Главная страница

Теории происхождения государства и права. теории происх гос и права кр. Введение 3 Глава Теоретические аспекты происхождения права и государства


Скачать 111.4 Kb.
НазваниеВведение 3 Глава Теоретические аспекты происхождения права и государства
АнкорТеории происхождения государства и права
Дата11.09.2022
Размер111.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатеории происх гос и права кр.docx
ТипРеферат
#670931
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6





2.2 Современные трактовки происхождения государства и права



Современные трактовки происхождения государства и права учитывают новые реалии и условия: политические, социально-экономические, международные, научно-технические и т.д. Распространение получили следующие теории западных ученых и исследователей30:

– функциональная теория происхождения государства А. Н. Соколова;

– демографическая теория происхождения государства;

– культурологическая теория происхождения государства;

– синтетическая теория происхождения государства и многие другие.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

А. Н. Соколов в своей функциональной теории полагал, что государство, с самого момента возникновения, является и средством воздействия на общественные отношения, и средством их обеспечения нормальным функционированием. В условиях происходящего взрыва демографии необходим переход к экономике производящей, что обусловлено нуждами развития и существования общества, его расцвета. Становление такого вида экономики приводит к усложнению информационных, управленческих и организационных функций, которые были на свойственны для общества, находящегося на предыдущей своей ступени развития. А чтобы новые функции могли реализоваться, нужно создание государства31.

В соответствии с демографической теорией происхождения государства, причиной выступают результаты демографических взрывов. Ее суть заключается в том, что подавляющая часть общественных процессов, к которым отнесено и формирование государства, обусловлена всегда увеличением численности населения на конкретной территории, требующей управления.

Американская исследовательница Э. Босерап сформулировала в своей книге «Условия сельского хозяйства» теорию демографического роста в качестве одной из важнейших причин образования государства. Общество осваивает территории, тем самым развивается земледелие, производительность труда растет, что приводит к росту населения до его максимума. Произошедший вторично данный процесс служит развитию сельского хозяйства, появлению новых орудий труда и методов обработки земли. Это способствует, в свою очередь, возникновению избыточного продукта, развитию торговли и ремесел и формированию административной системы. Постепенно необходимо совершенствовать организацию управления: возникает иерархия статусов, социо-культурная составляющая общества усложняется и появляется государство32.

Некоторым образом представленная теория увязана с теорией Р. Карнейро. Сущность и происхождение государства и его правовой основы выступает как основная проблема в научном и общественном плане. При этом в специальной литературе приводится большое количество теорий происхождения, которые развиваются в рамках политической и юридической антропологии, и между которыми имеются расхождения в понимании причин возникновения и факторов развития государства и права. Более того, сам факт формирования государства является неосмысленным вопросом до сегодняшнего дня; отсутствует какая-либо одна конкретная теория, которая может четко объяснить его возникновение, тем самым у каждой имеются свои недостатки, которые необходимо проанализировать.

Так, еще Ж.-Ж. Руссо предложил «теорию общественного договора», которая сегодня современными исследователями не принимается серьезно, поскольку отрицают возможность подписания какими-либо общинами такого договора, а также указывают на отсутствие добровольного отказа конкретного народа от собственного суверенитета, чтобы создать более крупную политическую единицу – государство с другими общинами.

Американский исследователь Л. Р. Карнейро разработал революционную теорию происхождения государства (рисунок 3):


Рисунок 3 – Революционные представления Л. Р. Карнейро о происхождении государства33



Л. Р. Карнейро определил первые государства как автономные политические единицы, которые в границах собственной территории объединило несколько общин под центральной властью, наделенной функцией призыва на войну или работу, сбора налогов, выработки и реализации законов34.

Свою теорию Л. Р. Карнейро построил на положениях двух других теорий. К первой относится «автоматическая теория» Г. В. Чайлда, который сумел выстроить следующую цепочку причинно-следственных связей (рисунок 4):

Рисунок 4 – Представление «автоматической теории» Г. В. Чайлда



Однако опыт исследования амазонских индейцев позволил Л. Р. Карнейро прийти к выводу о том, что сельское хозяйство не может создать прибавочный продукт автоматически, а имеющиеся технические возможности этому не способствуют. Тем самым он разорвал представленную на рисунке 4 логическую цепь, указав, что в этом случае требуется создание социального механизма, к примеру, появление переселенцев из европейских стран, которые выступили, как покупатели производимого индейцами продовольствия, из-за чего продукция, создаваемая на продажу, признается прибавочным продуктом.

Второй теорией выступила теория К. А. Виттфогеля, основная суть которой состоит в том, что мелкие общины, которые проживают в неблагоприятных природных условиях, постепенно приходят к пониманию того, что их объединение будет служить достижению общего блага. В этой связи образуются органы власти, которые и приводят к образованию государства. Но и в этом случае Л. Р. Карнейро указывает на то, что автономные общины практически никогда не отказывались от своего суверенитета, если не было внешнего доминирующего принуждения, о чем свидетельствует его опыт исследования развитых государств в Мексике, Китае и Месопотамии.

Культурологическая теория происхождения государства предпринимает попытку выявить причину возникновения государства в его современном понимании, тем самым в качестве таковой принимается культура человеческой цивилизации, оказывающей большое влияние на политическое устройство всякого общества. Тем самым, культура выступает фактором, который консолидирует и сплачивает все общество, позволяет ему преодолевать трудности и позволяет чувствовать себя35.

Следовательно, современные трактовки возникновения государства и права помимо традиционной преемственности семья – общество – государства включаются и такие предпосылки, как культура, укрупнение общества за счет демографического взрыва и другие.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта