Главная страница

Вопросы по отечественной литературе


Скачать 3.67 Mb.
НазваниеВопросы по отечественной литературе
АнкорVoprosy_po_literature_s_otvetami.doc
Дата19.03.2018
Размер3.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаVoprosy_po_literature_s_otvetami.doc
ТипДокументы
#16902
страница6 из 25
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Почему герои в рассказах Бунина всегда расстаются? Возможно, писателю не хотелось говорить о празднике любви, превращающемся в будни. Возможно, в разлуке и “есть высокое значение”, только в таком случае любовь остаётся где-то в сердце на всю жизнь, поэтому в рассказах Бунина, какой бы сильной ни была любовь, финал всегда печален.

  1. Деревня как архетип в повестях И. Бунина «Деревня» и «Суходол».

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин, окончивший свои дни в Париже, при жизни не был знаменитым писателем в обычном смысле этого понятия. Эмиграция стала поистине трагической страницей в биографии Бунина, порвавшего навсегда с родной русской землёй, которой он был, как никто другой, обязан своим прекрасным даром и к которой был привязан «любовью до боли сердечной». Даже присуждённая ему Нобелевская премия не способствовала популярности имени писателя на Родине. За всю долгую писательскую жизнь был только один период, когда внимание к нему заметно усилилось, - это появление в тысяча девятьсот десятом году повести «Деревня». О ней писали много, как ни об одной из книг Бунин ни до, ни после этой повести. Но даже в этом случае было ещё очень далеко до того, что называется славой писателя, подразумевая не легендарную прижизненную славу Толстого или Горького, но хотя бы тот обширный и шумный интерес в читательской среде получали в своё время произведения литературных сверстников Бунина-Л. Андреева или А. Куприна. Бунин только теперь обретает у нас того большого читателя, которого достоин его поистине редкостный дар. Хотя идем, проблемы и действительность, послужившие основой его стихов и прозы, уже принадлежат истории, его художественный опыт, верный русский классический традициям, продолжает оказывать влияние на творчество современных писателей.

Сам же он всегда считал себя учеником трёх «богов» в литературе: Пушкина, Толстого Чехова. Великая русская литература, по понятиям Бунин, была знаменем дворянства, его культуры, его роли в исторической жизни общества. Он считал идеалом, время расцвета дворянской культуры, устойчивости усадебного быта, за дымкой времени утратившего характер жестокости, бесчеловечности крепостнический отношений. На этом идеале покоилась вся красота бунинской поэзии прозы. Но как бы ни любил он ту эпоху, как бы ни желал родиться и прожить в ней всю свою жизнь, будучи её плотью и кровью её любящий сыном и певцом, как художник не мог обходиться один этим миром сладких мечтаний.

Он принадлежал своему времени, такому трудному и неуютному, и мало кому давалось такая зоркость на реальные черты действительности бесповоротно разрушавшей все красоты мира. Дворянин Бунин выступил в литературе с большим историческим опозданием: там уже занимала прочное место молодёжь, родившаяся не в наследственных усадьбах, а в мужицкий избах. Но идти по пути Толстого, с его отказом от привилегий и предрассудков дворянства, не было судьбой таланта Бунина. Хотя, в дни тяжёлый раздумий и смятения, его тянуло и в заброшенную усадьбу, и на деревенскую улицу, и в любую избу, и в кузницу, и на ярмарку, и на покос к мужикам - словом, туда, где люди, где поют и плачут, бранятся и спорят, где течёт пёстрая народная жизнь. Можно с полной уверенностью говорить о глубоком, пристальном, не из третьих рук полученном знании этой жизни.

Бунин, как мало кто до него в нашей литературе, знал житьё – бытьё, нужды, мечтание барина и мужика, сельского торгаша и бедного учителя, скупщика и бродячего портного. Он показывал быт, жильё, одежду, повадки всегда этого разношерстного люда в наглядности, порой близкой к натурализму. Волнующие истории из народной жизни стали незаменимыми художественными документами целой эпохи. Бунинские образы крестьян и крестьянок наделены такими чертами индивидуальности, что мы порой забываем, что это литературные персонажи, плод фантазии автора. Эти живые мужики и бабы, старики и старухи, батраки и отбившиеся от рук «хозяева»- представители всей русской деревни начало века. В отношении людей мужицкого мира в дореволюционных деревенский вещах Бунина, все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнурённых нуждой, голодом, унижениями. В них его особо трогают покорность судьбе, терпение во всех испытаниях, нравственная чистота, вера в бога. Бунин искренне любит своих деревенский герое, сохранивших врождённое чувство красоты земли, жизнелюбие, доброту. Он начинает замечать, что в них пробуждаются недоумение перед очевидной несправедливостью мироустройства, самостоятельное человечество сознание. Чутким ухом художника писатель улавливает те новые интонации в крестьянских голосах, которые уже не оставляют сомнений относительно противопомещичьих настроений, являются явными признаками предгрозового времени. Достаточно вспомнить рассказы «Золотое дно» и «Сны». Свидетельство Бунина о назревавших в канун революции настроениях крестьянской массы очень значительно, потому что сам он далёк от революционных взглядов, а всей душой связан с тем миром помещичьих усадеб, для которых « красные петухи», упомянутые в «Снах», были грозным, памятным со времён пугачёвщины знамением.

Чуткость и острота восприятия процессов, происходивший в деревне в канун, во время и после революции тысяча девятьсот пятого года, пожалуй, наиболее ярко проявляются в его главном произведении «деревенского цикла» - повести «Деревня». Эта повесть – вершина дореволюционного творчества Бунина. Этой повестью, произведшей настоящую бурю в литературном мире, писатель нажил себе врагов, которые не уставали повторять, что он - холодный и злобный писатель, оклеветавший крестьянскую Россию и не желающий увидеть в ней ничего светлого, положительного. Между тем «Деревня» создавалось Буниным с такой страстью и муками, с какими он вряд ли что-нибудь писал. Он с детства хорошо знал деревенскую жизнь, у него были друзья, сначала среди ребятишек, а потом из деревенской молодёжи, с которыми он коротал много времени, бывая запросто в их избах, знал до тонкости крестьянский язык. «В деревне прошла моя жизнь, следовательно, я имею возможность видеть экспресса», говорил Бунин. Своим знанием, считая его первостепенным долгом каждого мыслящего человека, тем более писателя.

«Деревня» перенасыщена материалом действительности тех лет, полных бурных надежд и горьких разочарований. Здесь все: и пылающая вдалеке помещичье усадьбы, и попытка мужицкого самоуправства в самой Дурной, принадлежащей теперь Тихону Красову, правнуку крепостного, затравленного борзыми помещика Дурнова. Своё благополучие мужик Красов основал не столько на развалинах разорившейся дворянкой усадьбы, сколько на деревенской бедноте. Но его благополучие не приносит ему счастья. Жизнь его проходить в тоске грязных будней. Тихой пьёт, но пьёт потому, что все кругом пьют, тоскует потому, что нельзя не тосковать при таком существовании. Свою жизнь он нередко называет каторгой, петлёй, золотого клеткой. И всё – таки продолжает шагать по этой жизни, года которой текут однообразно, сливаясь в один рабочий день. Красов, типичный русский человек, является отражением своего времени, с его суматошной и революционной горячкой, сего многолюдством, разноголосицей и спорами. В «Деревне» немного героев с именами и прямым участием в событиях, гораздо больше безымянного сельского и уездного люда, мужиков, покупателей в лавке Тихона Красова , нищих, странников, то торговцев. И все они что-то вспоминают, о чём-то рассказывают сгущая тёмные краски в изображении деревенской действительности Раздумья самого автора о беспросветной жизни в деревне преследуют нас на протяжении всей повести. Например, они явно ощущаются в диалоге Красова с братом Кузьмой. Тихон говорит: «Посиди-ка у деревни, похлебай-ка серых щей, поноси худых лаптей!» «Лаптей!- где-то отзывается Кузьма – Вторую тысячу лет, брат, таскает их, будь они трижды прокляты! А кто виноват ?» Сам Кузьма всю жизнь мечтает учиться и писать. Ему хочется рассказать о небывалой нищете и о страшной в своей обыденности быте, что калечит людей. Обдумывая свою жизнь, он и казнит себя, и оправдывает. Его история – это история всех русских самоучек. Он родился в старине, имеющей более ста миллионов безграмотных. Он рос в Черно Слободе, где ещё до сих пор насмерть убивают в кулачных боях, среди великой дикости и глубочайшего невежества . Автор, с помощью своего героя Кузьмы, доносит до нас все «ужасы» деревенской жизни. Но его особая беспощадность в показе мужика является здоровой реакцией на идеализированное освещение народной темы в творчестве других великих писателей Бунин говорил : «Я знаю какие вам мужики нужны. Вам Плато на Караева подавай, мистических скифой, богоносцев! А у меня таких нет».

Буниские мужики предстают перед нами со всей неприглядностью, открывая тёмные стороны мужицкого мира: дикое пьянство, избиение жён и детей истязание животных, смертоубийства». Большинство критиков совершено не поняли моей точки зрение, - жаловался Бунин – Меня обвиняли в том, что я будто озлоблен на русский народ, упрекали меня за моё дворянское отношение к народу. И всё это за то, что я смотрю на положение русского народа довольно безрадостно. Но что же делать, если современная русская деревня не даёт повода к оптимизму , а, наоборот , ввергает в безнадёжный пессимизм…» Даже само название повести соответствует мыслям, высказываемым наставником Кузьмы Красова, уездным чудаком и философом Балашкиный, о том, что Россия вся есть деревня , и нищая деревня –это судьбы России. В картинах деревенской жизни писатель пытается отразить вообщем всю русскую жизнь. В них нам слышится скрытый, заглушённой стой родной земле, благородная скорбь, мучительный страх за неё. И как писал Горький: Помимо первостепенной художественной ценности своей, « Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом - быть или не быть России? Мы ещё не думали о России, - как о целом, - это произведение указало нам необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически».

Бунин родился, и определился как писатель «в теплодородном Подстепье, где древние московские цари, в целях защиты государства от набегом южных татар, создавали заслоны из поселенцев размытых русский областей, где благодаря этому, образовался богатейший русский язык, и оттуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым. Описание Ороловщины, её мужиков и помещиков, знакомо нам ещё с «Записок охотника». Но Бунин по-своему воспринимал родной край, с детства впитывая в себя впечатления, которые золотым запасом сохраним на всю жизнь. Этот мир, окружающий его с рождения, не принадлежал только ему, а был уже широко открыт писателями, ранее воспитанными здесь. И Бунин спал продолжателем великого мастерства и традиций своих предшественников. Но ему удалось сказать и своё новое слово, которое не прозвучало в литературе как повторение сказанных до него слов о родной земле, о людях, живущих на ней, о русском народе. Огромный талант этого классика русской литературы мы не имеем права забывать.

  1. Хронотоп цикла А. Блока «На поле Куликовом»

А. А. Блок — замечательный русский поэт. Он начинал свою литературную деятельность, как поэт, отрешенный от жизни, со своими мечтами и иллюзиями. Но со временем, пройдя все жизненные преграды и переживания, Блок стал действительно великим национальным поэтом, переживающим за судьбу не только русского народа, но и всей России в целом. Поэт пришел в литературу в очень сложное и противоречивое время на изломе истории и сумел отразить все перипетии того непростого времени. В своем творчестве Блок уже старается отойти от мистицизма и символизма, который был свойственен его ранним стихотворениям. Так постепенно в его поэзии стали появляться объективная действительность и реальные картины жизни со своими радостями и печалями, заботами и тревогами. Именно в этом плане в творчестве Блока особое место занимает стихотворный цикл «На поле Куликовом»:

Я — не первый воин, не последний,

Долго будет Родина больна

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

Сам поэт тяжело переживал поражение первой русской революции, но он все-таки верит в наступлении хорошего будущего. Блок верил, что эта «случайная победа» противников народа временная, и когда-нибудь придет момент великих перемен.

В стихотворном цикле «На поле Куликовом» основной темой является тема родины. Поэт сильно заинтересован в истории России. В стихотворении «На поле Куликовом», которое было написано в 1908 году, поэт воспевает славные победы нашей страны. Еще до Блока к этой теме не раз обращались такие великие писатели, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов. Поэт продолжает эти традиции. Обращаясь к истории русской земли, он ищет аналогии с современной ему действительности. Ответы на все волнующие, тревожащие его вопросы Блок и находит в героической истории России. Широко писатель излагает свои раздумья и мысли о судьбе страны. Здесь одновременно сливаются в одно и гордость, и скорбь, и предчувствие важных и великих перемен, событий, которых с радостью ожидает вся Россия:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь...

Весь стихотворный цикл «На поле Куликовом» пронизан духом патриотизма. Блок в своих стихотворениях раскрыл один из самых трагических и драматических периодов в истории России. За всю историю нашей страны не раз бывали периоды тяжелых испытаний, но из них Россия с честью выходила: И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль.

И нет конца!

Мелькают версты, кручи...

Останови!

Да действительно стоит гордиться за великое прошлое нашей России, а главное необходимо стремиться к лучшему будущему. Сам Блок так писал о сложившейся ситуации в стране: «России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому великой». Россия должна была выстоять в этой борьбе, и она это сделала, она победила:

Пусть ночь. Домчимся.

Озарим кострами Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь...

Закат в крови! Из сердца: кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Поэтический цикл Блока «На поле Куликовом» — это как некое напоминание о подвиге, который когда-то был воплощен в борьбе света с тьмой. Основная цель этой борьбы было преодоление темного хауса ради освобождения и счастья нашей родины. В самом цикле «На поле Куликовом» поэт сумел объединить и напряженное чувство, беспокойство за судьбу России и широту глубоких, мягких раздумий, которые как бы растворяются в голосе самой истории страны. В 1912 году в первом собрании своих стихотворений Блок писал: «"Куликовская битва" принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Для писателя значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не военным или политическим, а именно духовным. Блок верит в будущее России и в будущее русского народа, и это главная тема в цикле «На поле Куликовом».

Эти стихи Блока соединяют в себе как образы родины, так и образы любимой (Жены,- Невесты). Поэт, чувствуя оттенки и нюансы языка, смог четко и верно описать образ родины, как жены, влюбленной и прекрасной женщины. Именно образ горячо любимой родины, становиться главным в его стихотворениях:

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Я не боюсь.

Для более наглядного описания тех событий в своем цикле Блок использует картины природы. Поэт прекрасно понимает, что жизнь людей и жизнь природы связаны крепкими узами и являются единым целым. Сам пейзаж в стихах цикла «На поле Куликовом» очень разнообразен и имеет различные оттенки. Читая стихи поэта, мы можем увидеть и желтую глину обрыва, и степной простор, широкие и тихие пожары, кобылицу, мнущую ковыль, клики лебедей, зловещий и темный Дон, горючий белый камень. Сами стихи, пейзаж и краски цикла «На поле Куликовом» соответствуют духу того сложного и противоречивого времени. Даже природные явления у А. А. Блока окрашиваются в трагические кровавые цвета:

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится;

Плачь, сердце, плачь...

Но порой этот же пейзаж у Блока приобретает более однообразный и спокойный характер. Здесь уже нет красочных и ярких красок, все абсолютно ровно, безгранично, спокойно. И даже, кажется, что так будет всегда и не что не измениться.

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога...

Блок в своем творчестве пытался донести до людей важнейшие понятия в жизни, он стремился изменить мир к лучшему, сделать его добрее и красивее. Он умел через стихи выражать свои чувства, он отдавал всего себя людям. Вера в светлое будущее, стремление сделать все для этого будущего, преданность России — вот те самые главные и основные черты, которые были свойственны Блоку-поэту.

  1. Образ России в поэме А. Блока «Двенадцать».

“Кругом тонула Россия Блока”, — именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее историческом предназначении, о ее особенностях, о ее многострадальном народе. Эта тема пришла к автору не сразу — он проникался ею постепенно, преодолевая узость и субъективную ограниченность своих ранних стихов, свершая прорыв в широкий мир, в жизнь эпохи, страны, народа.

Одно из первых стихотворений, где Блок обращается к образу своей Родины — стихотворение “Гамаюн”. Поэт размышляет о пути России, исполнением трагедий:

Вещает иго злых татар,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


написать администратору сайта