Главная страница

cеминары. Воробьева Ольга


Скачать 84.39 Kb.
НазваниеВоробьева Ольга
Дата12.04.2022
Размер84.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаcеминары.docx
ТипДокументы
#465105
страница2 из 4
1   2   3   4

ВИДЫ,ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КАТЕГОРИИ МОРАЛИ И ЭТИКИ

Вопросы для обсуждения

1 ОТВЕТ НА ВОПРОС.Термин «этика» первым употребил древнегреческий философ Аристотель для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого слова связана с древнегреческим словом «этос» (нрав, характер). Отсюда произошло и производное понятие «этикос» — «имеющий отношение к нравам», т. е. этика в буквальном значении — это теория нравственности.

Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно: философию морали («мораль» и «нравственность» — синонимы, от лат. mores — нравы). Итак, этика — особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность).

Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. По способу своего существования — это система норм принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем поведении. Мораль связана с проявлением человечности, гуманизма в действиях людей. Она ориентирована на идеалы, образцы совершенства, по которым человек может сверять свои поступки. Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Суть морали можно выразить одним словом «взаимность». Мораль должна быть, прежде всего, регулятором внутреннего состояния души человека. Если нравственные душевные качества человека не развиты, то о нравственности человека говорить не приходится. Человек вне морали не сможет преодолеть в себе неразумно-животное начало. Мера продвинутости человека собственно к человеческому состоянию выражается в морали.

Этика как теория морали изучает ее генезис, сущность и специфику, раскрывает ее место и роль в жизни общества, выделяет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного развития. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Этика не только изучает моральные явления и процессы, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя, на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство — добродетель.

Мораль как система принципов. Главным элементом в системе морали выступают моральные принципы — фундаментальные основные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы. Важнейшими принципами, которые раскрывают сущность морали, являются принципы коллективизма и индивидуализма.

Коллективизм выступает прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя его на подчинение своих личных интересов общественным. Человек, руководствующийся данным принципом, отождествляет себя с определенной социальной группой, испытывает чувство сопричастности к ее целям, задачам, интересам. Но гипертрофированное проявление коллективизма может привести к утрате человеком своей индивидуальности, чувства личной ответственности, критического отношения к действиям других людей.

Индивидуализм утверждает, прежде всего, ценность, уникальность и неповторимость каждой личности. Индивидуализм побуждает человека к самовыявлению своих сил и возможностей, повышает уровень ответственности за собственную моральную деятельность.

Принцип гуманизма относится к числу основополагающих моральных принципов. Он выражается в признании человека главной ценностью, а его интересов — приоритетными. Гуманизм — это торжество человечности в человеческих отношениях. На протяжении всей истории человечества соблюдение или нарушение принципа гуманизма, борьба за его реализацию всегда были в центре внимания. И на современном этапе любая деятельность оценивается по результатам, прежде всего по тому, как она служит человеку.

Принцип альтруизма близок гуманизму и заключается в бескорыстной любви и заботе о благе другого человека, в готовности к самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму, ориентированному только на себя, в ущерб всем остальным.

Принцип толерантности актуализирует признание роли общения в жизнедеятельности людей; он предполагает проявление терпимости к иным взглядам, ценностям, поведению; его реализация позволяет сделать общение позитивным и гармоничным.

Мораль как система норм. Основные принципы морали проявляются

в моральных нормах — конкретных правилах поведения, определяющих, как человек должен вести себя по отношению к другим людям, самому себе. В моральных нормах особенно отчетливо просматривается императивно-оценочный характер морали; они затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть скромными, правдивыми, искренними, формировать в себе трудолюбие, тактичность, корректность.

Нравственными нормами каждого человека в любой жизненной ситуации являются вежливость, порядочность, честность.

Мораль как система идеалов. Нравственный идеал занимает значительное место в системе морали. Это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным; образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами; все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. Это обусловливает исторический и социальный характер идеала, проявляющийся в том, что в разное время разные социальные группы и отдельные личности имеют свой нравственный идеал. Нравственный идеал позволяет не только оценивать поведение людей, он является, прежде всего, ориентиром для самосовершенствования.

Исторически впервые понятие идеала возникло в эпоху кризиса рабовладельческого античного общества. Оно явилось результатом осознания глубокого разрыва между должным и сущим пониманием человеческого достоинства и реальными социальными условиями. Спасительный выход в этот период виделся в развитии христианской морали. Образ Христа — богочеловека — был противопоставлен порочности и несовершенству мира простых смертных. Христианская мораль в качестве идеала выдвигала образ Учителя справедливости, а путь к нему определялся как искупление грехов человечества через аскетизм и страдание. Этот идеал призывал к самоограничению, покорности, терпению, повиновению судьбе, был обращен в прошлое и не содержал перспектив улучшения жизни на земле.

Основные современные виды этического знания. Прикладная, профессиональная этика. Социальное предназначение этики.

Профессиональная этика

Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения:

•         системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)

•         направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и так далее.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

Прикладная этика — направление профессиональной этики, изучающее практические моральные проблемы (например: аборт, эвтаназия, смертная казнь, искусственное оплодотворение, использование атомной энергии).

Как правило, проблемы, изучаемые прикладной этикой, имеют вид моральной дилеммы с двумя более или менее равнозначными и обоснованными решениями.

Многие исследователи (А.А. Гуссейнов, Л.В. Коновалова ) полагают, что прикладная этика - новый этап в развитии этики как философской науки.

Неоднозначность понятия

Как и само понятие «этика», термин «прикладная этика» имеет неоднозначное толкование:

1.       конкретное приложение этических и моральных понятий и суждений к конкретным жизненным ситуациям (кейсам)

2.       этап развития этической теории (наряду с теоретической, дескриптивной, метаэтикой)

Направления прикладной этики

•         Бизнес-этика

•         Биоэтика

•         Информационная этика

•         Компьютерная этика

•         Медицинская этика

•         Экологическая этика

•         Экономическая этика

           Прикладная этика – совокупность принципов, норм и правил, выполняющих на основе нормативной этики практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Сущность прикладной этики заключается, следовательно, в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики жизнедеятельности. Прикладная этика (ПЭ) аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, моральной жизни и нравственного воспитания личности, разрабатывает специальные формы и технологии этих процессов и управления ими. Она не просто использует теоретические этические наработки, а превращает их в специфическую, практически новую информацию, преобразованную для новой конкретной деятельности или ситуации.

Специфичность ПЭ проявляется в ряде ее особенностей.

По сравнению с общей этикой ПЭ более специализирована и более прагматична. ПЭ включает в себя не только собственно теорию морали, но и комплекс внеэтических знаний о морали — социологических, психологических, педагогических.

ПЭ отличается сильным технологическим аспектом: она предполагает разработку способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов, программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей совокупности ее «опредмеченную силу»; В процессе «приложения» происходит доразвитие общечеловеческих норм и требований этики.

«Практичность» ПЭ проявляется, прежде всего, в ее структуре, в которую входят:

этика гражданственности;

экологическая этика и биоэтика;

этика межличностного общения;

ситуативная этика;

профессиональные этики;

этика делового общения.

Экологическая этика

Экологическая этика рассматривает нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде, биоэтика – как ее составляющая – «озабочена» поведением человека по отношению к «Иному Живому».

Этика гражданственности

Этика гражданственности разрабатывает нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу.

Этика межличностного общения

Этика межличностного общения описывает «уровни» и «барьеры» человеческих отношений, их принципы, правила и нормы. Ситуативная этика вырабатывает практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности и общения - как интимным (межличностным), так и публичным (массовидным). В ситуативную этику входит этикет.

2 ОТВЕТ НА ВОПРОС.Как отмечал русский философ С.Л. Франк, «…человеческое поведение, человеческая воля и отношения между людьми подчинены не одному, а двум разным законодательствам, которые по своему содержанию в значительной мере расходятся между собой…» .

Коротко остановимся на определении и различении этих категорий.

Существо морали состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков.

Мораль имеет социально-общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и пр.).

Мораль имеет свое выражение в определенном законе (кодексе), который предписывает или запрещает конкретные формы поведения.

Ее сущность состоит в соотнесении конкретного поступка с данным законом как с определенным критерием оценки человеческого поведения. Мораль поощряет одни нормы поведения и осуждает другие. Соблюдение этих норм предполагает определенную награду, которая имеет вполне реальные формы: от похвалы и уважения окружающих до материальных и других благ. Моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на себя (самоутверждение и самооценку). Другой человек при этом воспринимается здесь сквозь призму моего Я – моих представлений, моих оценок и потребностей. Он рассматривается как обстоятельство моей собственной жизни, которое может соответствовать или не соответствовать моим представлениям, выражать или не выражать должное отношение ко мне. В результате человек воспринимает и переживает только самого себя, вернее, то, что обычно называют образом Я (свои интересы, оценки, качества).

Соответственно, моральные нормы всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени их использования).

В отличие от морали нравственность имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер. Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения.

Нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей и выражает особое отношение к ним. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность.

Способность увидеть и услышать именно другого человека, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому.

Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно и не предполагает каких-либо внешних наград. Человек осуществляет те или иные поступки не для того, чтобы его похвалили, а потому что по-другому не может. Нравственное поведение направлено не на оценку, а на само БЫТИЕ другого, независимо от его конкретных качеств или действий (А.С. Арсеньев, 1977). Единственной нравственной нормой является любовь к другому и отношение к нему как к самому себе: «возлюби ближнего как себя самого», «не делай другому того, чего не желаешь себе», а отсюда недопущение насилия, презрения, ущемления другого, каким бы он ни был и что бы он ни делал. Так, например, любящая мать стремится помочь своему ребенку и поддержать его, независимо от его достоинств или конкретных действий, иногда даже вопреки своим интересам.

Как подчеркивал Л.С. Выготский (1991), нравственно поступает тот, кто не знает, что он поступает нравственно. Моральные поступки, мотивированные соблюдением моральной нормы, основаны на «неправильном представлении о моральных ценностях как о личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем «дурным» (Л.С. Выготский, 1991, с. 258). Истинное моральное поведение ребенка, с его точки зрения, «должно стать его природой, совершаться свободно и легко» (там же, с. 265).

На основе этих соображений можно заключить, что моральное и нравственное поведение имеет разные психологические основания. Нравственное поведение направлено на другого человека и выражает особое отношение к нему как к самостоятельной и уникальной личности. Такое поведение бескорыстно (человек не ждет ничего взамен) и универсально (не зависит от конкретной ситуации). В отличие от этого моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на самоутверждение, под-крепление своей моральной самооценки (человек хочет быть хорошим и положительно оцененным). В этом случае другой выступает как средство утверждения моих достоинств или как предмет моей оценки, в зависимости от того, что он для меня сделал или не сделал. Такое отношение к другому является прагматичным и частичным.

3 ОТВЕТ НА ВОПРОС.Чуткость положительное духовно нравственное качество личности характеризующее отношение человека к окружающим забота о нуждах запросах и желаниях людей внимательное отношение к их интересам волнующим проблемам мыслям чувствам.

Чуткость это понимание мотивов поступков которыми они руководствуются тактичность уважение достоинства и чести.

Узость мышления – признак примитивности личности.

То есть наблюдается явная склонность к проявлению характеристик незрелой, дисгармоничной, нравственно бедной личности, упрощённо устроенного внутреннего мира, узкого, ограниченного, не развитого интеллекта, грубости, низкой образованности, некультурности. За узостью мышления- эгоизм.

И первое и второе возможно развить при желании и благородных поступков самого человека.

4 ОТВЕТ НА ВОПРОС.Да. Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В названии чувств «высшими» подчёркивается их обобщённость, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфический человеческий характер*. Однако понятие «высшие чувства» несколько условно, т.к. к ним приходится относить и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), на самом деле это низменные эмоциональные проявления личности.

Недостаток совести подрывает и расшатывает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без «цемента совести» разваливается на фрагменты (интеллектуальные блоки). До времени они могут оставаться весьма крупными, если природные способности значительны, но умным (целомудренным) такой «интеллектуал» уже не будет. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. «У одного человека - отмечал он - ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло». Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния - это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Критерий духовного развития человека - это овладение процессом творчества. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения внутренних сил.

Для Сократа истина и нравственность - понятия совпадающие. Между мудростью и нравственностью мудрец не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, «…человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках, и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его. Поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Так как справедливые поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость». По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (Бог). Особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность - это знание того, что хорошо.

5 ОТВЕТ НА ВОПРОС. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Понятие морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями.

В теории воспитания чаще всего используется не количественные, а качественные критерии, с помощью которых можно произвести замеры, отследить результаты деятельности, сделать выводы о достигнутых успехах, выявить ошибки.

Вопрос о критериях нравственного развития очень важный и достаточно сложный. Существует необходимость разведения понятий: «нравственность» и «мораль». Это происходит потому, что по привычке взрослый человек, воспитанный в социалистический период, в качестве норм нравственности берет моральные нормы. Именно в советской педагогике происходит смешение этих двух принципиально разных понятий: мораль и нравственность - «что приводит к подмене целей в практике». Б. Лихачев отмечает, что именно отсюда происходят все педагогические проблемы. При этой подмене нравственное развитие учащихся рассматривается не иначе, как обучения правилам поведения в обществе (усвоение моральных норм), что в действительности является хорошо разработанной технологией по приданию индивиду определенной социально значимой «формы» (социализация личности). Это, в лучшем случае, приводит к моральному просвещению и воспитанию, но не к нравственному.

Мораль - форма общественного сознания, социальный регулятор поведения человека.

Мораль имеет свойство меняться время от времени. В разных человеческих обществах может быть разная мораль. Более того, своя мораль может быть в разных социальных группах и слоях одного и того же общества. Поэтому понятие морали связано с тем, что «хорошо» или «плохо» в данное время в данном сообществе. В разные времена в разных обществах существуют моральные нормы, противоречащие нравственности.

Для морального воспитания личности, ее соответствия социальным требованиям нет необходимости осознания, самоопределения в нормах, важна лишь обязательность их выполнения. Поскольку при моральном воспитании не ставится задача формирования внутренней духовной опоры личности, то необходимы внешние карательные и стимулирующие меры. Но при снятии этих внешних стимулов в большинстве своем он теряет опору «нравственного» поведения. Тогда он ведет себя аморально. Это происходит потому, что нормы поведения, усвоенные ребенком в определенной среде, навязаны ему извне, усвоены, но не приняты им внутренне.

Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике - философской науке о морали - существует две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. [4]

Добро - нравственная категория, отражающая поведение людей на основе альтруизма и гуманизма.

Если исходить из того, что является абсолютным добром, то оно связано с любовью к другому человеку. Зло же имеет деструктивный характер: оно либо направлено на разрушение личности другого человека, либо - на саморазрушение. Критерием того, является ли нечто добром, будет определение мотива данного поступка: исходит ли этот мотив из любви и понимания проблем другого, по отношению к которому совершается данное действие. Таким образом, только те поступки можно считать нравственными, которые направлены к добру, т.е. соответствуют «золотому» правилу: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой!» Каждому человеку хочется, чтобы к нему относились с любовью, даже если он совершил нечто неблаговидное, надеется на прощение и милосердие.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие.

Уровни

Уровень 1.Преднравственный. Основанный на наказании и поощрении (4-10 лет). Поступки определяются внешними обстоятельствами и точки зрения других людей не учитываются.

1-я стадия – Стремление избежать наказаний и быть послушным. Ребенок считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания. Суждение выносится в зависимости от последствий. Пример разрешения дилеммы: Хайнц должен был купить лекарство. Он украл, его должны наказать. Суждения не учитывают личность.

2-я стадия – ориентация на полезность. Стремление к получению личной выгоды. Характер рассуждений таков: нужно подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личной выгоды. Пример разрешения дилеммы: если Хайнц не хочет потерять супругу, он должен украсть лекарство. Жена ему нужна. Люди имеют ценность, если представляют интерес.

Уровень 2.Конвенциональный. Основанный на социальном согласии (10-13 лет). Придерживаются определенной условной роли и при этом ориентируются на принципы других людей.

3-я стадия – Ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей (быть «хорошим мальчиком» или «хорошей девочкой»). Человек считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны окружающих людей. Пример разрешения дилеммы: ничего плохого в том, что Хайнц украл, нет. Он – хороший муж Ценность человека определяется тем, какие чувства он вызвал.

4-я стадия – Ориентация на авторитет. Мораль, поддерживающая власть и закон. Рассуждения: нужно подчиняться правилам, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины. Пример разрешения дилеммы: Супружество – это обязательство, и Хайнц должен спасать жену, но и закон должен выполнять.

Уровень 3. Постконвенциональный (13 лет и >). Основанный на принципах. Истинная нравственность возможна только на этом уровне. Человек судит исходя из собственных критериев. Должен быть высокий уровень способности к рассуждению.

5-я стадия – Ориентация на общественный договор, индивидуальные права и демократически принятый закон. Человек считает, что нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния. Пример разрешения дилеммы: Если Хайнц не достанет лекарство, то жена погибнет. Бывают случаи, когда можно нарушить закон. Ценность человека определяется его правами.

6-я стадия – Ориентированная на общечеловеческие нравственные нормы, законы свободной совести каждого человека. Люди считают, что нужно следовать универсальным этическим принципам, независимо от законностей и мнения других людей. Пример разрешения дилеммы: жизнь каждого человека выше всех принципов. Кража нравственно оправдана. Жизнь ради жизни.

Каждая последующая стадия основывается на предыдущей. Преобразует её и включает в себя. Люди в любой культурной среде проходят все стадии в одном и том же порядке. Многие люди не переходят 4 стадию. 6-ой стадии достигает меньше 10% людей старше 16. Проходят в разной скорости и потому границы возраста условны. По американским исследованиям развитие нравственности заканчивается к 25 годам.

6 ОТВЕТ НА ВОПРОС.

К условиям конструктивного разрешения конфликтов относятся:

прекращение конфликтного взаимодействия

поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов

снижение интенсивности негативных эмоций

выявление и признание собственных ошибок

объективное обсуждение проблемы

учет статусов (должностного положения) друг друга

выбор оптимальной стратегии разрешения

7 ОТВЕТ НА ВОПРОС .Необходим. Невозможно совершать поступки, которые дадут исключительно положительный результат. Никто не рождается всезнающим с готовой пошаговой инструкцией к существованию в голове. Нельзя просто взять и «загрузить» всю важную информацию в мозг, как файл на флешку, нажатием одной кнопки. Совершая ошибки, человек усваивает на практике, какие действия принесут ему пользу, а какие станут горьким жизненным уроком.

Когда человек сталкивается с печальными событиями и проживает их, он становится обладателем ценнейших знаний о том, как справиться с болью и отчаянием. Негативный опыт укрепляет внутренний стержень, «закаляет» разум и расширяет спектр эмоций, которые личность может выдержать. Небольшие неудачи не ломают людей, которые перенесли множество крупных провалов. Для того, кто вылечился то рака, обычная простуда будет казаться просто мелочью по сравнению с тем, что ему пришлось пережить.

Негативные факторы влияют на личность человека гораздо сильнее, чем позитивные, ведь, чтобы с ними справиться, нужно приложить усилия. Копилка жизненного опыта сильной личности наполнена не только беззаботными радостными событиями, но и тяжелыми горькими переживаниями.

Исследования американских психологов, проводивших эксперимент на студентах, показали, что при подкреплении поступающей информации отрицательными эмоциями мозг лучше усваивает данные и откладывает их в долговременную память. Этим объясняется тот факт, что люди долго помнят свои неудачи, хранят воспоминания о людях, которые их обидели или разозлили, могут детально пересказать события, вызывавшие у них боль, обиду или злость.

Негативный жизненный опыт будет помогать человеку развиваться и расти, если он извлечет урок из каждой неудачи. Жизнь не может быть только легкой и приятной или тяжкой и тоскливой. Каждое событие оставляет след в жизни человека, и негативный жизненный опыт обладает значимостью и имеет важность на ряду с позитивным.

8 ОТВЕТ НА ВОПРОС. У каждого человека на определенном жизненном этапе встречался человек, который по тем или иным причинам отказывался следовать общепринятым правилам коллектива. Таких людей называют изгоями или белыми воронами. С ними мало кто общается, их считают странными, могут даже враждовать или издеваться.

Именно об этом и говорит смысл пословицы "С волками жить - по-волчьи выть".

Человек попадая в определенную социальную среду (новый трудовой коллектив, новое место учебы, место проведения отпуска и т.д.), должен подчиняться и соблюдать принятые в этом социуме правила и нормы. В противном случае есть риск быть изгнанным.

СЕМИНАР 6
1   2   3   4


написать администратору сайта