Главная страница

Теории происхождения государства и права. теории происх гос и права кр. Введение 3 Глава Теоретические аспекты происхождения права и государства


Скачать 111.4 Kb.
НазваниеВведение 3 Глава Теоретические аспекты происхождения права и государства
АнкорТеории происхождения государства и права
Дата11.09.2022
Размер111.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатеории происх гос и права кр.docx
ТипРеферат
#670931
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА


1.1 Социально-исторические предпосылки

происхождения государства и права



Рассмотрение вопросов предпосылок происхождения государства и права приводит к необходимости выделения общих и специальных причин. Так, к общим предпосылкам происхождения относится целый комплекс социальных и экономических факторов, являющихся взаимосвязанными, которые служили причиной перехода каждой стадии общества, начиная от первобытного, сначала к присваивающему хозяйству, далее к промежуточной стадии – присваивающе-производящему, и наконец, к производящему1.

Общими предпосылками считаются кардинальные технологические сдвиги, которые наблюдаются на протяжении всей эволюции человечества. В качестве самого яркого примера можно привести неолитическую революцию, когда произошло одомашнивание животных и селекция растений, что, в свою очередь, повлекло за собой разделение труда на скотоводческий и земледельческий.

В системе общих предпосылок можно также указать и становление мифологических представлений человека с выработкой им соответствующих ритуалов. Например, мифы и ритуалы, связанные с культом плодородия, то есть производство человеком любого природного блага. На раннем этапе развития любого аграрного общества данные ритуалы образовывали смысл его существования, что способствовало развитию орудий труда, новых методов обработки земли. Сторонники данной позиции придерживаются мнения того, что ритуал порождает миф, что признается как современными отечественными, так и зарубежными исследователями2.

Однако государство обладает не только социальной природой, но и правовой. При этом право признается как специальная предпосылка возникновения государства. Государственная власть обладает частноправовым характером, поскольку его юридическую основу составляет имущественное право. Власть государства является производной от права собственности на землю, на которой расположено государство. Тем самым возникает хозяйственное господство собственника на землю, которое и порождает власть политическую, ведущую к политическому господству.

На это указывает факт того, что даже при высоком уровне развития правопорядка, которое было присуще, например, римскому частному праву, правовые институты связаны были с силовыми мерами принуждения. Так, собственнику в римском праве была предоставлена возможность отобрать у несобственника свое имущество, используя силу и принуждение. На сегодняшний день такая прерогатива имеется только у государственной власти. Тем самым, в римском праве культивировался административно-властный принцип подчинения всех несобственников собственнику в отношении обязательственных отношений. Это указывает на наличие юридического неравенства, когда собственник в собственных интересах мог оказать на несобственников силовое воздействие. Причиной подобного неравенства выступала неразделенность частно-правового и публично-правового аспектов правопорядка, который характерен для традиционного общества3.

Ход истории находится под влиянием развития орудий труда и производительных сил, становлением частной собственности, когда родовые отношения разрушаются, а им на смен приходят семейные, тем самым общество организуется в новую форму организации, которая именуется государством. Тем самым появлению государства способствуют вполне конкретные причины и условия, носящие социальный и экономико-политический характер. Такое разделение предпосылок развития государства является условным, поскольку представляется достаточно сложным отделить эти виды причин друг от друга.

К таким предпосылкам можно отнести следующие условия4:

– разделение труда в обществе и появление таких постоянных производств, как земледелие и скотоводство;

– углубление специализации труда: товарообмен, ремесло, скотоводство и земледелие;

– возникновение частной собственности;

– появление необходимости организации охраны от внутренних и внешних врагов частной собственности, границы государственной территории, на которой расположены частная собственность и производство, а также проживают граждане;

– объединение граждан в общих делах, преследующих цель повысить благосостояние всего общества – строительство, борьба с эпидемиями, стихийными бедствиями.

Насколько бы не был растянутым по времени процесс возникновения и развития государства, но это, в любом случае, объективно закономерный процесс, зависящий от развития общества внутри государства, его этническими, культурно-историческими, нравственно-религиозными, военно-политическими, социально-экономическими, эколого-географическими и иными обстоятельствами.

С учетом сочетания приведенных предпосылок могло формироваться государство в той или иной форме5 (перенести все рисунки в приложения )

Рисунок 1 – Формы возникновения государства6
На сегодняшний день насчитывается больше двухсот государств. При этом современные исследователи отмечают, что не завершен процесс образования новых государств. Так, одни из низ распадаются, к примеру, СССР, Чехословакия, Югославия, а иные, наоборот, объединяются, о чем свидетельствует опыт Евросоюза. При этом в мире можно обнаружить большое количество наций и народностей, у которых отсутствует свое государство: курды, палестинцы, тиморцы и т.д.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день отсутствует решение проблемы возникновения государства. При этом могут возникнуть новые предпосылки возникновения государства, что обогатить только теорию государства.

Практически одновременно с государством возникает и такой социальный институт, как право. В своем единстве они нацелены на достижения своего эффективности деятельности. Государство без права не может существовать, поскольку право стремится организовать политическую власть, так и само право не существует без государства, которое, в свою очередь, вырабатывает, применяет и гарантирует юридические нормы. Государственные органы лишь тогда будут основными контролирующими органами, когда они выполняют и реализуют правовые предписания.

С учетом того, что основная цель создания государства заключается в достижении всеобщего блага населения посредством реализации политического и экономического управления, то для этого оно должно выработать в виде юридических норм общеобязательные правила поведения, придать правовым обычаям огбщеобязательность. Единственной формой, в которой государство имеет возможность выразить собственные ведения, является право.

Условия и предпосылки возникновения права являются во многом схожими к причинам, которые служат возникновению государство. Но между правовыми нормами и мононормами первобытного общества обнаруживается более глубокая преемственность, чем это видно между органами государства и органами родового самоуправления. Применяемые веками и проверенные поколениями обычаи понимались в качестве данных свыше, то есть признающиеся справедливыми и правильными. Государство санкционирует наиболее из них ценные.

Возникновение права также представляет собой достаточно длительный процесс, который затрагивает период нескольких поколений. Изначально были заложены отдельные идеи и элементы права, правоотношения и правовые нормы. Эти разрозненные юридические фрагменты, укрепляясь и разрастаясь, постепенно были сложены в стройную единую правовую систему общества.

Исторически право было образовано в качестве классового явления, выражая интересы и волю правящего класса. Это видно и в рабовладельческую, и в феодальную эпоху. Если в те периоды истории основное значение уделялось, кем совершается кража: если сородичем, то его принуждали вернуть похищенное, если чужаком, его ждало суровое наказание. Сегодня суровое наказание следует за любое посягательство на имущество.

Так, в соответствии с древневавилонским Законом Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), вор за кражу имущества должен был возместить убытки собственнику в 10-кратном размере; если же имущество относилось к «дворцовым или божьим», то размер возмещения увеличивался до 30-кратного размера. В этом законе содержалась и особая статья: «Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить»7.

В разные времена каждое из сословий обладало разным правовым положением, разные обязанности и права, ограничения и привилегии. Нарушения общих запретов для всего государства могли повлечь разные по степени строгости, порядку применения санкции по отношению к членам разных социальных групп и сословий.

Обычаи сохранялись в сознании людей, ими было обусловлено их поведение; правовые нормы получили письменное оформление, чтобы быть доведенными до каждого. Тем самым право представляет более сложный механизм, нежели обычаи, поскольку использует не только запрет, но и обязывание и дозволение, которые с целью упорядочивания общественных отношений создают более широкие возможности. Факт усложнения социальных связей и обострения в обществе противоречий привел к возникновению права.

Как правило, нормы права возникали тремя путями8:

1) перерастание первобытных обычаев, считающихся мононормами, что позволило государству увеличить свое влияние;

2) создание государством специальных документов – нормативных актов, в которых содержатся юридические нормы;

3) состоящее из определенных решений судебное право, что выступает как пример для последующих подобных дел.

Таким образом, на возникновение права влияние оказало тоже большое число факторов – культурных, географических, исторических и других предпосылок. Например, для права Востока характерно большое влияние религии, традиций и обычаев, поэтому в качестве его основных источников выступают такие нравственно-религиозные нормы и воззрения, как Коран для мусульманских стран, Законы Ману в Индии, идеи Конфуция в Китае. Если рассматривать европейскую практику, то помимо обычаев здесь развитие получили законодательные акты как правотворчество государственных органов, так и прецеденты (судебное право).


1.2 Происхождение государства и права:

основные научные подходы и концепции



Каждый человек, который совершает любой поступок, взаимодействуют с государством, испытывая на себе его влияние. При этом мало кто понимает, как возник этот институт и что выступило его первопричиной образования.

В соответствии с Большим юридическим словарем, государство представляет собой конкретный образ организации общества, основной элемент политической системы, организацию публичной политической власти, которая имеет распространение на все общество, и выступающая как официальный представитель этого общества, использующая в своей деятельности меры и средства принуждения9.

Любое государство обладает основными признаками10, представленными на рисунке 2. Тем самым возникает вопрос о том, как могло сформироваться образование, обладающее перечисленными признаками. На данный вопрос могут дать ответ теории происхождения государства, объясняющие характер и смысл изменений, причины и условия возникновения института государства. Рассмотрим распространенные теории, исследуемые в специальной литературе.


Рисунок 2 – Основные признаки государства11



Согласно теологической теории происхождения государство было образовано по воле божьей. Самыми известными сторонниками теологической теории считаются Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф и Ж. Маритен.

(дать ссылки из работ основоположников теории)

Размышляя о государстве как механизме политики Фомой была написана работа «О правлении государя», в которой Аквинат, в отличие от Аристотеля, видевшего задачу государства в обеспечении людей всем необходимым для сытой и счастливой жизни, считает важной функцией государства поддержку церкви. Существуют три элемента государственной власти: сущность (субъект власти), происхождение (объект власти) и использование (властные отношения)12.

Патриархальная теория призвана объяснить возникновение государством посредством возрастания из поколения в поколение семьи. Ее основателем считается Аристотель, но она была востребована такими мыслителями, как Д. Мердок, Г. Мэмом, Н. Михайловским и др. (дать ссылки из работ основоположников теории)

Происхождение государства в соответствии с органической теорией трактуется через естественный путь, также, как и клетки человеческого тела, которые начинают в ходе развитие организма «специализироваться», то есть выполнять вполне конкретные функции. Приверженцы данной теории – Г. Спенсер, Й. Прейс, Р. Вормс полагали, что, как и человек, государство рождается, живет, стареет и умирает13.

Психологическая теория призвана объяснить возникновение права и государства посредством особенностей и свой психики человека: потребность быть подчиненным и зависимым от власти и властвующей элиты. В этой теории народ рассматривается в качестве пассивной инертной массы, которая желает для себя подчинения. В качестве основных представителей психологической теории выступают Л. И. Петражицкий14 и Г. Тард.

В материалистической теории возникновения государства и права государственный аппарат рассматривается в качестве инструмента господствующего класса, который ставит своей целью подавить классового противника. Именно такие положения были изложений К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Еще одна теория – теория насилия – рассматривает, что государство возникает посредством завоевания одного племени другим, когда победитель и выступает как господствующий. Такой теории придерживались Е. Дюринг, К. Каутский и Л. Гумплович.

Такие мыслители, как Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк и Т. Гоббс придерживались теории заключения общественного договора, в результате чего разумная воля народа приводит к добровольному объединению людей с целью получения более лучшего обеспечения взаимных интересов и свободы. Согласно этой теории, государство понимается в качестве искусственного формирования сознательной воли людей, стремящихся через подобное объединение достигнуть в обществе порядка. Основные Ж.-Ж. Руссо в его работе «Об , или начала » и «О причинах ».15 людям качества, как и были с частной . Она повлекла за воз социального и между и . Выход из должен ен с помощью о нии государственной и , которым все без исключения.

У перечисленных и других теорий имеется одна сходная и важнейшая черта: через них происходит осознание возвышения одной группы людей над иными, что позволяет ввести категорию «избранная группа», которая возглавляет создающееся государство и вырабатывает конкретную линию правовой его основы.

Однако все теории происхождения имеют и свое различие, основное из которых заключается в том, присутствуют ли насильственные действия при образовании государства16 (таблица 1):

Таблица 1 – Группы теорий происхождения государства и права по их различию


1-я группа

2-я группа

Элита государственной власти

появляется без насилия

Насильственные действия

при получении власти

– теологическая теория

– патриархальная теория

– органическая теория

– психологическая теория

– теория общественного договора

– материалистическая теория

– теория насилия


Современная литература приводит около 9 теорий возникновения государства и права, представленных в таблице 2 в их эволюционном возникновении:

Таблица 2 – Основные теории происхождения государства и права17




Наименование теорий

Период возникновения

Основоположники

1

Патриархальная теория

III в. до н.э.

Аристотель

2

Теологическая теория

XII-XIII вв.

Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен

3

Договорная теория

XVII-XVIII вв.

Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев

4

Теория насилия

XIX в.

Е. Дюринг, Д. Гумплович, К. Каутский

5

Органическая теория

XIX в.

Г. Спенсер

6

Психологическая теория

середина XIX в.

Д. Петражицкий, Г. Тард, Д. Фрэзер

7

Расовая теория

1950-е годы

Ж. Гобино

8

Технократическая теория

1920-е годы

Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл

9

Космическая теория

XVIII-XIX

Ч. Дарвин, Г. Э. Рихтер


Для того чтобы понять, какая из представленных теорий является наиболее истинной, нужно ее положения рассмотреть с историческими фактами, которыми располагает современная наука.

Исследователи сходятся во мнении о том, что теологическая теория располагает самой маленькой доказательной базой, что опровергается тезисом о том, что власть «обожествляется» после того, как ее захватывает элита. Например, власть императора в Древнем Риме для ее усиления обосновывалась религиозными догмами. Если рассматривать применение данной теории в нашей стране, то в период правления Ивана IV Грозного была развернута активная программа, объясняющая государственную власть божественным происхождением царя. В этих и других случаях «обожествление» происходило с целью укрепить существующую власть и обосновать ее легитимность.

Основным минусом органической теории выступает ее положение о возникновении общества ранее государства, а между этими образованиями в разных цивилизациях промежуток времени разный. Однако эта теория показывает, что чтобы из общества было образовано государство необходим толчок, катализатор18.

Психологическая теория дает возможность понять поведение современной власти в государстве, однако, нельзя говорить о «борьбе психологических качеств» при появлении в мире первых государств. Например, Древнерусское государство. Власть, при переходе от родоплеменного строя к государственному, находилась у старших членов, когда действовали описанные в патриархальное теории закономерности. После того, как по легенде на Русь были призваны варяги, можно отметить действие теории заключения общественного договора. А далее можно подтвердить теорию насилия, когда поляне были завоеваны ильменскими словенами19.

Материалистическая теория в целом рассматривает три формы – афинскую, римскую и германскую при возникновении государства и права. Государство при афинской форме непосредственно и как правило возникает из существующих внутри общества классовых противоречий. От нее отличается римская форма тем, что родовое общество переходит в замкнутую аристократию, которая является изолированной от бесправной и многочисленной массы плебеев. Если последние побеждают, что родовой строй уничтожается, после чего образуется государство. При рассмотрении германской формы можно отметить, что возникновение государства является итогом завоевания территорий20. Рассмотренные формы являются достаточно условными, поскольку ни одна из них не встречается в истории образования государства и права в чистом виде. Тем самым каждая форма демонстрирует лишь одну ведущую причину в общем процессе возникновения государства.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что государство и права представляют собой достаточно закономерный результат естественного развития общества. Данное развитие в себя включается несколько направлений, такие как повышение производительности труда, что влечет за собой образование избыточного продукта, совершенствование экономической и управленческой структуры, укрупнение самого общества, что способствует к появлению нормативного регулирования развития государства и социального общества, рационального и стабильного усовершенствования отношений в этом обществе. Следовательно, государство лишь тогда может возникнуть, когда определенного уровня экономического развития достигают социальные отношения, для чего необходимо усложнять социальное, производственное и политическое управление.


1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта