Главная страница
Навигация по странице:

  • четыре основные роли государства

  • «Архитектор»

  • Статья 22. Особенности финансирования государственных организаций культуры

  • Основные направления государственной политики в сфере культуры в Беларуси.

  • Структура органов управления культурой в Беларуси. Система учреждений культуры и искусства

  • целью государственной политики в сфере культуры

  • можно выделить учреждения

  • 2 вида учреждений системы Министерства культуры

  • Министерство культуры осуществляет руководство

  • Главными задачами Министерства культуры являются

  • Сущность понятия «культурная политика». Цели, задачи и функции культурной политики. Культурная политика

  • Сущность культурной политики

  • Модели культурной политики: концепция А. Моля. Типологии культурной политики А. Моля

  • «Патерналистская», или «догматическая»

  • «Эклектическая» или «культуролистическая»

  • Модели культурной политики: концепция М. Драгичевич-Шешич. Определяя культурную политику, известный сербский исследователь М. Драгичевич-Шешич

  • Либеральная культурная политика

  • Государственная бюрократическая или просветительская культурная политика.

  • Национально-освободительная культурная политика.

  • Культурная политика переходного периода.

  • в качестве определяющих критериев выступают: наличие общественной поддержки или идея самостоятельного выживания.

  • Вопросы к зачету по дисциплине Менеджмент в сфере культуры


    Скачать 71.13 Kb.
    НазваниеВопросы к зачету по дисциплине Менеджмент в сфере культуры
    Дата02.09.2022
    Размер71.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2_5451871734233830169.docx
    ТипДокументы
    #659628
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    «Роли» государства по отношению к культуре.

    Конкретная конфигурация государственного регулирования зависит от акцента на тех или иных рычагах. Определяя целесообразные пределы и формы государственного регулирования развития социально-культурной сферы, важно, избегая идеологических стереотипов, опираться на накопленный отечественный и зарубежный опыт.

    Этот опыт показывает, что возможны четыре основные роли государства по отношению к культуре и искусству.

    1. «Помощник» – когда государство все свое внимание концентрирует на поддержании и развитии разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве, достигая это поддержкой скорее культурной деятельности в целом, а не каких-то отдельных стилей и направлений.Классический пример «помощника» – государственная поддержка культуры в США.

    2. «Патрон» – когда государство концентрирует свое внимание больше на том, чтобы обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например, оно поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно участвует в культурной жизни, чем « помощник». Типичный пример такой ситуации – Великобритания.

    3. «Архитектор» – когда помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества. В основе его политики лежат скорее стандарты общества, чем профессиональные стандарты профессиональной среды сферы культуры. Сама же поддержка выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финансировании. Пример «архитектора» – Франция.

    4. «Инженер» – когда государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Примером такой государственной политики является бывший СССР.

    1. Принципы государственного финансирования сферы культуры.

    Статья 22. Особенности финансирования государственных организаций культуры

    1. Финансирование государственных организаций культуры осуществляется за счет средств республиканский и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от осуществления деятельности, которая приносить доход, безвозмездной (спонсорской) помощи, пожертвований меценатов культуры и других источников, не запрещенных законодательствам.

    2. Финансирование государственных организаций культуры осуществляется с учетом государственных минимальных социальных стандартов в сферы культуры, реализации государственных и других программ, направленных на сохранение, развитие, распространение и (или) популяризацию культуры.


    1. Основные направления государственной политики в сфере культуры в Беларуси.

    Политика Беларуси в области культуры осуществляется на основе Закона «О культуре в Республике Беларусь» (от 4 июня 1991 года).

    Данная политика направлена на решение задач:

    1) создание, сохранение, распространение и популяризация произведений материальной и духовной культуры;

    2) возрождение и развитие белорусской национальной культуры и культур национальных сообществ Беларуси как составной части общечеловеческой культуры;

    3) формирование культурной среды, моральных начал, эстетических взглядов и вкусов народа, приобщение его к художественному творчеству, к гуманистическим ценностям культуры.

    Государственная политика в области культуры осуществляется на основе следующих принципов:

    1) свобода творческой деятельности и саморазвитие культурных процессов, плюрализм направлений и стилей в творчестве, отказ от монополизма в культуре (Плюрали́зм (от лат. pluralius — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания);

    2) защита интеллектуальной собственности;

    3) общедоступность духовных ценностей;

    4) право на беспрепятственную культуротворческую деятельность на территории Республики Беларусь для всех национальных сообществ;

    5) приоритет условий для развития белорусской национальной культуры;

    6) гуманистическая направленность, усиление личностного начала в культурной деятельности, ориентация на общечеловеческие ценности, высокоморальный характер культуры;

    7) обеспечение связей белорусской национальной культуры с культурами других народов;

    8) соединение государственных и общественных начал в организации культурной деятельности;

    9) полная самостоятельность культурной деятельности Республики Беларусь.

    Особое внимание государство уделяет историко-культурному наследию Республики Беларусь.

    К историко-культурному наследию страны принадлежат материальные и духовные ценности, которые имеют неизменное историческое значение для народа независимо от авторских, имущественных прав на них, времени их создания и местонахождения, в том числе и за пределами Республики Беларусь.

    Деятельность по сохранению и использованию историко-культурного наследия регулируется Законом Республики Беларусь "Об охране и использовании памятников истории и культуры в Республике Беларусь" и другими законодательными актами в Республики Беларусь.

    В соответствии с данными актами является незаконным вывоз из Республики Беларусь и передача в собственность иностранным государствам, юридическим и физическим лицам культурных и исторических ценностей, которые признаны национальным культурным достоянием Республики Беларусь, а также:


    - культурных ценностей, найденных на территории Республики Беларусь, полученных археологическими, этнографическими или природоведческими научными экспедициями;

    - культурных ценностей, полученных безвозмездно или купленных законным образом с разрешения органов управления культурой Республики Беларусь без права вывоза с территории Республики Беларусь.я регулируется Законом Республики Беларусь "Об охране и использовании памятников истории и культуры в Республике Беларусь" и другими законодательными актами в Республики Беларусь.

    В Беларуси проводится государственная целенаправленная политика по возвращению на родину культурных ценностей, незаконно вывезенных с ее территории.

    В Республике Беларусь гарантируется развитие разнообразных по типам и видам деятельности предприятий, учреждений и организаций культуры: театров, студий, мастерских, кинотеатров, киноустановок, концертных, художественных и других театрально-зрелищных и культурно-просветительных учреждений, внешкольных, учебных, научно-исследовательских и других предприятий, учреждений и организаций культуры с учетом исторических, этнических и географических особенностей местности.

    Беларусь определяет нижеследующие приоритеты в области развития культуры:

    - возрождение, сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры;

    - создание и популяризация произведений искусства и литературы для детей, их эстетическое образование и воспитание;

    - популяризация классических произведений отечественного и всемирного искусства и лучших образцов современной культуры;

    - обеспечение развития культуры в сельской местности, расширение культурной инфраструктуры деревни.


    1. Структура органов управления культурой в Беларуси.

    Система учреждений культуры и искусства является одним из самых необходимых государственных институтов, поскольку она обеспечивает населению духовную свободу и формирует национальное самосознание.

    Важнейшей долгосрочной целью государственной политики в сфере культуры является формирование нравственных и идеологических основ государства, создание условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, сохранение культурных и национальных традиций страны, обеспечение доступности услуг учреждений культуры для всего населения страны.

    В зависимости от формы собственности (учредителя) и органа управления в сфере культуры можно выделить учреждения:




    • Государственные – подчиняются Министерству культуры;


    • Ведомственные – находятся в непосредственном подчинении другим министерствам (образования, информации, обороны и т.д.);


    • Общественно-коллективные (учредители – акционерные общества, колхозы и другие организации, основанные на коллективной собственности);


    • Частные (учредители – частные лица).


    Большая часть учреждений культуры находится в отраслевом подчинении Министерству культуры.

    По уровню управления и финансирования выделяют 2 вида учреждений системы Министерства культуры:




    1. Учреждения, находящиеся в непосредственном подчинении Министерству культуры и финансируемые из республиканского бюджета (Комитет по охране историко-культурного наследия, комитет по реставрации и консервации памятников, управления культуры облисполкомов, управления культуры исполкома района, города).


    2. Учреждения культуры и искусства, действующие на территории областей, городов и районов, которые подчиняются местным органам управления и финансируются из местных бюджетов (культурно-просветительные учреждения – музеи, национальные библиотеки, государственный регистр кино-, видеофильмов и программ, Республиканский центр национальных культур, Государственная историко-культурная экспедиция по спасению культурных ценностей; театрально-зрелищные предприятия – театры, музыкальные объединения и коллективы, цирки; учебные заведения, производственные предприятия).


    Министерство культуры осуществляет руководство данными учреждениями путем проведения единой государственной культурной политики, методологического и методического обеспечения, определения приоритетных направлений развития культуры и искусства через комплексные целевые программы, а также решения проблем законодательно-правового регулирования деятельности учреждений культуры и искусства.

    Главными задачами Министерства культуры являются:




    • Участие в формировании и реализации государственной политики в сфере литературы, искусства, кинематографии, охраны историко-культурных ценностей;


    • Разработка государственных программ и обеспечение государственных гарантий развития культуры и искусства, организация исполнения актов законодательства по вопросам культуры;


    • Сохранение национального культурного наследия, развитие и координация сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры и искусства;


    • Выявление научно обоснованных направлений экономического и производственно-технического развития отрасли, оптимальной политики инвестиций;


    • Обеспечение комплекса научных, проектных, реставрационных и консервационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия;


    • Содействие развитию культур национальных меньшинств Республики Беларусь;


    • Подготовка и переподготовка кадров для учреждений культуры, разработка и реализация мер по социально-правовой защите работников отрасли.




    1. Сущность понятия «культурная политика». Цели, задачи и функции культурной политики.

    Культурная политика – это политика в области культуры, отвечающая за сохранение культурного наследия, за создание и улучшение деятельности представителей культуры, за распространение культурного продукта и самое главное – за приобщение к культуре населения, особенно, молодежи.

    Сущность культурной политики – реализация действий по материально-техническому и творческому обеспечению функционирования культуры; распределение ресурсов: финансовых, административных, структурных, человеческих и творческих; процесс подготовки государства в участии культурной деятельности и в планировании распределения ресурсов.

    Задачи:




    • разработка и внедрение в действие общегуманистических и общесоциальных идеалов, ценностей, критериев оценки происходящего,


    • разработка нормативных целей развития культуры в соответствии с социальным идеалом,


    • оценка реальных перспектив и коррекция принятых решений на основе обратной связи,


    • государственно-правовое и финансово-экономическое обеспечение системы производства, распространение и потребление культурных ценностей и благ,


    • обеспечение социальных гарантий, широты выбора культурных ценностей и доступности их для всех социальных слоев,


    • сохранение национальной специфики культуры и искусства,


    • создание гарантий сохранения культурной микросреды и единого культурного пространства».


    Функции:




    • сохранение культурного достояния народа,


    • воспитание молодого поколения,


    • передача культурных ценностей.


    Субъект культурной политики отличается многосложностью и полиструктурностью. В этом качестве выступают государственные органы управления (специализированные законотворческие, исполнительные и судебные структуры), организации и учреждения, а также различные субъекты культурной жизни (отдельные люди, общественные объединения, инициативные группы, субкультурные общности), имеющие цели, средства и ресурсы. Особое место в этом ряду занимает государство.

    1. Модели культурной политики: концепция А. Моля.

    Типологии культурной политики А. Моля:




    • «Популистская», или «демагогическая», целью, которой является наибольшее удовлетворение культурных потребностей как можно большего числа людей, например, США.


    В данной типологии, на мой взгляд, существует большой плюс в том, что ее целью является удовлетворение культурных потребностей большинства людей. Ведь в нашем мире существует множество культурных потребностей, которые можно удовлетворить.




    • «Патерналистская», или «догматическая», в соответствии с которой право и основные каналы распространения культурных ценностей принадлежат политической партии, религиозному течению или государству, которые располагают точной шкалой ценностей культурных благ и хотят переделать мир в соответствии с определенной идеологией. Эта система – частный случай предыдущей.


    • «Эклектическая» или «культуролистическая» культурная политика, задачей которой является приобщение индивидов к культуре, представляющей собой неискаженное отражение, «хорошую» выборку из более общей культуры».


    • «Социодинамическая» часть соответствует непрерывным изменениям общества во времени и в определенном направлении, отражает новое содержание культуры в каждую эпоху. Целью такого рода политики является выработка принципов воздействия на культуру, на ее эволюцию.


    Социодинамическая политика, по А. Молю, имеет два направления: «прогрессивное», когда субъект политики стремится ускорить ход эволюции культуры, и «консервативное», когда субъект политики стремится замедлить ход эволюции культуры».

    1. Модели культурной политики: концепция М. Драгичевич-Шешич.

    Определяя культурную политику, известный сербский исследователь М. Драгичевич-Шешич в основном исходит из представления о политике как сознательной целенаправленной деятельности людей. Он выделяет четыре модели, принципиально различающиеся между собой.




      1. Либеральная культурная политика, основополагающая характеристика которой – частное владение средствами производства и сетью распространения культурных товаров. Рынок культурных товаров играет здесь решающую роль. Центральное место на нем принадлежит культурным индустриям и их стандартизированным культурным продуктам, созданным для большинства членов общества – аудитории массовой культуры. Роль частных фондов является решающей и для развития искусства.


      2. Государственная бюрократическая или просветительская культурная политика. Ее неотъемлемая черта – доминирование государства, которое посредством аппарата (законодательного, политического, идеологического) и финансов контролирует сферу культуры. Такая модель была типичной для социалистических стран, где планировались не только материальные и финансовые вложения. Институт «социального заказа» придавал культурной творческой деятельности соответствующие содержание и стиль.


      3. Национально-освободительная культурная политика. Она наиболее типична для бывших колоний, а также для государств Восточной Европы. Основная ее черта – утверждение или развитие оригинальных культурных традиций, подавлявшихся в колониальный (или в социалистический) период. Это может сопровождаться неприятием произведений искусства предшествующих периодов, отрицанием культуры национальных меньшинств, альтернативного и экспериментального искусства.


      4. Культурная политика переходного периода. Анализ этой модели у М. Драгичевич-Шешич представляет особый интерес. Отличительной чертой подобной политики является то, что в ее рамках даже демократические ориентиры реализуются через структуры государства, не способные в одночасье отказаться от команднобюрократических методов. Это приводит к противоречивым последствиям: культурная политика чаще всего смещается в сторону национализма, «закрывает» культуру от цивилизованного мира. Именно такая модель, по мнению М. Драгичевич-Шешич, была свойственна Сербии конца ХХ в.


    Существует ряд подходов к типизации современных моделей культурной политики, при которых в качестве определяющих критериев выступают: наличие общественной поддержки или идея самостоятельного выживания.
    1. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта