Главная страница
Навигация по странице:

  • Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934) - советский педагог.

  • Социальная педагогика, ее предмет и задачи

  • Объект социальной педагогики

  • Задачи социальной педагогики: общенаучные

  • Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания.

  • Социальная педагогика и другие отрасли человеко- и обществознания.

  • Разделы социальной педагогики.

  • Принцип гуманистической направленности воспитания

  • Принцип природосообразности воспитания

  • Принцип культуросообразности воспитания

  • Принцип вариативности социального воспитания

  • Принцип коллективности социального воспитания

  • Принцип центрации социального воспитания на развитии личности

  • Принцип диалогичности социального воспитания

  • Принцип незавершимости воспитания

  • Принцип дополнительности в социальной педагогике

  • Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуализации воспитания).

  • Принцип социальной адекватности воспитания

  • Принцип ориентации на позитив, положительное в характере и поведении ребенка

  • Принцип социального закаливания

  • Лекции ГАК по Соц. педагогике кратко. Вопросы к гак для студентов озо, обучающихся по специальности Социальная педагогика


    Скачать 1.22 Mb.
    НазваниеВопросы к гак для студентов озо, обучающихся по специальности Социальная педагогика
    АнкорЛекции ГАК по Соц. педагогике кратко.doc
    Дата01.10.2017
    Размер1.22 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции ГАК по Соц. педагогике кратко.doc
    ТипДокументы
    #9114
    страница5 из 35
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

    На 20-е гг. пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов — как ученых, так и практиков, в числе которых А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л.С. Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков получили заслуженное международное признание.


    Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934) - советский педагог. В 1906 организовал общество «Сетлемент». С 1909 руководил обществом "Детский труд и отдых". В 1911 организовал летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь". В основу концепции Шацкого С.Т. легла идея "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде. В 1919-1932 руководил работой 1-й Опытной станции по народному образованию наркомата просвещения РСФСР.
    Педагогика Антона Семёновича Макаренко (1888-1939) социально-педагогическое открытие ХХ века. Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это – Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
    Макаренко создаёт гениальный социально-педагогический проект. Коллектив, как его понимал Антон Семёнович — это и есть реальное жизненное пространство, где осуществляется становление собственно человеческого в человеке. Подлинная личность, и даже — индивидуальность может быть выстроена только из материи общественной жизни. Принципы педагогики Макаренко: воспитание в коллективе и труде, педагогического оптимизма.

    Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Но наряду с этим фактически возрождается благотворительность (хотя это слово и не употребляется), которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов. В 60- 70 гг. в педагогической науке и практике наметился явный поворот в сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, связанных с разработкой системного подхода в обучении и воспитании.

    Введение профессии «социальный педагог» в России

    Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. Как результат этого растет преступность среди подростков и молодежи, увеличивается количество беспризорных и безнадзорных детей, становятся социальной проблемой детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, и т. д.

    В условиях реформирования общества изменяется и социальная политика государства. В 1990 г. Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка. В статье 7 новой Конституции России записано, что в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты». Приняты многочисленные нормативные акты; Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

    В начале 90-х годов были приняты и начали реализовываться большие социальные программы, одна из которых «Дети России». В 1991 г. в России был официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика».

    Вопросами социальной защиты и поддержки детства в настоящее время занимаются различные министерства и ведомства: Министерство образования и науки; Министерство труда и социального развития; Министерство здравоохранения; Министерство юстиции.

    Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.

    Возвращается в наше общество благотворительность, причем на новой законодательно закрепленной основе. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вызвал процесс бурного развития благотворительных фондов, ассоциаций, союзов, объединений. Организованы и действуют профессиональные ассоциации социальных педагогов и социальных работников, набирает силу волонтерское движение, оказывающее помощь и поддержку нуждающимся детям.


    Социальная педагогика, ее предмет и задачи

    Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: paidos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, ко-торые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки — педагогика.

    Слово «социальный» (от лат. socialis) означает — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность.

    Существуют различные определения социальной педагогики.

    Социальная педагогика - это наука о воспитательных влия­ниях социальной среды (В.Д. Семенов, Россия). Социальная педагогика – это процесс взаимодействия человека с социумом (Г.Н.Филонов).

    Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая соци­альное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в орга­низациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.) (А.В. Мудрик).

    Основные категориисоциальной педагогики — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальное обучение, социальное образование, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др.

    Объект и предмет социальной педагогики также имеют различные трактовки.

    Объект социальной педагогики – взаимоотношения развивающейся личности и социальной среды; ребенок, имеющий проблемы в социализации.

    Предмет социальной педагогики – закономерности социализации личности; социально-педагогический процесс, условия его реализации.

    Содержание социальной педагогики определяется ее функциями.

    Функции социальной педагогики. Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познава­тельной, прикладной и гуманистической.

    Теоретико-познавательная функция выра­жается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, опи­сывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

    Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выяв­лением условий эффективного совершенствования социально-педа­гогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

    Гуманистическая функция выражается в разработке целей совер­шенствования социально-педагогических процессов, создающих бла­гоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

    Задачи социальной педагогики:

    1. общенаучные:

    – изучение и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

    – вскрытие закономерностей социального воспитания и социализации;

    – внедрение результатов социально-педагогических исследований в практику;

    – разработка системы социального воспитания (методов, форм, средств, технологий);

    – разработка теоретических основ подготовки социальных педагогов;

    – разработка теоретико-методологических, научно-методических основ социальной педагогики;

    1. прикладные:

    – пропагандировать, просвещать, воспитывать, обучать и развивать интерес к человеку, его уникальности, правам и обязанностям в обществе;

    – содействовать в реализации индивидуальности человека, его задатков и способностей;

    – проводить профилактику и содействовать адаптации, реабилитации и мобилизации сил человека для преодоления негативных влияний среды;

    – контролировать и корректировать исполнение намеченного.

    Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, мо­жет делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко-и обществознания, а с другой - трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.

    Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания.

    Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике необходимо широко опираться на историю педагогики (изучающую развитие пе­дагогических идей и теорий), историю воспи­тания (в ней идет речь о том, как складыва­лась практика воспитания на различных этапах развития челове­чества в целом и в отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию и прак­тику воспитания в зарубежных странах на современном этапе).

    Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и иссле­довательские взаимосвязи социальной педагогики с семейной, кон­фессиональными и коррекционной педагогиками.

    Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профес­сионального образования, педагогика закрытых учреждений раз­личного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клуб­ная педагогика, педагогика среды, военная педагогика, производст­венная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.

    Социальная педагогика и другие отрасли человеко- и обществознания.

    Философия и социальная педагогика. Филосо­фия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, выра­батывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека.

    Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия соци­ального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обна­ружить те или иные философские основания.

    Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие зако­ны развития моральных представлений и отношений, а также ре­гулируемые ими формы морального сознания людей и их мораль­ную деятельность.

    Социальная педагогика использует и учитывает сформулиро­ванные этикой принципы нравственности, определяя цели и раз­рабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличност­ного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и ме­тодики социального воспитания.

    Социология и социальная педагогика. Социология - наука о за­кономерностях становления, функционирования и развития об­щества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

    Социология социального воспитания, изучая проблему социали­зации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии пре­ступности, социологии религии, социологии семьи.

    Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспи­тания, социальная педагогика принимает во внимание данные со­циологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуще­ствляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различ­ным регионам и типам поселений, ценностных ориентации отдель­ных возрастных и социально-профессиональных групп населения.

    Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этногра­фия изучает бытовые и культурные особенности народов. Этно­психология - отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности форми­рования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Социология и психология социального воспи­тания используют данные об этнических особенностях возрас­тной периодизации жизненного пути человека, о факторах, опре­деляющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализа­ции и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т.д.

    Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические особен­ности необходимо учитывать при определении конкретных задач и содержания воспитания, при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания. При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оп­равдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам воспи­тания способы воспитания и использовать их в системе социаль­ного воспитания в рамках данного этноса. Кроме того, имеет смысл искать способы в возможных и разумных рамках интенси­фицировать или нивелировать и компенсировать некоторые этни­ческие особенности социализации и воспитания.

    Социальная и возрастная психология и социальная педагогика. Социальная психология изучает закономерности поведения и дея­тельности людей, обусловленные фактом их включения в соци­альные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенно­сти и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социа­лизации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.

    Разделы социальной педагогики.

    Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов.

    Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматри­ваются фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы. В частности, дается трактовка сущности социального воспитания и его задач; на основе определенного понимания об­раза человека разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального воспитания и т.д.

    Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как со­ставную часть социализации. Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных по­тенций, нивелирования отрицательных и усиления положитель­ных влияний на развитие человека в процессе социализации. А в целом, знания, полученные социологией социального воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества.

    Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприят­ных условий социализации, в ней определяются направления со­циальной и педагогической помощи им.

    Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогно­зирует функционирование социального воспитания. Исходя из по­ложений философии социального воспитания, учитывая данные со­циологии социального воспитания и социально-педагогической виктимологии, теория социального воспитания, например, исследу­ет: что представляют собой индивидуальные, групповые и социаль­ные субъекты социального воспитания и как они между собой взаи­модействуют; содержание жизнедеятельности воспитательных ор­ганизаций; содержание и характер индивидуальной помощи чело­веку и т.д.

    Психология социального воспитания на основе социально-психо­логических характеристик групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

    Методика социального воспитания отбирает из практики и кон­струирует новые способы целесообразной организации социаль­ного воспитания.

    Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматри­ваются вопросы управления социальным воспитанием.

    2.

    Принципы социальной педагогики
    Слово «принцип» происходит от латинского слова, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике со­держание, формы и методы воспитания.

    Принцип гуманистической направленности воспитания

    Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчет­ливо выражена уже в трудах чешского педагога Я. А. Камен­ского, а начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.), она приобретает все большее распространение в работах педагогов различных стран. Наиболее последовательно эта идея отразилась в теориях свобод­ного воспитания французского мыслителя XVIII в. Ж.Ж.Руссо и Л.Н.Толстого, а в XX в. в гуманистической психологии и в гуманистической педагогике.

    В русле социальной педагогики принцип гуманистической направ­ленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

    Реализация принципа гуманистической направленности воспита­ния оказывает положительное влияние на становление детей, под­ростков, юношей, на все аспекты их социализации.

    В случае последовательной реализации этого принципа:

    именно воспитание в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные системы и пове­денческие сценарии;

    воспитание получает определенные возможности создать ус­ловия для эффективной реализации себя человеком как субъ­екта социализации, для проявления и развития его субъектности и субъективности в позитивном аспекте;

    воспитание может создать такие условия развития человека, ко­торые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, т.е. в той или иной мере ми­нимизировать степень становления его жертвой социализации;

    воспитание имеет возможность в определенной мере не до­пустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия этих столкновений, т. е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприят­ных условий социализации.

    Реализация принципа гуманистической направленности воспита­ния в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства соб­ственного достоинства, ответственности, терпимости; на формиро­вание личности - носителя демократических и гуманистических от­ношений в обществе.

    В более широком аспекте реализация принципа гуманистической направленности воспитания способствует налаживанию контактов между людьми, сотрудничества, что способствует уменьшению анта­гонизмов в обществе и объединению ресурсов человечества в борь­бе за социальный прогресс.
    Принцип природосообразности воспитания
    Идея о необходимости природосооброзности воспитания зароди­лась в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, Пла­тона, Аристотеля.

    Принцип природосооброзности воспитания сформулировал в XVII вв. Я.А.Коменский, и он получил широкое признание в педагогике XVIII-XIX веков.

    Развитие наук о природе и человеке в XX столетии существенно обогатило содержание принципа природосооброзности воспитания. Особую роль сыграло создание выдающимся отечественным ученым В. И. Вернадским учения о ноосфере.

    Ноосфера, т.е. сфера разума, - понятие, отражающее такую стадию развития биосферы, на которой сознательная деятельность человека влияет на появление и решение глобальных проблем.

    Современная трактовка принципа природосообразности воспи­тания предполагает, что оно должно основываться на научном по­нимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согла­совываться с общими законами развития природы и человека, вос­питывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.

    В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические уста­новки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и пове­дение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

    осознавал себя гражданином Вселенной;

    понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;

    осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человече­ских сообществ;

    имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

    формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;

    осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, ра­зумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизво­дящего ее.
    Принцип культуросообразности воспитания
    Идея о необходимости культуросообразности воспитания до­вольно отчетливо обозначена в трудах английского педагога Д.Локка (XVII в.), французского мыслителя К. Гельвеция (XVIII в.) и швейцарского педагога И.Песталлоцци.

    Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Ф.Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфи­ческими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

    В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Име­ются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексу­альная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная.

    В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, что­бы воспитание находило способы минимизации отрицательных по­следствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкрет­ного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

    Реализация принципа культуросообразности воспитания сущест­венно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечело­веческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоя­тельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия вклю­чает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны раз­личия в культурах сельского и городского населения, а в городе - между различ­ными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.

    В то же время нахождение баланса ценностей различных куль­тур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.
    Принцип вариативности социального воспитания
    В современных обществах (модернизированных и модернизирую­щихся) вариативность социального воспитания определяется много­образием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

    Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципаль­ном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях (что обеспечивает определенные общие стандарты и нормы); б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муници­пальные и локальные условия; в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, диф­ференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.

    Принцип вариативности социального воспитания стало возмож­ным и необходимым сформулировать в отечественной педагогике в связи с теми социально-политическими изменениями, которые про­исходят в обществе начиная с конца 80-х гг. XX в. (А.Г. Асмолов). Следствиями этих изменений стали: признание наличия и правомер­ности индивидуальных целей человека наряду с целями коллективов и групп, возрастных и социальных слоев, общества в целом; созда­ние законодательных предпосылок для дифференциации образова­ния в соответствии с этническими особенностями и региональными условиями; появление и развитие различных видов и типов воспита­тельных организаций, локальных воспитательных систем, муници­пальных и региональных систем воспитания.

    Для реализации принципа вариативности социального воспита­ния необходимы:

    создание многообразных видов и типов воспитательных ор­ганизаций, что позволяет удовлетворять: интересы и потреб­ности личности; запросы возрастных, социально-профессио­нальных и этноконфессиональных слоев и общностей; потреб­ности муниципальных и региональных образований;

    дифференциация содержания, форм и методов социального воспитания применительно к видам и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям воспитуемых, условиям и традициям муниципальных и регио­нальных образований;

    построение региональных и муниципальных систем социально­го воспитания;

    создание локальных воспитательных систем.

    Реализация принципа вариативности социального воспитания создает условия для:

    формирования готовности и способности человека решать многообразные личностные и жизненные задачи;

    расширения возможностей компетентного выбора человеком стратегии собственного развития, жизненного и профессио­нального путей.
    Принцип коллективности социального воспитания
    Характеристика микрофакторов социализации показывает, что социализация детей, подростков, юношей происходит в большой мере в их взаимодействии с группами сверстников и старших (будь то семья, соседство или микросоциум, различные организации).

    Социальное воспитание как часть относительно социально кон­тролируемой социализации, с одной стороны, происходит в группах-коллективах, а с другой - объективно погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни может быть весьма различным).

    Идея о том, что коллектив — важнейшее средство воспитания, появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой начиная с середины XIX в. Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации чело­века и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности одним из организационных оснований социального воспитания.

    Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различно­го типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для по­зитивно направленных самопознания, самоопределения, самореа­лизации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.
    Принцип центрации социального воспитания на развитии личности
    Идея о том, что задачей воспитания является развитие челове­ка, зародившись в античности, получило свое воплощение в тру­дах многих мыслителей от титанов эпохи Возрождения до наших современников.

    В современной трактовке этот принцип предполагает, что стра­тегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогаще­нии и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспита­тельные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обес­печения прав других личностей.

    Развитие можно рассматривать как процесс и результат решения человеком трех групп возрастных задач — естественно-культурных, социально-куль­турных и социально-психологических. В соответствии с этими воз­растными задачами можно конкретизировать те аспекты развития личности, на которых необходимо центрировать социальное воспи­тание в воспитательных организациях.

    Необходимость решения естественно-культурных задач предпола­гает планомерное создание условий для целенаправленного физического, сексуального развития.

    Необходимость решения социально-культурных задач предполага­ет планомерное создание условий для целенаправленного развития: интеллектуального, социального.

    Необходимость решения социально-психологических задач пред­полагает планомерное создание условий для целенаправленного личностного развития человека.

    В целом возможности и успешность эффективной реализации принципа центрации социального воспитания на развитии личности зависят от того, стал ли приоритет личности основой идеологии общества, философии воспитания, важнейшей ценностью как вос­питателей, так и воспитуемых.
    Принцип диалогичности социального воспитания
    Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, за­родившись в древней Элладе, получила свое несколько специфиче­ское развитие в методах средневекового обучения, а затем в рабо­тах ряда педагогов новейшего времени.

    Тенденция рассмотрения воспитания как субъект-субъектного процесса, характерная для педагогической теории в последние десятилетия, а также постепенное распространение такого подхода в педагогической практике делают своевременным формулирование в качестве важнейшего для педагогики принципа диалогичности со­циального воспитания.

    Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которо­го являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональны­ми, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также со­вместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций.

    Диалогичность социального воспитания реализуется в обмене между воспитателями и воспитуемыми:

    ценностями, выработанными в культурах мира и конкретного общества;

    ценностями, свойственными субъектам социального воспита­ния как представителям различных поколений и субкультур;

    индивидуальными ценностями конкретных членов воспитатель­ной организации.

    Диалогичность социального воспитания предполагает, что в быту и жизнедеятельности воспитательной организации наряду с обме­ном происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле интеллектуально-морального напряжения коллектива и харак­тер свойственных организации межличностных отношений, что оп­ределяет ее воспитательную эффективность.

    Обмен, продуцирование и освоение ценностей становятся эф­фективными, способствуя позитивной социализации членов воспита­тельной организации, если:

    воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми;

    в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера;

    содержание и формы организации жизнедеятельности, а также элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов организации в диалоги различного типа (только для поддержания контакта, информационного, дискуссионного).

    Диалогичность социального воспитания не предполагает равен­ства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено воз­растными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асим­метричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности, толерантности и взаимных уважения и принятия.
    Принцип незавершимости воспитания
    Принцип незавершимости воспитания вытекает из рассмотрен­ного выше мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе.

    Принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни.

    Принцип незавершимости воспитания предполагает признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое, ибо, находясь в диа­логических отношениях с миром и с самими собой, они всегда со­храняют потенциальную возможность изменения и самоизменения (Л.Толстой считал, что на протяжении жизни в нем сменилось пять разных людей).

    В соответствии с принципом незавершимости воспитания его не­обходимо строить таким образом, чтобы на каждом возрастном эта­пе каждый имел возможность «состояться заново»: заново познать себя и других, заново развить и реализовать свои возможности, за­ново найти свое место в мире, заново самоутвердиться.
    Принцип дополнительности в социальной педагогике
    Принцип дополнительности сформулировал выдающийся датский физик Нильс Бор в связи с необходимостью интерпретации кванто­вой механики.

    Как способ описания при анализе альтернативных, противоре­чивых ситуаций принцип дополнительности стал применяться в различных сферах познания, превратившись в общенаучный методоло­гический принцип.

    Использовать принцип дополнительности в педагогике предложил В.Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека.

    В социальной педагогике принцип дополнительности, даже скорее лежащая в его основе идея, имеет большое значение, ибо позво­ляет упорядочить знания и изменить угол зрения в рассмотрении довольно большого круга проблем. Его применение предполагает:

    подход к развитию человека как к совокупности взаимодо­полняющих процессов - природного, культурного, социально­го и др., которые определяют характер, содержание и ре­зультаты его социализации;

    изучение и описание социализации как совокупности стихий­ного, частично направляемого, относительно социально кон­тролируемого процессов развития человека, а также его са­моизменения;

    выявление и изучение взаимодополняющих факторов социа­лизации различного уровня: мега — космос, планета, мир; макро - страна, этнос, общество, государство; мезо - реги­он, средства массовой коммуникации, субкультура, тип посе­ления; микро - семья, соседство, группы сверстников, воспи­тательные, религиозные и иные организации, микросоциум;

    подход к изучению воспитания как одному из социальных ин­ститутов, который, в частности, включает в себя взаимодо­полняющие виды воспитания (семейное, социальное, религи­озное, коррекционное, диссоциальное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муници­пальные, локальные) и воспитательные организации различных видов и типов;

    рассмотрение социального воспитания как совокупности взаи­модополняющих процессов (например, организации социаль­ного опыта, образования, индивидуальной помощи), создаю­щих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

    признание того, что содержательно процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя хотя и про­тиворечивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей (западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социаль­ных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.), что и требует реализации принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности, незавершимости в со­циальном воспитании.

    Все это далеко не исчерпывает возможности применения прин­ципа дополнительности в социальной педагогике, по мере развития которой будут открываться все новые и новые аспекты углубления с его помощью социально-педагогического знания.
    Принцип индивидуальной обусловленности

    (индивидуализации воспитания).

    В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек — это особый индивидуальный мир со своим содержанием, возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.

    Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:

    — человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;

    — предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;

    — учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности;

    — стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для человека в процессе социально-педагогической работы с ним.

    Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

    •       мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;

    •       определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;

    •       выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

    •       учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

    •       предоставление возможности учащихся в самостоятельном выборе способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.

    В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

    — работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;

    — успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

    — осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться только информацией об индивидуальных качествах;

    —на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения;

    —постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
    Принцип социальной адекватности воспитания

    В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности. Данный фактор имеет место при:

    — организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);

    — социально-педагогической экспертизе работы учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);

    — социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;

    — социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;

    — экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.

    Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач. Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

    Условиями реализации принципа являются:

    •       взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;

    •       координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на античность ребенка;

    •       обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;

    •       ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;

    •       учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);

    •       коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

    В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:

    — воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;

    – школа не должна ограничивать воспитание ребенка своими средствами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

    — педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;

    — все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.

    Данный принцип определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (например, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа). Средовые факторы — это то, с чем взаимодействует человек. В этом случае они выступают средством его развития, воспитания. Необходимость управлять факторами социального окружения человека, чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие, и лежит в основе принципа средовой обусловленности.

    Каждый фактор имеет собственное воспитательное воздействие (воспитательный потенциал), свои особенности, которые – должны учитываться специалистом. Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовывать и даже противодействовать ему. Основные требования принципа:

    — для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) существует наиболее благоприятная, благоприятная (недостаточно благоприятная), неблагоприятная среда;

    — с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение;

    — социальному работнику необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрализуя влияние негативных;

    — факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности;

    — факторы среды нередко являются средством воспитания ребенка, поэтому в работе с детьми необходимо умение прогнозировать характер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы.
    Принцип ориентации на позитив, положительное в

    характере и поведении ребенка

    Необходимо выявлять положительное в человеке, опираться на хорошее, развивать недостаточно сформированные качества. На этой основе устраняя негативные качества личности. Не акцентировать внимание только на недостатках.

    Если выявить в ребенке хорошее, это поможет найти с ним взаимопонимание. В человеке могут легко сочетаться положительные качества с отрицательными. Важно добиться, чтобы положительного стало больще.

    В воспитательном процессе недопустима конфронтация воспитателя с воспитанником. Только сотрудничество и терпение, заинтересованное участие в судьбе ребенка дадут положительные результаты.

    Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении ребенка. Наоборот надо выявлять и поддерживать положительное.

    Опора на положительное имеет ещё один аспект – это создание положительного позитивного воспитательного фона. Сюда относится и жизнедеятельность воспитанников, и стиль отношений. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, где высокая организация труда, заботливое отношение к друг другу способствует бодрому, уверенному движению вперед.

    Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

    Принцип социального закаливания
    Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

    Существуют различные мнения об отношении к ученикам в процессе воспитания. Несомненно, что педагоги должны заботиться о благополучии ученика, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворен своим статусом, своей деятельностью, мог себя в большей степени реализовать в системе социальных отношений. При этом решение данных задач осуществляется по-разному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на авторитарном стиле воздействия, до полного отстранения от регулирования отношений воспитанника с окружающей средой.

    Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным. При этом некоторые благополучные референтные отношения воспринимаются им как должное, как типичное, как обязательное. Формируется так называемое социальное ожидание благоприятных отношений как норма. Однако в обществе, в системе социальных отношений существуют в равном количестве или даже преобладают неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. (Например, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как сопротивляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них.)

    В работах Махатмы Ганди мы встречаем термин «социальные прививки», которые понимались им как постепенное познание ребенком отрицательных сторон жизни общества и выработка своеобразного иммунитета от негативных явлений. Они предполагают: познание физического страдания, духовной опустошенности, преодоление болезни, страха, непротивление злу насилием.

    Условиями реализации принципа социального закаливания являются:

    - включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

    — диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;

    - стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

    — оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

    В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

    —проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

    —ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

    — не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

    –    волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня.

    –   нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.
    3.

    Развитие ребенка в социуме
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


    написать администратору сайта