Главная страница
Навигация по странице:

  • 9. Роман «Евгений Онегин». Восхищение Москвой в 7 главе романа. Жизнь и быт русского дворянства.

  • 10. Стихотворение «Воспоминание в Царском Селе».

  • 11. М. Ю. Лермонтов. Очерк «Панорама Москвы».

  • 12. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича…». Москва – действующее лицо поэмы.

  • 13. Стихотворение «Бородино». Понятие Москва и Родина.

  • 14. Поэма «Сашка». Гимн древнему городу. Признание в любви к Москве.

  • 15. А. И. Герцен. Мемуарная хроника «Былое и думы». Юношеская клятва на Воробьевых горах. Университетские годы.

  • 16. Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».

  • 17. Роман-эпопея «Война и мир». Описание Москвы как духовного центра столицы и ее жертвенной роли во время Отечественной войны 1812 года.

  • шпаргалка по истории. Вопросы к зачету по предмету Родная литература


    Скачать 87.23 Kb.
    НазваниеВопросы к зачету по предмету Родная литература
    Анкоршпаргалка по истории
    Дата13.03.2023
    Размер87.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпаргалка по истории.docx
    ТипЛитература
    #986658
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    8. А. С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». Отождествление Москвы и России.

    Конечно, А. С. Пушкин скорее петербургский писатель, но родился он в Москве и на всю жизнь сохранил любовь к этому городу. И это неудивительно. Петербург традиционно воспринимается русскими писателями как город, возникший неестественным путем, «из тьмы лесов, из топи блат». Другое дело — Москва. В трагедии «Борис Годунов» Пушкин отождествляет Москву и Россию в целом. Не зря Курбский говорит Самозванцу:

    Там ждут тебя сердца твоих людей:

    Твоя Москва, твой Кремль, твоя держава.

    Пушкин восхищается Москвой в прекрасных строках из 7-й главы романа «Евгений Онегин». Вспоминая о героических страницах Отечественной войны 1812 года, поэт с гордостью говорит о «недавней» славе столицы, стойкости ее защитников и о том достоинстве, с которым Москва встречает Наполеона:

    Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою.

    Не праздник, не приемный дар,

    Она готовила пожар

    Нетерпеливому герою.

    Поэт видит живую красоту древней столицы и понимает, что Москва дорога сердцу каждого русского человека:

    Москва… как много в этом звуке

    Для сердца русского слилось!

    Как много в нем отозвалось!

    Москва — «ярмарка невест» — провинциальна, в чем-то патриархальна. Если при описании Петербурга в романе «Евгений Онегин» поэт использует большое количество глаголов, то образ Москвы складывается из существительных, что на художественном уровне подчеркивает неподвижность этого города:

    Мелькают мимо будки, бабы,

    Мальчишки, лавки, фонари,

    Дворцы, сады, монастыри,

    Бухарцы, сани, огороды,

    Купцы, лачужки, мужики…

    И действительно, с того момента, как мать Татьяны Лариной покинула столицу, в ней, по сути, ничего не изменилось:

    Но в них не видно перемены;

    В них все на старый образец…

    Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подслушивает «бессвязный пошлый вздор» и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых видит в гостиной Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».

    Пушкин понимает, что после того, как столица государства была перенесена в Петербург, прежнее значение Москвы утрачивается («И перед младшею столицей померкла старая Москва…»), но поэт называет ее царственной «порфироносной вдовой». Древний город бесконечно дорог сердцу Пушкина:

    Как часто в горестной разлуке,

    В моей блуждающей судьбе,

    Москва, я думал о тебе!

    9. Роман «Евгений Онегин». Восхищение Москвой в 7 главе романа. Жизнь и быт русского дворянства.

    В 7 главе романа читателю представляется описание Москвы. К главе приведены 3 эпиграфа: Грибоедова, Баратынского и Дмитриева. Проезд Лариных по Москве автор растягивает на 4 строфы, более того, проставляет одну пустую строфу, чтобы подчеркнуть утомительность и длительность прогулки. Приведены подробные зарисовки домов, улиц, людей, что очень отличает краткие наброски, описавшие Петербург. Однообразная красота Петербурга противопоставлена яркой и многогранной Москве. Широкая, купеческая и домашняя для Пушкина Москва, не закрытая от аристократизма и просвещения, намного ближе автору, чем Санкт-Петербург. Тверскую улицу Пушкин обрисовал точно и живо, в городе есть мозаика светских привычек, лиц, исторических примет.

    Пушкин рисует Москву живой и естественной благодаря своей любви и теплоте, которые он испытывает к городу. Перед нами разворачивается детальный пейзаж Москвы. Держа путь мимо Петровского замка, в котором Наполеон спасался от пожара в 1812 г., Пушкин напоминает о героических событиях, происходивших в Москве, взвывая к патриотическим чувствам читателя. Автор особенно подчеркивает тот факт, что Москва выстояла, не покорилась французской оккупации, а вместо сдачи, поклона ответила пепелищем.

    Перед глазами Татьяны Лариной возникают купола церквей, монастырей, кресты, императорские дворцы. Впечатление от города усиливается описанием разговоров кумушек, встреч со знакомыми и удивления родственников. Но город для Татьяны, приехавшей из тиши деревни , кажется высокомерным и надменным. Приводится описание жизни Татьяны в Москве, поутру ее будит колокольный перезвон, но, проснувшись, она видит не привычную сердцу природу, а московские дома, соборы, незнакомый двор.

    10. Стихотворение «Воспоминание в Царском Селе».

    Стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание в Царском Селе» — одно из самых известных в его творчестве, посвящённое лицею, где Пушкин развивался как поэт и как личность. Оно было написано поэтом в 1814 году (октябрь-ноябрь) в возрасте 15 лет. Юный Пушкин прочитал его на экзамене по переходу на старший курс 1815 года, где присутствовал Г.Р. Державин. Именно его одобрение сделало произведение столь узнаваемым. Напечатано стихотворение было в журнале «Российский музеум…» в 1815 году после выступления Пушкина на экзамене. Однако в 1819 году при подготовке к изданию поэт немного изменил текст, но при жизни тот так издан не был.

    Главная тема стихотворения — величие России. В произведении показывается история Родины от Петра Великого до Отечественной войны 1812 года. Идея патриотизма и героизма народа — основная в произведении.

    Краткий отрывок:

    Навис покров угрюмой нощи

    На своде дремлющих небес;

    В безмолвной тишине почили дол и рощи,

    В седом тумане дальний лес;

    Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

    Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

    И тихая луна, как лебедь величавый,

    Плывет в сребристых облаках.

    С холмов кремнистых водопады

    Стекают бисерной рекой,

    Там в тихом озере плескаются наяды

    Его ленивою волной;

    А там в безмолвии огромные чертоги,

    На своды опершись, несутся к облакам.

    Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

    Не се ль Минервы росской храм?

    11. М. Ю. Лермонтов. Очерк «Панорама Москвы».

    В творчестве М. Ю. Лермонтова значительное место занимают различные философские и психологически наполненные произведения. Но основа такого творчества начала закладываться еще . в ранних произведениях. Например, в юнкерском сочинении М. Ю. Лермонтова-«Панорама Москвы», написанном по заданию преподавателя русской словесности в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров В. Т. Плаксина. В небольшом повествовании отражены все те моменты, которые найдут свое более полное развитие в дальнейшем творчестве прозаика и поэта. С самых первых строк перед нами предстает не просто безжизненный город с его ансамблями и населением. Перед нами словно разворачиваются страницы истории. Лермонтов начинает свое повествование с древней величественной Москвы. Автор отмечает, что он представляет собой не безмолвную громаду камней, город наделен своей душой и жизнью. Поэтому жители подчиняются ее плавному течению.

    Так, с самого начала повествования создается многогранный образ столицы. Он развернут на историческом полотне и в то же время показан в своей глубине, то есть наделен человеческими качествами. Поэтому каждая его черта важна не только для населения города, но и для ищущих и творческих людей, которые порой находятся очень далеко от этого места.

    12. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича…». Москва – действующее лицо поэмы.

    Действие в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» происходит в Москве. Москва является центральным местом действия.

    Площадь перед Кремлем была центром всей московской жизни. Прямо перед Кремлем тянулись торговые ряды. Около Покровского собора (больше известен под названием храма Василия Блаженного) стояли пушки и возвышалось лобное место, с которого читались царские указы, говорили с народом воеводы. Сюда стекались толпы народа, полного гнева, в дни мятежей. Здесь же происходила и кровавая расправа царя с народом. С утра до вечера на площади стояли крик, ржание коней. Среди палаток, ларьков, распряженных телег в толпе крестьян и посадских людей сновали блинники, сбитенщики, пирожники, громко выкрикивая свой товар. А в торговых рядах, около лавок с шелками, сукнами, мехами, важно расхаживали бояре и боярины, которых зазывали к себе купцы. А то вдруг пройдет с веселой песней пестрая толпа скоморохов, раздастся пронзительный крик юродивого или протяжная песня нищих слепцов — «калик перехожих». Но вот наступает вечер. В церквах отзвонят вечерню, и площадь начинает быстро пустеть. Скоро заскрипят на все лады окованные железом тяжелые ворота кремлевских башен, в конце улиц расставят решетки, охраняемые сторожами, так что из улицы в улицу нельзя будет и пройти. Наступит ночь, темная и тревожная, с грабежами и убийствами. И чтобы не застала их ночь, купцы спешат закрыть свои лавки тяжелыми засовами и уходят домой к себе в Замоскворечье, где живут в высоких бревенчатых домах «в два жилья», с тесовыми кровлями. В каждом доме — множество кладовых, каждый дом — маленькое самостоятельное хозяйство.

    В поэме Лермонтова живо встает картина древней Москвы, а Москва дана на фоне любимой поэтом русской природы, на фоне зимы. Мы слышим, как распевает метелица, когда запирает свою лавку Степан Парамонович, торопясь домой, и мы представляем себе вместе с ним, как в зловеще сгустившемся мраке «валит белый снег, расстилается, заметает след человеческий», когда с возрастающей тревогой смотрит он в окно, ожидая Алену Дмитриевну. Наконец она появляется. Ее косы русые «снегом-инеем пересыпаны». В метель происходит встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем, «снегами рассыпчатыми» умывается заря алая в день поединка, и на «холодный снег» падает пораненный смертельным ударом Кирибеевич, «на холодный снег будто сосенка»...

    13. Стихотворение «Бородино». Понятие Москва и Родина.

    Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

    Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

    «Скажи-ка, дядя, ведь не даром

    Москва, спаленная пожаром,

    Французу отдана?»

    Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

    «Да, были люди в наше время,

    Не то, что нынешнее племя:

    Богатыри – не вы! »

    Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

    Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.
    14. Поэма «Сашка». Гимн древнему городу. Признание в любви к Москве.

    Поэма «Сашка» — одно из самых крупных произведений М. Ю. Лермонтова переломного периода его творчества (1835—1836 гг.). Именно в эти годы существенно меняется характер его романтизма, Лермонтов овладевает реалистическим методом.

    Этот поворот в творчестве Лермонтова совпал с общим движением русской литературы, с началом нового периода в ее истории. Как раз в середине 30-х годов появились в печати произведения художественной и эстетической мысли, на многие годы определившие основное направление русской литературы.

    В поэме “Сашка” поэт признается, что ему никогда не был близок Петербург, в котором “жизнь грязна, пуста и молчалива...”. Поэт клянется не разлюбить Москву до конца своих дней и создает настоящий гимн великому древнему городу: Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

    15. А. И. Герцен. Мемуарная хроника «Былое и думы». Юношеская клятва на Воробьевых горах. Университетские годы.

    "Былое и думы" - пространная мемуарная хроника Александра Герцена, которая представляет беспримерную в русской литературе панораму отечественной и европейской жизни середины XIX века. Посвящена книга Н. П. Огарёву.

    Отдельные главы писались с разрывом в несколько лет и публиковались в "Полярной звезде", главным образом в 1852 - 1855 года, хотя дописывать и пересматривать свою главную книгу Герцен продолжал практически до конца жизни до 1868 года. Успех первых глав про юношескую клятву на Воробьёвых горах, университетские годы и т. д. был необычайный.

    Написанию книги предшествовала тяжёлая полоса в жизни Герцена: рушились не только его революционные воззрения, но и семья. Уже посмертно увидела свет самая, пожалуй, откровенная и знаменитая глава "Кружение сердца" об отношениях Герцена и его жены с парой Гервегов.

    Для большинства читателей эта автобиография остаётся главной книгой Герцена. Её привлекательность главным образом в её свободе и очевидной искренности. Не то, чтобы в ней вовсе не было позы, - Герцен слишком француз и слишком романтик, чтобы обойтись без позы. Герцен - один из последних великих русских писателей, выросших на французском языке, и ничуть не боится честного и неприкрытого галлицизма. Это язык человека, который одинаково свободно говорит на многих языках. Но это именно его, герценовский язык, и он обладает совершенно стихийной жизненной силой. В нём очарование свободы и непосредственности, это текучая и богатая речь страстного, блестящего собеседника.

    Герцен - великий портретист-импрессионист, и его впечатления фр. impressions об отце и других родных, о московских идеалистах и вождях европейской революции незабываемо-живые. Легкость его прикосновения, скользящего, без всякого нажима, сообщает этим портретам на диво убедительную подвижность. Не менее замечательны те пассажи книги, где он подводит под свой рассказ широкую историческую базу; в первых частях, повествующих о его жизни до ссылки, содержится самый широкий, самый правдивый и самый проницательный обзор русской социальной и культурной истории первой половины девятнадцатого столетия. Это великая историческая классика.

    16. Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».

    «Детство» (1852) — первая повесть автобиографической трилогии Льва Толстого. Эта книга описывает психологические переживания, которые испытывают многие мальчики в детстве: первая влюблённость, чувство несправедливости, обида, стеснение.

    «Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства»,— эти слова, сказанные Л. Н. Толстым через пятьдесят шесть лет после окончания повести и за два года до смерти, показывают, чем именно это произведение было дорого его крайне взыскательному автору.

    «Отрочество» (1852—1854) описывает события, происходящие в жизни подростка во время отрочества: первое предательство, смена моральных ценностей и т. п.

    «Юность» (1855—1857) описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников.

    17. Роман-эпопея «Война и мир». Описание Москвы как духовного центра столицы и ее жертвенной роли во время Отечественной войны 1812 года.

    Л.Н.Толстой писал: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать…». Этот город сыграл большую роль в жизни писателя, в судьбе России, а также на страницах произведений Толстого. Так, в романе-эпопее «Война и мир» Москва стала не только одним из композиционных центров, но и полноправным участником происходящих событий.

    Москва в романе имеет свой дух, своё лицо. Это хлебосольная, простая и весёлая купчиха, с распростертыми объятиями встречающая своих гостей. Именно в этом городе на улице Поварской находится особняк Ростовых. Они – типичные москвичи, олицетворяющие собой национальный менталитет, широту русской души. Толстой симпатизирует их семейству, поэтому поселяет своих героев в Москву, а не в холодную столицу империи.
    В Санкт-Петербурге живёт семья Курагиных и весь высший свет, так негативно представленный в романе. Для них есть только выгода, лесть и внешнее соблюдение правил приличия. Курагины представляют собой людей, живущих наслаждениями, ненастоящими чувствами, ведущими аморальный образ жизни. Таков весь высший свет, который сосредоточен в Северной столице. Ему, как совершенно иному полюсу русской жизни, противопоставлена простая, настоящая, патриархальная жизнь москвичей с вечерами, именинами, и балами, заседаниями Английского клуба и охотой. Ростовы живут на широкую ногу, не экономя и собирая у себя в доме «самых разнообразных лиц». Так, Толстой противопоставляет на личностном уровне два семейства, а на социальном — два города.

    Подробно автор описывает события, происходящие в Москве перед захватом города французской армией. Основная часть москвичей решила покинуть город: «Они (москвичи) ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».

    Однако поведение горожан в этот критический момент разное. Например, граф Ростов обещает «пожертвовать всем» для народного ополчения. Его семья, покидая дом на Поварской, на своих повозках увозит раненых солдат. Многие же в то время заботятся лишь о личной выгоде, скупая имущество по дешёвке и увозя из города ценные вещи. Недостойно ведёт себя и градоначальник Растопчин. Поддавшись панике, он призывает жителей оборонять Москву «с топором» и «с рогатиной». Растопчин становится виновником жестокой расправы над купцом Верещагиным, действуя скорее как преступник, а не блюститель закона и порядка.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта