Главная страница
Навигация по странице:

  • Степень разработанности.

  • Объектом исследования

  • Цель исследовательской работы

  • Хронологические рамки

  • Теоретическая значимость

  • Практическая значимость

  • Методы исследования

  • Структура работы

  • Курсовая работа по готическому искусству. Итоговая работа со ссылками. Введение актуальность данного исследования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта


    Скачать 395.73 Kb.
    НазваниеВведение актуальность данного исследования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта
    АнкорКурсовая работа по готическому искусству
    Дата25.05.2023
    Размер395.73 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаИтоговая работа со ссылками.rtf
    ТипДокументы
    #1158001
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность данного исследования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта. Во-первых, она заключается в необходимости для любого человека изучения и понимания самого процесса развития готического искусства как такового, влияние на него феноменов транскультурного обмена (от Франции к Германии). В текущем исследовании данная проблематика будет представлена на примере готических соборов Франции и Германии. Во-вторых, для нас особый интерес представляет детальный анализ этого вопроса именно в контексте XII века, так как тогда готическое искусство только начинает зарождаться в Европе. Готика, как часть искусства, – это отражение реальности, а детальный анализ её стилевых особенностей дает нам четкий, устроенный по правилам образец для изучения действительности в этот хронологический период.

    Готическая архитектура — тип сакральной и светской архитектуры, распространённый в периоды зрелого и позднего Средневековья (с конца XII по начало XVI века). Как писал Н. Гоголь: "Готическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась пред окончанием средних веков, есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека". (ссылка 1 на источник 5, стр. 4) Она сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре эпохи Возрождения. В различных концепциях истории искусства готику интерпретируют и как исторический тип архитектуры и как исторический художественный стиль. Готический стиль зародился во Франции, распространившись впоследствии по всей Западной Европе (в Германии в частности). Наиболее яркое выражение и основные черты этого стиля - изящество, устремлённость ввысь, богатое декоративное убранство - получили в архитектуре больших кафедральных соборов, хотя в эпоху готики возводили и разнообразные светские постройки.

    Классическое выражение готический стиль получил во Франции – родине готических соборов. В 12 веке происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Как раз в этот период готическое искусство и берет своё начало.

    Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс, центре королевских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: массивность гладких стен, скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость композиции, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость декора. Величайшее сооружение рапной готики – собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари). Именно о нем, как о примере раннего готического искусства Средневековья, и пойдёт речь в моём исследовании.

    Готический стиль в Германии развивался па основе художественного опыта французов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов (ссылка 2, источник 39). Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики. В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, присущих французским. Драматизм, экспрессивность, отличавшие немецкую готику, сочетались в архитектуре с сохранявшимися романскими традициями. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремленность вверх получила предельное выражение. Часто встречался тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора. Необычайно выпукло особенности немецкой готической скульптуры воплотились в ансамбле Бамбергского собора. Именно о нем мы и поговорим сегодня, в контексте раннего готического периода в Средневековой Германии.

    Степень разработанности. Вопросами изучения данной проблематики занимались многие крупнейшие историки и теоретики искусств, но, тем не менее, исследований в области готического искусства Средневековой Европы в период становления готической архитектуры не так много.

    Объектом исследования является готическое искусство.

    Предметом исследования выступают стилевые особенности готической архитектуры Франции и Германии XII века.

    Цель исследовательской работы заключаетя в комплексном анализе стилевых особенностей готической архитектуры XII века.

    Цель работы определяет следующие задачи:

    1. Проанализировать готические соборы Франции и Германии XII веков.

    2. Привести их описание.

    3. Определить основные стилевые особенности этих соборов в контексте развития готической архитектуры XII века.

    4. Провести системный анализ развития их стилевых особенностей.

    Хронологические рамки работы охватывают период с XII по начало XIII века.

    Научная новизна заключается в комплексном анализе стилевых особенностей готической архитектуры на примере двух соборов (Германии и Франции) в период становления готического искусства как такового, приведенном в одной работе и использовании ранее не применявшегося в данной проблематике комплекса методов исследования.

    Теоретическая значимость исследования заключается в глубоком изучении поставленной задачи, а также в обобщении собранной информации.

    Практическая значимость отражена в составлении базы для дальнейшего рассмотрения проблем становления готического искусства в Европе обозначенного периода.

    Работа может быть полезна дизайнерам, реставраторам, историкам, искусствоведам.

    Методы исследования: систематизации, анализа, сравнительно-исторический, текстологический, типологический, семиотический.

    Теоретической и методологической основой данного исследования послужили:

    1. Фундаментальные научные труды крупнейших историков и искусствоведов, таких как: Ивлев С.А., Крыжановская М.Я., Лясковская О. А., Муратова М.К. и др.

    2. Статьи и обзоры искусствоведческих периодических изданий и тематических электронных ресурсов.

    Структура работы состоит из введения, первой главы, второй главы, третей главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

    Объем текстовой части исследования составляет 35 страниц, приложения – 20 страниц.



    ГЛАВА 1. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

    Средневековое искусство — особая ступень в мировом художественном развитии. В эту богатую потрясениями тысячелетнюю эпоху возникновения, расцвета и упадка феодальных отношений, насыщенную острыми социально-экономическими и культурно-историческими противоречиями, складывались основные контуры современной политической карты Европы, создавались предпосылки для бурного развития национальных культур европейских народов (ссылка 3 из источника 4, стр. 7). Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда его спиритуализм, аскетичность. Религия и ее общественный институт — церковь — была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Само «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим». Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства.

    Мировоззрение XVII столетия пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству. Наука и искусство, углубившись, уже не идут рука об руку; никогда не объединяются в одном лице (ссылка 4 источник 11, стр. 130).

    Название архитектурного стиля – готика – возникает в эпоху Возрождения как пренебрежительное название архитектурного стиля, возникшего в Европе в XII в. Готическое искусство зародилось около 1140 года в Иль-де-Франс. Первоначально оно прослеживается только в строительстве соборов и наиболее важных аббатских церквей этой области. Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе. Не ограничиваясь сферой сакральной архитектуры, мастера готики активно распространяли новый стиль на область светского строительства. Готика это первый в истории архитектурный стиль, от которого до наших дней дошли произведения всех жанров. Среди этих выдающихся построек особое место занимают чрезвычайно разнообразные в стилистическом плане соборы, аббатские и городские церкви (ссылка 5 из источника 6, стр. 89).

    Говоря о развитии готической архитектуры, необходимо отметить, что готика как явление европейской культуры тесно связана с развитием не только архитектурно-строительной мысли, но и городской культуры, рыцарского искусства и художественно-прикладного искусства. Формирование готической архитектуры также тесно связано с социально-историческим развитием европейского общества. Одним из ведущих факторов такого развития стали восемь крестовых походов с 1096 по 1270 г. В результате захвата рыцарями-крестоносцами Иерусалима и образованием европеизированных государств на Ближнем Востоке открылись новые торговые пути через Палестину и Средиземное море в Европу и через Византию на Балканский полуостров. Помимо этого необходимость обслуживания крестовых походов, снабжения их оружием и доспехами, продовольствием и иным снаряжением способствовала тому, что происходило отделение ремесла и торговли от натурального сельскохозяйственного производства. Повышалось качество ремесленного производства. Возникали гильдии, цеховые организации (в городах западнорусского Полоцко-Витебского княжества они именовались братчинами). Возросла роль городских коммун в Западной Европе, так как они получили право контроля над мастерством изготовителей товаров и качеством их производства. Крестовые походы и развитие торговых связей стимулировали развитие дорожного строительства от Южной Англии и Северной Франции, долины Рейна, Роны и до средиземноморского побережья Южной Франции. В крестовых походах участвовало много крестьян. Вернувшись из походов, эти люди, почувствовавшие дух свободы, не стремились возвращаться под власть своих местных феодалов и уходили в города или селились на хорошо укрепленных и плодородных землях, основывая новые городские поселения. Так возникали многие города-государства. Среди них можно отметить Себоргу в Италии, город-замок Розенборг (Расепоори) в Финляндии, города-государства в Южной Франции. Часто доходы от торговой деятельности или производства товаров позволяли городам добиваться политической независимости от феодалов. Это мог быть выкуп земли, на которой стоял город, выкуп личной ленной зависимости, выкуп прав и повинностей, но иногда это была и вооруженная борьба горожан против феодалов.

    В XI в. возникает так называемое "Саксонское зерцало", общий устав внутригородской жизни. В XII в. (1188) епископ города Магдебурга разработал новые правила развития городской жизни. Магдебургское право оказалось очень востребованным. На его основе городская жизнь была организована более чем в 100 городах Европы, прибалтийских землях, городах Ганзейского морского торгового союза (Любеке, Бремене, Гамбурге, Штральзунде, Штеттине, Новгороде, Пскове). Магдебургское право было даровано королевской властью и многим городам Западной Руси, таким как Вильно, Минск, Мир, Туров, Пинск, Брест-Литовск, Каменец-Подольский, Смоленск, Полоцк, Витебск, Мстиславль.

    Местная городская власть сама стала регулировать строительство, ремонт и содержание городских укреплений, дорог и организовывала внутригородскую жизнь. Стал формироваться новый социальный слой – слой городских бюргеров (граждан), которые были заняты производственной и торговой деятельностью. Города, возникшие в тот период, часто сохраняют свою планировку и численность населения и по настоящее время.

    Например, итальянские города-коммуны Сиена и Орвьетто до сих пор окружены городскими стенами, вне которых город так и не развивается. Такая же ситуация и в городе Авила в Испании, где практически не меняется численность городского населения, около 800 человек. Довольно много подобных средневековых городов сохраняется в современной Фландрии, можно назвать города Дамме, Лир, Диет, Верне, Кортрейк, Брюгге, Хассельт, которые не только сохраняют очарование средневекового европейского города, но также практически не выходят за пределы своих исторических средневековых границ.

    Именно развитие городской жизни и вызвало появление нового архитектурного стиля, который мы сейчас именуем готикой. Можно сказать, что готика, в отличие от романской архитектуры, – это архитектура городов, а не крепостей, замков или аббатств.

    Примечателен облик жилой застройки готических городов. Впервые в истории градостроительства, если не считать города Крита и дома-инсулы Древнего Рима, город как бы оборачивается лицом к улице. Именно в эпоху готики жилая застройка городов приветливо взглядывает широкими окнами помещений первого и второго этажей на улицы. За пределами городов по-прежнему строятся феодальные замки, однако появляется и новый тип феодального дома, который носит название отель, или отейль. Отели возникают в основном в тех городах, где замки могли быть срыты или уничтожены в ходе гражданских войн. Наиболее яркими примерами готических замков могут служить королевский замок Карлштейн близ Праги, замок князя-епископа в городе Льеже, замок князей Гогенцоллерн-Зигмаринген в городе Зигмарингене (Германия), замки миланских и ферарских герцогов. Наиболее яркими примерами готического отеля могут считаться отель Матийон в Париже (ныне резиденция французского премьер-министра) и отель де Виль – парижская ратуша.

    Развитие готики началось еще в XII в. во Франции и оттуда постепенно в течение XII– XIII вв. готика распространяется в Италию, Англию, Германию. Расцвет готики приходится на XIII в., в XIV–XV вв. наступает последний этап ее развития, отличающийся обилием деталей и эффектных ажурных форм.

    Начиная с конца 12 в. культура и искусство средневековой Франции вступили в пору своего расцвета. Переход искусства Франции к готическому этапу был связан с общим ростом производительных сил, совершенствованием земледелия и в особенности с ростом городов, т. е. с развитием в рамках феодального общества ремесел и торгового обмена. В то же время укреплялся политический авторитет королевской власти, слагалось единое феодальное государство, зарождалась французская нация, формировалась ее культура. (ссылка 6 из источника 2, стр. 235)

    В разных странах готика проявляла себя по-разному. Например, в Англии чаще всего применяли так называемые веерные своды. В Италии готические сооружения несут на себе элементы романского оборонительно-крепостного зодчества. Это объясняется тем, что именно в Италии независимость городов-коммун сформировалась раньше, чем в других странах Европы, и облик итальянских городов в целом более суров и содержит в себе больше черт предшествующей романской эпохи. В этой связи можно привести примеры таких итальянских городских ратуш, как Палаццо Коммунале в Вероне, Палаццо Публико в Сиене. Демократичный характер готической архитектуры часто можно проследить с точки зрения формирования и пространственной среды. Во многих итальянских городах центром общегородской жизни могли быть не городской собор или городская ратуша, а центральная грандиозная площадь, на которой устраивались городские праздники и карнавалы. Такова, например, грандиозная ратушная площадь в Сиене – Пьяцца дель Кампо.

    Новым типом гражданского сооружения становятся в этот период крытые мясные, рыбные, цветочные, суконные рынки. До наших дней дошло здание готического суконного рынка в древней польской столице городе Кракове. В городах Генте и Брюгге сохранились здания крытых рыбных и мясных рядов. В эпоху готики получают дальнейшее развитие здания социального назначения. Если ранее в романскую эпоху больницы, госпитали, аптеки, учебные заведения, гостиницы располагались в основном в аббатствах и крупных монастырях, то в готический период развития архитектуры эти заведения стали передаваться в ведение городских коммун. До сего дня существует и работает старейший госпиталь Святого Иоанна, расположенный в городе Брюгге. Особенно широко система социального презрения была развита во Фландрии и в Нидерландах. Именно в городах Фландрии появляются первые комплексы зданий для социально незащищенных слоев населения – домов для престарелых. Особой формой социального служения во Фландрии и Нидерландах стали комплексы сестричеств-бегинажей. Бегинки – вдовы, которые решили посвятить свою жизнь Богу и социальному служению, – создавали специальные поселения замкнутого типа, в которых они жили по принципу коммуны, но не принимали на себя монашеские обеты.

    Наконец, в Европе широко распространяются первые светские учебные заведения – университеты. До этого времени в Европе были университет Кордовы (столицы мусульманской Испании), открытый в IX в., в котором обучалось до 10 000 человек, университет Константинополя (столицы Византийской империи) Пандидактерион (греч. Пανδιδακτήριον, распространенное в современных публикациях название Магнаврской школы, основанной византийским регентом Вардой и ученым Львом Математиком в середине IX в. на базе более ранней школы, которая была организована Феодосием II, чтобы обучать молодых людей медицине, философии, риторике и праву. Школа просуществовала до самого падения Константинополя, хотя при Палеологах образование было переведено на церковную основу. Некоторые историки, в основном греческие, считают Константинопольский университет первым университетом в Европе, хотя еще до Феодосия аналогичные учебные заведения (атенеи) действовали в Антиохии и Александрии, не говоря уж про сам Древний Рим), а также Болонский университет – старейший университет Италии, основанный в 1088 г. В 1200 г. основаны французский университет Сорбонна (Париж) и Оксфордский университет (Англия).

    Так как образование велось на латинском языке, повсеместно сформировался уникальный единый исторический феномен, который мы сегодня именуем европейской культурой.

    Однако в эпоху готики самым сложным и значительным общественным сооружением европейского города становится городской кафедральный собор. Помимо богослужений в соборах проводились крупные общественные мероприятия (собрания гильдий и цехов, диспуты, лекции и даже театральные мистерии на библейские и евангельские сюжеты). Соборы в этот период становились гордостью городов-коммун и символами их независимости.

    Готическая архитектура прошла в своем развитии ряд этапов. Во Франции и Италии ранний период готики (конец XII – начало XIII в.), высокая готика (XIV в.), поздняя готика – пламенеющая (XIV–XV вв.) (ссылка 7, источник 40). В Англии ранняя готика называется ланцетовидной по форме оконных проемов, высокая готика носит название украшенной и поздняя готика носит название перпендикулярной, по ортогональной сетке заполнения окон вместо стрельчатых окон и плоских завершений башен вместо шатровых и шпилевидных. В Нидерландах, Фландрии сложились свои особые типы готических сооружений, так называемая шельдская готика и брабантская готика. В Германии, Прибалтике, Польше, Литве сложилась так называемая кирпичная готика, украшенная уникальной резьбой по кирпичу.

    В эпоху готики происходят частичное преобразование объемно-планировочных решений и радикальное изменение конструкций сооружений. Готические соборы Европы в основном развиваются на основе базиликальной структуры сооружения. Немногие сооружения этого стиля строятся на основе так называемой зальной структуры.

    В основном в эпоху готики сложилась единая базиликальная конструктивно-планировочная система готических соборов с тремя или пятью нефами и трансептом. Например, в соборе Нотр-Дам в Париже за гранями основной пятинефной структуры образованы шестой и седьмой пролеты, которые заполнены капеллами. В таких соборах, как соборы Шартра и Реймса, планировочная структура в восточной части после пересечения с трансептом меняется с трехнефной на пятинефную.

    Характерным композиционным решением западного фасада готических храмов часто является устройство двух фланкирующих башен. Эта композиция завезена в Европу крестоносцами в качестве архитектурного трофея из христианского зодчества Сирии. Надо сказать, что также в качестве трофея в Европу в ходе крестовых походов были привнесены в архитектуру и новые конструктивные решения. В их числе конструкции стрельчатых арок и стрельчатых крестовых сводов. Более крутой подъем стрельчатой конструкции по сравнению с круговой романской конструкцией позволял уменьшить долю горизонтальной составляющей опорных реакций – распора, что позволяло увеличить высоту опор. Одновременно с этим происходит развитие начатого в позднероманский период перехода от сплошной кладки крестовых сводов к каркасной. Это также уменьшало нагрузку и концентрировало ее в передаче на опоры. При каркасной структуре сводов нагрузка от их несущих ребер – нервюр – передается только на простенки несущих стен и внутренние столбы, а несущее заполнение лотков сводов выполняется более облегченным.

    Выдающимся изобретением и достижением европейских зодчих в эпоху готики стала система передачи распора крестовых сводов центрального нефа через наклонные арки – аркбутаны – на отдельные внешние пилоны – контрфорсы. Эта система передачи распора позволяла увеличивать высоту тонких стен центрального нефа, которые стали воспринимать только вертикальную нагрузку. В результате существенно повысилась освещенность центрального нефа за счет устройства широких оконных проемов в наружной части его стен. В период ранней готики еще сохранялся переход от нервюр крестового свода к своеобразным сечениям простенков наружных стен, который обозначался тонкими колоннами (гуртами). Этот переход акцентировался капителями. Однако в более поздний период конструкция нервюрного свода усложняется. Из простой крестовой она превращается в звездчатую, сетчатую или веерную. Так, в эпоху пламенеющей готики в рисунок свода стали включать дополнительные декоративные нервюры. В Англии в период перпендикулярной и украшенной готики появляется новая система веерных сводов, которую можно назвать сталактитовой. Пространство между конусами вееров перекрывалось специальными горизонтальными плитами, на которых вырезался ажурный орнамент декоративных нервюр. Так, например, была решена конструкция сводов королевской капеллы в Кембридже. В эпоху высокой и пламенеющей готики круглые окна порталов, "роза портала", заменяются громадными стрельчатыми витражными окнами. Например, это можно проследить в соборах городов Труа (Франция), Йорка (Англия), Ульма (Германия). Характерными особенностями готической архитектуры являются вертикальность композиционных форм, многочисленные оконные простенки малого сечения, стрельчатые арки, аркбутаны, контрфорсы, цветные витражи. Все это в сочетании с каркасной облегченной системой опор и стрельчатым нервюрным сводом составляют существо готического строительного искусства. Основным строительным материалом готики является отесанный и бутовый камень. Но кирпич также являлся важным строительным материалом в готических сооружениях Прибалтики, Германии и Северной Европы.

    Таким образом, можно отметить, что эпоха готической архитектуры являет собой пример соединения архитектуры и декоративно-прикладного искусства, это способствовало развитию не только собственно архитектурно-строительного начала в европейском зодчестве этого периода, но и постепенному отделению самостоятельного вида искусства – живописи и скульптуры. А это, в свою очередь, способствовало появлению нового архитектурного стиля, который многие историки архитектуры называют проторенессансной архитектурой и который наиболее ярко проявляет себя в готической архитектуре Италии, Испании и Португалии.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта