2021 44.03.02.01 Сбойчакова Лидия Николаевна. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Скачать 7.75 Mb.
|
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. 2.1. Диагностика эстетического развития младших школьников на материале изобразительного искусства Диагностическое исследование проводилось нами на базе ГКОУ РО Таганрогский центр помощи детям №5. Нами была поставлена цель изучить уровень эстетического развития младших школьников на материале изобразительного искусства. Начальные задачи: 1. Определить критерии и показатели развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста. 2. Провести диагностику для выявления уровня развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста и сделать выводы. На основании исследованной нами литературы данных авторов: О.А. Бакиева, Б. Лихачев, В. Кузин, Л. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Б. Неменский, Т.Я. Шпикалова, И. Подласий, Л. Маслова, И.В. Разенков, В. Розенвассер, Г.А. Хакимов, Б. Юсов, Л. Ясинских, Э. Оганесян, Н. Куприна, в данной работе мы будем использовать Л.В. Ясинских понятие «развитие эстетического восприятия» как «формирование способности воспринимать красоту в искусстве и жизни, воспринимать и оценивать ее» [26] В качестве основной классификации критериев и показателей развития эстетического восприятия младших школьников воспользуемся типологией Л.В. Ясинский [26]: Эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта. Показатели: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность смыслу, образная структура произведения искусства. Чувствительность к гармонии. Индикаторы - способность воспринимать уникальный сенсорный аспект вещей: цвет, движение, звук; уникальность их сочетания; способность видеть внутреннее идеологическое и эмоциональное содержание за внешней формой. Эстетические суждения. Индикаторы: выражают различными способами (эпитетами и образными сравнениями) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения искусства. В таблице 2.1, исходя из представленных критериев и показателей, Л.В. Ясинский [26] подчеркивает уровни развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста. Таблица 2.1- Уровни развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста
Продолжение таблицы
Кандидат психологических наук О.А. Бычихина [5] в своих работах обращает внимание на уровни развития эстетического восприятия младших школьников: 1. Низкий уровень («уровень эмоциональной реакции»).Важнейшие характеристики этого уровня - бедность, синкретизм, недифференциация, поверхность восприятия «эстетических» объектов. 2. Средний уровень (уровень «мыслительного опыта»). Проявляется в полноте восприятия предмета или явления, чувствительности к настроению и гармонии воспринимаемого эстетического явления, мастерство к интерпретации переживаний, интерес к эстетической стороне наблюдаемого. 3. Высокий уровень (уровень «эстетических способностей»). Этот уровень открывают школьники с выраженным и устойчивым интересом к созерцательной деятельности, способностью видеть и различать тонкие нюансы, замечать идейный замысел эстетического произведения, характеризующееся множеством ассоциаций, способностью давать эстетические оценки и суждения, понимание настроения, сопереживание и интерес к эстетической деятельности. Таким образом, основываясь на классификации Л.В. Ясинских и типологии О.А. Бычихиной, охарактеризуем уровни развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста с помощью следующих показателей (см. таблица 2.2). Таблица 2.2 - Уровни развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста
Продолжение таблицы
Согласно критериям и показателям развития эстетического восприятия детей младшего школьного возраста на материалах изобразительного искусства нами выбраны и использованы следующие диагностические задания: –по критерию «эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта»: методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); тест «Лица» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова); – по критерию «чувствительность к гармонии»: тест «Громкий – Тихий» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова); тест «Матисс» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова); – по критерию «эстетические суждения»: тест «Ван Гог», тест «Бабочка» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова). Диагностические задания по критерию «эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта»: Тест «Лица» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова). Цель: выявление умения ребенка видеть на материале графических рисунков человеческое лицо, его настроение, характер. Способность ребенка понимать и интерпретировать изображенного человека раскрывается на основе способности ребенка определять внутреннее состояние человека по выражению лица. Материал для теста приведен в Приложении 1. Учащиеся увидели рисунки художника А.Е. Яковлев, вы сказали, какой портрет вам нравится больше других, какой меньше или совсем нет. Затем ребята попытались объяснить, что это за люди, их состояние, характер. Затем дети объяснили то же самое о человеке, изображенном на третьем портрете. Максимальная выраженность способности к восприятию оценивалась 5 баллами. Средний уровень – 3 – 4 балла, низкий уровень – менее 3 баллов. По итогам данной диагностики 2 детей (12 %) показали высокую выраженность к эмоциональному восприятию; средний уровень – 8 детей (47 %); низкий – 7 детей (41 %). Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Цель: изучение понимания эмоциональных состояний людей и их поступков. Нами были выбраны изображения (фотографии), на которых изображены дети и взрослые, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, сожаление), так и их оттенков, художественные образы, изображающие положительные и отрицательные действия детей и взрослых. Фотографии представлены в Приложении 1. Две серии были проведены индивидуально со студентами. В первой серии ребенку последовательно показывали картинки детей и взрослых и спрашивали: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как вы это догадались? Опишите картинку. Вторая серия. Ребенку последовательно показывали художественные рисунки и задавали вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, спорят, не привлекают друг к другу внимания и т. Д.)? Как вы угадали? Какой из них хороший, а кто сердитый? Как вы догадались? " Количество правильных ответов рассчитывалось отдельно для каждой серии и для каждого изображения. Выяснилось, понимают ли студенты эмоциональное состояние взрослых и сверстников, по каким признакам они основаны и кого они понимают лучше: взрослых или сверстников. Высокая выраженность способности к восприятию оценивалась 17 – 20 баллами. Средний уровень – 11 – 16 баллов, низкий уровень – 10 и менее баллов. По итогам диагностики 4 ребёнка (24 %) показали высокую выраженность понимания эмоциональных состояний людей; средний уровень – 6 детей (35 %); низкий – 7 детей (41 %). Диагностические задания по критерию «чувствительность к гармонии»: 1.Тест «Матисс» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова). Цель: определение чуткости детей к образному строю произведения, художественной манере автора. В качестве стимулирующего материала детям был предложен комплект из двенадцати натюрмортов двух художников (К. Петрова-Водкина и А. Матисса) со следующей инструкцией: «Вот картины двух художников. Я покажу вам фото обоих художников. Посмотрите на них внимательно, и вы увидите, что эти художники рисуют по-разному. Мы оставим эти два изображения в качестве примеров того, как они раскрашиваются. А вы, глядя на эти примеры, попытаетесь определить, какая из оставшихся картин написана первым художником, а какие - вторым, и поместите их в соответствующие образцы. «В протоколе записано количество натюрмортов, которые ребенок приписал обоим художникам. После выполнения задания студента спросили, чем и чем, по его мнению, отличаются эти образы и на каком основании они их интерпретируют. Материал, предлагаемый учащимся, кардинально отличается в художественном отношении. Отличительная черта натюрморта А. Матисса - декоративность. К. Петрова-Водкина отличает развитие планетарной перспективы, объемное художественное решение. Правильное выполнение задания связано со способностью, возможно, интуитивно распознавать особенности художественной манеры, средства выражения авторов, то, как, а не то, что они рисуют. Если при классификации натюрмортов ребенок будет руководствоваться тематически-содержательным слоем произведения, тем, что изображает художник, то задание будет выполнено им неправильно. Задание было выполнено правильно или неправильно, поэтому подсчитывалось количество детей, которые выполнили задание и не выполнили его. Справились с заданием по итогам диагностики 3 учащихся, что составило 18 %. Не справились с заданием 14 человек – это 82%. Таким образом, чуткость детей к образному строю произведения и художественной манере автора ещё предстоит развивать. Тест «Громкий – Тихий» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова). Материал задания - цветные репродукции, изображающие три натюрморта, три пейзажа, три жанровые сцены. Тематика использованных репродукций однотипна, не включает сюжетные изображения, так как провоцирует внеэстетическое восприятие, интерес к содержательной информации, оценку жизненных событий. Звук произведения (громко - тихо) ассоциируется с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» текстуры. При диагностике использовались репродукции следующих картин: К.А. Коровин "Розы и фиалки", И.Е. Грабарь "Хризантемы", В.Е. Татлин "Цветы", И.И. Шишкин «Зима», И.И. Левитан «Зимний день», И.Е. Грабарь "Зимний пейзаж". Они представлены в Приложении 2. Инструкция: «Скажите, какая картинка из трех тихая, какая громкая, какая средняя не громкая и не тихая? Каким «голосом говорит картинка» - громким, тихим, средним? «Задание оценивалось по плюсам и минусам, количество которых складывалось, и ребенку выставлялся общий балл по всем ответам. Абсолютно правильный ответ: +; относительно верно, + -; совершенно неверно -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале. Абсолютно верный ответ дали 3 человека (18 %), относительно верный ответ у 6 человек (35 %), неверный ответ – 8 человек (47 %). Диагностические задания по критерию «эстетические суждения»: Тест «Ван Гог» (Е.М. Торшиловой и Т.М. Морозовой). Цель: выявление способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения. Ребенку было предложено выбрать лучший, по его мнению, образ из пары репродукций. Для оценки совпали пары, детям было предложено довольно сложное задание: выбрать между ярким и злым или нежным, но темным; понятный, но однотонный или необычный, хоть и яркий. Тем, кто требует большего эстетического развития E.M. Торшилова, Т. Морозов обращается к эмоционально необычным «грустным» образам. Тестовый материал включает шесть пар изображений. Он представлен в Приложении 3. Пары подбираются так, чтобы «лучший» образ, выбор которого свидетельствует о развитой эстетической ориентации ребенка, а не элементарном возрастном вкусе, отличался в сторону большей фантазии, выразительности и эмоциональной сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность выбора оценивается в 1 балл. Таким образом, 3 ребёнка (18 %) набрали 6 баллов, что соответствует выявленной способности проявлять особенности эстетического отношения. 8 детей (47 %) набрали 3 – 4 балла, значит, способность проявлять эстетическое отношение недостаточно развита. 6 школьников (35 %) не проявили способность эстетического отношения. Тест «Бабочка» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова). Детям было предложено 5 пар репродукций, одна из которых представляет собой образец «формалистической», а другая - реалистичную картину или повседневную фотографию. Репродукции представлены в Приложении 3. Интерес фиксируется к очевидному различию образов для детей - абстрактности или объективности, многозначности или очевидности, эстетичности образов или функциональности информации. В каждой паре изображений одно отличается от другого своей необычностью, нефотографическим характером, а второе, наоборот, приближается к фотографии. Инструкция: «Покажи, какая картинка (из пары) тебе больше нравится». Все изображения предъявлялись детям без называния автора и названия картины. Оценка выполнения этого тестового задания зависела от стимульного материала и от отношения к нему большинства детей. По результатам диагностики 10 детей, что составило 59 % выбрали бытовые фотографии. Это свидетельствует о том, что детям сложно воспринимать абстрактность, многозначность, эстетическую образность. 7 человек (41 %) отдали предпочтение «формалистическим» образцам. Обобщённые данные по проведённым диагностикам приведём в таблице (см. таблицу 2.3). Таблица 2.3 - Обобщённые данные по проведённым диагностикам
Рисунок 2.1 – Итоговая диаграмма исходного уровня развитости эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста. Таким образом, установлено, что у детей младшего школьного возраста преобладает низкий и средний уровень развитости эстетического восприятия. Результаты вышеуказанных диагностик показали: – по эмоциональной отзывчивости при восприятии эстетического объекта: малая доля ребят показывала всевозможные чувственные реакции в процессе взаимодействия с искусством; в согласовании со значением произведения; наименее пятидесяти процентов ребят показывали чувственную реакцию в процессе взаимодействия с искусством, но произведения не всякий раз отвечали образной структуре; иные имеют все шансы показывать чувственную реакцию в процессе взаимодействия с искусством; – по чувствительности к гармонии: лишь 8% детей правильно восприняли неповторимый чувственный вид вещей, увидели внутреннее содержание произведения искусства; небольшая часть детей с помощью педагога воспринимала чувственный вид вещей и не всегда правильно определяла идейное и эмоциональное содержание произведения, большинству учащихся было трудно воспринимать чувственный внешний вид вещей, они не видели содержимого. – по эстетическим суждениям: 16% школьников выражали разными методами свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства и мотивировали личный выбор произведения искусства; меньше пятидесяти процентов детей выражали отношение к воспринимаемым произведениям монотонно, с трудом мотивировали выбор произведения; практически середина ребят не сумели высказать и приписать свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства. Делая вывод вышесказанному, стоит отметить, что данные, приобретенные впоследствии обработки итогов исследовательских заданий, одобрили актуальность установленной трудности, о надобности организации целенаправленной работы по развитию эстетического восприятия в исходной школе на материалах изобразительного искусства. |