2021 44.03.02.01 Сбойчакова Лидия Николаевна. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Скачать 7.75 Mb.
|
2.2.Рекомендации по организации эстетического развития младших школьников на материале изобразительного искусства По результатам диагностики разработаны рекомендации по организации эстетического развития младших школьников на основе изобразительного искусства. Эстетическое воспитание в начальной школе отвечает условиям развития эмоциональной сферы эстетического сознания личности. Следующие рекомендации: 1. Возрастные характеристики самых младших школьников (возраст и вид основной работы); 2. Индивидуальные особенности младших школьников (проявление характера, личностных качеств); 3. Познавательный интерес учащихся (уровень ассимиляции учащихся); 4. Благоприятная атмосфера в коллективе; 5. Ресурсное обеспечение процесса формирования эстетических умений студентов (материально-техническая база, методическое и дидактическое оборудование); 6. Ориентация на творческую деятельность (на мотивацию творить новые продукты деятельности); 7. Комплексный подход (в эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка); 8. Индивидуальный подход к каждому учащемуся. 9. Разнообразие форм, методов и приемов обучения; 10. Создание широкого общекультурного фона для положительного приема (учет положительных примеров, отбор ярчайших шедевров мировой художественной культуры). 11. Свобода самоопределения и самореализации ребенка (независимость от темы и цели занятий, модели поведения); 12. Постарайтесь выбрать историю, в которой есть о чем рассказать. Обратите внимание на художественную ценность картины, на описание событий, это будет стимулировать воображение учащихся и позволит им хорошо запомнить картинку. 13. Обсуждая изображение, извлеките из него как можно больше «фактической» информации. Обращайте внимание детей на одежду, предметы домашнего обихода, детали быта того времени, объясняйте неизвестные имена, назначение неизвестных предметов. Это будет своеобразное путешествие в историю, пополнение копилки своих знаний. 14. При выборе работ для показа помните, что изображение должно быть хорошего качества и большого размера. Вы можете использовать художественные настенные календари, художественные альбомы. 15. Выбирая небольшой трек, где он четко заканчивается, постарайтесь проанализировать эмоции и настроение. 16. Если у вас есть сомнения по поводу вопроса или проблема с выбором демонстрационного материала, не сомневайтесь свяжитесь со своими коллегами. Делая упор на данные системы занятий и методические совета, преподаватель имеет возможность действенно продавать работу с младшими школьниками по эстетическому развитию на материале изобразительного искусства. . ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Во второй главе наше исследования мы провели опытно-экспериментальное исследование эстетического развития младших школьников на материале изобразительного искусства. Таким образом, установлено, что у ребят младшего школьного возраста доминирует невысокий и средний уровень становления эстетического восприятия. Результаты вышеуказанных диагностик показали: – по эмоциональной отзывчивости при восприятии эстетического объекта: небольшая доля детей демонстрировала любые чувственные реакции в процессе взаимодействия с искусством; в согласовании с смыслом произведения; менее пятидесяти % детей демонстрировали чувственную реакцию в процессе взаимодействия с искусством, но произведения не любой один отвечали образной структуре; другие имеют все шансы выказывать чувственную реакцию в процессе взаимодействия с искусством; – по чувствительности к гармонии: только 8% ребят правильно восприняли непоторимый чувственный вид вещей, отметили внутреннее содержание произведения искусства; небольшая доля детей с помощью педагога воспринимала чувственный вид вещей и не любой один правильно определяла идейное и эмоциональное содержание произведения, большинству учащихся было сложно воспринимать чувственный внешний вид вещей, они не видели содержимого. – по эстетическим суждениям: 16% школьников выражали разными методами свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства и мотивировали личный выбор произведения искусства; меньше пятидесяти процентов детей выражали отношение к воспринимаемым произведениям монотонно, с трудом мотивировали выбор произведения; практически середина ребят не сумели высказать и приписать свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства. В заключение следует отметить, что данные, приобретенные впоследствии обработки итогов исследовательских заданий, одобрили актуальность предложенной трудности и надобность организации целенаправленной работы по развитию эстетического восприятия в исходной школе на упражнениях по искусству. Делая упор на эти системы и методические совета, педагог содержит вероятность результативно проводить работу с младшими подростками по эстетическому развитию на материале изобразительного искусства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема эстетического воспитания достаточно хорошо разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам внимательно проанализировать литературу по данной теме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание занимает действительно значимое место во всей системе образовательного процесса, вследствие того что касается развития не только эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: его основных сил, духовных потребностей, нравственных стандартов, личные и публичные. Все эти человеческие качества развиваются под воздействием различных факторов. Природа, работа и окружающая нас реальность имеют образовательную ценность: повседневная жизнь, семья, межличностные отношения - все, что может быть прекрасным. Искусство, как главный носитель красоты, есть еще и средство эстетического воспитания. В первом параграфе нашей работы мы изучили сущность понятий «деятельность», «педагогическая деятельность», «эстетическое развитие», «изобразительное искусство». Деятельность - процесс (ы) сознательного активного взаимодействия субъекта (разумного существа) с объектом (окружающей действительностью), в ходе которого субъект намеренно взаимодействует с объектом, удовлетворяя любую его потребность, достигая цели. Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, обучение и развитие студентов. Эстетическое развитие (греч. Estez - переживание, понимание) - развитие способности воспринимать различные явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие происходит в процессе восприятия предметов, вызывающих чувства, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного обучения и воспитания. Изобразительное искусство - это искусство отражать существование как разнообразие живопись, в частности художественные изображения на плоскости (графика, живопись и др.) и в пространстве (скульптура). Делая вывод второму параграфу нашего исследования мы изучили, что возраст начальной школы - это период усвоения и накопления знаний. Основная деятельность младшего школьника -учебная (образовательная), но в то же время в этом возрасте игра как занятие занимает немаловажное значения. В процессе учебной деятельности, развития мыслительных процессов и личности младшего школьника, взаимодействия в организованном школьном коллективе у ребенка развиваются сложные социальные чувства и практическая область применения важнейших норм и правил социального поведения. На основании изученной литературы таких авторов, как А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.А. Сластенин, Л.В. Ясинских, Н.Г. Куприна, Э.Д. Оганесян и др. пришли к таким выводам: Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста (автор Л.В. Ясинских) – это «формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее» [26]. В качестве главной классификации критериев и показателей развитости эстетического восприятия детей младшего школьного возраста используем типологию Л.В. Ясинских [26]: – Эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта. Показатели: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность в смысле образная структура произведения искусства. – Чувствительность к гармонии. Показатели: способность воспринимать неповторимый чувственный облик вещей: цвет, движение, звук; уникальность их сочетания; способность видеть внутреннее идейное и эмоциональное содержание за внешней формой. - Эстетические суждения. Показатели: выражать различными способами (эпитеты и образные сравнения) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения искусства. Младший школьный возраст является наиболее ответственным и способствует развитию эстетического восприятия личности. В этом возрасте у детей есть достаточные предпосылки для развития эстетического восприятия. Речь идет о высокой эмоциональной реактивности, чувствительности, чувствительности к красоте, впечатлительности, интуиции, умении воплощать впечатления в выразительные образы. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, вырабатываются механизмы подражания, сопереживания и идентификации. Уроки рисования открывают широкие возможности для эстетического восприятия младших школьников. Восприятие картин - это активная работа, которой предшествует тщательная подготовка. Формирование эстетического восприятия происходит через развитие чуткости и чувствительности к работе, умения выражать свое отношение к увиденному, замены знаний об искусстве. Знание живописных работ требует эмоционального переживания, характеризующегося ярко выраженной эстетической направленностью. В соответствии с критериями и показателями развитости эстетического восприятия детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства выбраны и использованы следующие диагностические задания: – по критерию «эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта»: методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); тест «Лица» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова); - по критериию «чувствительность к гармонии»: тест «Громкий - Тихий» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова);тест «Матисс» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова); – по критерию «эстетические суждения»: тест «Ван Гог», тест «Бабочка» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова). Результаты вышеуказанных диагностик показали: – по эмоциональной отзывчивости при восприятии эстетического объекта: малая доля ребят показывала всевозможные чувственные реакции в процессе взаимодействия с искусством; в согласовании со значением произведения; наименее пятидесяти процентов ребят показывали чувственную реакцию в процессе взаимодействия с искусством, но произведения не всякий раз отвечали образной структуре; иные имеют все шансы показывать чувственную реакцию в процессе взаимодействия с искусством; – по чувствительности к гармонии: лишь 8% детей правильно восприняли неповторимый чувственный вид вещей, увидели внутреннее содержание произведения искусства; небольшая часть детей с помощью педагога воспринимала чувственный вид вещей и не всегда правильно определяла идейное и эмоциональное содержание произведения, большинству учащихся было трудно воспринимать чувственный внешний вид вещей, они не видели содержимого. – по эстетическим суждениям: 16% школьников выражали разными методами свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства и мотивировали личный выбор произведения искусства; меньше пятидесяти процентов детей выражали отношение к воспринимаемым произведениям монотонно, с трудом мотивировали выбор произведения; практически середина ребят не сумели высказать и приписать свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства. По итогам диагностик высокий уровень развитости имеют 14 % детей, средний – 35 %, высокий – 51 %. Таким образом, установлено, что у детей младшего школьного возраста преобладает низкий и средний уровень развитости эстетического восприятия. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ Ананьин Г.Е. О системном подходе в воспитании // Педагогика. - 2011. - № 8. - С. 77 - 84. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М, 1968. Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1978, С, 103—104 Быков А.К. Трансформация воспитания в постсоветской России // Педагогика. - 2012. - № 2. - С. 36 - 43. Бычихина, О. А. Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников: автореф.дис. кандидата псих. наук: 19.00.07/ О.А.Бычихина;Магнитогор. гос.ун-т –2006,Курск – 46 с. Горбачева Т.М. Проблемы духовно - нравственной культуры с позиции российских протестантов // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 46 - 47. Давыдов В.В. Деятельность: теория, методологии, проблемы. М., 1990. С. 151 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, М., 1986. С. 134). Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Часть 2 / Под ред. А. Я. Данилюка - М.: «Просвещение» - 2011. - 230 с. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. - М.: Форум, 2011. - 288 с. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983. Т. 2. С. 156 Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с. Монроз А.В. Структура волевых качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вопросы психологии.-2012. - № 3. - С.29- 31. Неклопочина, Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств [Текст] / Е. Неклопочина // Искусство в школе. – 2008. - № 5. – С. 65 – 69. Основы эстетического воспитания [Текст]: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 1986. - 240 с. Поддьяков А.Н. Развитие интеллекта и креативности детей // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С. 160 - 162. Психология / Под ред. проф. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2009. - 752 Развитие исследовательских умений младших школьников / Под ред. Н. Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2011. - 156 с. Романов К.В. Культурно - антропологический подход к философскому осмыслению методологических основ новой школы // Педагогика. - 2009. - № 5. - С. 27 - 32. Словарь практического психолога/Сост.С.Ю. Головин.Минск,1997.С. 120 Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 165 Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2009. - 541 с. 44. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: Юнити, 2006. - 527 с. Черемошкина Л.В., Мурафа С.В. Мнемические способности детей 7 - 12 лет с задержкой психического развития // Вопросы психологии. - 2011. - № 5. - С. 35 - 38. 40 Эйдлин В.И. О соотношении восприятии и понимания текста // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 25 – 26 Ясинских, Л.В. Педагогические условия развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015 – № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20597 (дата обращения: 07.06.2019) Приложение 1 Материалы для проведения диагностических методик Материал к тесту «Лица» (Е.М. Торшилова и Т.М. Морозова) Три графических портрета А.Е. Яковлева (1887 – 1938) На первом рисунке («Женская голова» – 1909 г.) изображает красивое женское лицо, обрамленное длинными волосами, что выражает некую отстраненность, эгоцентризм, с ноткой грусти. Второй рисунок («Портрет Николая Эрнестовича Радлова» – 1912г.) Человек, изображенный на портрете, вероятно, имеет большой опыт и жизненную хватку. На третьем рисунке («Мужской портрет» – 1911г.) – человек, погруженный в себя, думающий, может быть, о чем-то грустном и далеком. Лицо мужчины выражает серию неинтенсивных негативных переживаний, некоторые переходные состояния. Инструкция к тесту: «Перед тобой рисунки художника А.Е. Яковлева, рассмотри их и скажи, какой портрет тебе нравится больше других? А какой – меньше или совсем не нравится? Почему? Ты, наверно, знаешь, что по выражению человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере, качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за люди. Вначале давай рассмотрим портрет, который тебе больше всего понравился. Как ты думаешь, в каком Продолжение приложения 1 настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый, приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про этого человека? Теперь рассмотрим портрет, который тебе не понравился. Расскажи, пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его характер?» Материал методики изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) Продолжение приложения 1 Приложение 2 Материал для теста «Громкий – Тихий» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова) К.А. Коровин «Розы и фиалки» (1912) И.Э. Грабарь «Хризантемы» (1905) Продолжение приложения 2 В.Е. Татлин «Цветы» (1940) И.И. Шишкин «Зима» (1890) Продолжение приложения 2 И.И. Левитан «Зимний день» (1890) И.Э. Грабарь «Зимний пейзаж» (1954) Приложение 3 Материалы к тесту «Ван Гог» (Е.М. Торшиловой, Т.М. Морозовой) 1. Г. Гольбейн. 1а. Д.Хейтер. Портрет Джейн Сеймур (1536) Портрет Е.К. Воронцовой (1832) 2.Цветая фотография 2а. П. Пикассо «Бидон и образцов китайского фарфора, миски»(1908) белого с золотом. Продолжение приложения 3 3.Фотография фигурки нэцкэ. 3а. «Булька» — рис. собаки «Лев- Фо» (яркого и злого; книжная илл.). Инструкция: покажи, какая картинка тебе больше нравится Материалы к тесту «Бабочка» (Е.М. Торшиловой, Т.М. Морозовой) 1. И. Альтман «Подсолнухи» (1915) 1а. Открытка с изображением розовых ромашек на голубом фоне. Продолжение приложения 3 2. А.Н. Коваль «Водопад» (1994) 2а. Фотография сада и человека с яблоками. Фотография травы и стебельков, За. Фотография «Осень». увеличенных до масштабов деревьев. 4. Б.У. Томлин «Номер 2» (1950) 5. Г. Юккер «Белое поле» (1964) Продолжение приложения 3 4а. А. Рылов «Трактор на лесных дорогах». «Зимний ковер» (1934) 5а. В.Суриков «Зубовский бульвар зимой»(1881) |