|
Воспитание культурно-патриотических ценностей в сценарно-режиссёрской технологии V Межрегионального фестиваля казачьей культур. Воспитание культурнопатриотических ценностей в сценарнорежиссёрской технологии
Сценарно-режиссерские рекомендации по итогам реализации проекта По итогам реализации проекта можно сделать следующие методические рекомендации:
- В работе с национально-сословной тематикой важно компетентно подойти к вопросу темы, изучить достоверные источники, провести встречи с представителями социальной общности, чтобы максимально точно наметить пути раскрытия актуальных данной группе вопросов. На протяжении сценарно-постановочной работы стоит находиться в постоянном диалоге с заинтересованной стороной;
- Идейно-тематическая направленность подобных проектов, наравне с художественной ценностью, имеет возможность освещения локальной проблематики. Данное условие должно быть использовано с целью качественного преобразования сознания людей, пробуждения интереса к участию в общественной жизни, а также трансляции смыслов, требующих укоренения;
- Условия проведения праздничной формы могут быть нарушены внешними факторами, однако в сложившихся обстоятельствах существует возможность преобразования формата с использованием современных приемов и основательно закрепившихся в жизни людей технологий;
- Режиссеру в работе со сценарным материалом, необходимо каждый раз искать новые приемы и образы, создавать собственные оригинальные решения, применять все возможные технологии, осваивать сценическое пространство в новых интерпретациях. Данный подход не только обеспечивает зрелищность сценического произведения, но и дает возможность получения разнообразного постановочного опыта, повышает уровень профессионального мастерства режиссера и увеличивает его инструментарий;
- Детализация сценарно-постановочного процесса способствует выявлению неточностей и критических моментов на этапе разработки и репетиции, что значительно снижает риски возникновения проблемных ситуаций в день проведения мероприятия;
- Работа с большим творческим коллективом, включающим несколько художественных групп требует отдельной проработки условий выступления для каждой из них. В сценарном полотне действие балета, хора и оркестра должны быть сведены в единое действие с учетом множества нюансов и особенностей работы исполнителей;
- На всех этапах реализации проекта неотъемлемыми вспомогательными документами являются различного рода планы и графики ведения работ, использование которых значительно упрощает регуляцию выполнения задач.
Данные практические рекомендации являются вспомогательным материалом в процессе реализации проектов, подобных V Фестивалю казачьей культуры «Сурская застава».
Заключение
В результате работы над постановочным проектом V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава» удалось выявить его сценарно-режиссерскую технологию и через нее доказать возможность использования данной праздничной формы в достижении цели воспитания культурно-патриотических ценностей.
В первой главе было раскрыто понятие культурно-патриотических ценностей как нравственных идеалов и образцов поведения, основой которых являются положительно-значимые представления о Родине. Также были обозначены пути воспитания культурно-патриотических ценностей через опыт традиционной культуры, календарь государственных праздников, знаковые события истории и судьбы выдающихся личностей.
Для понимания специфики будущего сценарно-режиссерского проекта необходимо было рассмотреть фестиваль казачьей культуры с точки зрения современной постановочной формы. Массовое празднество данного формата получило следующую характеристику – вид организации культурно-досуговой деятельности, в котором публике представляются выступления по направлениям искусств и трудовые достижения, аккумулируются творческие силы людей, поднимаются общественные вопросы и национальные идеи.
Дополнительно были изучены: пространство фестиваля, требующее своеобразной сценографии; время проведения фестиваля, выбор которого имеет концептуальную составляющую; средства художественной выразительности в условиях фестиваля, объединяющие в себя функции зрелищности, интерактивности и создания уникальной атмосферы. Особое внимание было уделено онлайн-формату проведения фестиваля, который на данный момент является актуальной альтернативой традиционному виду организации данной праздничной формы.
Затем сценарно-режиссерская технология была изучена как способ воспитания культурно-патриотических ценностей. В совокупности методико-организационных установок, определяющих процесс подготовки мероприятия, были обнаружены методы создания педагогических ситуаций. Была выявлена возможность создания направленности материала через культурно-патриотические смыслы, пример героя, условия переживания ценностей. Подчеркнута потребность поиска нетривиальных путей воспитания культурно-патриотических ценностей на современном этапе.
Во второй главе была описана сценарная технология в разработке постановочного проекта. Обозначен социально-творческий заказ на организацию V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава», полученный от ГАУК ПО «Пензаконцерт», оформлены варианты концепций, указаны источники материалов для составления сценария. Также, в данной главе, сформированный сценарный замысел был зафиксирован в теме – современное утверждение исторической роли казачества, идее – подлинное повествование о возведении крепости Пенза и утверждение казаков в роли её основателей, сверхзадаче – ликвидировать прерывность истории и на этапе своего поколения спровоцировать интерес к значимым страницам прошлого.
Затем были определены требуемые логике повествования и художественным смыслам эпизоды постановки, порядок которых был выстроен согласно композиционному построению. Сценарный текст формировался с учетом принципов действенности и образности. Благодаря их использованию в каждом эпизоде удалось создать уникальный эмоциональный вектор и спровоцировать ситуацию проживания действия. После завершения работы над текстом, сценарий был выстроен согласно правилам оформления.
В третьей главе была описана режиссерская технология V Фестиваля казачьей культуры «Сурская застава». Проведен режиссерский анализ сценария, подтверждены возможности сценического воплощения заявленной идейно-тематической основы и предложенного хода действия. Здесь также были сформированы: режиссерско-постановочный план, план-график организации репетиционного процесса, штатное расписание, перечень технических средств. Просчитан хронометраж постановки.
После реализации мероприятия был проведен анализ проделанной работы. Задачи по организации сценарно-постановочного проекта были выполнены в полном объеме. Театрализованный концерт «Стоит тот город на холме, на реках Пензе и Суре» был организован и проведен согласно сценарной разработке и режиссерскому замыслу, темпо-ритм мероприятия соответствовал требуемой динамике, управление аудиовизуальными эффектами и работа творческого коллектива были проведены на высоком профессиональном уровне.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы произошло углубление теоретических знаний и профессиональных навыков, а также приобретение ценного опыта сценарно-режиссерской деятельности.
Список использованной литературы
Генкин, Д. М. О драматургии и режиссуре массовых праздников. [Текст] / Д. М. Генкин. О драматургии и режиссуре массовых праздников. – М.: Просвещение, 1975. – 122 с. Федеральный закон от 09.10.1962 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» / Собрание законодательства РФ. – ред. 30.04.2021. – № 3 – 215 с. Сорокин, П. А. Человек и общество в условиях бедствия. [Текст] / П. А. Сорокин. Человек и общество в условиях бедствия. – Socio-Logos: Вопросы социологии, 1993. – № 3. – 22 с. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. [Текст] / Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 557 с. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. [Текст] / А. Г. Асмолов. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М: Академия, Смысл, 2012. – 526с Зеленин, Д. К. Истолкование пережиточных религиозных обрядов. [Текст] / Д. К. Зеленин. Истолкование пережиточных религиозных обрядов – М.: Советская этнография – 1934. – № 5 – 519 с. Вершинин, В. Н. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. [Текст] / В. Н Вершинин. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста – Ульяновск: УИПКПРО – 2004. – 256 с. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка − 4-е изд., доп. − Москва: Азбуковник – 2000. – 940 с. Визер, В. Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций русского казачества в России [Текст] / В. Г. Визер. Военно-патриотическое воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций русского казачества в России. – М.: Интеграция – 2005. – 219 с. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. [Текст] / А. Д. Жарков Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: Издательский Дом МГУКИ – 2007. – 480 с. Силин, А. Д. Театр выходит на площадь: Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках. [Текст] / А. Д. Силин. Театр выходит на площадь. – М.: ВНМЦНТИКПР – 1991. – 179 с. Андрейчук, Н. М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: учебное пособие. [Текст] / Н. М. Андрейчук. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. — Барнаул: АлтГАКИ – 2008. – 127 с. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов. [Текст] / С. П. Белокурова. Словарь литературоведческих терминов. Санкт-Петербург: Паритет – 2006. – 314 с. Чечетин, А.И. Основы драматургии: учеб. Пособие для вузов культуры и искусств. [Текст] /А.И. Чечетин. Основы драматургии. – М.: МГУКИ – 2004. – 148 с. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены. [Текст] / Г. А. Товстоногов. Зеркало сцены – 2-е изд., доп. и испр. –Ленинград: Искусство. Ленинградское отд. – 1984. – 290 с. Чистюхин, И. Н. О драме и драматургии: учебник. [Текст] / И. Н. Чистюхин. О драме и драматургии. – И.: Ebooc – 2002. – 293 с. Кузнецова, А. Ю. Драматургия массового праздника. [Текст] / А. Ю. Кузнецова. Драматургия массового праздника. – И.: Молодой ученый – 2015. – №21. – 75 с. Вершковский, Э. В. Режиссура театрализованных представлений. [Текст] / Э. В. Вершковский. Режиссура театрализованных представлений. – Санкт-Петербург: Нестор-История – 2017. – 88 с. Горюнова, И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений: лекции и сценарии [Текст] / И. Э. Горюнова. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений. – Санкт-Петербург: Композитор – 2009. – 38 с. Борисов, С.К. Основы драматургии театрализованного действия: учебное пособие. [Текст]/ С. К. Борисов. Основы драматургии театрализованного действия. – Челябинск: ЧГИК – 2000. – 206 с.
Интернет-ресурсы
Патриотизм как психологический феномен [Электронный ресурс]. – URL: https://studbooks.net/1585060/psihologiya/patriotizm_lyubov#: :text= Толковый словарь Д. Н. Ушакова [Электронный ресурс]. – URL: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=44982 Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фестиваль Специфика сценарно-режиссерской драматургии массового праздника и ее понятийный аппарат [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-stsenarno-rezhisserskoy-dramaturgii-massovogo-prazdnika-i-ee-ponyatiynyy-apparat Основы драматургии театрализованных представлений: история и теория [Электронный ресурс]. – URL: https://sheba.spb.ru/vuz/osnovy-teatralizacii-1981.htm Казаки и казачество России [Электронный ресурс]. – URL: https://travelask.ru/articles/kazaki?utm_source=admitad&admitad_uid=6248d6bab3421b41373c42c74ea0c9df
П риложение
|
|
|