Главная страница

Музыка. Воспитательное и развивающее значение деятельности. Связь музыкальной интонации с пластикой и жестом. Методика зеркала (В. Коэн, Израиль), Общие правила для составления зеркала


Скачать 25.98 Kb.
НазваниеВоспитательное и развивающее значение деятельности. Связь музыкальной интонации с пластикой и жестом. Методика зеркала (В. Коэн, Израиль), Общие правила для составления зеркала
АнкорМузыка
Дата25.03.2023
Размер25.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла24_03_2023_29.docx
ТипУрок
#1014495

Учебная дисциплина: «Основы организации музыкально-ритмической деятельности во внеурочной работе»

Дата: 24.03.2023 29

Профессия:44.02.02 Преподавание в начальных классах

Группа № НО-1-20

Тема урока: «Воспитательное и развивающее значение деятельности. Связь музыкальной интонации с пластикой и жестом. Методика зеркала (В. Коэн, Израиль), Общие правила для составления зеркала»

«Для обратной связи присылайте фотографии вашей тетради

Остальное приниматься не будет!

Мой личный почтовый ящик: echaplinskaya1@mail.ru

Ход урока:
Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметами (мячом, палочками, лентами, простейшие музыкальные инструменты. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в процессе музыкально-ритмической деятельности.

1. Музыкально – ритмические движения как средство всестороннего развития ребёнка

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты»к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте».

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865 – 1950, который разработал на её основе уже в начале 20 века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в её названии, столь широко используемом специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства, что, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга.» При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения и даёт чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Е. А. Румер и др., которые в 1911 году окончили Институт музыки и ритма. Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодёжи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Н. Г. Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила её в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т. д. Она пропагандировала систему Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчёркивала также и лечебное значение занятий ритмикой.

Члены Московской ассоциации ритмистов справедливо считала, что кем бы ни вырос ребёнок, ему необходимо потренироваться на ритмических упражнениях, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах.

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э. Жака Далькроза. Н. А. Ветлугина (1958, А. В. Кенеман (1960) и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста (эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмическое воспитание детей» типовой программы).

Не смотря на все усилия педагогов, создающих программы и воплощающих их в жизнь современного детского сада, не все дети настолько владеют своим телом, чтобы своё эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в художественном движении. Поэтому владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое она у детей вызывает. Осознанное движение, рождённое как адекватное воплощение музыкального образа, усиливает эмоциональное переживание содержания музыки, а значит, и её воздействие на детей.

Успешность занятий во многом определяется нахождением приёмов, способствующих созданию атмосферы увлечённости, когда дети занимаются не по принуждению, а потому, что это интересно им самим. Для этого в методику проведения музыкально – ритмических занятий необходимо вводить разговорно – игровой метод, позволяющий ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с движением музыки. При таком методе возникает единство речи, движения и музыки, дополняющих друг друга, собираясь в восприятии ребёнка в целостный образ.

Выполнение вышесказанного зависит прежде всего от педагога. При этом из качеств, которыми должен обладать педагог, следует выделить его увлечённость и умение построить взаимоотношения с детьми на принципах свободного общения, на принципах сотворчества, содружества и сотрудничества. Не малую роль в этом вопросе играет и умение педагога подобрать репертуар для обучения детей музыкально-ритмическим движениям. Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал, как бы хорош он ни был. Да, действительно, педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью всё время вносить в свою работу новое, свежее. Но, пожалуй, разработка репертуара- это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития.

2. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Цель музыкально-ритмического воспитания детей состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы, её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические занятия позволяют решать следующие задачи:

• развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координационные способности;

• укреплять здоровье детей, их всестороннее физическое развитие;

• развивать основы музыкальной культуры;

• развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

• учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый и средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

• формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений, поз;

• воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, коммуникабельности, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

• воспитывать умения взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, умение радоваться успехам других, вносить вклад в общий успех;

• формировать познавательные способности: память, внимание, мышление (умение наблюдать, сравнивать, анализировать).

Существует и другая классификация целей и задач музыкально-ритмического воспитания дошкольников, которая более успешно отвечает задачам современных программ дошкольного образования (в том числе и программе «Детство»,С-Петербург).

Развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности – это другая цель, которую ставят перед собой педагоги современных ДОУ. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитие речи, внимания, память, мышления, формированием красивой осанки… И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых и в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Движение под музыку является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Поскольку речь идёт о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально её особенности.

Во-первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движения тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым движение времениМузыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп,

• ритм);

• динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

• форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движений сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

1. Развитие музыкальности :

-развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;

-развитие специальных музыкальных способностей : музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма;

-развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

--развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

-развитие ловкости, точности, координации движений;

-развитие гибкости и пластичности;

-воспитание выносливостиразвитие силы;

-формирование правильной осанки, красивой походки;

-развитие умения ориентироваться в пространстве;

-обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку :

-развитие творческого воображения и фантазии;

-развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

-развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

-тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

-воспитание умения переживать другим людям и животным;

-воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Практика

По мнению специалистов, теоретическая концепция В. Коэн во многом близка идеям Д. Б. Кабалевского. В обеих системах акцентируется значение восприятия музыки, ее слухового переживания и проживания. Этой главной задаче подчинено все остальное: усвоение знаний о музыке, нотной грамоты, развитие слуховых и исполнительских навыков. Музыкально-педагогические системы Д. Б. Кабалевского и В. Коэн роднит также идентичная направленность различных видов учебной деятельности на музыкальное развитие учащихся, формирование их музыкальной культуры как культуры глубоко содержательного и художественно обусловленного восприятия музыки. Для этого В. Коэн успешно применяет не только движения под музыку, но и ее графическое изображение, игровые задания, пантомимы и импровизации, игру на детских ударных инструментах. И все это — для того, чтобы дети научились слышать музыку в разнообразии ее форм и жанров. При этом музыкальный материал составляют, помимо шедевров классики, современная музыка и фольклор. В обеих программах большое значение приобретает «возврат к пройденному» (Д. Б. Кабалевский) или «повторное слушание и исполнение» (В. Коэн).

Наряду с перечисленным, у названных систем имеются существенные различия. Так, в системе В. Коэн очевидна опора на двигательные импровизации детей, в то время как Д. Б. Кабалевский опирался на размышления о музыке, ее связях с жизнью. Наиболее принципиальное отличие касается тематического строения обеих программ. Организация их содержания вокруг определенных учебных тем характерна для обеих, однако есть и существенные различия. Они обозначены Т. Е. Вендровой — ученицей и соратницей Д. Б. Кабалевского, а ныне коллегой В. Коэн. По мнению Вендровой, программу Кабалевского отличает «социокультурный подход, связь с жизнью, историей и другими искусствами». Истоки этого педагог видит в музыковедческих воззрениях автора программы, обусловивших акцент на содержательности музыкального искусства, его связях с действительностью.

Тематическое содержание программы В. Коэн концентрируется вокруг следующих тем: прибытие — неожиданная остановка (завершение музыкальной мысли по сравнению с ее прерыванием); тождество — контраст (сравнение фрагментов музыки); прибытие — остановки «по пути» (деление на музыкальные фразы). Такая логика тематического строения программы, по мнению В. Коэн, позволяет «разделять» звуковые потоки на значимые смысловые единицы и дифференцировать их в структуре целого. В процессе освоения данных тем дети учатся различать мотив, фразу, период, часть, а также энергетику драматургии (усилие — разрядка), симметрию и ассиметрию, типы энергии (кинетическая, потенциальная) и т.д.

При этом определения и разъяснения даются только учителям, а для детей указанные темы реализуются в активном восприятии — движении под музыку, ее графическом изображении, игре па детских инструментах. В деятельности у детей накапливается не только опыт восприятия музыки, но и опыт самостоятельной творческой деятельности, воплощающей глубокое понимание и переживание музыки. Согласно В. Коэн в усвоении любой темы различаются следующие этапы:

  • 1) активизация жизненного опыта детей в контексте темы;

  • 2) «прочувствование» темы в собственном движении (этот этап отличается особой важностью в работе с начинающими, однако по мере их взросления и наращивания опыта музыкальной деятельности он не теряет своего значения);

  • 3) восприятие музыки «по образцу», созданному учителем;

  • 4) самостоятельное восприятие музыки и ее сочинение как выражение усвоения темы


Самостоятельная работа: Подготовить реферат на тему «Метод пластического интонирования»


написать администратору сайта