Главная страница

Вопросы к зачету по дисциплине Русский язык и культура речи


Скачать 0.6 Mb.
НазваниеВопросы к зачету по дисциплине Русский язык и культура речи
АнкорVoprosy_k_zachetu_po_KR.doc
Дата15.02.2017
Размер0.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаVoprosy_k_zachetu_po_KR.doc
ТипДокументы
#2731
страница9 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Принцип вежливости

1. Правило такта: уважайте границы личной сферы собеседника, т.е. подчеркивайте выгоду для собеседника, формулируйте побуждение как совет.

2. Правило великодушия: выбирайте способ выражения, в котором минимизируется ваша личная выгода. Не вынуждайте его связывать себя обещаниями, не требуйте извинений и покаяния.

3. Правило одобрения: хвалите собеседника, будьте позитивны в своей оценке собеседника, других людей, мира. Однако будьте сдержанны в оценочных

суждениях: если ваша оценка (положительная и отрицательная) не совпадает с оценкой собеседника, это создает трудности в коммуникации.

4. Правило скромности: меньше хвалите себя и тактично отказывайтесь от похвал. Ваши высказывания должны содержать объективную самооценку (не

завышенную, но и не заниженную).

5. Правило согласия: выражайте согласие с собеседником, минимизируйте несогласие. Не вставайте в оппозицию к собеседнику без веских оснований.

Умейте отказаться от конфликта в пользу решения более серьезной задачи – сохранения коммуникации.

6. Правило симпатии: выражайте симпатию к собеседнику, минимизируйте антипатию. Будьте благожелательны, не будьте безучастны.
Пол Грайс выдвинул принцип кооперации как основной принцип диалогового общения:

«Твой вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель этого диалога».

Принцип кооперации указывает на необходимость собеседников, относится к общению как к сотрудничеству, вносить в него добросовестный вклад. Обращать внимание не только на то, что нам говорят, но и о том, как и для чего нам это говорят.


Реализуется в ряде постулатов. (Максимы Грайса)


Постулат количества:
«Твое высказывание должно содержать не меньше информации (и не больше) для реализации текущих целей диалога».


Постулат качества:
« Не говори того, что ты считаешь ложным».
« Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований».

3) Постулат отношения к информации (релевантности):
« Не отклоняться от темы».


Постулат способов действия
«Избегай непонятных выражений»
«Избегай неоднозначности»
«Будь краток»
«Будь логичен (организован)».


  1. Жанры устной деловой речи, их структура и языковые особенности.


Жанры устной деловой речи.
1) Монолог
2) Диалог 
Монолог.
Является формой, в которой осуществляется публичная коммуникация. Он относительно непрерывен, последователен и логичен, обладает завершенностью, сложен по структуре. Монолог в деловом общении представляет собой продолжительное высказывание одного лица, обычно это продуманная и подготовленная речь.
К монологическим видам деловой речи относятся:
1.Приветственная речь.
2.Торговая речь(реклама).
3.Информационная речь.
4.Доклад.

Диалог.
Предназначен для взаимодействия между двумя или несколькими собеседниками, причем в обмене информацией речевые партнеры могут меняться ролями. Диалог, как правило, не может быть заранее спланирован, фразы в диалоге более краткие, чем в монологе. Он бывает экспрессивным.

Разновидности диалога:
●Деловой разговор.
●Деловая беседа.
●Переговоры.
●Интервью.
●Дискуссия.
●Совещание.
●Пресс-конференция.
●Телефонный разговор.


  1. Публицистический стиль: сфера употребления, лингвистические особенности, жанры. Очерк и его виды. Рецензия.


Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.
Сфера употребления: В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах.  Публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Лингвистические особенности:

  • Клише (дальнейшее развитие, упорный труд, решающий момент)

  • Слова и выражения “высокого стиля” (работники - труженики полей, сыновья- сыны отечества)

  • Нейтральные или межстилевые слова, лексика

  • Фразеологизмы

  • Эмоционально окрашенные слова

  • Риторические вопросы, восклицания

  • Лаконичность и четкость

  • Экспрессивность

Жанры: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад
Очерк - Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-л.

Виды очерков:

  • Портретный очерк (Автор исследует личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической подоплёке совершённых поступков. Необходимо указывать подробности, которые делают характер этой личности драматичным, возвышают его над всеми другими героями. В современных российских изданиях портретный очерк выглядит по-другому. Чаще всего это краткое изложение биографии, набор классических человеческих качеств. Поэтому портретный очерк больше литературный жанр, чем публицистический).

  • Проблемный очерк (Основная задача автора - публицистическое освещение проблемы. Он вступает в диалог с читателем. Сначала обозначает проблемную ситуацию, а потом соображения по этому поводу, подкрепляя их собственными знаниями, официальными данными, художественно-изобразительными средствами. Этот жанр популярен больше в журнальной периодике, так как по размеру и глубине превосходит газетные аналитические статьи)

  • Путевой очерк (Сложился гораздо раньше, чем другие виды очерка. В основе рассказ автора о путешествии, о увиденном и услышанном. Многие русские писатели обращались к этому жанру. Портретный используется для описания людей и их нравов, которые повстречались автору во время его путешествия).


Рецензия - критический анализ и оценка нового художественного или научного произведения.

Распадается на три части:

1. Библиографически точное обозначение рецензируемой книги. Выписывается фамилия, имя автора и название книги, том или часть, если книга разделена на таковые, издательство, место и год издания, число страниц в книге, тираж и цена.

2. Изложение содержания книги. Для информации о художественном произведении необходимо пересказать фабулу, для научной работы — краткий пересказ содержания по главам или отделам книги.

3. Оценка книги. Последняя часть самая существенная в рецензии, в ней выявляется характер рецензии как одного из жанров лит-ой критики.


  1. Использование изобразительно-выразительных средств в публицистике.


Аллегория - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. (Женщина с завязанными глазами и весами в руках – правосудие, змея и чаша – медицина; осел – упрямство; заяц – трусость и т.д.)

АнтономАсия - троп, состоящий в употреблении имени собственно в значении нарицательного (Мы все глядим в Наполеоны)

Метафора - вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту (В саду горит костер рябины красной.

Метонимия - вид тропа, в котором слова сближаются по смежности обозначаемых ими понятий (А Петербург неугомонный уж барабаном пробужде)

Синекдоха - частный случай метонимии, состоящий в обозначении целого через его часть (Все флаги в гости будут к нам)

Олицетворение - такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (Спит камыш)

Сравнение - вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением

Эпитет - образное определение предмета (Весна была жидкая, навозная)

Гипербола- чрезмерное преувеличение признаков предмета, явления, действия.( Редкая птица долетит до середины Днепра)

Литота - чрезмерное преуменьшение признаков предмета, явления, действия.( …Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить)

Ирония - употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. (Да ты герой!)

Перифраза - описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания (город на Неве (Санкт-Петербург))

Стилистические фигуры

Анафрора - изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.(Задремали звезды золотые, /Задрожало зеркало затона)

Антитеза - стилистический прием контраста, противопоставления явлений, понятий, положений, образов, состояний. (На западе возникали империи и гибли)

Градация - постепенность в расположении ряда слов по степени нарастания или ослабевания. (Час, и другой, и третий продолжалась переправа)

Инверсия - расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики. (Швейцара мимо он стрелой)

Оксюморон - соединение контрастных по значению слов, обычно исключающих друг друга (живой труп, горячий снег)

Парцелляция - выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. (Во всем мне хочется дойти до самой сути.)

Риторический вопрос - вопрос, не предполагающий ответа, усиливающий эмоциональность высказывания, его выразительность. (С чего начать разговор о России?)

Риторическое восклицание - восклицание, при котором утверждается то или иное понятие; усиливает выражение чувства. (Что за прелесть девочка!)

Риторическое обращение - обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения (Земля-владычица! К тебе чело склонил я)

Синтаксический параллелизм - такое построение, при котором все предложения строятся по одной и той же схеме (Я знал, что Кимры добывают себе пропитание сапогами, что Тула делает самовары и ружья, что Одесса портовый город, но что такое наш город и что он делает – я не знал)

Умолчание - фигура, позволяющая читателю или слушателю догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании (Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть)

Цитата - дословное воспроизведение чьей-либо речи.


  1. Ораторская речь. Структура. Требования, предъявляемые к ораторской речи.

Ораторская речь – воздействующая, убеждающая речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроение и т.д.

Структура:

1) Введение

Приветствие факультативно и уместно, только если оратор только что появился в аудитории. Обращение обязательно в любой аудитории, должно быть показательно продумано. В конце необходимо выразить благодарность за внимание

Цель:

- сформировать общее положение

- сообщить новую информацию

- последовательно разъяснить выдвинутые положения

- подвести слушателей к необходимым выводам

2) Основная часть

Сначала составляется план (составление композиции текста). Основные требования к композиции – логичная последовательность и стройность изложения материала.

Способы изложения материала:

- Дедуктивный ( от общего к частному)

-Методом аналогии (от известного к новому)

- Ступенчатый (последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей)

-Исторический (изложение материала в хронологическом порядке)

- Концентрический (изложение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению)
Тезис – мысль или положение, истинность которых требуется доказать (должен быть ясным, точно определенным, неизменимым, не должен содержать ложные противоречия)

Аргументация – система доказательств тезиса, аргументов приводимых в его защиту или опровержению

-Сильные (не вызывают критики)

-Слабые (сомнения оппонентов)

- Несостоятельные (дискредитация соперника)

3) Заключение

Цели: суммировать сказанное, обобщить информацию, способствовать запоминанию основных положений
Требования:

- Некоторые цифры следует округлять

- Использовать цитаты, которые не должны быть большие

- Следить за коммуникативным настроением

- Запретить себе думать о посторонних вещах

- время – 2 мин.


  1. Этапы подготовки ораторской речи.

1) Собирание материала

2) Отбор материала и его организация

3) Обдумывание материала и связка деталей

4) Первая реакция

5) Стилистическая правка

6) Вступление и заключение

7) Вторая (итоговая) правка

8) Чтение материала вслух перед зеркалом



  1. Аргументы. Виды аргументов.

Аргументы – известные, заранее добытые положения, с помощью которых достигаются обоснованность и убедительность тезиса.

Виды аргументов:

1) Доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов. Цель: исключить все сомнения

2) Апагогическое доказательство – доказательство “от противного”

3) Разделительное доказательство (метод исключения) – сопоставление несовместимых альтернатив

4) Опровержение – обоснование ложности тезиса


  1. Спор, диспут, дискуссия, полемика. Культура спора.

Спор - это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны

Диспут - это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины

Целью диспута является формирование взглядов и убеждений, рождающихся в процессе аргументированного, логически построенного спора, столкновения противоположных точек зрения, выявления ошибочных мнений, обоснования и доказательств их ошибочности

Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Цель - акцентирование внимания на жизненно-важных проблемах, и выработка общего мнения в каком-либо вопросе, и мотивация к различным действиям относительно обсуждаемого.

Полемика - спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической, философской, литературной или художественной сферах.

Цель полемики заключается в том, чтобы одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Культура спора:

· не стоит спорить без особой необходимости

· тема спора не должна изменяться или подмениваться другой на всем протяжении обсуждения

· каждый имеет право высказать свое мнение

· следует говорить, что думаешь, но при этом думать, что говоришь

· высказываться стоит ясно и четко

· не следует утверждать того, в чем не разобрался сам

· необходимо как можно более убедительно изложить свою точку зрения, при этом опираясь только на достоверные факты

· речь должна быть логична и аргументирована

· не стоит повторять того, что уже было сказано

· важно уважать чужое мнение и стараться понять его

· нужно уметь выслушать точку зрения, с которой не согласен

· следует быть выдержанным и не перебивать выступающего

· не стоит давать личностных оценок

· правоту доказывать нужно доводами, а не криком

· не надо навязывать своего мнения

· если доказана ошибочность позиции, нужно иметь мужество признать свою неправоту


  1. Спор. Виды споров. Корректные и некорректные уловки в споре.


Спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя и опровергая мнение собеседника, претендует на монопольное установление истины.

Виды:

-Конструктивный, или дискуссия

-Деструктивный

-Устный

-Письменный

-Организованный

-Стихийный

-Дебаты

-Полемика
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта