результат коммуникации включает в себя содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи)
Каналы речевой коммуникации

Существует два основных канала речевой коммуникации – вербальный (словесный) и невербальный. Считается, что словесный канал используется для передачи информации, а невербальный - для «обсуждения» межличностных отношений.

Неречевое взаимодействие осуществляется с помощью таких каналов общения (=сенсорным системам человека), как обоняние, слух, зрение, моторика, кинестетика. Психологи даже выделяют три типа людей в зависимости от особенностей восприятия ими информации по ключевым каналам:

· визуальный тип: информация легче воспринимается в виде зрительных образов, представляемых картин, коммуникация более эффективна при использовании иллюстраций, фотографий, диаграмм, фильмов и др. средств визуализации;

· аудиальный тип: информация проще воспринимается на слух, основная характеристика – звуковая;

· кинестетический тип: информация усваивается через прикосновения, запоминаются движения, ощущения тела

Условия эффективной коммуникации

    1. Слушание

Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это возможность сосредоточиться на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника. Это психологическая готовность к контакту с другим человеком. Как говорят психологи, слушание – это тяжелый труд, но и ценнейший дар, которым можно одарить другого.

    1. Условия слушания

Необходимое условие эффективного слушания – зрительный контакт между собеседниками. Когда речь идет об эффективном слушании, то целесообразно обращать внимание и на позу участников общения. Следует учитывать и такой важный фактор в общении, как межличностное пространство, расстояние, на котором собеседники находятся по отношению друг к другу. ополнительными сведениями о внутреннем состоянии собеседника, его отношении к предмету обсуждения, о реакции на наши слова могут быть также его мимика, жесты, интонация. Все это повышает эффективность слушания и, следовательно, позволяет лучше понять суть позиции оппонента.

    1. Типы собеседников

Основными критериями для классификации типов деловых собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность, владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы.

Условия успешного диалога


1. Взаимное понимание, интерес собеседников к теме диалога.

2. Умение слушать и слышать собеседника.

3. Равноправность и взаимоуважение участников диалога.

4. Активность в роли слушателя и говорящего.


  1. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы. Причины коммуникативных неудач.


Коммуникативная цель ‒ стратегический результат, который хотят получить участники (или один из участников) общения.

Коммуникативная стратегия ‒ план коммуникации, направленный на достижение коммуникативной цели и тактика.

Коммуникативная тактика – это одно или несколько речевых действий, посредством которых говорящий решает конкретную коммуникативную задачу.
Речевые стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового взаимодействия на протяжении всего разговора. Мельчайшая единица исследования – диалоговый “шаг” – фрагмент диалога, характеризующийся смысловой исчерпанностью. Число таких “шагов” в диалоге может быть различным в зависимости от темы, отношений между участниками общения и от всех прагматических факторов. Речевые стратегии намечают общее развитие диалога.

Как правило, стратегию определяет макроинтенция одного (или всех) участника диалога, обусловленная социальными и психологическими ситуациями. Стратегия связана с поисками общего языка и выработкой основ диалогического сотрудничества: это выбор тональности общения, выбор языкового способа представления реального положения дел. Выработка стратегии осуществляется всегда под влиянием требований стилистической нормы.
Речевая / коммуникативная тактика – это способы и приёмы достижения коммуникативной цели, совокупность практических коммуникативных ходов в процессе речевого взаимодействия. Речевая тактика призвана обеспечить осуществление избранной коммуникативной стратегии и развёртывание избранного речевого жанра. Речевые тактики выполняют функцию способов осуществления стратегии речи: они формируют части диалога, группируя и чередуя модальные оттенки разговора (оценки, мнения, досаду, радость и т.п.).

Если речевую стратегию понимать как совокупность речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего, то речевой тактикой следует считать одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии. Речевая стратегия и речевая тактика связаны друг с другом как род и вид. Известно, что у каждого человека есть собственный репертуар речевых тактик, которые находятся в прямой зависимости от социальных и психологических аспектов общения. Следует иметь в виду, что ни одна из речевых тактик не является универсальной и эффективной во всех случаях жизни: в ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере – совсем другие, точно как одни тактики используются в монологической речи, другие – в диалогическом общении.

Инструментом реализации речевых тактик является коммуникативный ход как минимальная диалогическая единица. Коммуникативные ходы осуществляются под контролем стратегии и тактики, их нельзя рассматривать вне реакции собеседника. Коммуникативный ход состоит в функциональной зависимости от предшествующих и последующих реплик говорящего и слушающего. Данная особенность и отличает коммуникативный ход от речевого акта: он предпринимается попеременно то говорящим, то слушающим (вопрос – ответ; просьба – согласие или отказ и т.д.).

Каждый коммуникативный ход преследует определённую цель – это установление контакта, самопрезентация, уклонение от контакта, стремление снять напряжение, уход от навязываемой темы, имитация солидарности, предостережение, угроза, намёк, поддержание добрых отношений, отклонение необоснованных обвинений, уклонение от запроса, обвинение в неискренности.

Коммуникативные стратегии и тактики должны привести к успеху коммуникативного взаимодействия, т.е. к осуществлению речевого замысла говорящего и к убеждению слушающего – к такой эмоциональной реакции собеседника, которая нужна говорящему.

Владение коммуникативными стратегиями и тактиками рассматривается как одна из важнейших профессиональных компетенций будущего специалиста: чем лучше человек знает нормы языка, чем богаче его речь и чем шире арсенал его коммуникативных стратегий и тактик, тем успешнее он решает повседневные производственные задачи и добивается поставленных целей.

Приемы речевого воплощения стратегий и тактик, делятся:

  • на тривиальные;

  • нетривиальные.

Тривиальные способы – это сложившиеся в языковой системе стереотипы выражения – выделение наиболее значимого компонента.

  • Волна захлестнула лодку. Лодку захлестнуло волной. Лодку захлестнуло – линейная организация предложений.

  • Варианты выражения извинения, просьбы.

Важный прием осуществления целого ряда тактик при кооперативной и некооперативной стратегии – молчание. Оно может быть эквивалентом реплики – утверждения, обещания, просьбы, согласия, ожидания, запинки, оценки.

Нетривиальные способы:

  • косвенное информирование;

  • вертикальный контекст разговора;

  • намек.

Причины коммуникативных неудач


1. Внешние обстоятельства беседы - присутствие посторонних людей, неблагоприятный эмоциональный настрой собеседников.

2. Вынужденное опосредованное общение - важная информация сообщается не в устной форме, а по телефону или в письме.

3. Ритуализированное общение - когда живой и естественный обмен репликами заменяется речевыми шаблонами.

4. Значительное социальное дистанцирование сводит к минимуму вероятность успешной коммуникации.

5. Проявление необоснованного доминирования в разговоре - повышение голоса, игнорирование высказываний, приказы, поучения и запреты.


  1. История ораторского искусства.


Уходит в глубь веков, в ХV –Х в.в. до н.э. С развитием общества и культурных отношений умение говорить и убеждать становится все востребованным.  Ораторское искусство было известно в древней Индии, Египте, Ассирии, Вавилоне. Эти государства в период с Х до IV веков до н.э. достигли своего высшего расцвета. Например, в Индии в 700 г до н. э был построен 1-й на планете университет, где преподавалось 60 предметов. В 400 г. до н.э. построен 2-й университет. В медицине проводились операции на головной мозг, удаляли катаракты. Храмы Индии и сегодня восхищают своей красотой и великолепием. До нас дошли художественные произведения древней Индии – поэма «Рамаяна» «Махабхарата». Ассирийские анналы, которые являются лучшим примером литературы, диалоги, такие как «Лето и Зима», басни «Об орле и змее», мифы «О сотворении мира», вавилонская поэма «О Гильгамеше», повесть «Об Ахикаре», где изложены поучения старого Ахикара об искусстве говорить и молчать. В этих государствах существовали суды, а значит там звучали обвинительные и защитные речи, а это один из видов ораторского искусства.  Все страны Средней Азии, Востока, Египет постоянно вели войны между собой. А значит имело место публичных выступлений полководцев и царей перед воинами с пламенными речами для воодушевления на подвиги и на защиту своей страны. В ходу была военная дипломатия. Велись переговоры, заключались перемирия. Все это требовало умения искусно говорить.

Началом ораторства принято считать 490 годы до н.э., когда Перикл, афинский государственный деятель, полководец, знаменитый оратор, основал афинскую демократию и после многочисленных войн установился золотой век. Афины стали центром искусства, литературы, философии. Установившийся строй – рабовладельческая демократия – дала возможность всему свободному мужскому населению участвовать в обсуждении важных государственных дел: в народном собрании, в совете 500, в судах. Чтобы отстоять свое мнение, надо было уметь говорить красноречиво и убедительно, а должностные лица обязаны были владеть ораторским искусством, т.е. мастерством публичного выступления.  Знаменитые ораторы – Перикл, Демосфен — были политическими деятелями, а Демосфен стал ярким примером того, что овладеть ораторским искусством можно, если усердно учиться этому. Ораторство и политика были неразрывны. Все мужи Афин читали труды философов, учили их трактаты наизусть, декламировали. Большую популярность приобрели философы – софисты. Они стали почитаемы. Софисты открывали платные школы по риторике и становились учителями. Это были школы философов – просветителей. Большой славой пользовалась риторическая школа Исократа. За плату так же писались судебные речи населению. Софисты создали культ слова и оформили риторику как науку.  Они обучали правилам построения речи, манере произношения, подаче, умению воздействовать на аудиторию. Речь стала предметом изучения, а «Риторика» — царица всех искусств. Цель софистов была научить учеников вести полемику, дискуссии. Не было единой системы обучения, только Горгий создал «Учебник красноречия». О философах-софистах сохранились свидетельства у Сократа, Платона, Диогена.

Древнегреческая философия постепенно складывается как наука, а вместе с ней и ораторское искусство. На смену софистам пришел великий философ, оратор, талантливый педагог – Сократ – начинатель классического периода греческой философии. К сожалению Сократ не оставил письменных трудов. О нем мы узнаем от Платона, Аристотеля. Сократ вел свое обучение методом диалога. Он обучал философии, риторике. 

Ученик Сократа Платон представляет «Афинскую школу» философов. Платон в философии придерживался принципов Сократа. В 380 г. до н. э. основал религиозно-философский союз близ Афин в местности Академа, который стал называться Академией Платона. Здесь рассматривался широкий круг вопросов по математике, философии, астрономии, естествознанию, риторике. Метод обучения был диалог.

Ученик Платона Аристотель продолжил его теорию и создал свою всестороннюю систему философии. Он учился в Академии Платона, преподавал там риторику и другие предметы. Аристотель автор 150 трудов и трактатов. После смерти Платона в предместье Афин Аристотель организовал свою новую школу – Ликей – где преподавал и проводил самостоятельные исследования. 

Расцвет ораторского искусства в древней Греции продолжался до II в. до н.э., до момента, когда Греция не оказалась под владычеством Римлян. 

Римляне мудро обошлись с историей ораторской речи, наследием выдающихся греческих ораторов, постепенно развивая достижения предшественников и приумножая их. Уже во 2 веке до нашей эры на территории Римской республики были гуманитарные школы, в которых мальчиков, будущих политических деятелей, общественных мужей, судебных заседателей обучали искусству публичных выступлений.

Развитие отечественной школы происходило по ставшей уже классической схеме: ознакомление с трудами античных авторов, обобщение их опыта, использование материалов европейских философов.

Обычно, говоря об истории развития российского ораторского искусства, упоминают Ломоносова: это благодаря ему были созданы первые отечественные учебные заведения с обучением на русском языке. Большинство писателей, просветителей, ученых были также и блестящими ораторами: это Герцен, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Белинский. Последнему принадлежит блестящая фраза, характеризующая его отношение к России, родному языку: употребление чуждых слов, в то время, как есть русские, означает противоречить здравому смыслу и здравому вкусу.

В значительной степени становлению ораторской речи об истории родного края, возникновению российского стиля способствовали блестящие выступления адвокатов и судебных деятелей 19 века – Кони, Плевако, Арсеньева и других. Их труды, выдержки из заседаний составили для потомков историю развития ораторского искусства России кратко, являясь примерами для подражания.

Современные ораторы продолжают следовать канонам риторики, заложенным до них, упражняясь в письме, монологах, диспутах, философских спорах. И, конечно же, в немалой степени их успех связан не с природными талантами, а с упорными тренировками, шлифовкой своего мастерства, доведением его до степени высочайшего искусства.

Риторика - наука об искусстве красноречия - существует с древнейших времён и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах:

- в античности искусство речи рассматривалось как важнейшая часть культуры мышления - мышления философского, политического, художественного;

- в средние века риторика стала использоваться как внешнее украшение содержания речи, нередко понималась крайне формально;

- в 20 веке само слово "риторика" стало для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней речи.


  1. Примеры выдающихся ораторов: традиции и современность.


Ораторское искусство начало свое развитие в Древней Греции, секреты которого используют и в настоящее время. Умельцев красиво говорить уже в то время было довольно много. В список выдающихся деятелей входят такие величайшие ораторы, как Перикл, Цицерон, Лисий, Демосфен, Аристотель и прочие. В особенности следует выделить Лисия и Демосфена, так как именно на этих великих ораторов равнялись в дальнейшем все последующие поколения.

Лисий был прекрасным судебным оратором древних времен, речи которого всегда отличались оригинальностью, выразительностью и неповторимостью. Он хорошо продумывал и внимательно отрабатывал каждую деталь своего текста. Часто в выступлениях этого оратора присутствовала ирония, что вызывало огромную симпатию у аудитории. При этом речь всегда была краткой, не содержала ничего лишнего. Речь Лисия считается эталоном для ораторов всего мира. Многие ораторы, выступавшие в судебных заседаниях, брали с него пример, заимствуя его манеру красноречия.

Еще одним великим оратором, на которого равнялись многие общественные деятели, был Демосфен. Этого человека считают гениальным, ведь для того, чтобы стать оратором, ему пришлось многое изменить в себе. С рождения Демосфен обладал слабым голосом и коротким дыханием.

Благодаря долгим и суровым тренировкам, в которых применялись различные методики, он смог добиться блестящих результатов и стал одним из лучших ораторов всех времен. Его дикции, красивой и понятной речи можно было только позавидовать. Выступления этого известного оратора были яркими, выражения краткими и лаконичными.

  1   2   3   4   5


написать администратору сайта