Воспитание культурно-патриотических ценностей в сценарно-режиссёрской технологии V Межрегионального фестиваля казачьей культур. Воспитание культурнопатриотических ценностей в сценарнорежиссёрской технологии
Скачать 5 Mb.
|
тема – современное утверждение исторической роли казачества. Из разработанной темы последовала идея актуальная для конкретной аудитории зрителей относительно места проведения фестиваля и не использованная ранее в локальном сценическом воплощении. За годы проведения Фестиваля «Сурская застава» режиссеры не обращались к историческому прошлому города Пенза в полной мере, упоминался лишь год издания указа о строительстве крепости. Было решено на краеведческом материале рассказать о возведении крепости Пенза в 1663 году и через историческое повествование решить вопрос информированности жителей города в событиях его формирования. Таким образом, на основе выдвинутой темы, с учетом потребности в передачи исторической памяти поколениям, была сформулирована идея – подлинное повествование о возведении крепости Пенза и утверждение казаков в роли её основателей.Данная задача потребовала точного изучения характерных черт времени, реальных героев и архивных документов. Была выведена хронологическая основа, в которой сама история выстроила драматургическую композицию. Экспозицией стало положение Государства Российского в период после Смутного времени, потребность к восстановлению страны и укреплению границ. Завязкой послужило решение Царя Алексея Михайловича Романова о строительстве Симбирской засечной черты на границе Дикого поля и последовавшие за ним указы о возведении крепостей. Развитием явились действия, присланных на реку Пензу казаков во главе с воеводой Юрием Котранским, они стали основателями города и первопоселенцами этих земель. Пензу, как сторожевой пункт на границе страны, коснулись многие исторические события XVII-XVIII веков. Самым сложным эпизодом, при котором была велика вероятность потерять город, стал Большой кубанский погром. Но и в этих условиях, силами казаков, неприступная крепость выстояла, а враг обратился в бегство – это явилось кульминацией. Развязкой стало дальнейшее укрепление позиций Пензы, как связующего пограничного, а затем промышленного и сельскохозяйственного пункта внутри страны. Финал этой истории – отправная точка, с которой, сохраняя заслуги прошлого, продолжает свой путь современное пензенское казачество. Размышления о сверхзадаче театрализованного концерта «Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре» способствовали определению потребности современников быть осведомленными в исторических событиях, происходивших на территории города. Как продолжение своих предков, они является таким же звеном бесконечной цепи поколений, в их силах сохранить прошлое и на основе него создать будущее. Таким образом была определена сверхзадача – ликвидировать прерывность истории и на этапе своего поколения спровоцировать интерес к значимым страницам прошлого. Постановка данной сверхзадачи также акцентировала потребность в расширении горизонтов казачества и утверждение нахождения этого сословия на пензенской земле. Мероприятие было призвано восстановить самосознание города, вернуть ему историческую конфигурацию, поставить на ней акцент с целью формирования объективного отношения современников к общей истории и культуре. Разработка сценарного плана Основываясь на определенных теме, идее и сверхзадаче театрализованного концерта «Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре» началась разработка отдельных эпизодов с учетом их художественной ценности и требований логики повествования. Началом действия должен был стать пролог, в котором бы раскрывалась историческая основа формирования поселения, упоминались факты и было найдено образное выражение строительству крепости. Было решено перенести историческое повествование на экран, так как для видео-контента были найдены уникальные материалы – карты местности XVII вв., расположение засечных черт, документы, портреты знаковых личностей. Само возведение крепости должно было стать контрастным моменту рассказа с использованием видео-контента, эта сцена должна была быть динамичной и задумывалась в пластическом выражении. Художественный образ – древесина и бревна, из которых строился частокол. Исполнителям необходимо было найти сценический прием работы с материалом, в дополнение сценической картины на экране должен идти видеофон с использованием изображений срезов дерева. Также в сценарной разработке пролога необходимо было использовать фактический символ – Знамя пензенского казачества. Целесообразным являлось создание эпизода «Культура казачества», затрагивающим самобытность этого сословия. Важным моментом здесь стало раскрытие характерных особенностей песен и танцев казаков, в которых напрямую отражаются исторические события основания города Пензы. Репертуар ансамбля позволил отобрать и вокальные, и хореографические композиции, отвечающие тематике этого фрагмента. Блок однозначно должен был содержать в себе номера, имеющие локальное значение. В данный эпизод была отобрана песня «На Суре, на Пензе», посвященная истории основания крепости. Примечательным также явился номер «На кордоне», сценическое воплощение которого в свое время было вдохновлено скульптурной композицией и одной из главных достопримечательностей города – памятником «Первопоселенец». Впоследствии в содержание блока были добавлены старинные песни «Снежочки», «Соловейка» и одна из самых популярных композиций, связанная с темой казачества – «Каким ты был» из кинофильма «Кубанские казаки». Было определено, что отдельного внимания заслуживает уклад семьи и жизнь казаков в поселении. Эти темы раскрывались в эпизоде «Быт». Через семейно-обрядовые и лирические песни здесь рассказывалось о необычайном жизнелюбии казаков и особом отношении людей внутри сословия. Эпизод был дополнен игровыми и шуточными песнями из «золотого фонда» российского казачества – «Жинка» и «Дед», а также стилизованными танцами пензенских хореографов-постановщиков – «Деревенский ухажер» и «Дощечка». Для понимания специфики казачества определяющим стал эпизод, посвященный военной службе и защите страны. Он раскрывает тему казачьей чести, доблести, верности Родине и своему народу. В начало блока было уместно поставить вокально-хореографическую композиция «Пролегала путь-дорожка», повествующую о походной жизни казаков, исторически эта песня относится к военному времени XVIII века. Затем нужно было использовать номера, представляющие казаков защитниками рубежей страны и своих поселений – «Русский солдат», «Маркитантка». Также в блоке военной тематики раскрывалась роль женщины-хранительницы очага, ожидающей возвращения своего мужчины. Для этого момента была побрана песня «В путь поход опасный провожу любимого». Финалом эпизода является вокально-хореографическая композиция «Когда мы были на войне», она завершается трюковой частью с фланкировкой. Данный эпизод получил название «Военное дело». Материал и отобранные факты позволили создать эпизод, который не только стал звеном в логике сценического повествования, но и явился наивысшей точкой рассказа, его кульминацией. В эпизоде «Защита крепости» была рассказана историческая основа самого значимого события в обороне сторожевого пункта Пенза, которое могло стать переломным в судьбе города – Большой кубанский погром. С этим отрезком истории связана легенда, повествующая о чуде, произошедшим с Казанской иконой Божией Матери. Репертуарный материал ансамбля и сценарные задумки постановки в конечном итоге представили этот эпизод в виде центральной сцены «Молитва» с дополнительным фрагментом театрализации и использованием активного видео-контента. В начале эпизода предполагался текст в формате голоса за кадром, повествующий об осаде крепости Пенза. Одновременно этой фонограммой с линии колосников по центру площадки спускается веревка, к ней подбегает исполнитель в роли «звонаря», пластически он изображает «бой в колокол», соответственно движениям видеофона «Колокол» на экране. Через данный образ транслируется напряженность момента и идея единения народа перед лицом врага. Затем с двух сторон, на ранее определенную расстановку в мизансцене, выходили бы исполнители «Молитвы». Женщины держат в руках свечи, на экране видеофон с изображением иконы. После исполнения «Молитвы» в формате голоса за кадром зачитывается отрывок из легенды о спасении крепости Пенза. Воплощение данного эпизода является не только исторически, но и идеологически значимым в повествовании о казачьей культуре, которая неразрывно связана с православной религией. Важным сценарным блоком было обозначение завершения рассказа и перехода к финалу действия, эту функцию должна была выполнить сцена «Подвиги казачества в сердцах», представляющая собой вокальную композицию «Эх, споем казаки» и музыкально вмонтированные в нее фрагменты стихотворения «О казаках» В.В. Ходарева. Сцена, согласно законам композиции явилась бы развязкой. Повествование об исторических событиях завершается словами: «Так и была построена неприступная крепость, сторожевой пункт на окраине государства Российского! Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре!». Финалом действия является исполнение Гимна Казачества – символа силы и непоколебимости сословия, его связи с великим прошлым и уверенности в будущем. Сформированные эпизоды необходимо было объединить при помощи монтажа. На этапе разработки, с учетом участия в значительном количестве номеров всего состава коллектива, было решено записать текст в формате голоса за кадром и смонтировать на основе него видео-контент. Эти фрагменты бы явились смысловыми мостами между эпизодами. При этом их необходимо было обличить в художественную форму. Здесь был разработан и утвержден сценарный ход – рассказ о событиях от потомка казаков-основателей крепости. Появление данного приема потребовало более точной проработки характерности и образа главного героя. Началом решения этой задачи стало добавление театрализации в предполагаемую экспозицию. Персонаж рассказчика в первом своем появлении должен был произнести слова – «Эти тропы прокладывал еще дед мой, а до него прадед…» – так начинался рассказ о возведении крепости Пенза. После определения всех необходимых эпизодов и обозначения сценарного хода, была проведена работа по составлению сценарной композиции, утверждении целостности и гармоничности построения художественного произведения. Композиционное построение театрализованного концерта «Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре»: Экспозиция – Сцена «Сторожевые тропы»; Завязка – Сцена «Возведение крепости»; Развитие действия – Эпизод 1 «Культура казачества»; Эпизод 2 «Быт»; Эпизод 3 «Военное дело»; Кульминация – Эпизод «Защита крепости»; Развязка – Сцена «Подвиги казачества в сердцах»; Финал – Гимн Казачества. Написание сценарного текста При написании сценарного текста учитывалось несколько важных аспектов: соответствие материала социально-мировоззренческой специфике казачества и идейно-тематическому замыслу мероприятия; соответствие художественной ценности и достоверности документального материала; соответствие художественных выразительных средств и цели их воздействия на зрителя; соответствие возможностей коллектива – ансамбля песни и танца «Казачья застава» и сценической площадки – Большого зала ГАУК ПО «Пензаконцерт». Литературный текст сценария театрализованного концерта «Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре» складывался из отрывков реальных исторических документов, вписанных в канву художественного произведения. Так как повествование предполагалось от лица казака-рассказчика, были использованы просторечные обороты и характерные времени слова. Весь текст был записан актерами на студии, обработан и смонтирован в отельные видеоролики, для трансляции на экране. Сценарный текст формировался с учетом принципов действенности и образности. Эти принципы равноценно важны, в совокупности они способствуют более яркому воздействую мероприятия. Вектор движения мысли, смонтированный из литературного текста, должен непременно соответствовать им: Быть действенным – способствовать активизации внимания, задавать направление, рождать смыслы. Тогда этим текстом можно действовать – звать, величать, изучать, одаривать, защищать. Быть образным – создавать и передавать значение образа, как носителя эмоциональной информации, которую возможно воспринимать на чувственном уровне. Такой текст воздействует, потому что образ, созданный в нем, формирует определенную атмосферу, способную захватить и направить внимание аудитории. Оба этих принципа позволяют сделать художественное повествование понятным, вовлечь зрителя в действие и спровоцировать ситуацию его проживания. Принципы действенности и образности в полной мере отразились в тексте сцены «Сторожевые тропы», где через театрализацию осуществляется введение зрителя в тему мероприятия. Атмосфера задается фразами: «Ночь сегодня темна», «Эти тропы прокладывал еще дед мой, а до него прадед». Вовлечение зрителя и действенность текста наиболее ярко отражены в финальном предложении, которое произносит главный герой: «Пойдем-ка со мной в обход, я тебе все расскажу». В текстах, используемых в формате голоса за кадром, действенность и образность транслируются через исторические факты: «Было то, в году тысяча шестьсот шестьдесят третьем…», «Отправился Юрий Ермолаевич на место устроения нового города с сотней казаков», «Большой кубанский погром шел на пензенский уезд, земля дрожала под ногами». Принципы написания сценарного текста были учтены и во фрагментах, рассказывающих о культуре казачества: «Мирно, дружно жили казаки на берегах Пензы и Суры, службу честно несли, хлеб растили, хозяйство вели»; «Приходили за околицу красны девицы и добры молодцы, хороводы поводить, песни попеть, себя показать да на других посмотреть», «Из года в год крепость-Пенза служила надежным заслоном от разбоя кочевников», «Слава о защитниках, вольных, преданных. Слава о их доблести, слава о их смелости разнеслась тогда по всему миру». Благодаря использованию принципов действенности и образности в каждом эпизоде удалось задать свое, уместное смыслу фрагмента и необходимое логике повествования, эмоциональное направление текста. Наполнение его образами и патетическими красками способствовало установке вербальной связи со зрителем, более полному восприятию произведения и переживанию событий, изложенных в сценарии. Оформление сценария Сценарий был оформлен согласно всем правилам: книжная ориентация текста на странице, шрифт Times New Roman, кегль 14. Форма и название мероприятия размещены по центру полужирным шрифтом, дата, время и место проведения указаны ниже с левой стороны листа. Курсивом выделены пояснения мизансценической расстановки и перемещения исполнителей. Полужирным курсивом выделены действия пультов управления светом и экраном, а также работа монтажной группы. В ремарках прописаны сценические задачи на определенные моменты хода сценария. Курсивом также обозначены перестроения, стартом которых являются конкретные слова в фонограммах – для лучшего восприятия они дополнительно подчеркнуты. Справа обозначены видеоролики и герои, транслирующие текст, колонка выделена полужирным шрифтом. Литературный текст ГЗК размещен по левому боковому равнению. Перед началом эпизода, по центру страницы, дается его цифровое обозначение и название. Концертные номера сгруппированы в блоки выделены полужирным шрифтом и пронумерованы. Министерство культуры и туризма Пензенской области Государственное автономное учреждение культуры Пензенской области «Пензаконцерт» Сценарий театрализованного концерта «Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре» в рамках V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава» Дата проведения: 19.11.2021 г. Время проведения: 18:30 Место проведения: Большой зал ГАУК ПО «Пензаконцерт» (ул. Суворова 215)
|