Воспитание культурно-патриотических ценностей в сценарно-режиссёрской технологии V Межрегионального фестиваля казачьей культур. Воспитание культурнопатриотических ценностей в сценарнорежиссёрской технологии
Скачать 5 Mb.
|
Глава 3. Режиссерская технология V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава» Режиссерский анализ сценария Исследовательское прочтение художественного материала режиссером, является важнейшим пунктом работы над сценическим воплощением будущего зрелища. Верное определение идейно-эстетической направленности действа во многом предопределяет успех будущего мероприятия. Анализируя сценарную работу, режиссер перекладывает её смыслы на полотно сцены, определяет какими средствами лучше всего выразить идею и тему, как сделать так, чтобы они органически вытекали из самой сути литературного текста. Выделяя в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея, режиссёр задает направление своей работе, что позволяет не потерять суть будущей постановки, а как следствие и смысл её создания. Тема сценария всегда конкретная, она вытекает из тех исторических, социальных условий, которые отображены в нем. В постановочной работе театрализованного концерта «Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре» тема – современное утверждение исторической роли казачества – помимо драматургического хода согласно задумке сценария должна была быть ярко отражена и в аудиовизуальном материале. Видео-контент принципиально должен был строиться на использовании картин русских художников XVII-XX веков, изображавших казачье сословие. Кандидат искусствоведения, доцент А. И. Чечетин пишет: «Идея – существенно важный момент произведения, который определяет его общественную значимость и ценность, его гуманистическую и социально-прогрессивную роль» [14, с. 86]. Понимая значимость данного элемента и его влияние на общий результат работы, идея будущего зрелища претерпевала изменения и оттачивалась вплоть до финальной редакции сценарного материала, на сцене же она была неизменна – подлинное повествование о возведении крепости Пенза и утверждение казаков в роли её основателей. Идее было подчинено все драматургическое полотно, однако, указанные в сценарии архивные документы и выдержки из них, озвученные исполнителями, требовали режиссерской доработки и дополнительных приемов художественной выразительности. Для каждого фрагмента в формате голоса за кадром предстояло подобрать эмоционально подходящий музыкальный фон, а также составить партитуру света на все сценическое действие. За подтверждением заявленных в сценарии темы и идеи последовал анализ сверхзадачи зрелища и способов ее сценического воплощения. Здесь прежде всего важно было обрести понимание какие именно чувства и мысли зрителей должны побудить события, происходящие на сцене. Заявленная сверхзадача должна была реализоваться в эмоциональном отношении к интеллектуальному и художественно-выразительному содержанию мероприятия. Г.А. Товстоногов пишет: «Сверхзадача - существует в зрительном зале и режиссёру нужно её обнаружить» [15, с. 198]. В период пандемии живыми свидетелями центрального события V Фестиваля казачьей культуры «Сурска застава» стали исключительно жители Пензенской области, это явилось причиной изменения формы мероприятия и повлекло за собой размышления о важности Фестиваля в территориальном смысле. Привлекая казачьи коллективы в Пензу, создавая условия для обмена творческим опытом, налаживая контакты для поддержи и популяризации казачьей культуры Фестиваль не затрагивал исторической основы, связи Пензы и казачества. Сценарный проект обозначил сверхзадачей мероприятия – ликвидацию прерывности истории на этапе современного поколения. За счет проведения параллелей между прошлым и настоящим ставилась цель побуждения интереса к истории малой Родины, которая началась с возведения крепости Пенза. С точки зрения сценарного текста данная сверхзадача была отображена и в отобранном материале, и в текстах исполнителей. Анализируя данную сценарную разработку, была однозначно определена её художественная ценность и возможность перенесения в сценическое пространство. Доцент кафедры режиссуры и мастерства актера Орловского государственного института культуры И.Н. Чистюхин пишет: «Окружающая обстановка. Нрав, быт, уклад жизни. Для некоторых постановок доля обязательной исторической достоверности очень велика и ее необходимо воспроизвести на сцене. Что будет окружать актера с первых минут его действия на сцене, из того, что описано, решает, конечно же, постановщик, при этом он руководствуется анализом обстановки и художественной необходимостью ее воспроизведения» [16, с. 56]. Важным аспектом сценария театрализованного концерта «Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре», является потребность в соблюдении эпохи, образно перенесенной на сцену. Однако, наличие или отсутствие элементов одежды у казаков, возможность использования в качестве реквизита определённых видов оружия и инструментов не прописаны в сценарном тексте. Этот момент потребовал дополнительной проверки используемых средств художественной выразительности на соответствие времени, который был изложен в сценарии. Прежде чем начался постановочный период была проведена масштабная работа по визуализации проекта. В конечном итоге сценическое воплощение получили все нюансы, указанные в тексте сценарной разработки. Формирование режиссерского замысла Режиссерский замысел в отличии от замысла сценарного, представляет собой образное видение материала, практическую визуализацию темы и идеи, их отражение в режиссерских приемах и художественных выразительных средствах. Как своеобразный проект постановки, режиссерский замысел – это творческая интерпретация сценария [17, с. 72]. Для формирования режиссерского замысла важно учитывать множество нюансов, работа над которыми возможна только в реальных сценических условиях. К ним относится: пространственное и сценографическое решение, световое, музыкально-шумовое, декорационное, а также видео-оформление постановки, темпо-ритм действия. Все эти аспекты должны сочетаться друг с другом, быть напрямую связаны с темой, идеей, сверхзадачей постановки и являться способом их выражения. Очень важно, чтобы при создании режиссерского замысла, у режиссера было ощущение целостности мероприятия, а все его элементы подчинялись одной цели. В театрализованном концерте «Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре» мизансценирование эпизодов решалось с учетом статичного положения оркестра народных инструментов ансамбля песни и танца «Казачья застава». При этом, согласно режиссерскому замыслу, необходимо было сократить место размещения музыкантов для установки по обеим сторонам, на уровне четвертых кулис, декораций «Частокол». Решением данной задачи стало создание дополнительного подиума для барабанной установки. Размещаясь по центру сцены, «поднимая» музыканта над её полотном, подиум позволил спланировать рассадку оркестрантов с учетом места перед барабанной установкой, а также сделал больший акцент на сольной части инструмента в прологе. В итоге декорации «Частокол» были установлены в назначенных точках, что позволило воплотить задумку о продолжении «крепостной стены», изображённой на экране, в реальности. Подобные декорации были установлены и на уровне первых кулис, здесь они служили фоновой зоной для моментов театрализации. Световое решение театрализованного концерта создавалось с учетом отобранного цветового оформления – видео-контента и костюмов ансамбля относительно номеров программы. Выбор цветовых картин осуществлялся в том числе и с помощью знаний колористики: сцены борьбы и героизма были окрашены в красный; быт и природа – зеленый; мир, спокойствие и тишина – синий и т.д. Цвет смыслового фрагмента должен был быть понятен зрителю, логичен для него. Определив партитуры «заливок» сцены, началась проработка отдельных картин, динамических переходов, дополнительных цветов, форм лучей, режимов работы отдельных прожекторов, их сочетаний, а также просчет моментов использования световых пушек, подсветки по залу и полного света в концертном пространстве. Темпо-ритм должен был быть выдержан в драматургическом развитии представления: начало повествования в форме воспоминаний караульного, стилистически обоснованное как «ночной рассказ»; динамическая сцена стройки, показывающая силу и волю казаков; эпизод «Казачья культура», раскрывающий основные её идеи – воля, вера и честь; эпизод «Быт» демонстрирующий веселый нрав казачества, труд и уклад жизни; эпизод «Военное дело», показывающий образ казака-защитника; логически вытекающий из предыдущего, эпизод «Защита крепости» и его центральная сцена «Молитва», раскрывающая основу казачьего мировоззрения; развязка, выраженная в сцене «Подвиги казачества в сердцах», подчеркивающая историческое значение казаков; финальная сцена – Гимн Казачества. Стоит отметить, что свое влияние на формирование режиссерского замысла оказывают и такие факторы, как финансовые возможности постановки, её временные условия, сценические и человеческие ресурсы. В постановке театрализованного представления «Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре» за счет достойного технического оснащения сцены, большого костюмерного фонда и части имеющегося реквизита, были определены умеренные затраты, которые полностью обеспечили воплощение режиссерской задумки. При ресурсной поддержке ГАУК ПО «Пензаконцерт» в декорациях был воплощен главный художественный образ мероприятия – частокол крепостных стен. Жизнь казачьего поселения, радости мирного быта и тяжелые времена войн – все происходило около крепостных стен. Они явились подлинным свидетелем истории казаков на Пензенской земле. В сценическом воплощении данного материала важно было сохранить аутентичность восприятия казачества, поэтому выбор был сделан в пользу натуральных материалов и понятных форм. Свое визуальное отражение в крепостных стенах нашла и сама идея данного сословия – неизменный веками кодекс чести, принципы веры и семейного уклада, непоколебимость и сила духа. Разработка постановочного плана Режиссерско-постановочный план – это задокументированное руководство к действию в постановке мероприятия, главный помощник режиссера в осуществлении сценического проекта. План включает в себя взаимодействие режиссера со всеми службами и специалистами, работающими над созданием зрелища. Опираясь на данные постановочного плана, режиссер осуществляет репетиции с артистами и коллективами, объясняет смысл эпизодов и сценические задачи исполнителей, работает со специалистами сценических служб и выверяет действие технических средств на репетициях, постепенно приводит все элементы будущего действия в форму единого целостного произведения. «Составление постановочного плана помогает постановщику действовать поэтапно, не упуская деталей ни в одном из множества направлений работы при подготовке мероприятия» – пишет Заслуженный деятель искусств России И.Э. Горюнова [19, с. 5]. План реализации постановочного проекта
|