Главная страница
Навигация по странице:

  • Начало философии

  • Предмет философии и её сущность

  • Структура философии

  • Роль философии в жизни человека и общества

  • Заключение

  • . Список литературы

  • Что такое философия. Введение Начало философии


    Скачать 35.43 Kb.
    НазваниеВведение Начало философии
    АнкорЧто такое философия
    Дата30.01.2023
    Размер35.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЧто такое философия.docx
    ТипРеферат
    #913037

    Содержание

    1. Введение……………………………………………………….….……....3

    2. Начало философии………………………………………….……...….….4

    3. Предмет философии и ее сущность………………………..……...……..6

    4. Структура философии………………………………………..…..…....…7

    5. Роль философии в жизни человека и общества……………….......……9

    6. Заключение………………………………………………………………12

    7. Список литературы………………………………………………….…..13



    Введение

    Философия - это мировоззрение. Философские вопросы - это, прежде всего, мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в традициях своих предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в аргументах и ​​выводах причина. И даже когда философ критикует разум, он делает это с помощью разума. Любая философия (в том числе иррационалистическая) - это рациональное построение человеческого духа, иначе философские вопросы не могли бы стать предметом споров и критики.

    Наука также является рациональной конструкцией человеческого духа. Научные и философские знания во многом совпадают (требование обоснованности, доказательность выдвигаемых ими положений). Но есть и разница. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - это ценностное знание, т.е. знание о месте и роли человека в мире. Такие знания являются глубоко личными, императивными (т.е. обязывают к определенному образу жизни и действиям).

    Философская истина объективна, но каждый переживает ее по-своему, в соответствии с личной жизнью и нравственным опытом. Только так знание становится убеждением, которое человек будет защищать и отстаивать до конца, даже ценой своей жизни. Философия и наука довольно тесно связаны, у них много общего, но есть и существенные различия. Следовательно, философию нельзя однозначно причислить к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность. Философия - это отдельная форма познания, имеющая научную основу, проявляющуюся в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо невелик, либо отсутствует вовсе. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность живет в общественном сознании; она изучает значения реальности для общества и человека.

    Наука изучает физическую природу, раскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, философы Просвещения, понимали природу и т. д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знания. людей об окружающем мире, о смысле взаимосвязи предметов, процессов в мире. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.
    Начало философии

    Философия зародилась примерно три тысячи лет назадв древних культурах Индии, Китая, Греции. Слово «философия» впервые употребил, как полагают, Пифагор, происходит от греческого «φιλοσοφία», что можно перевести как "любовь к мудрости".1

    Философами в древности стали называть людей, занятых накоплением разнообразных знаний, углубленных в размышления, в поиски истины, способных мудро решать трудные вопросы, которые встают перед людьми, умеющих понимать смысл явлений и событий жизни.

    «Многого знатоками должны быть любомудрые мужи», - говорил древнегреческий философ Гераклит и вместе с тем утверждал: «Многознание уму не научат»2. Мудрость древние философы видели не просто в том, чтобы собрать разрозненные сведения о многом. Они считали, что главное состоит в постижении связи явлений, их причин и оснований, общего порядка вещей. Путеводной нитью философии стало представление, что за наблюдаемыми, чувственно воспринимаемыми явлениями скрывается невидимая, постигаемая лишь разумом сущность, что у многообразных вещей окружающего мира есть единая, общая первооснова, из которой все они образуются. Это представление вылилось в постановку начальных проблем философии – проблемы сущности явлений и проблемы единства мира.

    Определение философии имеет еще несколько определений. Немецкий философ Фихте считал, что философия не только всеобщая наука, но и предпосылка всякого знания. Другой немецкий философ, В.Вунд, считал, что «философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщие употребляемые наукой методы и предпосылки познания к их принципам»3. Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

    Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.4

    Таким образом, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.

    Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

    Предмет философии и её сущность

    На протяжении многовековой истории философии ее содержание изменялось. Но философия никогда полностью не теряла из виду задачи, поставленные еще античными мыслителями.

    С древности и до наших дней предметом философских размышлений являются «начальные», «предельные» основания, самые общие и глубокие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней.5.

    Принципиальная особенность философского мышления – в том, что оно никогда не останавливается на достигнутом. Дойдя до самых, казалось бы «предельных» оснований какого-либо знаний, оно подвергает их дальнейшему критическому обсуждению и стремится добраться до еще более глубоких основ. То, что в житейском опыте, религии, морали, искусстве, науке принимается за несомненную и непоколебимую истину, для философии часто служат лишь отправным пунктом размышлений.6 Поэтому в философии есть место для самой разнообразной тематики исследований. Философия способна расцвести на любом «кусте» человеческой мысли, если только дело доходит до познания его корней.

    Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, например, «для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?».

    Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания.

    Структура философии

    В процессе развития человеческого познания и самопознания структура философии усложнялась. Внутри философского знания постепенно формировались различные разделы, которые со временем всё больше отделяются от философии, иногда превращаясь в отдельные самостоятельные дисциплины. В результате современная философия имеет следующую структуру:7

    1. Учение о бытии – или онтология (с греч. «онтос» – сущее, бытие; «логос» – учение). Она включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его первопринципах.

    2. Учение о познании – гносеология (эпистемология) или теория познания (от «гносис» – знание). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности.

    3. Учение о человеке – философская антропология (от греч. «антропос» – человек) и учение о ценностях – аксиология (от греч. «аксио» – ценность). Философская антропология и аксиология – это специфические и важнейшие части философского знания. Они занимаются анализом проблем человека, его природы и сущности, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности.

    5. Учение об обществе – социальная философия и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом. Она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества.

    6. Логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения подчиняются. Она учит правильно рассуждать.

    7. Этика – философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Она строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо» и др.

    8. Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

    Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально - теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение - научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

    Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.

    Роль философии в жизни человека и общества

    Место философов в современном мире менялось, однако одно оставалось неизменным – признанная или непризнанная властями, популярная или непопулярная, философия служила человеку, оставаясь чутким барометром духовных запросов современности и ее безупречным компасом.8

    Польза философии в формировании у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.

    Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии -- народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков - это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были -- этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.

    Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно - деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

    Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.

    Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.

    Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно - технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления - современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

    Переход человечества на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще нереализованное состояние. Трудности и опасности в осуществлении этой задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого уровня сознания, непонимания обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений в их взаимодействии как специфически особых элементов единого мирового бытия. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире.

    Заключение

    Если человечество вдруг лишится философии, ее утрата приведет к непоправимым последствиям. Развивая философию, люди не просто шлифуют свой разум. Они мобилизуют свои интеллектуальные ресурсы для понимания судеб человечества, и у них нет другого более надежного, чем философия, средства кристаллизации знаний, метода сомнений и поиска наиболее продуманных и универсальных ответов на те вопросы, которые ставит человечество. В XX веке философы сделали множество открытий, которые, безусловно, отразятся на судьбе человечества. Это касается не только различных сфер философии - теории познания или логики, философской антропологии или эстетики, этики или истории философии. Именно в XX столетии философы проникли в глубины сознания и научились распознавать многие протекающие в нем процессы, осознали неисчерпаемость потенциала человеческой психики. Они буквально вчувствовались в безбрежный опыт человеческого бытия, выразив его в формах прежнего и тревожного человеческого самосознания. Человек сказался осмысленным по - новому, чему содействовали философская антропология, психоанализ. Философия - это модус свободного интеллекта; пока она есть, можно не беспокоиться за деградацию будущих поколений.

    Список литературы

    1. А.С.Кармин, Г.Г.Бернадский «Философия», СПб: Издательство ДНК, 2001. – 536 с.

    2. А.В. Лебедев «Фрагменты ранних греческих философов». М., 1989 г. – 505 с.

    3. В.Вунд . Введение в философию. Под ред. АЛ. Субботина. М.«ЧеРо», «Добросвет», 2001. — 256 с

    4. Асмус В. Ф. А90 Платон. М., «Мысль», 1975 г. - 220 с. (Мыслители прошлого)

    5. Кочеров С.Н. Философия: учебное пособие / С.Н. Кочеров, Л.П. Сидорова. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 150 с

    6. Васильева Т. В. Комментарии к курсу истории античной философии. М., 2002 - 452 с.



    1 А.С.Кармин, Г.Г.Бернадский «Философия», СПб: Издательство ДНК, 2001. – 536 с.


    2 А.В. Лебедев «Фрагменты ранних греческих философов». М., 1989 г. – 505 с.

    3 В.Вунд . Введение в философию. Под ред. АЛ. Субботина. М.«ЧеРо», «Добросвет», 2001. — 256 с


    4 Асмус В. Ф. А90 Платон. М., «Мысль», 1975 г. - 220 с. (Мыслители прошлого)

    5 А.С.Кармин, Г.Г.Бернадский «Философия», СПб: Издательство ДНК, 2001. – 536 с.

    6 А.С.Кармин, Г.Г.Бернадский «Философия», СПб: Издательство ДНК, 2001. – 536 с.

    7 Кочеров С.Н. Философия: учебное пособие / С.Н. Кочеров, Л.П. Сидорова. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 150 с

    8 Васильева Т. В. Комментарии к курсу истории античной философии. М., 2002 - 452 с.






    написать администратору сайта