Теории происхождения государства и права. теории происх гос и права кр. Введение 3 Глава Теоретические аспекты происхождения права и государства
Скачать 111.4 Kb.
|
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА2.1 Характеристика классических теорий происхождениягосударства и праваПроцесс формирования представлений о причинах и предпосылках возникновения государства и права является трудоемким и длительным. Его осознание берет свое начало примерно 12 тысячелетий назад, и продолжался 6-8 тысячелетий21. Такой длительный переход от догосударственного состояния к государству демонстрирует значительные изменения, происходящие в человеческом обществе; и позволило исследователям разработать большое количество разных теорий, которые могли бы объяснить условия и причины возникновения государства и права. Большое число исследователей, которые пытались анализировать вопросы происхождения государства и права, выдвигали теологическую, патриархальную, материалистическую, договорную, психологическую, органическую, ирригационную теории происхождения государства, теорию насилия и др.22 Первой в историческом плане выступила патриархальная теория, которая происхождение государства понимает в качестве итога разрастания семьи. Еще Платон в своих трудах «Государство», «Законы» расписывал идею моногамной патриархальной семьи, выступающей основной ячейкой государства, а также соответствующей природным потребностям каждого человека. Тем самым, государство, которое образуется из такой семьи, рассматривается мыслителем как соответствующее биологической и общественной природе человека23. Ученик Платона – Аристотель, также в патриархальной семье узрел начала государственности. Однако в своем учении он пошел немного дальше, полагая, что лучшей формой правления является аристократия, тем самым и в лучшей форме брака муж понимается как глава семьи, который с учетом своих достоинств может предоставить своей жене все, что ей в действительности требуется24. Такие же взгляды можно обнаружить у Конфуция, Д. Мердока, Г. Мэма, Н. Михайловского и других мыслителей. Во все временна патриархальная теория была востребована. Например бескомпромиссный роялист Роберт Филмер (1588-1653 гг.) в своем единственном труде «Патриарх» утверждал, основываясь на положениях Библии, античной истории и истории Англии, что власть монарха является властью отца над детьми, то есть отеческой, поскольку (1820-1895 гг.) монарх является потомком Адама, признающегося главой человеческого рода, а род, в свою очередь, является основой государства. Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» обосновывал свои выводы на основе измышлений американского этнографа Л. Г. Моргана (1818-1881 гг.), изучавшего жизнь диких племен. Л. Г. Морган указывал, что семья изначально являлась групповой, и лишь в ходе своего эволюционного развития стала моногамной. Ф. Энгельс указал, что государство было сформировано по причине постепенного превращения частного домохозяйства патриархальной семьи в отрасль общественного труда, приобретения отцовским воспитанием детей в семье общественных черт воспроизводства социума25. Патриархальная теория представляет собой воззрение, в соответствии с которым государство и общество возникли из семьи, а из власти отца семейства возникает государственная и общественная власть26. История всех народов Земли доказывают убедительно положения данной теории: первобытная семья разрослась до рода за счет прироста новых своих членов, при это объединяясь и сливаясь с иными родами (соседскими общинами), и т.д. Более того, в качестве доказательства этой теории выступает и то, что древние общества нуждались в организации централизованной власти, представляющейся как аналог «отца», и имели потребность в иррациональной милости, которая дополняет на высшем уровне справедливость – аналог «матери», в опоре на опыт старейшин, признающийся аналогом «дедушек и бабушек», испытывать братские теплые чувства друг к другу. Данные чувства породили, по теории Л. Н. Гумилева, пассионарность, породившую, в свою очередь, жертвенность отдельных людей ради жизни и развития рода, без чего не представляется возможным выжить в природных и стихийных бедствиях, военных условиях. Следовательно, с учетом представленных положений данная теория кажется одной из самых достоверных. Рассматриваемая патриархальная теория также была широко распространена на Руси. Ее можно обнаружить в религиозных сказаниях и древних мира, где отец семейства выступает как носитель власти. При этом народ, племя и род представляются как одна большая семья. Корни патриархальной теории усматриваются и в традициях православной церкви. Например, над головами жениха и невесты держат венцы – символы образования «нового государства»: муж – царь, жена – царица, будущие дети – «подданные», к которым проявляется забота и бережное родительское отношение. У русского народа издревле существуют понятия «помазанник божий», «царь-батюшка». В общественном правосознании в советский период можно также обнаружить патриархальные положения, тем самым можно сделать вывод о том, что такие воззрения существовали в российской истории на протяжении веков, при различных государственных строях. Тем самым они присутствуют и на сегодняшний день. Наряду с патриархальной теорией и тесно с ней взаимосвязанной существует теория насилия. В семье власть обладает внутренним неполитическим характером, при этом государственно организованному обществу присуща публичная политическая власть. Данное противоречие устраняется посредством использования такого дополнения к патриархальным воззрениям теории насилия, призванной объяснить происхождение государственных органов, реализующих политическую власть. Тем самым имеется необходимость исследовать происхождение государства и права одновременно с позиции этих двух теорий. Приверженцы теории насилия указывают на то, что государство возникает по причине насильственного захвата власти со стороны более сильных участников общественных отношений. Полагали, что в истории отсутствуют такие периоды, когда бы государство образовывалось как-либо иначе, чем насильственным путем. К. Каутский в этой связи указывал на то, что «возникновение первых классов и государств связано с завоеванием»27. С учетом данного положения государство осуществляет свою деятельность в качестве аппарата принуждения победивших и завоевателей. Из объединения победителя и побежденных образуются господствующий и эксплуатируемый классы. В семье, действительно, отсутствует равноправие, потому что имеется неравенство обязанностей. В этой связи патриархальная теория и теория насилия являются наиболее обоснованными теориями происхождения государства и взаимосвязанными между собой. В истории древнерусского государства обнаруживается действие разных предпосылок, которые приводятся разными теориями происхождения государства, но доминирующими выступают только две. Например, патриархальная теория объясняет принадлежность власти старшим членам в случае перехода от родоплеменного строя к раннегосударственному. Поскольку территориально раннее русское государство имело быстрое развитие, включая за счет захвата ближайших племен и их земель, то имеется необходимость признания и теории насилия. К. П. Победоносцев в 80-х гг. XIX века указывал при обосновании абсолютной монархии в России, что ей присуще поэтическое значение в качестве верховной власти высшего нравственного порядка: как власть любящего отца она призвана оградить детей своим нравственным авторитетом от беспорядка и беззакония, что и делает по отношению к своим подданным власть монарха. Тем самым он смог сочетать патриархальную теорию и теорию насилия28. Р. Х. Файзрахманов в начале XXI века отметил, что в российской истории на всем ее протяжении превалировало насилия в самой разной форме и качестве, на любом уровне доминировали вооруженные конфликты и войны. Следовательно, это показывает естественную реакцию славян на намерение соседствующих племен покорять наших предков29. Таким образом, патриархальная теория и теория насилия друг друга дополняют, тем самым образуя единую и обоснованную концепцию происхождения государства и права. Как и глава рода, глава государства обязан проявлять о своих гражданах заботу, обеспечивать их права и свободы, включая применение мер государственного правового принуждения внутри государства для достижения порядка и стабильности, и во вне для поддержания с другими государствами отношений. |