Воспитание культурно-патриотических ценностей в сценарно-режиссёрской технологии V Межрегионального фестиваля казачьей культур. Воспитание культурнопатриотических ценностей в сценарнорежиссёрской технологии
Скачать 5 Mb.
|
Глава 2. Сценарная технология Социально-культурный заказ на разработку сценарно-постановочного проекта Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Сурская застава» существует с 2013 года, его организатором выступает Государственное автономное учреждение культуры Пензенской области «Пензаконцерт». Данное культурное событие создано с целью выявления, сохранения и повышения творческого потенциала казачьих коллективов и солистов, формирования и развития духовно-нравственных ценностей в обществе. Основными задачами Фестиваля являются: популяризация, сохранение и развитие традиционной казачьей культуры как части духовного наследия; повышение роли российского казачества в патриотическом воспитании новых поколений; повышение активизации деятельности казачьих обществ и организаций, укрепление культурного сотрудничества казаков, взаимодействие казачьих обществ на межрегиональном уровне; повышение художественного уровня казачьих творческих коллективов и исполнителей. Социально-творческий заказ на разработку и реализацию проекта поступил от ГАУК ПО «Пензаконцерт». 6 сентября 2021 года состоялась собрание заместителя директора по творческой деятельности ГАУК ПО «Пензаконцерт» Л.В. Сычевой и режиссера А.Н. Борзых. В результате собрания были поставлены следующие задачи: - Провести анализ опыта сценарно-постановочных решений Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава» прошлых лет; - Разработать план-график процесса организации V Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Сурская застава»; - Сформулировать идейно-тематический замысел будущего Фестиваля, на его основе разработать сценарий. Также была определена дата V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава» - 14 октября 2021 года. 10 сентября вновь состоялось собрание по обсуждению данного мероприятия и планированию графика подготовки, на котором присутствовали: заместитель директора по творческой деятельности Л.В. Сычева, художественный руководитель Ансамбля песни и танца «Казачья застава» О.П. Ежова, режиссер А.Н. Борзых. На собрании была скорректирована программа номеров будущего Фестиваля и сформулирован ряд сценарно-постановочных задач: - Разработка литературного сценария V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава»; - Разработка сценографического образа V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава»; - Создание декораций; - Запись текста ГЗК участниками Ансамбля песни и танца «Казачья застава»; - Монтаж видео-контента и заставок на экран для концертных номеров; - Проведение репетиций с исполнителями главных ролей; - Проведение сводных репетиций; - Запись работы световых и дымовых приборов согласно ходу сценария; - Проведение генеральной репетиции; - Реализация проекта в сценическом пространстве – Большой зал ГАУК ПО «Пензаконцерт». Опираясь на приведенные выше задачи, литературный сценарий V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава» должен был иметь завершенный вид не позднее 17 сентября. Сценарное предложение Первым этапом в работе над сценарным предложением для проведения V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава» стало изучение архивного материала. Было необходимо ознакомиться с видеозаписями и текстовыми сценариями проведения Фестиваля. Эта работа способствовала более целостному понимаю сценарно-режиссерской технологии данного мероприятия. Формат проведения Фестиваля в Пензенской области из года в год приоритетным направлением выбирал привлечение казачьих коллективов страны и обмен творческим профессиональным опытом. При этом фестивальные концепции разных лет старались охватывать всю культуру казачества в целом. Традиционным местом работы Фестиваля стала территория около здания филармонии ГАУК ПО «Пензаконцерт». Здесь располагалась площадка, на которой проходил музыкальный марафон участников, а также зоны мастер-классов по видам народных промыслов, выставки-продажи изделий и угощений, показательные выступления по фланкировке и рубке шашкой от казачьих обществ. Гала-концерты, как основные события Фестиваля, являлись сборными концертами, разделенными по блокам солистов и коллективов, принимающих в них участие. Тематические прологи этих концертов затрагивали тему гостеприимства пензенских казаков и в общем понимании рассказывали о богатой культуре казачества. При этом история, идеи и принципы этого сословия, его современная позиция не раскрывались. Изучив историю данного культурного события, углубившись в понимание ценностей и самобытности казаков, для реализации постановочного проекта V Фестиваля «Сурская застава» было предложено несколько концепций. Появилась идея более детально и точно рассказать о воинской составляющей культуры казаков и традиционных рукопашных, военно-охотничьих состязаниях. В этом случае предполагалось зонирование площадки по видам воинских дисциплин, их расположение в форме круга. Здесь были бы представлены: борьба на поясах, поднятие весов, стрельба из лука, рубка, фехтование на шашках, фехтование на пиках, силовые турниры. Работа этих тематических площадок – отсылка к станичным «домашним» играм казаков, в ходе которых происходила передача воинских навыков от старшего поколения младшему. Кульминацией фестивального дня стал бы стилизованный, приближенный к действительному, обряд инициации. Он проходил бы в центре всей площадки – в казачьем круге майдане. После чего предполагался концерт, продолжающий тематику воинского дела. Была предложена концепция, раскрывающая образ женщины-казачки. Открытие состоялось бы на открытой сценической площадке, его идеей стало бы осмысление роли женщины как хранительницы рода, почитаемой у казаков, а художественным образом – пряжа и вязание, как символ связи между поколениями. Далее на сцене – выступления приглашенных коллективов, в тематических зонах мастер-классы по видам традиционного рукоделия и площадка установления кулинарного рекорда. В финале праздника интерактивный прием с шерстяными нитями. Участники становятся в один или несколько кругов и поочередно внутри него перебрасывают клубки друг другу, оставляя конец нити в руках. В этом моменте символически подчеркивается наличие и значение человеческих связей, исторически сохранившихся в казачьем сословии и вновь образованных участниками Фестиваля. Также наряду с концертной и ярмарочной формой проведения фестиваля возможна концепция реконструкции. Площадка подразумевает исторические зоны, демонстрацию оружия и обмундирования казаков, работу экскурсоводов и краеведов со зрителями, а также организацию полевой кухни и плаца с лошадьми. С точки зрения отбора музыкального материала, предпочтительны старинные песни казаков. Фестиваль откроется парадом, кульминацией станет реконструкция одного из значимых боев в котором принимало участие казачье войско. Проработав возможные вариации данной праздничной формы, оценив возможности и приоритеты, в конечном итоге концепцией проведения Фестиваля в 2021 году было выбрано повествование о строительстве русских крепостей, так как казаки являются основателями многих городов центральной части России. Выставки-продажи и исторические зоны на открытой площадке планировалось объединить декорациями, стилизованными под крепостную стену. Здесь также предполагались интерактивные площадки и мастер-классы по аутентичной работе с деревом: рубка, вытачивание фигурок и посуды, плетение из прутьев и бересты. Центральной частью фестиваля стал бы театрализованный концерт. На основе исторического материала с привлечением казачьих коллективов из других регионов через концертные блоки предполагалось создание художественного образа «навигационной карты» XVII вв. Именно в этот период создавались крепости Симбирской засечной черты: Тула, Рязань, Белгород, Воронеж, Тамбов, Пенза, Саранск, Сызрань. Данная концепция была утверждена в первоначальном виде, но так как в период работы над сценарным предложением в Пензенской области были введены дополнительные ограничительные меры, в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, управлением ГАУК ПО «Пензаконцерт» было принято решение о проведении V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава» не на межрегиональном уровне, а только на уровне данного учреждения культуры. Таким образом сценарная концепция мероприятия претерпела изменения. Было утверждено частичное проведение фестиваля в режиме онлайн. Приглашенным ранее коллективам предлагалось отправить видеоролики приветствий и выступлений для дальнейшего размещения на страницах ГАУК ПО «Пензаконцерт» в социальных сетях. Центральной частью V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава» стал бы театрализованный концерт, подготовленный местным коллективом – ансамблем песни и танца «Сурская застава». Также было принято решение об организации трансляции концерта в интернет-пространстве на портале культурного населения «Культура.РФ». Началась работа над театрализованным концертом, его главной идейной составляющей стал подробный рассказ о возведении крепости Пенза в 1663 году. Основной акцент необходимо было сделать на подлинность исторических данных и их художественное выражение в пространстве сцены, для этого была проведена работа с краеведческим, фольклорным, музыкальным и литературным материалами. Работа со сценарным материалом Исторический материал Для подготовки сценария необходимо было изучить достоверные исторические источники. Основным из них стала книга известного пензенского историка-краеведа Г.В. Мясникова «Город-крепость Пенза», в которой автор на основе документов и исследовательской литературы широко раскрывает историю основания города Пензы, строительства крепости, посада и слобод. Ценным постановочным материалом также явились рукописи, сохранившиеся в Российском государственном архиве древних актов. Первым пунктом повествования и связующим художественным образом будущего мероприятия стал «Указ о возведении крепости Пенза» на границе Дикого поля, датированный 3 мая 1663 года, текст этого исторического документа был использован в неизменном виде. Еще одним важным первоисточником стал указ, сохранившийся в фондах Оружейной палаты, который относится к июлю 1663 года. В нем царь Алексей Михайлович дает распоряжение взять «пять киндяков розных цветов, а те киндяки послать в Пензу Юрию Котранскому, на знамена». Ответить на вопрос какой же была крепость в первые годы своего существования помогли записи о градостроительстве, а также публикации архитектора и историка Г.В. Алферовой, касающиеся закономерностей строительства городов в XVI-XVII вв. Для понимания судьбы крепости, необходимо было изучить и найти сценическое воплощение событиям 1717 года. В это время состоялось масштабное нападение ногайцев и черкесов на часть территории Юго-Восточной России. В качестве постановочного материала была использована красивая легенда, повествующая о том, что набег кубанцев на крепость Пензу удалось остановить при помощи Казанской иконы Божией Матери. Совершив неудачный штурм, кочевники взяли город в осаду. Накануне 4 августа, когда надежд на спасение города не оставалось, все жители собрались в Спасском соборе на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону вынесли на крепостной вал обратив лик к врагу. Во время чтения молитвы икона потемнела, Богородица будто отвернулась от врагов. В стане неприятеля произошло смятение, кубанцы бежали от стен крепости. Иконописный образ является историческим наследием, в 1663 году он был подарен Пензе царем Алексеем Михайловичем Романовым. В настоящее время икона пребывает в Церкви Митрофана Воронежского. Для проверки достоверности избранной информации и понимания специфики времен были проведены встречи с работниками Пензенского областного краеведческого музея и представителем Пензенского отдельского казачьего общества Д.Б. Мельниковым. Название театрализованному концерту дали строки из книги 1727 года «Цветущее состояние Всероссийского государства». Её автор – русский ученый, историк, географ Иван Кириллов, основываясь на письме, присланном в сенат пензенским воеводой Федором Скобельциным, описал крепость так: «Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре». Литературный материал Для погружения в тематику была прочитана книга «Казаки» А.П. Кашкарова, рассказывающая о казачьей культуре и вековых устоях. Автор представил систематизированные казачьи традиции и обряды, осветил актуальные вопросы вступления в казачьи общества, подробно рассказал об укладе жизни казаков. Изучение данного материала помогло подойти к раскрытию исторических фактов и проблематике данного сословия с более полным, сложившимся пониманием. Для составления текстов исполнителей главных ролей в моментах театрализации и во фрагментах использования голоса за кадром была изучена художественная литература, рассказывающая о жизни казаков. Важной задачей было использование источников, приближенных ко времени повествования – XVII-XVIII вв. Также была проведена работа по изучению оборотов речи, слов и их значений. С этой целью полезно было обратиться к художественным произведениям «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Емельян Пугачев» В.Я. Шишкова, «Огнем и мечем» Г.И. Сенкевича. Музыкальный материал Музыкальные темы для монтажа фонограмм видео-контента отбирались с учетом стилистики и специфики мероприятия. Лейтмотивом должен был стать вокализ на старинную русскую народную песню «Ой ты степь широкая», он использоваться как основная подложка для голоса за кадром. Также для монтажа видео-контента был выбран фрагмент «Херувимской песни» – песнопения, исполняемого на литургии. Художественно данный музыкальный отрывок предполагался в эпизоде, раскрывающем значение веры в жизни казаков. Большая работа была проведена по выбору фонограмм для пролога. Относительно сценарной задумки в этом моменте оркестр ансамбля «Казачья застава» еще не заявлен зрителю и не начинает музыкальное вступление. Подобранная для этого эпизода фонограмма должна была соответствовать следующему после нее живому звуку и быть стилистически органичной. В итоге была найден аудиофайл «Казачья боевая пляска», в котором действуют лишь барабаны, ритмичные мужские возгласы и свист. Концертные номера для будущей постановки отбирались из репертуара Ансамбля песни и танца «Казачья застава». Коллектив много лет ведет работу по поиску и сохранению старинных походных, исторических, игровых песен, подготовке хореографических композиций, на основе танцев казаков Дона, Кубани, Среднего Поволжья. В своих номерах ансамбль не редко обращается к историческим событиям жизни Сурского края. Поэтому в концерт в первую очередь были отобраны композиции, созданные на пензенской земле, рассказывающие о жизни казаков в этом регионе: песни «На Суре, на Пензе», «В путь-поход опасный», «Эх, споем казаки», хореографическая композиция «На кордоне». Также в концерт были включены старинные песни казаков и самые известные произведения: «Снежочки», «Соловейка», «Дощечка», «У старого казака» и «Маркитантка», «Когда мы были на войне», «Каким ты был». Материал для монтажа видео-контента Изначально монтаж роликов предполагался на основе видеофонов природы, лесных массивов и полей, с добавлением изображений деревянных крепостей, без перенесения образов казаков на экран. Эта идея должна была способствовать выделению исполнителей на фоне сценической площадки, позиционировать их в качестве «жителей крепости» и главных действующих лиц. Однако, после отбора материала было отмечено, что фоны достаточно однообразны и не отражают в полной мере многообразия культуры, которое требуется раскрыть. Поэтому было принято решение об иллюстрации номеров при помощи картин художников, изображающих казачье сословие. Среди отобранных произведений: батальная живопись Ф. Рубо, Л. Гедлека, С. Васильковского, бытовые этюды А. Ляха, Ю. Брандта, портретные работы Н. Самокиша, А. Теленика и др. Изображения природы и крепостей также были найдены в живописном творчестве и графических техниках С. Курицына, А. Александровского, М. Гордеевой. А. Смирнова. Н. Полякова. Формирование сценарного замысла Замысел сценария – это внутреннее представление о будущей драматургической разработке праздничного действия, более полно его раскрываю три понятия: тема, идея и сверхзадача. Нельзя обозначать тему, опираясь исключительно на общую информацию о мероприятии. Большую роль играет понимание содержания, истории праздничного повода и конкретного события в контексте современного времени. Тема – это круг жизненных явлений, событий и проблем, положенных в основу художественного произведения [13, с. 345]. Она должна быть близка и понятна режиссеру, ведь только так возможно её более полное, доступное и нетривиальное раскрытие на сцене. В период работы над замыслом сценария была проведена работа по изучению социальной общности казачества. В современной интерпретации его статус определяется как: «этническая группа, являющаяся неотъемлемой частью национального состава России» [26]. На протяжении столетий казаки зарекомендовали себя как вольные люди со своим кодексом чести, готовые с оружием в руках защищать границы Родины. Значительное количество переломных моментов и знаковых событий в истории нашей страны происходили при прямом участии этого сословия. Данные утверждения привели к пробной формулировке темы – воспевание культуры и воинского мастерства казачества. Однако, изучение исторической информации дало более обширное понимание судьбы сословия. Революция смела казачество, лишив привилегий и многих истребив физически. Но, не смотря на репрессии и эмиграцию, казаки остались, и их потомки тоже. В современной России насчитывается около миллиона казаков верных своим традициям. Настоящее время – новый этап возрождения казачества, который в первую очередь требует осведомленности современников в исторических событиях и характерных культурных особенностях данной этно-социальной общности. Именно поэтому для V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава» была выбрана |